Сделай Сам Свою Работу на 5

Резное дерево волжских изб 14 глава





Лишь одно имя связано с конкретными произведениями старой жостовской живописи - имя мастера Осипа Ефимовича Бурбышева (1867- 1919). Один из двух сохранившихся подносов, им расписанных, находится в собрании Русского музея. Он в полной мере подтверждает бытующие в Жостове легенды о необыкновенном таланте этого художника, работавшего в мастерской М. П. Вишнякова в Осташкове в конце XIX - начале XX века и исполнявшего заказы любой сложности.

Живопись Бурбышева выделяется артистизмом, виртуозным владением всеми особенностями местного искусства. Букет на подносе исполнен свободно, цветы вольно раскинулись на поверхности. Их стебли сложно изогнулись в естественном движении, но в то же время равномерно заполняют фон и не нарушают равновесия частей букета. Формы цветов и листьев близки природным, но не конкретны и созданы условными приемами декоративной живописи. Объемность растений передана активными бликами; тонкие, словно тающие усики травки создают впечатление воздушности фона. Яркие звучные краски горят на золотистом мерцающем поле подноса. В создании такого декоративного эффекта мастера использовали приемы, близкие хохломской росписи - на поверхность подноса наносили порошок бронзы или алюминия. Просвечивая сквозь слой лака, он имитировал золото. А если до лака металлизированную поверхность подноса еще и окрашивали, получались нарядные цветные мерцающие фоны, усиливавшие декоративные качества живописи.



С конца XIX - начала XX века живописный декоративный букет стал преобладающим в росписи Жостова. Творчество О. Бурбышева было высшим его достижением в дореволюционное время.

На рубеже XIX и XX веков, подобно другим народным промыслам, Жостово переживало кризис. Спрос на подносы упал, мастерские закрывались, традиционному ремеслу грозила гибель.

Возрождение его началось в первые же годы после Великой Октябрьской социалистической революции. В общем подъеме народного творчества тех лет вернулись к своему искусству и жостовские живописцы. Они организовали артели, объединившиеся в 1928 году в одну - "Металлоподнос" (с 1960 года - Жостовская фабрика декоративной живописи), успешно продолжившую деятельность старого промысла.



В сохранении и развитии лучших традиций местного искусства велика заслуга классиков жостовской живописи 1920-1930-х годов - И. С. Леонтьева, К. В. Грибкова, П. С. Курзина, Д. С. Кледова, А. И. Лёзнова. Каждый из них углублял и совершенствовал живописное мастерство, по-своему варьировал приемы жостовского письма, обогатив его коллективные начала своими личными творческими манерами.

К сожалению, этот важный период становления нового искусства Жостова почти не нашел отражения в собрании музея. Единственное произведение тех лет - поднос П. С. Курзина (ок. 1884-1939), исполненный в 1930-е годы, был недавно приобретен в самом Жостове у родственников художника. Как во всякой работе выдающегося мастера, в нем остро чувствуются черты времени.

1930-е годы были нелегкими в истории Жостова. Некоторые организации, ведавшие народными промыслами, пытались изменить традиционное направление развития этого центра лаковой живописи. Мастерам предлагали образцы орнаментальных и тематических композиций, сделанных без учета специфики местного искусства, несущих черты станковизма. Ведущие художники Жостова понимали чужеродность таких тенденций самой сути народного творчества, умели противостоять им и обратить новые идеи на углубление и совершенствование традиционного мастерства. Примером тому и является произведение П. С. Курзина.

На овальном с широкими фигурными полями подносе изображен натюрморт - на столе с подчеркнутым рисунком текстуры дерева вазон с букетом цветов. В нем легко узнаются розы, анютины глазки и цветы менее определенного вида с бутонами и листьями. Розовые, синие, желтые, голубые, оранжевые, белые, они выделяются на фоне "под черепаху", исполнявшемся способом копчения. Композиция, как рамой, окаймлена несколькими рядами золотистого и серебряного орнамента. Роль бытового предмета в подносе в данном случае отодвинута на второй план перед самостоятельной ценностью украсившей его живописи. В этом, как и в самой теме натюрморта, Курзин отдает дань веяниям станковизма, но подчиняет их законам жостовской декоративной живописи. Объемность цветов не переходит в излишнюю натуральность. В расположении цветочных групп, цветовых пятен и световых бликов заключен мерный ритм, придающий всей композиции уравновешенность и гармоничность. Внешняя неподвижность изображенного сопровождается динамичностью деталей, написанных легко, экспрессивно. Некоторая, свойственная Курзину жестковатость рисунка искупается быстрой импровизационной манерой письма, живописным мастерством. Изысканную холодноватую цветовую гамму букета подчеркивает теплый вибрирующий узор фона.



Единичными работами представлены в собрании музея и 1940- 1950-е годы - время восстановления промысла после Великой Отечественной войны. В этот период в местное искусство приходят новые поколения жостовских живописцев, принявших эстафету мастерства от своих учителей.

Типичным примером искусства этих лет может служить работа Н. И. Го-гина (р. 1931), в то время молодого мастера, окончившего в 1947 году Жостовское отделение профтехшколы в Федоскине и пришедшего в коллектив художников артели "Металлоподнос". Исполненная им в 1957 году роспись свидетельствует о возрождении лучших традиций промысла в украшении подносов. Небольшого размера форма с фигурными крыльями гармонирует с тонко исполненной живописью. Собранные в букет цветы выделяются на горящем и переливающемся бликами красном фоне. Свечение металлического порошка из-под слоя краски и лака как бы отодвигает фон от букета цветов, написанного плотно, по всем канонам местного искусства. Как и в любом другом жостовском букете, конкретные виды цветов сочетаются с условными. Но и те и другие живут полнокровной жизнью, демонстрируя характерное для народного творчества единство реального и рожденного фантазией мастера. В традиционных розах, анютиных глазках и сопровождающих их "цветах вообще" художник передает природную трепетность и изящество рисунка. Несмотря на праздничность и нарядность живописи, поднос Н. Гогина - произведение камерное, рассчитанное на бытовое окружение человека.

С 1948 по 1961 год художественным руководителем и главным художником промысла был выдающийся живописец Жостова заслуженный деятель искусств РСФСР А. П. Гогин (1893-1980). Вся его долгая жизнь была связана с родной деревней: здесь в старых мастерских он учился, а в 1920-е годы участвовал в организации артели; здесь создал множество разнообразных произведений, буквально разошедшихся по всему свету; здесь обучил многих молодых мастеров.

В коллекции музея представлены работы А. П. Гогина 1960-1970-х годов. Уже в солидном возрасте писал их маститый мастер, но рука его была такой же уверенной, как в более молодые годы. "Собранный" тугой букет мастерски вписан в круглую форму подноса (1974). Цветы мягко выступают из черного фона. Нежные оттенки роз и маков, тонкие цветовые градации в деталях создают характерную для художника сложную колористическую гамму.

Ни один букет А. Гогина не обходится без роз. Но при всей определенности рисунка этого нежного цветка художник изображает его по-своему: розу Гогина можно узнать сразу по глубине многолепестной чаши, всегда полураскрытой, опущенной и несколько вытянутой в одну сторону. Мастер лирического склада, Гогин воспевал в цветах природную гармонию.

Как и во многих центрах русской народной культуры, искусство Жостова наследуется целыми династиями. Однофамильцы и родственники Гогины, Антиповы, Беляевы, Савельевы, Вишняковы, Кледовы из рода в род совершенствуют мастерство, и в каждом поколении цветы Жостова на подносах отвечают новым вкусам и задачам современного искусства.

Сегодня искусство Жостова переживает подъем. К нему привели годы упорного труда, совершенного знания и владения опытом профессионального мастерства и творческих достижений живописцев прошлого, понимание задач, стоящих перед современными народными художественными промыслами.


Н. Н. Гончарова. Поднос 'Нежность'. 1977

В большом коллективе жостовских художников есть ведущая группа, создающая не только изделия массового характера, но и уникальные произведения, предназначенные для крупных художественных выставок и музеев. В них декоративная жостовская живопись поднимается до уровня самостоятельного вида искусства, способного непосредственно обращаться к мыслям и чувствам людей.

Этот новый этап в искусстве Жостова представлен в Русском музее про изведениями всех выдающихся художников. Каждый из них обладает творческой индивидуальностью, но в то же время развивает общие коллективные основы и особенности местного искусства. В 1977 году этой группе мастеров была присуждена Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина.


Н. П. Антипов. Поднос 'Русь'. 1976

Подобно своему учителю А. П. Гогину, заслуженный художник РСФСР Н. Н. Гончарова (р. 1927) любит писать розы. Они не только слагаются в разнообразные композиции на простых и сложных формах ее подносов, но приобретают различный образный смысл, вызывая то настроение ликующе-радостного праздника, то нежного раздумья. "Нежность" - так и назвала художница одно из своих произведений (1977). Две гирлянды роз свободно брошены на прямоугольное поле подноса. Жесткость его формы смягчена волнистыми фигурными крыльями и расположением гирлянд "из угла". Соприкасаясь, они равномерно заполняют поверхность. Очертания нежных блекло-розовых, палевых и белых роз словно тают в бархатной глубине темно-синего, почти черного фона. Скромная золотая отводка создает легкое обрамление композиции, оттеняющее изысканную красоту живописи.

В последние годы многие жостовские художники наделяют свои произведения названиями, рассчитанными на определенные ассоциации или имеющими обобщенно-символический смысл. Тем самым они хотят привлечь особое внимание к эмоциональной выразительности своих произведений, ставшей характерной чертой искусства Жостова последних лет. Поэтому среди их работ появились крупные подносы-панно, способные украсить значительные интерьеры.


В. В. Графов. Панно 'Подмосковное утро'. 1978

К числу подобных произведений можно отнести одну из недавних работ выдающегося жостовского мастера, заслуженного художника РСФСР Н. П. Антипова (р. 1931) - "Русь" (1976). Она полна напряженности, экспрессии. Сложные очертания формы подноса словно повторяются изменчивым рисунком гибких стеблей с вьюнками и белыми остролепестными нарциссами. Внешне более статичный букет середины каждой деталью отражает сдерживаемый порыв. Сам выбор цветов довольно типичен и для этого мастера, и для Жостова вообще. Да и не в нем смысл символического названия произведения. По-видимому, автор понимал его шире - в темпераментности, движении, щедрости земли, богатствах природы. Даже среди работ выдающихся жостовских художников произведения Антипова выделяются образной цельностью и отточенностью живописной манеры.


В. В. Кледов. Поднос 'Орнаментальный'. 1977

Иного характера поднос-панно заслуженного художника РСФСР Б. В. Графова (р. 1933) "Подмосковное утро" (1978). Художник передает нежную прелесть роз и веток цветущей яблони в ореоле зеленых листьев, как бы перенесенных прямо из живой природы. Освещенные бледными отстветами зари, умытые росой, они рельефно выступают из глубины черного фона.

Однако при всех достоинствах подобного направления жостовской живописи оно снижает роль предмета до поверхности, несущей живописное изображение.

В более традиционном плане работает один из потомственных живописцев Жостова В. В. Кледов (р. 1933). Его поднос "Орнаментальный" (1977) старинной "гитарной" формы украшен небольшим плотным букетом в центре и парными гирляндами в углах, образующими как бы сплошной венок. Близость к натуральным формам цветов, свойственная этому мастеру, смягчена колоритом и изящным рисунком растений, среди которых выделяются вьюнки и водосборы.

Всего полтора века развивается искусство Жостова. Для жизни народного промысла это срок небольшой. Высокий уровень и совершенствование мастерства, постоянный поиск новых путей в творчестве внушают уверенность в грядущих достижениях этого удивительного центра народного искусства.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.