Чрсть I. Teopetuheckue основы психологической работы с аЕТЬми
2. Психологическое здоровье кйк исль и критерий ыспшности...
о «естественном» разделении мужских и женских обязанностей в семье. Изменения в иерархии норм повлекли за собой изменения в процессе воспитания разнополых детей. Так, современные нормы не предполагают жесткое закрепление поло-ролевых функций, соответственно традиционные нормы воспитания мальчика и девочки постепенно уступают место современным, более гибким.
В итоге наблюдается расширение нормы: внимание к детской индивидуальности, смягчение полоролевых стереотипов и появление новых аспектов социализации мальчиков и девочек.
Таким образом, можно заключить, что норма на данный момент развивается из противоречия между ослаблением требований к ребенку, с одной стороны, и ужесточением — с другой, или, иначе говоря, наблюдается расширение границ нормы и ее сужение.
Кратко коснувшись основных тенденций развития нормы в историческом контексте, разведем понятия нормы психического и психологического здоровья.
Норме психического здоровья должно соответствовать отсутствие патологии, то есть симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Для психологического здоровья норма — это, наоборот, присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих человеку не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать развитию общества. Норма, таким образом, — это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Следует также отметить, что альтернатива норме в случае психического здоровья — это болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья — отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.
Поскольку теоретической основой психологической коррекции является психология развития, то и в решении проблемы нормы необходимо обратиться к ее положениям.
Вспомним, что развитие является необратимым процессом, заключающимся в изменении типа взаимодействия с окружа-
I
ющей средой. Это изменение проходит все уровни развития психики и сознания и заключается в качественно иной способности интегрировать и обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности.
С этих позиций понимание нормы должно основываться на анализе взаимодействия человека с окружающей средой, что предполагает прежде всего гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями. Следует особо отметить, что соотношение между приспособляемостью к среде и приспособлением среды не является простым равновесием. Оно зависит не только от конкретной ситуации, но и от возраста человека. Если для младенца гармонией можно считать приспособление среды в лице матери к его потребностям, то чем старше он становится, тем более необходимым становится приспособление его самого к условиям среды. Вступление человека во взрослую жизнь характеризуется тем, что начинают преобладать процессы приспособления к среде, происходит освобождение от инфантильного «мир должен соответствовать моим желаниям». И человек, достигший зрелости, в состоянии поддерживать динамический баланс между приспособлением и изменением внешней ситуации.
Основываясь на таком понимании нормы, как динамическая адаптация, можно заключить, что нормальному развитию соответствует отсутствие деструктивного внутриличностного конфликта. Остановимся на этом подробнее. Общеизвестно, что внутриличностныи конфликт характеризуется нарушением нормального механизма адаптации и усилением психологического стресса. Для разрешения конфликтов используется огромное количество разных способов. Предпочтение того или иного способа определяется полом, возрастом, личностными особенностями, уровнем развития, преобладающими принципами наивной семейной психологии индивида. По типу разре-шенности и характеру последствий конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.
Конструктивный конфликт характеризуется максимальным развитием конфликтных структур, он является одним из ме-
Часть I. TfOPtTUMECKUf основы псинопогической работы с оетьмц Глявя 2. ПсинологическоЕ зпоровье кйк цель и kputepuO scdeuihoctu...
ханизмов развития личности ребенка, приобретения новых черт, интериоризации и сознательного принятия моральных ценностей, приобретения новых адаптивных умений, адекватной самооценки, самореализации и источником положительных переживаний. В частности, М. Кляйн отмечает, что «конфликт и потребность в его преодолении — это фундаментальные элементы творчества» (1997, с. 25). Поэтому столь популярные сегодня идеи по поводу необходимости абсолютного эмоционального комфорта полностью противоречат закономерностям нормального развития ребенка.
Деструктивный конфликт усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненные кризисы и ведет к развитию невроти ческих реакций, угрожает эффективности деятельности, тормозит развитие личности, является источником неуверенности и неустойчивости поведения, приводит к формированию устойчивого комплекса неполноценности, потере смысла жизни, деструкции существующих межличностных отношений, агрессивности. Деструктивный конфликт неразрывно связан с невротической тревогой, причем эта взаимосвязь двусторонняя. При постоянном неразрешимом конфликте человек может вытеснить из сознания одну сторону этого конфликта, и тогда появляется невротическая тревога. В свою очередь, тревога порождает чувства беспомощности и бессилия, а также парализует способность действовать, что еще более усиливает психологический конфликт. Таким образом, сильное стойкое повышение уровня тревоги, то есть тревожность ребенка, является показателем наличия деструктивного внутреннего конфликта, а в итоге показателем нарушения психологического здоровья.
Однако необходимо иметь в виду, что тревога не всегда проявляется явно и нередко обнаруживается только при глубоком изучении личности ребенка.
Вернемся к деструктивному внутреннему конфликту я причинам его появления. Ряд авторов считают, что определяющими в возникновении и содержании внутреннего конфликта ребенка являются трудности, возникающие на разных стадиях созревания его Я. При этом развитие на этих стадиях
понимается в русле теории Э. Эриксона. Если в младенчестве не формируется базовое доверие к окружающему миру, это приводит к возникновению страха внешней агрессии. Несфор-мированная в раннем возрасте самостоятельность (Я сам) может явиться причиной страха независимости и соответственно стремления к зависимости от мнения, оценок окружающих. Отсутствие инициативности, истоки которой берут начало в дошкольном возрасте, обуславливает появление страха новых ситуаций и самостоятельных действий. Однако другие теоретические и практические исследования утверждают, что то или иное нарушение развития может быть скомпенсировано при адекватном воздействии и помощи со стороны взрослых.
В то же время в некоторых ситуациях происходит резонанс между нарушениями развития на детских стадиях и неблагоприятными влияниями внешней среды, то есть совпадением содержания конфликта, вызываемого внешними факторами, с содержанием уже имеющегося. Тем самым осуществляется усиление внешними факторами внутренних трудностей ребенка и их последующее закрепление. Таким образом, именно резонанс можно считать определяющим в возникновении и содержании внутреннего конфликта ребенка.
Какие внешние причины можно назвать факторами риска в плане возникновения резонанса? Мы полагаем, что для дошкольников определяющей является семейная ситуация, поскольку влияние детского сада ею опосредуется. К примеру, ребенок, даже абсолютно неуспешный в детском саду, при поддержке семьи и создании ситуаций успеха в других областях может не испытывать внутреннего конфликта, связанного с теми или иными трудностями в саду.
Соответственно все семейные факторы риска можно условно разделить на три труппы:
— нарушения психологического здоровья самих родителей, и в первую очередь их повышенная тревожность или эмоциональная холодность;
— неадекватный стиль воспитания ребенка, и в первую оче редь гиперопека или сверхконтроль;
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|