Практическое занятие по теме 3.1.
Вопросы для изучения:
1. Понятие личности в социологии. Соотношение природного и социального в личности.
2. Социологические концепции личности.
3. Активное взаимодействие личности и социальной среды.
Темы докладов и сообщений
1. Теории межличностного взаимодействия.
2. Одномерный человек в концепции Г.Маркузе.
3. Статус маргинала в современном обществе.
4. Социологические концепции личности: основные идеи.
5. Социальный контроль, его особенности в западном и российском обществах.
Вопросы для самоконтроля:
1. Чем отличается понятие личности в социологии от представлений в рамках других наук?
2. Какие философские и психологические концепции включены в современную социологию личности?
3. Что регулируется социальными нормами и ценностями?
4. Какие разновидности санкций выделяют исследователи?
5. Возможна ли гармония отношений личности и общества? Аргументируйте свою позицию, опираясь на различные концепции личности.
Задание для интерактивной работы на занятии:
Кейс:
1. Социологи используют понятие «сегментированная личность» для обозначения того, у кого развился набор различных несогласованных социальных ролей и способов поведения. Проанализируйте следующие вопросы:
· Этот тип личности обусловлен психологическими факторами или он формируется в локальном социокультурном контексте?
· Где чаще встречаются сегментированные личности: на селе ли в городе?
Ответ аргументируйте, используя источники литературы.
2. Объясните с позиции социального психоанализа (теория З.Фрейда) причины роста агрессивности в современном российском обществе. Сравните свой взгляд с видением природы социальных катаклизмов К.Марксом.
Дискуссия:
1. Индивидуализм употребляется в двух смыслах.
* В позитивном смысле - означает признание абсолютных прав личности, ее свободу, суверенность, независимость от общества и государства.
* В негативном смысле индивидуализм означает особый тип моральной ориентации - эгоизм. Крайние его формы приводят к нигилизму и анархизму.
А теперь, приведите примеры, используя СМИ, классическую литературу, которые иллюстрировали бы:
а) только позитивный индивидуализм;
б) только негативный индивидуализм;
в) то и другое вместе.
Ответ аргументируйте конкретными примерами.
2. Обсуждение в мини-группах (3-4 чел.) вопросов о чертах, присущих каждому человеку, и индивидуальных чертах. По окончании обсуждения заполняется таблица:
Черты, присущие любому человеку как представителю человеческого рода
| Индивидуальные черты, присущие отдельному человеку
|
|
| Полученные в мини-группах результаты сравниваются между собой.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Основная литература:
а) учебники:
1. Добреньков В.И. Социология: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: НОРМА, 2004.
2. Добреньков В.И. Социология: учебник для вузов по специальности «Социология» / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2003.
3. Зборовский Г.Е. Общая социология: учебник / Г.Е.Зборовский. – М.Гардарики, 2004.
4. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов / А.И.Кравченко.-М.: Акад. Проект,2006.
5. Социология. Основы общей теории: учебник / Отв.ред. Г.В.Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: Норма, 2003.
6. Социология: учебник / Под ред. В.Н.Лавриненко. - 2 изд.,перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.
7. Социология: учебник / Ю.Г.Волков, В.И.Добреньков, В.Н.Нечипуренко, А.В.Попов. – М.: Гардарики, 2005.
8. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2006.
9. Социология: учебник / Под ред. Д.В.Иванова. – М.: Высшее образование, 2005.
110 Тощенко Ж.Т. Социология / Ж.Т.Тощенко. – М.: Юрайт, 2003.
б) учебные пособия:
1. Общая социология: учеб. пособие / Под общ. ред. А.Г.Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2005
2. Социология: учеб. пособие / М.В.Удальцова, Т.В.Попкова, А.А.Булыгина и др. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2001.
в) научная литература:
1. Добреньков В.И. Фундаментальная социология в 15 т. Т. 7. Человек, индивид, личность / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2005.
2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А.Сорокин. – М., 1993.
г) периодические издания:
1. Вишневский Ю.Р. Парадоксальный молодой человек / Ю.Р.Вишневский, В.Т.Шапко // Социологические исследования.- 2006 .- № 6.
Интернет-источники:
1. http://www.statinfo.ru. Система открытых социологических исследований.
2. http://www.gorod.org.ru/cntnt/club/nbiblioteka.html. Социологическая библиотека клуба «Город» отобранные фундаментальные тексты по теории и методологии социологии.
Дополнительная литература:
а) учебники:
1. Волков Ю.Г. Социология: учебник / Ю.Г. Волков; под ред. В.И. Добренькова. - М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Наука-пресс, 2007.
2. Социология: основы общ. теории. - 3-е изд., испр. - М.: Флинта: МПСИ, 2006.
3. Социология. Общий курс: учебник для ст. вузов / В. И. Кондауров и др.; отв. ред.: А.С. Страданченков, А.В. Филиппов. - М.: Инфра-М, 2009.
б) учебные пособия:
1. Казаринова Н.В. Социология: учеб.пособие для вузов /Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е.; Под общ.ред.Г.С.Батыгина. - М.: NOTA BENE, 2000.
2. Казаринова Н.В. Практикум по социологии: учеб.пособие для вузов / Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е.; Под общ. ред.Г.С.Батыгина.-М.:NOTA BENE, 2000.
в) научная литература:
1. Аберкромби Н. Социологический словарь: пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер; под ред. С.А.Ерофеева. - М.: Экономика, 2004.
2. Масионис Дж. Социология: [пер. с англ.] / Дж.Масионис. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2004.
3. Тезаурус социологии: темат. словарь-справочник / под ред. Ж. Т. Тощенко. - М.: ЮНИТИ, 2009.
4. Фромм Э. Бегство от свободы / Э.Фромм. - М., 1990.
5. Хъелл Л. Теории личности: основные положения, исследование и применение / Л.Хьелл, Д.Зиглер. - СПб.: Питер, 1998
Тема 3.2.Социальная типология личности
План лекции:
1. Социальный тип личности.
2. Социализация личности.
3. Теория социальных ролей.
4. Социальные нормы и проблемы отклоняющегося поведения.
Социальный тип личности.
Социальный тип личности– обобщенное отражение, совокупность повторяющихся социальных качеств, присущих многим индивидам, входящим в какую-либо социальную общность. Например, европейский, азиатский, кавказский типы; студенты, рабочие, ветераны и др.
Типологизация личностей может проводиться по разным основаниям. Например, по профессиональной принадлежности или виду деятельности: шахтер, фермер, экономист, юрист; по территориальной принадлежности или образу жизни: горожанин, житель села, северянин; по половозрастным признакам: юноши, девушки, пенсионеры; по степени социальной активности: ведущий (лидер, активист), ведомый (исполнитель) и т. д.
В социологии выделяют модальный, базисный и идеальныйтипы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.
В разработку социальной типологии личности большой вклад внес американский социолог и психолог Э. Фромм (1900–1980), который создал концепцию социального характера. По определению Э. Фромма, социальный характер – это ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры. Значение социального характера Э. Фромм видел в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Классическому капитализму, по Э. Фромму, присущи такие черты социального характера, как
· индивидуализм,
· агрессивность,
· стремление к накоплению.
В современном буржуазном обществе возникает социальный характер, ориентированный на массовое потребление и отмеченный чувством пресыщения, скуки и озабоченности. Соответственно Э. Фромм выделил четыре типа социального характера:
рецептивный (пассивный),
эксплуататорский,
накопительский
рыночный.
Все эти типы он считал неплодотворными и противопоставлял им социальный характер нового типа, способствующий формированию самостоятельной, независимой и активной личности.
В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций.
Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены весьма слабо.
У идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость, критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение авторитетами.
Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм - с самодисциплиной и самоконтролем.
В качестве критериев типологизации могут выступать как психологические, так и социальные черты и качества личности, уровень интеллектуального и духовного развития человека и другие. Так, Р.Дарендорф, используя термин Аристотеля “человек политический”, разработал следующую типологию: homo faber – в традиционном обществе “человек трудящийся”: крестьянин, воин, политик – личность несущая бремя (наделенная важной общественной функцией), homo consumer – современный потребитель, личность, сформированная классовым обществом, homo universal – человек, способный заниматься разными видами деятельности, в концепции К.Маркса – это меняющий всевозможные занятия, homo soveticus – человек, зависящий от государства. Существует и ряд других типологизаций, с которыми следует познакомиться самостоятельно по учебной и дополнительной литературе.[62]
Социологические исследования показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя; взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни - эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии.
Социализация личности.
Процесс усвоения личностных качеств на разных этапах физического существования человека определяется в социологии термином «социализация».
Социализация - это сложный процесс включения индивида в общественные отношения, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе.
Первичная социализация - это социализация, в которую индивид включается в детстве. Вторичная социализация (ресоциализация) - это последующий процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.
Люди и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация личности, называются агентами социализации. Агенты первичной социализации - родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, все остальные родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры и т.д. - все люди, связанные с индивидом тесными личными отношениями. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями и поэтому агентами вторичной социализации являются, например, представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, сотрудники средств массовой информации, партий, суда и т.д.
Теории социализации имеют довольно длительную историю становления и развития. Наибольшую известность получили теории Ч. Кули и Дж.Г. Мида, Р. Линтона, 3. Фрейда, Ж. Пиаже. Большой вклад в объяснение процесса социализации внесли представители школы символического интеракционизма Кули и Мид.
По мнению Кули, каждый человек строит свое Я, основываясь на реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Стержень личности - это результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект глазами других людей. Человек имеет столько социальных Я, сколько существует лиц и групп, мнением которых о себе он озабочен. Решающая роль в социализации индивида отводится первичным группам - семье, друзьям, соседям, в которых складываются неформальные и доверительные отношения.
Человеческое Я, открывающееся через реакции других, известно как зеркальное Я (Кули). По его мнению, другие люди - это те зеркала, в которых формируется образ Я человека. Я включает:
1) представление о том, “каким я кажусь другому человеку”,
2) представление о том, “как этот другой оценивает мой образ”,
3) вытекающее из этого специфическое “чувство” гордости или унижения.
Дополняющей и развивающей теорию зеркального Я стала концепция обобщенного другого, разработанная Мидом. «Обобщенный другой» обозначает у Мида анонимных «людей», «народ», «общество» как абстрактное лицо - сеть институтов (семья, религия, образование), государство. Формирование в сознании «обобщенного другого» - решающая фаза социализации.
По мнению Мида, сознательное Я вырастает в социальном процессе. Маленький ребенок обнаруживает свое Я как существо, обладающее определенными намерениями только во взаимодействии с другими. Если ребенок общается только с одним человеком, его развитие как индивидуальности будет сравнительно прямолинейным и одномерным. Ребенку требуется несколько взрослых, которые по-разному реагируют на мир. К тому же необходимо, чтобы значимые для ребенка другие сами контактировали с «обобщенным другим».
Усматривая особенность человеческого сознания в способности использовать символы и жесты, Мид полагал, что человек, будучи субъектом, может быть и объектом для самого себя. Психическую систему этого процесса Мид называет Я (I) и Меня (me). Как субъект, Я может оставаться самим собой, как объект -приняв отношение другого к самому себе. Посредниками этого процесса являются «значимые другие», т.е. мать, отец и другие близкие.
Главная роль в процессе социализации, по мнению Мида, принадлежит детским играм, в процессе которых развиваются разум и способности ребенка, усваиваются роли сразу нескольких лиц. На первой стадии развития (один-три года) ребенок примеряет на себя всевозможные роли. На второй стадии (три-четыре года), называемой стадией коллективной игры, ребенок вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными лицами (игра в «дочки-матери»). Критерием формирования зрелого Я служит способность принять на себя роль «обобщенного другого» - с наступлением третьей стадии (от четырех-пяти лет и далее).
Мид подчеркивал значение отношений со сверстниками для формирования самостоятельной и ответственной личности.
Одним из первых выделил механизмы социализации ребенка основатель психоанализа Фрейд. По Фрейду, личность состоит из трех основных компонентов: Оно, Я, Сверх-Я. Оно - примитивный компонент, иррациональный и бессознательный, носитель инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия. Я – осуществляет контроль личности, учитывая особенности внешнего мира. Сверх-Я – носитель моральных норм, выполняющий оценочные функции.
Социализация понимается Фрейдом как процесс «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходит становление трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет пять стадий, связанных с определенными участками тела: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.
Из практики психоанализа возникла теория развития личности Э.Эриксона. По мнению Эриксона, основы человеческого Я коренятся в социальной организации общества. Каждой стадии развития личности отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.
Эти идеи Эриксона легли в основу двух важных понятий его концепции - «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Благодаря тому что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в социальную группу, формируется групповая идентичность. Параллельно с групповой идентичностью формируется эго-идентичность, которая создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на изменения, которые происходят с ним в процессе роста и развития.
Эриксон выдвинул три новых и важных положения.
Во-первых, он предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется направленность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, существуют и психологические стадии развития Я, в процессе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.
Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление личности растягивается на весь жизненный цикл, а не заканчивается в подростковом возрасте.
И, в-третьих, каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, которые могут быть положительными и отрицательными.
Распространяя период формирования личности на весь жизненный цикл, ученый утверждает, что каждому возрасту присущи свои эмоциональные кризисы. Согласно Эриксону личность, преодолевая кризисы, развивается на протяжении всего жизненного цикла. Кроме того, Эриксон перекладывает часть ответственности за формирование личности с родителей на самого индивида и на общество.
Швейцарский психолог Ж. Пиаже, выделяя различные стадии в развитии личности, делает акцент на интеллектуальном развитии ребенка и подростка в зависимости от опыта и социального взаимодействия. В интеллектуальном развитии Пиаже выделяет несколько больших этапов, сменяющих друг друга в определенной последовательности.
Впервые действия ребенка отражаются в форме мысли на втором году жизни. С этого возраста и примерно до двух лет ребенок проходит дооперациональную стадию мышления, которая характеризуется Пиаже как стадия эгоцентризма. На этом этапе ребенок использует скорее образы, чем понятия, и концентрируется на настоящем моменте.
В возрасте семи лет мышление ребенка «децентрируется», происходит переход на стадию конкретных операций. Ребенок начинает понимать, что существуют разные точки зрения - эгоцентризм уступает место социоцентризму. После одиннадцати лет мышление ребенка переходит на стадию формальных операций, которая завершается к пятнадцати годам и характеризует «зрелый ум», способный к дедуктивным умозаключениям и построению гипотез.
Социализацией Пиаже называет социальные отношения между самими детьми (отношения кооперации) и между ребенком и взрослым (отношения принуждения). Ребенок социален с самого рождения, но далее социализируется только постепенно, по мере формирования соответствующего интеллектуального аппарата и моральных принципов.
Уже несколько поколений ученых разрабатывают концепции «социального научения» (Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сире, Б. Скиннер, А. Бандура и др.). Согласно концепции социального научения, социализация -это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе в результате научения. Существуют разные концепции научения. По Скиннеру, поведение формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления одного из множества возможных вариантов, с помощью награды или наказания. Бандура считал, что дети приобретают новое поведение благодаря имитации. Еще одна форма научения - научение через наблюдение, имитацию и идентификацию. В теории социального научения рассматривается удовлетворение биологических потребностей ребенка матерью, имитация детьми поведения сильных личностей, подкрепление их социального поведения и другие воздействия внешнего окружения.
Т. Парсонс применил понятие имитации и идентификации, введенные еще Фрейдом, к теории социального действия и социальных систем. Он определял имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т.д. Идентификация для Парсонса означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Согласно его взглядам, индивид вбирает в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». Основным институтом первичной социализации Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные установки личности.
С момента рождения и на протяжении всей жизни человек контактирует с окружающими, включаясь в различные виды деятельности. В отечественной социологии процесс социализации принято разделять на три периода: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Многие авторы подчеркивают, что социализация никогда не бывает полной и никогда не завершается.
Новые шаблоны поведения развиваются, когда человек, например, мигрирует в другую страну, переходит на новую работу, вступает в религиозную секту, уходит из дома, разводится и т.д. На каждой стадии социализации в действие вступают определенные социальные институты: семья, группы сверстников, школа, средства массовой коммуникации, трудовые коллективы, различные ассоциации и т.д.
Очевидно, что наиболее важной для индивида обычно является первичная социализация, поскольку вторичная социализация производна от первичной. Каждый индивид рождается в объективной социальной структуре, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию. Ребенок принимает роли и установки значимых других, т.е. интернализует (усваивает) их и делает своими собственными. Усваивая социальные значения, учась понимать других людей, человек обретает способность жить в обществе.
На каждом этапе социализации личность обретает новую для себя социальную определенность. Особенно важны изменения, происходящие в сознании личности. Усвоение новых норм поведения - это не просто внешнее изменение, происходящее с индивидом, но и внутренняя трансформация сознания, новый взгляд на свою идентичность. Объективно личность входит в новое социальное поле, субъективно же она усваивает новый взгляд на мир.
С другой стороны, процесс социализации личности, каким бы он ни был индивидуализированным, происходит в широком контексте социальной структуры. Индивид всегда встречает определенную программу поведения, принятую в обществе, некий социально-структурный порядок. Сможет человек вписаться в существующий порядок - значит социализация прошла успешно. Бывают и такие ситуации, когда личность не только соответствует социальному порядку, но и сама существенно влияет на него.
Теория социальных ролей.
Организационно-регулирующим механизмом социализации является система социальных ролей и статусов.
Социальная роль — совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию. При занятии людьми различных социальных позиций их поведение определяется главным образом существующими ожиданиями других людей в отношении этих позиций, а не их собственными индивидуальными характеристиками. Роли отражают совокупности социально определяемых атрибутов и ожиданий, связанных с занимаемыми социальными позициями.
Понятие роли имеет важное социологическое значение, поскольку оно помогает продемонстрировать социальную обусловленность индивидуальной деятельности, следующее повторяющимся образцам поведения.
Впервые понятие социальной роли было систематически представлено в 1934 Г. Мидом. Роли трактовались им как результат опытного и созидательного процесса взаимодействия. Согласно Миду, каждая роль предполагает взаимодействие с другими ролями: например, роль родителей невозможно представить без роли ребенка, она может быть определена как ожидаемое поведение только относительно ожидаемого поведения последнего. Процесс взаимодействия означает, что люди в рамках исполняемых ролей всегда проверяют свои представления о ролях других людей. Реакция последних укрепляет или ставит под сомнение эти представления, что, в свою очередь, подталкивает индивидов к сохранению или изменению своего ролевого поведения.
Другой подход - функционалистский — был предложен Р. Линтоном. Его сторонники отвергают как идею принятия роли в качестве характерной формы взаимодействия, так и идею построения роли в качестве результата взаимодействия. Они рассматривают роли на основе существования предписанных и статичных ожиданий в отношении поведения и как безусловные предписания, свойственные определенным позициям. Эти предписания исходят из культуры общества, которая в рамках функционалистских концепций обычно рассматривается как унифицированная культурная система, и выражаются в социальных нормах, определяющих поведение в пределах той или иной роли.
Т. Шибутани различает конвенциальные и межличностные роли. Конвенциальные роли означают предписанный шаблон поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом.[63]
Соответственно различаются исполнение роли и принятие роли.
Исполнение роли требует организации поведения в соответствии с групповыми нормами. Принятие роли является важной частью исполнения ролей. Оно требует, чтобы действующее лицо представило, как оно само выглядит с точки зрения другого человека.
Роль дает образец, показывающий, как действовать индивиду в конкретной ситуации. Разные роли в обществе, как и в театре, не в равной степени требуют точного следования инструкциям, т.е. роли различаются по степени формализации. Некоторые роли определены очень четко, например, в военной организации, но в обществе есть много ролей, которые определены весьма расплывчато. И тем не менее нельзя забывать, что роль воспитывает, задает типовые образцы и действия.
Конвенциальным ролям учатся благодаря участию в организованных группах. О роли общества в процессе социализации свидетельствует судьба людей, которые оказались в детские годы в изоляции и смогли выжить (так называемые феральные люди). Факты указывают на способность человеческого организма приспосабливаться к требованиям жизни с другими людьми.
Принятие ролей облегчается по мере того, как индивид усваивает язык и жесты группы. О решающем влиянии реакций других людей на индивида говорят случаи со слепыми или глухими детьми. Чтобы научиться говорить, важно слышать собственную речь. Тот, кто лишен этой возможности, не имеет моделей для создания собственных дубликатов. У глухих людей нюансы значений не передаются интонацией, а голос безжизненный. И точно так же отличается выражение лица у слепых детей, поскольку они не могут видеть выражение лица других людей.
Взрослея и выходя за пределы своей семьи, ребенок узнает, что в обществе существует своего рода дифференциация индивидов по рангу.
Каждый ребенок определяет свое место в обществе в зависимости от социального статуса.
Социальным статусом называется каждая из социальных позиций индивида, связанная с определенными правами и обязанностями.
Каждого человека можно охарактеризовать статусным набором. Статусный набор - совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. Этот термин введен американским социологом Р. Мертоном. Мертон предложил еще одно понятие, тесно связанное с первым. Ролевой набор - это совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом.
Человек может иметь ряд статусов, но лишь один из них - главный - определяет его положение в обществе. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг общения, манеру одеваться и т.д. Статусы делятся на предписанные (аскриптивные) и достигнутые (приобретенные). Аскрипция означает получение статуса благодаря внешним, не контролируемым со стороны человека характеристикам (возраст, пол, национальность). Приобретенные статусы анализируются с помощью профессиональных, экономических, политических критериев. Во многих отношениях границы между предписанными и достигаемыми статусами условны.
В примитивных обществах статусы чаще всего являются предписанными, а в современных индустриальных - достигаемыми.
Личности может быть свойственна противоречивость статуса. Например, человеку с высоким уровнем образования, как правило, обеспечивается высокий социальный статус в одном из измерений стратификации. Однако он может быть занят такой профессиональной деятельностью, которая плохо оплачивается и имеет низкий престиж, что свидетельствует о низком статусе в других измерениях. Дж. Ленски предложил понятие «противоречивость статуса» наряду с термином «статусная кристаллизация», обозначающим согласованность различных статусов индивида. По его классификации, существует четыре важных статуса: доход, профессиональный престиж, образование и этническая принадлежность. Считается, что противоречие одного статуса другому способствует возникновению у индивидов чувства неудовлетворенности.
В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевой конфликт. Понятие «ролевой конфликт» используется в различных смыслах. Во-первых, иногда человек обнаруживает, что он одновременно играет несколько ролей. Такая ситуация предъявляет ему противоречивые требования. Например, часто бывает, что работающим женщинам приходится удовлетворять одновременно ролевые ожидания в качестве работника, жены и матери. При этом ролевые ожидания могут находиться в конфликте между собой. Наконец, случается, что разные роли связаны с несовместимыми ожиданиями в отношении какой-либо одной роли. Например, мастер может находиться под воздействием противоречащих друг другу ожиданий рабочих и менеджеров.
Резюмируя вклад ролевой теории в социологию личности, можно отметить, что общество способствует становлению личности индивида, формирует идентичность, поддерживает и трансформирует ее. Способность личности к трансформации зависит к тому же от некоторых генетически заложенных черт.
Современная жизнь разнообразна, люди вращаются в разных кругах, где действуют специальные правила. Личность должна быть способна к постоянным социальным перевоплощениям, играть множество ролей, чтобы сохранять соответствие ситуации и тем нормативным требованиям, которые предъявляются к человеку как участнику социальной жизни.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|