Сделай Сам Свою Работу на 5

Многообразие социальных общностей.





Вся жизнь человека от появления его на свет и до ухода из жизни – это история его взаимоотношений с людьми, возникающих как в ходе непосредственных контактов (семья, родственники, друзья), так и в виде опосредованных взаимодействий, связывающих людей в сложной социальной структуре общества (классы, слои, профессиональные группы и т.п.). Семья, толпа, коллектив, нация, класс и многие другие общности – это социальные общности, посредством которых человек включается в решение личных проблем. Он ищет партнеров, чтобы объединить усилия, сэкономить ресурсы, получить помощь и тем самым приумножить свои возможности для решения определенных задач.

Иными словами, процесс координации, объединения усилий приводит к образованию социальных общностей. Общности стали объектом научного анализа гораздо раньше, чем институты. Многие социологи отмечали особое значение общностей, и прежде всего классов, в жизни и развитии общества – например, К.Маркс, Л.Гумплович, Г.Зиммель, Г.Лебон и др.[86]

Сегодня в мировой социологии общности, группы (как большие, так и малые) – один из главных объектов научных исследований. Общепризнанно, что именно посредством общностей индивид включается в основные социальные процессы, институты. Следует отметить современных социологов, внесших значительный вклад в разработку этой проблемы: Г. Блумер, Э.Мэйо, Дж. Хоманс, Э.Гидденс, П.Бурдье).



Итак, самой общей категорией социологии, описывающей многообразие форм объединения людей, является понятие социальная общность. Социальная общность – это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития.[87]

Многообразие социальных общностей вызывает необходимость их классификации. Так, если в качестве главного критерия классификации берется солидарное социальное действие, то выделяют три разновидности социальных общностей: мнимые (множества), контактные, групповые.



Главный признак мнимых общностей – это отсутствие взаимных социальных действий, солидарной социальной связи при наличии совпадающих целей, интересов (примеры – очередь в магазине, пассажиры в автобусе и др.). К числу таких общностей относят категории, агрегаты и массы.

На основе формально-статистического принципа можно выделить различные социальные категории: профессиональные, возрастные, половые, имущественные и др. Социальная категория является искусственно сконструированной для целей статистического анализа группы населения. С такими группами (номинальными общностями – другое название такой общности) чаще всего имеют дело специалисты по статистике, демографии, экономике и др.

Агрегат – это совокупность людей оказавшихся, случайно в одном месте в одно и то же время (пассажиры, зрители, пешеходы на конкретной улице и т.д.).

Особое внимание привлекает другая форма мнимых общностей – массы. Пожалуй, анализ именно этого вида мнимых общностей имеет наибольшее значение для социологического понимания общественных процессов. Негативные последствия массовизации социальной жизни, являющейся следствием интенсивного развития СМИ, рекламы в XX в., привлекли внимание многих социологов, психологов, философов. Например, появились представления о том, что массы гораздо легче обмануть, чем людей организованных, обсуждающих друг с другом проблемы, имеющих лидеров. В отличие от категории и агрегата, массы уже характеризуются действием, но это не совместные, а массово-однотипные действия, вызванные простым влиянием поведения других. Решающий признак массы, точнее, объединения людей, имеющих массовидно-типичное поведение, - не только однородность социального положения или места положения, но и однородность реакции на внешний объект, ответных действий, ориентаций, ожиданий. Массовидная коллективность проявляется в очень большом спектре форм социальной жизни: масса избирателей, масса зрителей телевизионной рекламы, пролетарская масса, масса покупателей и т.д.



Контактные общности (другое название – квазигруппы) отличаются от предыдущих форм мнимых общностей тем, что здесь обязательно присутствует “ориентация на другого”, социальное действие, устанавливается социальная связь. Но эти связи носят контактный характер, т.е. они неустойчивы, узконаправленны, случайны, не являются самовозобновляемыми. Рассмотрим несколько видов контактных общностей.

Аудитория – это одноразовое кратковременное, как правило, узконаправленное взаимодействие лектора (певца, актера и т.д.) и слушателей. Аудитория напоминает рассеянную массу слушателей радиопередачи, читателей той или иной газеты – и в том и в другом случае индивиды реагируют на внешний источник информации. Но в отличие от массы аудитория – это не изолированные, а находящиеся в прямом или мысленном контакте друг с другом индивиды. В аудитории возникает два вектора связей: от слушателя к исполнителю (лектору) и от слушателя к слушателю. Именно наличие последнего вектора создает общность всех слушателей, зрителей в зале, аудитории на лекции, болельщиков на стадионе и т. д. Но общность эта контактна, поскольку ориентация на других носит кратковременный поверхностный характер, хотя обязательно имеет место. Так, находясь в кинотеатре или в концертном зале, мы видим, как другие люди реагируют на выступление исполнителя, и нам неудобно сохранять индифферентность. Было замечено, что фильмы с участием Чарли Чаплина вызывают куда больший смех при просмотре их в кинотеатре, чем дома, в одиночестве.

Но аудитория как общность принципиально отличается от учебной группы, слушающей лекции в течение учебного процесса. Здесь связи между аудиторией и лектором кардинально отличаются, они являются видом взаимодействия, и имеют самовозобновляющийся характер.

Следующей разновидностью контактных общностей является толпа. Как и все формы контактных общностей, толпа – это спонтанная, временная общность людей, определяемая сиюминутным настоящим. Толпа, как и агрегация, всегда территориально локализована, и, как всем общностям, толпе присуще совпадение целей. Но в отличие от агрегации между участниками толпы возникают определенная ориентация на другого, социальные связи: обмен мнениями, содействие, выработка общих планов действий, а также подражание и другие формы быстродействия и неосмысленной взаимной отзывчивости. Классические труды, посвященные исследованию толпы, были написаны французскими социологами Г.Тардом (1843-1904) и Г.Лебоном (1841-1931). Анализируя толпу как сложный и интересный для научного анализа вид социальных контактных общностей эти и ряд современных авторов сделали несколько важных выводов:

1. Существует несколько разновидностей толпы: случайная толпа (толпа зевак, наблюдающих за тушением пожара и т.п.); обусловленная толпа (очередь, толчея за билетами на концерт популярного исполнителя); действующая толпа (привлекает особое внимание исследователей и представляет собой сборище, восставшую толпу, мятеж и т.д.).

2. Хотя социальные действия между участниками толпы осуществляются, но они плохо организованы, носят неукорененный, несамовозобновляющийся характер. Если же в толпе возникает определенная координация, находится вожак, инициатор, который предлагает определенный план действий и отличается, как правило, эмоциональностью, импульсивностью, находчивостью, но все меры по координации, упорядочению взаимоотношений участников толпы носят спонтанный и преходящий характер. Полуорганизованные виды действующей толпы (митинги, демонстрации и т.д.) характеризуются большей организованностью, но эта организованность закладывается вне данного митинга (заранее распределяются функции, иерархия). Можно сказать, что митинги, демонстрации, манифестации, шествия специально организуются, чтобы использовать эмоциональную энергию, силу, присущую действующей толпе, но в контролируемых рамках.

3. Поведение личности в толпе характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (аффективностью), человек отказывается от присущих ему в обычной обстановке процедур принятия решения. Это порождает чрезмерную внушаемость индивида, что “смывает” черты индивидуальности. Если индивидуальность проявляется, то только в эмоционально-импульсивном аспекте (один кричит громче, чем другой), но смысл социальных действий остается у всех одинаковым. Очень часто человек, попав в агрессивную толпу, меняется до неузнаваемости. В этом состоит опасность толпы – она вызывает чрезмерную агрессию, бездумные действия.

Разновидностью контактных общностей являются социальные круги. Это круг профессионалов, друзей, знакомых, людей одного социального положении и т.д., собравшихся вместе, чтобы удовлетворить свои социальные потребности, например, потребности в общении, заботе о других, внимании к себе, признании, престиже. Социальные круги способствуют созданию сети таких контактных социальных связей, как знакомства, деловые связи, что существенно сказывается на утверждении авторитета личности, признании ее заслуг, особых дарований. Благодаря им личность может стать участником различных видов коллективов. Например, ученый может быть членом экспертного совета, редколлегии журнала. Таким образом, социальные круги, являясь, как и все контактные общности, поверхностными, неукорененными социальными образованиями, в то же время могут способствовать формированию групповых общностей. Именно в социальных кругах, как правило, возникает ощущение принадлежности к определенному кругу людей (начинает складываться слабообязывающее “Мы”), чувство престижности принадлежать к данной группе, некоторые проявления лидерства и социального контроля.

Групповые общности существенно отличаются от рассмотренных выше и требуют более подробного изучения. Их сущность и разновидности мы рассмотрим в следующем вопросе данной лекции.

Среди множества социальных общностей выделяют так называемые этнические общности. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Эти общности называются кровнородственными, они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья. Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы. Роды и кланы формировали племена, а они, в свою очередь, в ходе дальнейшего культурного и экономического развития преобразовывались в народности и нации. Определение данных общностей можно найти в глоссарии данного учебно-методического пособия.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.