|
Понятие «общество» и понятие «система» в социологии. Основные принципы системы.
Рассматривая предысторию социологии, мы можем сказать, что общество было в центре внимания мыслителей задолго до возникновения социологии. Понятие “общество” имеет очень важное, основополагающее, значение в социологии, хотя бы потому, что по мере его обособления от других, сопряженных с ним категорий, социология выделилась в качестве специфической области знания. Современная социология имеет собственный, далеко неоднозначный взгляд на данное понятие. Рассмотрим основные подходы к пониманию общества в социологии сквозь призму исторического подхода.
Надо заметить, что первоначально, на протяжении длительного периода развития философской мысли, знание об обществе практически отождествлялось со знанием о государстве, его законах, обычаях и нормах поведения граждан. Постепенно в социальных науках складывается классическое и универсальное представление об обществе как совокупности людей, взаимодействующих друг с другом.
Традиция рассматривать общество как совокупность действующих индивидов и отношений между ними восходит к работам Г. Зиммеля. Общество для него – это «комплекс обобществленных индивидов», «сумма тех форм отношений, в силу которых из индивидов возникает общество».
Такой подход утвердился в XX в., особенно в англоязычной социологии (Ф. Знанецкий, Дж. Мид, Ч. Кули, Г. Гарфинкель), где общество рассматривается главным образом как процесс, который постоянно порождается взаимодействием индивидов. Он именуется в социологии социологическим номинализмом. Главной его особенностью является рассмотрение в качестве исходного элемента анализа не социального образования как самостоятельного целого, а индивида и его действия. Действие людей порождает общество, а не наоборот. В итоге общество рассматривается через человека как творца своей собственной жизни, обладающего свободой воли.
Противоположный подход именуется социологическим реализмом. Одним из самых распространенных его направлений является марксизм. Для Маркса общество – это «сумма связей и отношений», «исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, возникающих в процессе их совместной деятельности». Однако Маркса интересуют только процессы, связанные с экономикой, – сверхиндивидуальные отношения, которые навязываются людям без учета их предпочтений и понимания.
В работах Маркса появляются элементы нового, системного подхода к исследованию общества. Системный подход, рассматривающий общество как целостную систему элементов, находящихся в тесной взаимосвязи, формируется в социологии под влиянием общей теории систем. Основные принципы системности встречаются уже в трудах Платона, Аристотеля, Спинозы, Канта, Шеллинга, Гегеля. Представление о системе можно найти и в работах Конта, Спенсера, Дюркгейма.
Дюркгейм был одним из первых, кто интерпретировал общество как sui generis – надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. Полемизируя со Спенсером, он утверждал, что современное общество, будучи основано на разделении труда не может быть понято как сумма изолированных друг от друга индивидов, обладающих собственными желаниями и представлениями.
Спенсером были сформулированы основные положения функционализма, которые позже были развиты в современных системных представлениях об обществе.
Таким образом, в объяснении вопроса, что представляет собой общество, социология располагает рядом методологических подходов. Можно утверждать, что вся история социологической мысли – это история поисков научных методов построения теории общества.
По мере развития человеческой цивилизации происходит усложнение связей и отношений между людьми, народами, нациями и общество начинает выступать как наиболее обширная, всеохватывающая социальная система. Политика, экономика, наука, религия, семья и другие социальные институты являются его частными функциональными подсистемами, каждая из которых олицетворяет в той или иной степени общество.
Для понимания социологического смысла понятия “общество” необходимо определить его соотношение с такими феноменами, как личность, государство, культура, природа.
Общество, возникая вследствие совместной жизни, взаимодействий людей, оказывает влияние на их мышление и поведение, проявляется в поступках, высказываниях, вещах, сделанных людьми. Однако это не означает обезличенности и автоматизма мышления и поведения индивидов. Личность как сознательный субъект целенаправленной деятельности формируется в результате индивидуального, определяемого своеобразием жизненного опыта усвоения и использования лишь части из тех способов мыслить и действовать, которые даны как возможности в рамках данной социальной организации. Поскольку возможности разнообразны, но все же не безграничны, каждое общество предопределяет тип личности, массовому появлению и воспроизводству которого оно способствует.[19]
В обыденном сознании понятия «общество» и «государство» часто отождествляются, так как в современную эпоху государство играет важнейшую роль в поддержании социальной организации. Государство обеспечивает следование людьми, живущими на некоторой территории, определенной системе норм. Отсюда возникает так называемая “контейнерная” концепция общества: общество – это то, что происходит “внутри контейнера”, в границах территории, находящейся в юрисдикции государства.
С научной точки зрения следует различать:
• страну – территорию, населенную людьми, чья совместная жизнь организована по определенному типу;
• государство – социальный институт, т.е. действующую на данной территории систему норм организации власти, являющуюся важнейшей частью организации совместной жизни людей;
• общество – тип социальной организации, включающий различные формы взаимодействия людей, в том числе государственно-политические, и укорененный не в земле (на территории), а в культуре.
Культура, включающая ценности, символы, ритуалы и обычаи, формирующие образ жизни людей, определяет то, что люди знают и во что верят, как они понимают и оценивают окружающий мир, создают вещи и формулируют идеи. В этом смысле общество может рассматриваться как проявление культуры. Однако если взаимодействуют, и притом регулярно, люди, чьи ценности и образ жизни сильно различаются, то это взаимодействие объясняется не общностью культуры. Общество - это тип организации, который обеспечивает социальность не только в условиях общности культуры, но и в условиях культурного многообразия, обусловленного, например, религиозными и этническими различиями между общностями, которые сосуществуют в условиях данного общества. Кроме того, общество обеспечивает воспроизводство культуры, поскольку обусловливает взаимосвязь ценностей и действий и интегрирует различные сферы жизнедеятельности, в которых люди реализуют ценности: религию, науку, искусство, экономику, политику, семью.
С точки зрения эволюционной биологии общество – это проявление природы человека как биологического вида. Социальная организация существует и у других животных, живущих стаями, прайдами, стадами, табунами и т.п. Однако общественная жизнь людей принимает такие формы, которые выводят существование человека за пределы исходных экологических ниш и превращают его в вид, постоянно нарушающий экологическое равновесие и интенсивно преобразующий окружающую среду. В основе существования человека, как и всякого биологического вида, лежат элементарные инстинкты, например инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода. Общество может организовывать жизнь людей, создавая препятствия проявлению этих инстинктов или налагая ограничения на реализующее их поведение. Воспитание в семье и обучение в школе, общение с друзьями и восприятие произведений искусства способствуют тому, что люди усваивают как нормы и моральные предписания представления о необходимости самопожертвования ради сохранения «чести», «родины», «веры предков» и т.п. Люди усваивают представления о необходимости ограничения своей сексуальной активности ради поддержания «чести семьи», «здоровья», «ответственного поведения» и т.п., например, долгое сексуальное воздержание, связанное с отсутствием партнера, или использование контрацептивов с целью избежать зачатия означает следование социальным нормам. В этом смысле общество можно рассматривать как альтернативу природе.
При всем многообразии определений общества, которые встречаются в учебной литературе, в них обнаруживается нечто общее. Общество – это исторически сложившийся тип социальной организации, т. е. особая организационная форма социальности.
В настоящее время существуют разные подходы к выделению основных признаков общества. Признаки общества – это устойчивые черты, характеристики, которые позволяют отличать общество как целостное социальное образование от всех других социальных объектов (социальной реальности, социальных отношений, общностей и др.) Так, ряд авторов называет следующие признаки:
1. Территория, на которой происходи консолидация социальных связей.
2. Универсальность социальных связей.
3. Автономность и высокий уровень саморегуляции.
4. Интегративность.[20]
Наиболее распространенным в социологии является рассмотрение общества как системы. В связи с этим обратимся к понятию “система”. Система означает целое, состоящее из частей соединение. Совокупность этих частей (элементов) находится в устойчивых отношениях и связях друг с другом, образует определенную целостность и единство. Основными системными категориями являются: принцип целостности, принцип структурированности, принцип иерархичности компонентов системы, принцип обратной связи системы со средой. Свойства системы несводимы к сумме свойств составляющих ее элементов. И свойства элементов не выводятся из свойств целого.
2. Общество как система.
Как наиболее общая система социальной жизни, общество обеспечивает коммуникацию между людьми в экономике, политике, культуре, в быту, и может быть представлена условно в виде трех уровней.
Первый уровень – базовый, статусно-ролевой. Стандартизация определенных видов взаимодействия, неизбежно происходящая в обществе, вырабатывает статусно-ролевые стандарты определенных видов взаимодействия. Те из них, которые носят устойчивый, нормативно-фиксируемый и воспроизводимый характер, составляют первичный уровень общества. Общество можно представить в виде множества статусно-ролевых позиций. Чем общество сложнее, тем таких позиций, сложно организованных, соединенных между собой бесчисленными нитями, больше.
Второй уровень общества – институциональный, регулирующий групповые или специализированные виды взаимодействий. Для каждого общества – это конкретный набор социальных институтов и общностей. Развиваясь, общество создает новые институты, насыщая их сформировавшимися ранее представлениями о ценностных образцах и нормативных предпочтениях. Таким образом, старое, устойчивое, составляющее социокультурные основы общества, удерживается в новых социальных образованиях. Государство как центр общественной системы контролирует процесс воспроизводства определенных институтов, фиксирует их назначение, зоны действия.
Третий уровень – социетальный, обеспечивает воспроизводство связей, значимых для общества в целом. Его воздействие отличается универсальностью и интегративностью, удерживает институциональные образования в едином комплексе, не позволяя разрушаться обществу. Культура, представленная общими образцами поведения и действия в различных институциональных и солидарных объединениях, незримо присутствует, когда человек выполняет различные роли (покупателя, учителя, предпринимателя), она задает определенный алгоритм действиям индивидов. Под воздействием культуры у человека формируется целостный взгляд на окружающий его социальный мир.
В зависимости от того, как именно трактуются условия сохранения социальной системы, ее функциональные элементы и образуемые ими структуры, в социологии можно выделить разные модели общества как системы.
Марксистская модель общества строится на представлении об обществе как о системе отношений, складывающихся на основе способа производства материальных условий существования человека.
Общество в целом – это исторически сложившаяся совокупность отношений, которые образуют структуры: экономическую, политическую, правовую, семейную и т.д. Отсюда следует, что общество рассматривалось К. Марксом и его последователями как система. Базис социальной системы образуют производственные отношения, т.е. социальные отношения, возникающие в процессе производства. Производство Маркс называл процессом «обмена веществ» между обществом и природой. Экономика, таким образом, обеспечивает адаптацию социальной системы к природным условиям и поэтому является определяющей подсистемой общества, а структура других подсистем и процессы в них детерминируются экономическими отношениями и процессами (экономический детерминизм). Политические, правовые, семейные, религиозные и иные отношения, а также способы осознания иоценки людьми этих отношений образуют надстройку над экономическим базисом. Таким образом, марксистская модель общественной системы предполагает в качестве главного принципа существования системы иерархию подсистем (см. рис 1). Устойчивость системы обеспечивается на основе иерархии, а саморегуляция – в процессе классовой борьбы.
Структурно-функционалистская модель обществастроится на представлении об обществе как о системе норм, регулирующих человеческое действие.
В представлении Т. Парсонса и его последователей подсистемы общества – экономическая, политическая, социальная, культурная – выполняют специфические функции (см. рис. 2). Подсистемы в равной мере важны для воспроизводства системы в целом, отношения между подсистемами определяют процессы взаимообмена и взаимовлияния между ними.[21]
Несмотря на различия в понимании общества как системы, обе модели исходят из того, что системная интеграция и функциональная дифференциация – это основные социальные процессы. Элементы системы выполняют определенны функции и поэтому обособляются друг от друга, но поскольку элементы зависят от выполнения их функций другими элементами, между ними устанавливаются отношения взаимообмена и взаимозависимости. Помимо функций в системе могут возникать и дисфункции, т.е. нарушения равновесия, дестабилизация структуры, что при накоплении дисфункциональных элементов в системе ведет к ее трансформации. Элементы, дисфункциональные в прежней системе, в новой системе становятся функциональными, и таким образом равновесие социальной системы восстанавливается на новой ступени развития общества. Например, свободное предпринимательство и демократические свободы – элементы экономической и политической структур, дисфункциональные в феодальном обществе и так называемом социалистическом обществе, –всячески ограничивались и подавлялись, но подспудно развивались и находили поддержку все большего числа людей, что предопределило переход к буржуазному (капиталистическому) обществу.
Подход к обществу как к системе предполагает, что существует объективная и поэтому универсальная (для всех эпох и народов) логика социальной организации. Нефункциональные элементы отторгаются системой, вследствие чего общество везде и всюду выстраивается как наиболее эффективный в данных условиях социальный порядок.
Типология обществ.
Стремление социологов увидеть за многообразием человеческих обществ определенную логику приводит их к созданию различных классификаций, позволяющих выделять различные типы социальных систем. В основу таких типологий могут быть положены различные критерии.
Так, если в качестве основного критерия выбирается наличие письменности, то все общества делятся на дописъменные и письменные. Изобретение письменности свидетельствует о достижении народом высокого уровня культуры, и, хотя письменность возникла около 10 тыс. лет назад, до сих пор встречаются племена, незнакомые с ней.
Следующая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием здесь выступают степень социального расслоения и число уровней управления в обществе. Простые общества, в которых практически отсутствовало социальное неравенство, появились около 40 тыс. лет назад, возникновение же сложных обществ связано с зарождением первых государственных образований (около 6 тыс. лет назад).
Еще одна типология связана со способом добывания средств к существованию, самыми древними из которых являются охота и собирательство. Соответственно выделяются общества охотников и собирателей. По времени существования такие общества были самыми продолжительными – появились приблизительно за 50 тыс. лет до н.э. и до настоящего времени встречаются в джунглях Бразилии и Новой Гвинеи. На смену им начиная с XII в. до н.э. приходят более эффективные земледельческие и скотоводческие общества.
В XIX в. Маркс предложил свою типологию обществ, где за основу периодизации берется экономическая сторона и конкретно – форма собственности на средства производства. Соответственно в марксизме принято выделять рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический периоды социального развития, или общественно-экономические формации.
Одной из наиболее разработанных типологий социальных систем является различение традиционного и современного общества.
Среди первых социологов, обратившихся к данной типологии, был Ф. Теннис (1855-1936), который выделил две специфические формы социальной организации: общину (Gemeinschaft) – традиционное сообщество, и общество (Gesellschaft) – современное сложное сообщество.
Для традиционного общества характерны:
1) естественное разделение труда (преимущественно по половозрастному признаку);
2) связанность членов отношениями родства («семейный» тип организации общности);
3) высокая структурная устойчивость;
4) относительная изоляция;
5) отношение к собственности, опосредованное через род, общину или феодальную иерархию;
6) наследственная власть, правление старейшин;
7) традиция как основной способ социальной регуляции, универсальный образ действия, разделяемый личностью и сообществом в качестве естественного пути к достижению любых частных целей;
8) регламентация социального поведения конкретными предписаниями и запретами, отсутствие свободной личности, тотальное подчинение индивида обществу, авторитету;
9) поведенческие максимы, в которых основной акцент делается на пути, ведущем к цели, с чем связаны установки типа «не высовывайся», «будь как все», «веди себя как положено»;
10) господство догматизма, магического мышления, мифологического видения мира в мировоззрении.
Традиционные общества являются исторически первыми. На этой стадии весь образ жизни населения в сильной степени зависит от географических и климатических условий. Роль индивидуального начала ослаблена, индивид соотносит себя с коллективом того или иного типа – семьей, племенем, кастой, сословием, кланом, этносом и т.д. Население живет сегодняшним днем, формируется критическое отношение к предпринимательству, накопительству, поведение и мышление людей подвергается строгой цензуре.
Современное общество (оно может обозначаться как «индустриальное», «буржуазное», «рыночное», «машинное») является, по существу, противоположным традиционному. Для него характерны:
1) развивающееся глубокое разделение труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы);
2) социальная мобильность;
3) рынок как механизм, регулирующий и организующий поведение индивида и групп не только в экономической, но и в политической и духовной сферах;
4) выделение множества социальных институтов, позволяющих обеспечивать основные социальные потребности членов общества, и связанная с этим формальная система регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т.п.);
5) ролевой характер взаимодействия, в соответствии с которым ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов.
Некоторые социологии считают, что доступные нам материальные и письменные источники свидетельствуют, что на протяжении истории человечества возникали общества трех типов. В социологии эти типы обычно обозначают как общества доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. С их точки зрения, тип социальной организации, называемый первобытное общество или общество охотников и собирателей, является элементарной формой сосуществования и выживания для вида Homo sapience (человек разумный), а не обществом, поэтому реконструкцией социальной организации первобытных людей занимаются археологи и историки, а изучением сохранившихся до наших дней форм первобытного общества представители еще одной научной дисциплины – антропологии.
Доиндустриальное общество характеризуется преимущественным развитием аграрных технологий, индустриальное – промышленных, постиндустриальное – информационных. В типологии обществ терминология, указывающая на доминирующий тип технологий, закрепилась в качестве основной по двум причинам: 1) технологии – это материальный индикатор, который достаточно легко зафиксировать; 2) технологии определенного типа развиваются и используются только во взаимосвязи с появлением определенных типов других составляющих общества (ценности и нормы, характер взаимодействий, формы поселений и т.д.), которые также выступают значимыми характеристиками социальной организации и могут служить основаниями для типологии обществ.[22]
В соответствии с цивилизационным подходом в изучении социальных изменений, выделяют восточный и западный типы обществ.
Теория цивилизаций возникла на рубеже XIX-XXвв. И была представлена такими авторами, как Н.Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби. Эти авторы выделяли несколько типов социальных систем или обществ, называя их культурно-историческими типами (Данилевский), культурами (Шпенглер), обществами или цивилизациями (Тойнби).[23]
По мнению данных авторов, каждая цивилизация отличается от другой своим типом хозяйства, политического устройства, типом культуры. Специфика цивилизаций определяется неповторимым историческим опытом и культурой.
Специфика западного типа общества (цивилизации) заключается в следующем: основным структурообразующим фактором общественных связей являются частнособственнические отношения, смена формаций означала их модификацию. Государство в структуре социальных связей выполняло функцию поддержания господствующего класса частных собственников, в экономической сфере его роль была незначительна. Считается, что преобладание частнособственнических отношений и определяющая их роль в системе социальных связей, характерные для европейских докапиталистических обществ, способствовали развитию раннебуржуазного социума в этом регионе.
К восточному типу обществ относят Китай, Японию, Ближний и Дальний Восток. Хотя это весьма разные цивилизации, и все же они обладают некой суммарно характеристикой, отличающей их от современных обществ западного типа.
В экономической сфере: это так называемый азиатский способ производства (терминология К.Маркса), при котором основные виды собственности находятся в руках государства. В политической: особый тип связей вертикального характера, обусловивших деспотическую систему правления, авторитарные и тоталитарные режимы. Власть правителя ничем не ограничена. Человек полностью зависит от бюрократии и чиновников. Горизонтальные связи – духовные, политические, экономические – между общинами не развиты. Личная инициатива и ответственность не поощрялись.[24]
Если в политической сфере после Второй мировой войны и особенно в настоящее время наметились серьезные сдвиги, начали утверждаться политические режимы, близкие к западным (Япония, Китай), то в культурной сфере специфика Востока не просто сохраняется, но канонизируется как высшая ценность.
Итак, общество настолько сложно, что универсальной типологии быть не может, что было показано нами выше. Но общество находится в беспрерывном движении, в нем происходят преобразования и изменения.
Итак, в современной социологии существуют различные подходы пониманию общество как объекта изучения социологии. Однако наиболее распространенным является рассмотрение общества как социальной системы. Общество – это определенный тип системы, состоящей из разнородных взаимосвязанных элементов и подсистем, среди которых решающую роль играют социальные институты.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое социальная система?
2. Что выступает базовой структурной единицей социальной системы?
3. Как Вы понимаете, что такое «общество»? Почему человек не может существовать вне общества?
4. Каковы особенности общества как системы, его структура?
5. Какие факторы определяют специфику и тенденции развития человеческого общества?
6. Какие исторические типы общества вы знаете?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|