Научно-теоретические предпосылки возникновения социологии.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Б1.В1.1 Социология
РАЗДЕЛ 2. Методическое обеспечение дисциплины.
Направление подготовки:080100 «Экономика», 022000 «Экология и природопользование», 030300 «Психология», 031600 «Реклама и связи с общественностью», 080200 «Менеджмент»
Профиль подготовки:Финансы и кредит, Бухгалтерский учет и анализ, Налоги и налогообложение, Статистика, Мировая экономика, Экономика предприятий и организаций, Природопользование, Психология, Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере, Менеджмент в организации, Управление проектами, Малый бизнес
Квалификация (степень) выпускника:бакалавр
Формы обучения:очная, заочная
г. Новосибирск – 2011 г.
Раздел 2 УМК «Методическое обеспечение дисциплины» разработан
Ильиных Светланой Анатольевной – д.социол.н., профессором
Сухоруковой Натальей Геннадьевной – к.социол., доцентом
Учебно-методическое обеспечение согласовано с библиотекой университета.
Раздел 2 экспертизу прошел
Начальник отдела методического обеспечения
Никоненко Д.В.
Рецензенты-эксперты:
Утверждено на заседании кафедры социальных коммуникаций и социологии управления (протокол от «20» мая 2011 г. № 11).
Заведующий кафедрой
доктор социологических наук, профессор Воловская Н.М.
2.1. Содержание дисциплины
Раздел 1. Социология как наука
Тема 1.1. Социальные и научные предпосылки социологии
План лекции:
1. Социально-философские предпосылки возникновения социологии.
2. Социально-исторические предпосылки возникновения социологии.
3. Научно-теоретические предпосылки возникновения социологии.
Социально-философские предпосылки возникновения социологии.
Социология (лат. – societas – общество и греч. – logos – учение, слово)- наука, которая изучает структуры общества, их элементы, условия существования и социальные процессы, протекающие в этих структурах.Понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом О. Контом в 1830-х годах. Он является основателем данной науки. Однако становление социологии имеет длительную предысторию. Так, первые достоверные письменные источники «Законы царя Хаммурапи» (XXVII в. до н.э.) дают представление о социальном устройстве шумеро-вавилонской цивилизации. В управлении китайским обществом (с V в.до н.э.) использовались идеи китайской социальной философии.
Учение об общественной жизни содержится в античной Греции в работах Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»). В идеальном государстве Платона все подчинены обществу. У Аристотеля человек – это «общественное животное», но вместе с тем «каждый должен быть другом, прежде всего, самому себе». Таким образом, общество у Аристотеля оказывается производным по отношению к индивиду, что дает возможность альтернативно, иначе увидеть социальную жизнь.
На рубеже IV-V веков Августин Блаженный в рассуждении «О Граде Божьем» показывает многомерность общественной жизни, где над «невылеченной» волей к власти, конкуренцией, завоевательством присутствует благодать как сфера, внутри которой человек имеет возможность прожить свою жизнь небессмысленно, то есть не только для себя. На рубеже XIII-XIV веков возникает новая, светская форма институализации социального самопознания – университеты. Одновременно и в церковном знании – в «Сумме теологии» Фомы Аквинского – развивается культура здравого смысла, растет авторитет разума. Для позднего средневековья и Возрождения характерна актуализация темы личности, человека как активного творца социальной жизни - прежде всего на собственном индивидуальном уровне.
В Новое время социальное самопознание преодолевает религиозную форму, обретая идеологическую направленность. Возникают идеологии двух классов буржуазного общества – либерализм и социализм. Эти изменения заметны, начиная с «Государя» Н. Макиавелли и «Левиафана” Т. Гоббса, “Утопии” Т.Мора и “Города солнца” Т.Компанеллы (XVI-XVII века). XVIII век – век Просвещения, эпоха бурного развития общественной мысли, особенно во Франции (Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д.Дидро и др.), Германии (И.Кант), Англии (Дж. Локк, А. Смит). “Имей мужество опираться на свой собственный разум” – так сформулировал И.Кант лозунг Просвещения. После Великой французской революции 1879 года продолжалась разработка идеологий либерализма, прежде всего экономического (в Англии - работах И. Бентама, Дж.Милля), и социализма ( в трудах К.А. Сен-Симона, Ч. Фурье, Р.Оуэна).
В начале XIX века в общественной жизни, в социальном самопознании сформировался вызов, ответом на который явился переход от предсоциологии к собственно социологии.
Социально-исторические предпосылки социологии.
Социологическое знание представляет собой качественно новый этап в истории осмысления общественных явлений. В целом возникновение социологии как новой науки об обществе было симптомом общего недовольства социальной философией под влиянием Великой французской революции. Что произошло с обществом? Почему социальная философия не смогла дать ответы на интересующие человечество вопросы? В связи с этими вопросами обратимся к рассмотрению предпосылок возникновения социологии.
Революция, провозгласив идеалы всеобщей свободы, равенства, братства и счастья, устранила от власти помещиков – феодалов. Она разрушила средневековое сословно – монархическое устройство, социально значимые формы поведения, закреплённые в традициях. При этом большинство работников остро переживает конфликт между недавно сформированным внутренним ощущением гражданской состоятельности, своего морального, юридического равенства всем другим членам гражданского общества и ощущением расширенно воспроизводимого материально-экономического неравенства, не позволяющего большинству вырваться из нищеты, стать материально состоятельными.
Непредвиденные последствия Французской революции привели к замене иллюзий, скепсисом по поводу устройства общества, что позволило усомниться в надёжности социально – философского метода познания. Ведь Французская революция задумывалась теоретиками Просвещения, как путь ко всеобщему благополучию. Они, как вы помните, верили в силу человеческого разума.
Промышленная революция, начавшаяся в Европе в 80-е годы XVIII века породила новый социальный порядок, радикально преобразовавший все сферы общественной жизни. Фабричная система, урбанизация, невиданные ранее взаимодействия больших групп людей привели к существенному изменению уклада жизни (особенно для крестьян, покидавших земельные наделы и отправлявшихся на фабрики).
Итак, привычный порядок феодально–абсолютистского строя с его жесточайшей тотальной регламентацией жизни людей вытеснялся процессом становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина. Именно в условиях самоорганизующегося общества возникла массовая потребность в знании, ориентированном на точное и глубокое описание реальных социальных явлений и процессов. Как известно, основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на опыт человечества, достижения всех наук и культуры в целом. Познавательные приёмы (мыслительный эксперимент) философии могут дать результат при осмыслении «вечных» проблем человеческого бытия: свобода, совесть, счастье, смысл жизни и т.п. Когда же требуется познание реальных явлений, ответы на конкретные вопросы, то выявляется ограниченность их умозрительного решения.
Научно-теоретические предпосылки возникновения социологии.
К числу научно-теоретических предпосылок относятся:
1. Естественные науки, и, прежде всего физика. Они выработали целый ряд требований, процедур, которые обеспечивали достоверность опытно – экспериментального рационалистического типа знания. Многие естествоиспытатели (Лаплас, Галлей, Лавуазье) пытались применять эмпирические методы в исследовании социальных явлений. Использовался даже термин «социальная физика» (так первоначально предложил называть новую науку об обществе и О. Конт, но впоследствии он переименовал ее в социологию).
2. В рамках собственно философии (в 17-18вв.) возникли представления об эмпирической достоверности научного знания (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс) и рационалистические постулаты Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.
3. Параллельно общим социально–философским теориям развиваются конкретные социальные исследования. Так, в 17 веке были заложены основы современной демографии, методы количественного исследования социальных закономерностей английской «политической арифметики» (Д. Граунт и др).
Таким образом, к концу XVIII- началу XIX складывалась новая познавательная ориентация эпохи – на опыт, эксперимент – с одной стороны, и разум, логику – с другой. Возникновение социологии как научного способа социального самопознания отвечало этим требованиям.
Вопросы для самоконтроля:
1. В работах каких философов античной Греции содержится учение об общественной жизни?
2. Когда и кем введено понятие «социология» в научный оборот?
3. В какое время возникают идеологии двух классов буржуазного общества – либерализм и социализм?
4. Какие последствия Французской революции привели к замене иллюзий по поводу устройства общества?
5. В какое время были заложены основы современной демографии, методы количественного исследования социальных закономерностей английской «политической арифметики»?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|