Сделай Сам Свою Работу на 5

Материальная и духовная культура.





Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называют артефактами.

В настоящее время культура исследуется системно, а это значит, что в ее познании используются представления о вероятных и случайных процессах. Особенностями системного анализа является, то, что системный подход дает возможность представить культуру целостно, а не по частям, выявить специфику влияния разных сфер культуры друг на друга.

Подобный подход позволяет использовать познавательные возможности самых различных методов исследования, созданных представителями наук, исследующих культуру и обладающих высокой эвристичностью. Наконец, системный подход – это гибкая и достаточно толерантная концепция, не позволяющая абсолютизировать полученные выводы и тем более противопоставлять и другие, полученные иными методами выводы.

Именно системный подход позволил понять и саму культуру как специфическую форму и систему жизнедеятельности людей, выделив в ней области культуры, культурные институты, принципы социальных связей, культурные образцы, которые определяют структуру культуры.



Каждая из перечисленных составляющих культуры была описана представителями определенных научных школ, внесших свой позитивный вклад в понимание культуры, однако, только совокупность разных подходов позволяет понять ее как систему, со всеми присущими ей специфическими особенностями.

Структурная целостность культуры проявляется в том, что культуры соотносятся иерархическим образом.

Важно отметить, что целостность культуры определяется как фундамент – на целостность природы.

Однако целостность культуры, с которой человек сталкивается в повседневной жизни – это целостность материальной и духовной культуры.

Материальная культура. Более непосредственна и более прямо обусловлена качествами и свойствами объектов, той разновидности форм вещества, энергии и информации, которые использовались человеком в качестве исходных материалов или сырья для создания материальных предметов, материальных продуктов, материальной среды существования человека.



Материальная культура включает себя разнообразные по типам и формам артефакты, где природный объект и его материя трансформированы так, что объект превращен в вещь, т.е. в предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы творческими способностями человека так, чтобы они более точно или более полно удовлетворяли потребностям человека.

Традиционно культурологи выделяют такие области внутри материальной культуры, которые связаны с практической деятельностью людей, производством и воспроизводством их социальной жизни, а так же производством и воспроизводством самого человека.

Первая и большая часть материальной культуры: орудия труда, все средства производства, жилище, технические средства, т.е. все то, что, получило название искусственной среды или среды обитания человека.

Эту часть материальной культуры обозначают термином производственно-техническая культура или материально-техническая основа жизни общества. Особой частью производственно-технической культуры являются производственные технологии и специальные формы общения людей в процессе производства, трудовой и творческий потенциал участников трудовой деятельности.

Вторая, не менее значимая часть материальной культуры связана с функционированием множества общественных институтов, организаций и учреждений, обеспечивающих нормальный ход общественной жизни во всех ее сферах и, в первую очередь, в социально-политической.



Третьей областью материальной культуры справедливо считают производство и воспроизводство самого человека. Эта область материальной культуры исследует ни столько методико-биологические проблемы воспроизводства человека, сколько анализирует проблемы взаимоотношений поколений.

Духовная культура. Изучается сравнительно давно. Можно сказать, что с самого начала человеческой истории люди пытались понять духовную культуру, выяснить причины ее возникновения, объяснить, как складываются акты духовного творчества, какими качествами должен обладать творец духовного творчества, какими качествами должен обладать творец духовных ценностей общества.

Составной частью духовной культуры любого общества является, и мир ценного знания, который позволяет человеку ориентироваться в мире вообще и, что особенно важно, в том обществе, где он живет и действует.

Ценности культуры имеют для человека большой личностный смысл и значение, они являются тем базисом, на который человек строит свои отношения с другими людьми, со всем обществом и даже с самим собой.

Особое место в духовной культуре всегда занимали знания, которые по мере развития человечества все больше и больше отождествляли с наукой.

Культура является совокупным достоянием труда, она раскрывает родовое свойство человека и человечества.

Исследование культуры как системы позволяет понять, как идут процессы ее распространения, хранения и потребления, отчего зависят типы и виды культур, каковы тенденции и закономерности функционирования культуры.

3. Функции культуры

Социологическое понимание культуры как регулятивного механизма общественного функционирования и развития предполагает рассмотрение конкретных ее функций:

1. Репрезентативная функция. Культура определенным образом представляет - репрезентирует в сознании членов общества все социально значимые факты, т.е. означивает их, придает им значения. И означают они именно то и только то, что дано в их культурной репрезентации.

2. Селективная функция. Культура осуществляет выработку и отбор определенных культурных форм, обеспечивающих эффективное освоение обществом условий его существования. Именно с этой функцией культуры в первую очередь связан культурный релятивизм, понимание относительности всех культурных феноменов.

3. Репродуктивная (трансляционная) функция. Культура обеспечивает воспроизводство общества и передачу накопленного опыта, преемственность развития. Это - «надгенетический код человечества». Тем не менее, проблема переосмысления исторического опыта периодически встает перед каждой культурой.

4. Ориентирующая функция.Культура выводит общество и каждого отдельного индивида к устойчивым и социально значимым целям и ценностям, придает смысл их существованию. Смысл этот исторически конкретен - спасение в религиозных культурах, достижительство в современных светских и т.п.

5. Социализирующая функция.Культура устанавливает и поддерживает определенный нормативный порядок, обеспечивая через механизмы социального контроля эффективное включение в него каждого индивида. Культура обеспечивает взаимодействие людей через ценности, интегрирует общество, поддерживает и развивает его целостность. Осуществляя эту работу, культура осуществляет социализацию человека, постоянно предлагая ему нормы, образцы и алгоритмы жизнедеятельности, отличающиеся от поведения животных.

6. Коммуникативная функция.Культура создает саму возможность коммуникации в обществе, вырабатывая общепринятые интерпретации. Вместе с тем культура обеспечивает и дифференциацию, обособление социальных групп, вырабатывающих особые субкультуры.

8. Рекреативная функция.Культура обеспечивает восстановление, разрядку, предлагая индивиду определенные формы игрового поведения, досуга и т.п. Эта функция культуры, проявляется в создании способов и учреждений, где человек получает возможность восстановить духовные силы, обновлять и приводить в норму свои духовный потенциал, проводить своеобразную профилактику своего духовного состояния, то, что обычно называется состоянием души.

9. Познавательная функция. Культура осуществляет различные формы познавательной деятельности. Кроме науки, как профессионального познания, в культуре осуществляется художественное познание, религиозное, нравственное. Основным результатом познавательного отношения к миру в культуре является установление смысла и значения содержания артефактов и явлений природы, которые стали объектом культуры.

10. Смыслообразующая функция культуры осуществляется с помощью различных творческих приемов, особых для каждого вида духовной деятельности, языков и знаков.

11. Культура способна выполнять роль общественной памяти. Она создает способы и средства сохранения и накопления опыта духовной деятельности человека. Благодаря этой роли культуры становится возможным формирование глубинных подсознательно действительных алгоритмов культурного поведения человека.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте множественность смыслов понятия “культура”.

2. Как в социологии рассматривается соотношение культуры и цивилизации?

3. Дайте характеристику функциям культуры.

4. Назовите и охарактеризуйте основные элементы культуры.

5. Приведите примеры материальной и духовной культуры.

6. Приведите примеры субкультур и контркультур.

7. Чем отличаются массовая и элитарная культура?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.