Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные линии развития в подростковом возрйсте





МОСКВА 2006


УДК371.7.015.324 ББК.884.4 X 987

.17


       
   
 
 

2005.

 

Хухлаева О.В.

X 987 Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы). — М.: Генезис, 2006. — 207 с.

ISBN 5-98563-027-7

Данное издание выходит в рамках авторской серии «Тро­пинка к своему Я». В этой книге раскрываются особен­ности психологической работы с младшими подростками. Основное место отведено сценариям групповых занятий по психологии, которые помогут учащимся 5 — 6 классов разобраться в своих чувствах и желаниях, на новом уров­не научиться строить взаимоотношения с окружающими, справляться с конфликтными ситуациями, принимать на себя ответственность за свои поступки.

Для психологов, классных руководителей, учителей. Так­же книга может быть интересна студентам психологичес­ких и педагогических факультетов вузов.

УДК 371.7.015.324 ББК 884.4

ISBN 5-98563-027-7

© Хухлаева О.В., 2005. О Издательство «Генезис»


Обедение. На перепутье

Подростковый период — важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Это время можно сравнить с остановкой Ивана-Царе­вича на развилке дорог около камня: «Налево пойдешь... на­право пойдешь...» В одну сторону — путь к реальной взросло сти, сопровождающейся принятием на себя ответственности за свою жизнь, пониманием смысла собственного бытия, ощуще­нием жизненного счастья. В другую — к взрослости иллюзор­ной, инфантильной или в некоторых случаях асоциальной, к взрослости с эмоциональными и физическими проблемами.



Но особенно трудно подростку, когда на его собственное кризисное состояние накладывается кризис обществ'а в целом: экономический, ценностный. Тем более что, как правило, это­му сопутствует и кризис семьи. Именно в таких условиях на­ходятся большинство современных российских подростков. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, по­чти все они с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности или как-то по-другому.

Беспомощными при этом нередко оказываются самые за­ботливые взрослые — педагоги и родители. Не понимая, что происходит при их взаимодействии с подростком, находясь при этом в стрессовом состоянии, они усугубляют кризисное состояние ребенка.



Поэтому так важно, чтобы у подростков была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые зна­ния о себе. Групповые психологические занятия, на наш


ВвШЕНШ


       
 
 
   


взгляд, необходимы современным подросткам, обучающимся в учебных заведениях различного профиля. В качестве возмож­ного варианта можно использовать программу занятий, опи­санную в настоящей книге. Она является продолжением про­грамм занятий с дошкольниками и младшими школьниками, опубликованными ранее, но может использоваться и как от­дельная, самостоятельная программа.

Мы выражаем благодарность ученикам Ломоносовской школы г. Москвы за активность и открытость на занятиях; сотрудникам школы — администрации, психологам и педаго­гам — за доверие, оптимизм и за то, что они решились ввести уроки психологии в программу средней школы (5 — 9 клас­сы), а бывшим и настоящим студентам МГПУ и МГППУ — за сказки, которые хорошо принимают подростки.

ч (If. I

■i АН


Часть I TEOPETUHECb'UE ОСНОВЫ

психологической рйботы с детьми

Глявн I 1:»

Основные линии развития в подростковом возрйсте

Развитие в подростковом возрасте осуществляется столь бурно, что с трудом поддается краткому описанию. Поэтому выделим и обсудим основные линии развития подростков, свя­занные с прохождением ими важнейших личностных кризи­сов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделени­ем от семьи и приобретением самостоятельности. Начнем с первого из них.



Важнейший вклад в развитие проблемы идентичности в це­лом и идентичности подростков в частности внес Э. Эриксон. Поэтому данную проблему будем рассматривать в соответ­ствии с его теорией. В качестве основополагающего он исполь­зовал понятие эго-идентичности, которое понимал как ощуще­ние собственной целостности и тождества, наличие веры в то, что твнешние обстоятельства тебе помогут, присутствие некото­рого напряжения, которое заставляет человека действовать. В данном определении особо стоит отметить, что эго-идентич-ность предполагает доброжелательность мира по отношению к человеку и в то же время необходимость постоянного движе­ния, развития самого человека.

Встает вопрос: насколько эго-идентичность может быть осознанной? Чаще всего она не полностью осознанна и ощу­щается как психосоциальное благополучие, внутренняя уве­ренность в признании значимых людей. Хотя начиная с под-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.