Сделай Сам Свою Работу на 5

Чрсть I. Teopetuheckue основы психологической работы с аЕТЬми






2. Психологическое здоровье кйк исль и критерий ыспшности...


 


       
   


о «естественном» разделении мужских и женских обязаннос­тей в семье. Изменения в иерархии норм повлекли за собой изменения в процессе воспитания разнополых детей. Так, со­временные нормы не предполагают жесткое закрепление поло-ролевых функций, соответственно традиционные нормы вос­питания мальчика и девочки постепенно уступают место совре­менным, более гибким.

В итоге наблюдается расширение нормы: внимание к дет­ской индивидуальности, смягчение полоролевых стереотипов и появление новых аспектов социализации мальчиков и девочек.

Таким образом, можно заключить, что норма на данный момент развивается из противоречия между ослаблением тре­бований к ребенку, с одной стороны, и ужесточением — с другой, или, иначе говоря, наблюдается расширение границ нормы и ее сужение.

Кратко коснувшись основных тенденций развития нормы в историческом контексте, разведем понятия нормы психическо­го и психологического здоровья.

Норме психического здоровья должно соответствовать от­сутствие патологии, то есть симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Для психологического здоровья норма — это, наоборот, присутствие определенных личностных характе­ристик, позволяющих человеку не только адаптироваться к об­ществу, но и, развиваясь самому, содействовать развитию об­щества. Норма, таким образом, — это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Следует также отметить, что альтернатива нор­ме в случае психического здоровья — это болезнь. Альтернати­ва норме в случае психологического здоровья — отнюдь не бо­лезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнеде­ятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.



Поскольку теоретической основой психологической кор­рекции является психология развития, то и в решении пробле­мы нормы необходимо обратиться к ее положениям.

Вспомним, что развитие является необратимым процессом, заключающимся в изменении типа взаимодействия с окружа-


I


ющей средой. Это изменение проходит все уровни развития психики и сознания и заключается в качественно иной способ­ности интегрировать и обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности.



С этих позиций понимание нормы должно основываться на анализе взаимодействия человека с окружающей средой, что предполагает прежде всего гармонию между умением челове­ка адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соот­ветствии со своими потребностями. Следует особо отметить, что соотношение между приспособляемостью к среде и при­способлением среды не является простым равновесием. Оно зависит не только от конкретной ситуации, но и от возраста человека. Если для младенца гармонией можно считать при­способление среды в лице матери к его потребностям, то чем старше он становится, тем более необходимым становится приспособление его самого к условиям среды. Вступление че­ловека во взрослую жизнь характеризуется тем, что начинают преобладать процессы приспособления к среде, происходит освобождение от инфантильного «мир должен соответствовать моим желаниям». И человек, достигший зрелости, в состоянии поддерживать динамический баланс между приспособлением и изменением внешней ситуации.

Основываясь на таком понимании нормы, как динамичес­кая адаптация, можно заключить, что нормальному развитию соответствует отсутствие деструктивного внутриличностного конфликта. Остановимся на этом подробнее. Общеизвестно, что внутриличностныи конфликт характеризуется нарушением нормального механизма адаптации и усилением психологичес­кого стресса. Для разрешения конфликтов используется ог­ромное количество разных способов. Предпочтение того или иного способа определяется полом, возрастом, личностными особенностями, уровнем развития, преобладающими принци­пами наивной семейной психологии индивида. По типу разре-шенности и характеру последствий конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.



Конструктивный конфликт характеризуется максимальным развитием конфликтных структур, он является одним из ме-



Часть I. TfOPtTUMECKUf основы псинопогической работы с оетьмц Глявя 2. ПсинологическоЕ зпоровье кйк цель и kputepuO scdeuihoctu...



 


ханизмов развития личности ребенка, приобретения новых черт, интериоризации и сознательного принятия моральных ценностей, приобретения новых адаптивных умений, адекват­ной самооценки, самореализации и источником положитель­ных переживаний. В частности, М. Кляйн отмечает, что «кон­фликт и потребность в его преодолении — это фундаменталь­ные элементы творчества» (1997, с. 25). Поэтому столь популярные сегодня идеи по поводу необходимости абсолют­ного эмоционального комфорта полностью противоречат зако­номерностям нормального развития ребенка.

Деструктивный конфликт усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненные кризисы и ведет к развитию невроти ческих реакций, угрожает эффективности деятельности, тормо­зит развитие личности, является источником неуверенности и неустойчивости поведения, приводит к формированию устойчи­вого комплекса неполноценности, потере смысла жизни, дест­рукции существующих межличностных отношений, агрес­сивности. Деструктивный конфликт неразрывно связан с не­вротической тревогой, причем эта взаимосвязь двусторонняя. При постоянном неразрешимом конфликте человек может вы­теснить из сознания одну сторону этого конфликта, и тогда появляется невротическая тревога. В свою очередь, тревога по­рождает чувства беспомощности и бессилия, а также парализу­ет способность действовать, что еще более усиливает психоло­гический конфликт. Таким образом, сильное стойкое повыше­ние уровня тревоги, то есть тревожность ребенка, является показателем наличия деструктивного внутреннего конфликта, а в итоге показателем нарушения психологического здоровья.

Однако необходимо иметь в виду, что тревога не всегда проявляется явно и нередко обнаруживается только при глу­боком изучении личности ребенка.

Вернемся к деструктивному внутреннему конфликту я причинам его появления. Ряд авторов считают, что определя­ющими в возникновении и содержании внутреннего конфлик­та ребенка являются трудности, возникающие на разных ста­диях созревания его Я. При этом развитие на этих стадиях


понимается в русле теории Э. Эриксона. Если в младенчестве не формируется базовое доверие к окружающему миру, это приводит к возникновению страха внешней агрессии. Несфор-мированная в раннем возрасте самостоятельность (Я сам) мо­жет явиться причиной страха независимости и соответственно стремления к зависимости от мнения, оценок окружающих. Отсутствие инициативности, истоки которой берут начало в дошкольном возрасте, обуславливает появление страха новых ситуаций и самостоятельных действий. Однако другие теоре­тические и практические исследования утверждают, что то или иное нарушение развития может быть скомпенсировано при адекватном воздействии и помощи со стороны взрослых.

В то же время в некоторых ситуациях происходит резо­нанс между нарушениями развития на детских стадиях и неблагоприятными влияниями внешней среды, то есть совпа­дением содержания конфликта, вызываемого внешними фак­торами, с содержанием уже имеющегося. Тем самым осуще­ствляется усиление внешними факторами внутренних труднос­тей ребенка и их последующее закрепление. Таким образом, именно резонанс можно считать определяющим в возникнове­нии и содержании внутреннего конфликта ребенка.

Какие внешние причины можно назвать факторами риска в плане возникновения резонанса? Мы полагаем, что для дош­кольников определяющей является семейная ситуация, по­скольку влияние детского сада ею опосредуется. К примеру, ребенок, даже абсолютно неуспешный в детском саду, при поддержке семьи и создании ситуаций успеха в других облас­тях может не испытывать внутреннего конфликта, связанного с теми или иными трудностями в саду.

Соответственно все семейные факторы риска можно услов­но разделить на три труппы:

— нарушения психологического здоровья самих родителей,
и в первую очередь их повышенная тревожность или
эмоциональная холодность;

— неадекватный стиль воспитания ребенка, и в первую оче­
редь гиперопека или сверхконтроль;


 



 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.