Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и функции социальных институтов общества.





Жизнь людей в обществе имеет институциональный характер. Это означает, что практически все явления, составляющие обыденный смысл нашей жизнедеятельности (безопасность, образование, здоровье, экономическая деятельность, отдых и т.д.), носят в какой-то степени регулярный, упорядоченный характер.

Социальные институты (от лат. institutum — установленный) — это устойчивый комплекс норм, регулирующих взаимодействие в определенной сфере жизнедеятельности и превращающих эту сферу в систему социальных ролей.

Термин «социальный институт» употребляется в разных значениях: говорят об институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государства и т.д. Чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, нормализации и стандартизации общественных связей и отношений.

Основными социальными институтами являются:

ü Экономические (собственность, рынок, фирма);

ü Политические (государство, партии, выборы);

ü Семейные (брак, родство);

ü Религиозные (церковь, культ);

ü Образовательные (школа, университет).



На существование социального института указывают три основных признака:

· функция (функции);

· набор ролей;

· пространственно-временная локализация и материальные атрибуты взаимодействия.

Главная функция социальных институтов – упорядочение, шаблонизация взаимодействия. Взаимодействие, происходящее в виде исполнения социальных ролей в определенное время и в определенном месте, упрощает организацию совместной жизни людей. Помимо этой функции каждый институт выполняет специфические функции, определяющие его своеобразие и роль в обществе.

Представители институциональной школы в социологии (С.Липсет, Д.Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

1) воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие как государство, здравоохранение;

2) социализация, т.е. передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности. Ее выполняют институты семьи, образования, религии и др.;



3) производство и распределение, которые обеспечиваются, прежде всего, экономическими институтами.

4) управление и контроль, осуществляемые через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения (моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т.д.). Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

Функции социальных институтов по мере трансформации общества меняются, но остаются важными для поддержания социальной организации в целом.

Анализируя функции социальных институтов Р.Мертон выделил явные и латентные (скрытые) функции. Явные функции непосредственно связаны с удовлетворением тех или иных потребностей людей: институт образования существует для воспитания и обучения, экономические институты – для производства и распределения благ, создаваемых в обществе, семья – для продолжения рода и воспитания подрастающего поколения. Однако значительную часть функциональных результатов или последствий деятельности социальных институтов люди не осознают. Но значение этих латентных функций в жизни людей огромно. Их анализ позволяет получить более полную картину взаимозависимости институтов, их способности выполнять “неожиданную” для общества в целом и для других институтов роль. Например, институт высшего профессионального образования, явной функцией которого является профессиональная подготовка специалистов высшей квалификации различных профессий, воспроизводит социальную структуру общества, т.е. специалистов, составляющих высший и средний слой современного общества. Изучение причин, по которым молодые люди выбирают получение высшего образования после окончания школы, показывает, что институт высшего образования дает людям не только знания и профессию, но и интересный круг общения, возможность для юношей получить отсрочку от армии и т.п..



Нарушение нормативного взаимодействия института с социальной средой называют дисфункцией социального института, которая проявляется в неясности целей деятельности института, неопределенности его функций, падении его социального престижа и авторитета, вырождении отдельных функций данного института в «символическую», ритуальную деятельность, т.е. деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, в рамках которых каждый человек на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что этот институт перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно не урегулированных видов деятельности, направленных на то, чтобы восполнить пробелы, образовавшиеся из-за дисфункции института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Например, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой теневой экономики, выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи, порождает силовое “предпринимательство” и т.п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего соответствующую общественную потребность.

Исследователи выделяют две формы существования социальных институтов: простую и сложную. При этом сложные социальные институты часто называют социальными организациями, считая последние усложненной разновидностью социальных институтов. Примерами сложного социального института является государство и гражданское общество.

Простые социальные институты представляют собой организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. В простых социальных институтах не выделяются управляющие системы. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования простого социального института.

Классическим примером простого социального института является институт семьи.

Нужно заметить, что институционализированное взаимодействие часто осуществляется в рамках организаций – фирм, учебных заведений, государственных учреждений и т.п. Организации следует отличать от социальных институтов. Например, университет – это социальный институт, а московский государственный университет, Новосибирский государственный университет экономики и управления – организации.

Итак, любое общество обладает системой социальных институтов, обеспечивающих его жизнедеятельность. Основные социальные институты образуют ядро общества, вокруг которого кристаллизуются все другие социальные образования (социальные группы, общности и организации).

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Так, институционализация труда приводит к возникновению экономических институтов. Труд как целенаправленная деятельность по созданию материальных и нематериальных (символических в т.ч.) благ осуществляется в соответствии с социальными нормами своего общества. Так, в современном обществе ограничивается использование труда детей, регламентируется производство пищевых продуктов, медикаментов, лечение и профессиональное обучение и т.д., поощряется разного рода премиями и другими знаками уважения исследовательская и изобретательская деятельность. Этот нормативный порядок радикально отличает экономику современного общества от экономики традиционного, в которой действовали совсем другие нормы.

Наличие нормативной регуляции превращает взаимодействие людей, ведущих хозяйственную деятельность, в систематическое исполнение социальных ролей. Взаимодействие в рамках такого института, как рынок, сводится к исполнению социальных ролей продавца и покупателя. Ориентируя свои усилия на создание благ, на которые существует спрос, и на приобретение других благ путем обмена, индивиды выступают в ролях продавцов и покупателей, даже если они не заняты непосредственно в торговле. Рынок – это универсальная форма взаимодействия, которая обеспечивает координацию всех индивидуальных действий, направленных на производство, сбыт и потребление различного рода благ, которые становятся товарами в условиях рыночных отношений. Участники рынка следуют нормам, диктующим, с одной стороны, максимизацию собственной выгоды, а с другой стороны, предписывающим добросовестность по отношению к партнерам по взаимодействию. Спрос рождает предложение, клиент всегда прав – эти расхожие фразы отражают нормативные аспекты экономической деятельности.

Альтернативным по отношению к рынку институциональным типом координации и интеграции экономической деятельности является административное регулирование, доминировавшее в советский период в нашей стране. Оно было основано на государственном планировании и ориентировало производителей на выполнение плана, а не на удовлетворение запросов потребителей (хотя об этом много говорили на собраниях и съездах). В результате реформ 1990-х гг. в современной России сформировалась рыночная экономика. Переход к рынку сопровождался спадом производства, ростом числа и масштабов преступлений в экономической сфере. Подобные негативные тенденции свидетельствуют о том, что экономические институты – не просто правила игры, которые можно мгновенно заменить путем принятия политических решений и законодательных актов. Экономические институты – это социальные структуры, которые упорядочивают повседневную жизнь людей, и внедрение новых норм в эту повседневную жизнь требует длительного времени. Сначала люди пытаются выработать новые поведенческие образцы, опираясь на привычные поведенческие стереотипы, затем постепенно эти стереотипы меняются и становятся привычными для человека, что свидетельствует о его адаптации к новым социальным нормам. Таким образом, процесс институционализации – это исторический процесс возникновения, закрепления и изменения социальной реальности.

Процесс образования социальных институтов подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на регулированное, ожидаемое, предсказуемое и включает ряд этапов:

1. Одним из необходимых условий появления социальных институтов является соответствующая социальная потребность. В обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность, которая, будучи осознанной членами общества, становится главной предпосылкой становления нового института.

2. Формирование общих идей;

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействии, осуществляемого методом проб и ошибок;

4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5. Принятие и практическое применение норм и правил;

6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7. Материальное и символическое оформление возникшей институциональной структуры.

Выше представлена общая схема механизма возникновения социальных институтов, в реальной жизни это происходит достаточно сложно, противоречиво и таит в себе много проблем. Это можно увидеть на примере современного российского общества, в котором происходит интенсивный процесс образования и изменения важнейших социальных институтов общества.

Изменения социальных институтов могут быть вызваны как внутренними (неэффективность функционирования) причинами, так и внешними (смена культурных парадигм, культурных ориентаций в обществе). Нужно отметить, что в любом социальном институте тяга к устойчивости превалирует над тягой к изменчивости и способностью к переменам. Поэтому любое изменение институциональных взаимодействий в обществе является непростой проблемой. Это как нельзя лучше можно также увидеть на примере нашей страны.

Основными вариантами институциональных изменений являются:

· Дифференциация (специализация) социальных институтов;

· Перерегуляция институциональных связей.

Более подробно познакомиться с особенностями дифференциации и перерегуляции социальных институтов советуем по учебной литературе.[45]

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.