Сделай Сам Свою Работу на 5

ПсиНОЛОГиЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КЙК ЦЕЛЬ U KPUTEPUU УСПЕШНОСТИ ЛСиНОЛОШЧЕСКОп ПОййЕРЖКи ПОДРОСТКОВ





В подростковом возрасте, как мы убедились, может воз­никнуть огромное количество проблем и нарушений развития. Поэтому для структурирования психологической поддержки необходимо четко определить ее цель — душевное или, как принято говорить, психологическое здоровье подростков, а за­тем определить групповые и индивидуальные формы психоло­гической поддержки подростков.

Прежде всего необходимо соотнести понятие психологичес­кого здоровья со смежными понятиями: здоровьем в целом и психическим здоровьем.

Основываясь на существующих определениях здоровья, можно понимать его как динамическое равновесие организма с окружающей природой и социальной средой, при котором человек полноценно, выполняет свои социальные функции. Тогда психическое здоровье как элемент здоровья нужно рас­сматривать как совокупность психических характеристик, обеспечивающих это динамическое равновесие и возможность выполнения социальных функций. Имеется в виду, что психи­чески здоровый человек будет в целом адаптирован к социуму и сможет успешно функционировать в нем.


 



Чясть I. Teopetuhsckue основы псикологичЕской Мботы с оетьмц f лявя 2. ПсинологичЕСКОЕ зооровье кяк цель u критерий ыспешности.,




 


Что понимать в этом случае под психологическим здоро­вьем?Как известно, психологическое здоровье выступает как одна из важнейших характеристик личности. Оно отражает особенности ее генезиса и психического развития. Основу пси­хологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Следовательно, в опреде­ление его должна быть заложена возможность развития на всем протяжении жизненного пути человека. Кроме того, в него необходимо добавить требование гармонии не только между человеком и средой, но и между различными аспекта­ми внутри человека: рациональными и эмоциональными, пси­хическими и телесными, разумом и интуицией и т.п. Исходя из этих рассуждений, психологическое здоровье можно опре­делить как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих:

а) гармонию как между различными аспектами внутри че­
ловека, так и между человеком и обществом;



б) возможность полноценного функционирования и разви­
тия индивида в процессе жизнедеятельности.

Уточним понятие «развитие». Прежде всего следует под­черкнуть его отличие от понятия «изменение». Развитие пред­полагает не только отсутствие застоя и движение (что подра­зумевает «изменение»), но и наличие цели, определяющей последовательное накопление человеком позитивных новооб­разований. Безусловно, вопрос о цели развития человека се­годня является одним из наиболее спорных и решается по-раз­ному в зависимости от принадлежности авторов к той или иной психологической школе. Возможно, этот вопрос выходит за рамки психологии и должен рассматриваться в междисцип­линарном контексте. Мы полагаем, что в качестве цели разви­тия можно принять выполнение человеком своей жизненной задачи. Под последней мы понимаем нахождение своего уни­кального пути, идя которым удастся добиться реализации соб­ственных возможностей для обеспечения прогрессивного про­цесса на Земле в целом.

Таким образом, становится понятным, что ключевое слово, характеризующее психологическое здоровье, — это гармония


человека как с самим собой, так и с окружающей средой: дру­гими людьми, природой, космосом.

Основываясь на взглядах психологов гуманистического на­правления, а также на собственном опыте практической рабо­ты с людьми разного возраста, мы можем заключить, что обобщенная модель психологического здоровья должна вклю­чать аксиологический, инструментально-технологический и по требностно-мотивационный компоненты.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями Я самого человека и Я других людей. Он предпо­лагает осознание человеком ценности, уникальности себя, ок­ружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, единство со всей полнотой мира. Из этого вытека­ет наличие позитивного образа Я, то есть абсолютного приня­тия человеком самого себя при достаточно полном знании себя, а также и принятия других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т.п. И вытекающе­го из этого глубокого убеждения о ценности человеческой жизни как таковой. Безусловной предпосылкой этого являет­ся личностная целостность, а также умение принять свое «тем­ное начало» и вступить с ним в диалог. Кроме того, необходи­мыми качествами является умение разглядеть в каждом из ок­ружающих «светлое начало» (даже если оно не сразу заметно), по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом, так же как и в себе.



Инструментальный компонент отражает владение реф­лексией как средством самопознания, наличие способности концентрировать сознание на самом себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Этому соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возмож­ность свободного и открытого проявления чувств без причине­ния вреда другим, осознание причин и последствий как свое­го поведения, так и поведения окружающих.

Потребностно-мотивационный компонент определяет на­личие у человека потребности в саморазвитии, то есть потреб-


 



 


                   
   
   
 
   
         
 
 
 
   
 
 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.