Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДЫ СЛОВЕСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

В процессе физического воспитания широко используются различные фор­мы словесного воздействия благодаря его универсальным возможностям. Сло­весные воздействия имеют различные функции и формы. По функциям методы словесного воздействия можно условно разделить на следующие группы:

а) методы передачи информации;

б) методы управления деятельностью;

в) методы анализа и оценки деятельности.

К первой группе методов относятся рассказ, описание, объяснение, указание. К методам словесного управления деятельностью относятся команды, распоря­жения. Анализ и оценка деятельности осуществляется путем разбора, поощре­ния, порицания и других словесных форм.

Особенности занятий физическими упражнениями обусловливают два глав­ных требования к использованию слова: краткость и ясность. Это возможно тог­да, когда формы словесного воздействия подбираются в соответствии с особен­ностями занимающихся и задачами обучения.

Методы наглядного воздействия способствуют более быстрому, глубокому, проч­ному усвоению, повышают интерес к разучиваемым двигательным действиям. По характеру анализаторов, которые участвуют в процессе физического воспитания, методы наглядного воздействия составляют три группы: а) методы зрительной на­глядности; б) методы звуковой наглядности; в) методы двигательной наглядности.

К зрительной наглядности можно отнести натуральный показ двигательного действия преподавателем. Он может быть естественным, когда движение демон­стрируется в его обычном проявлении и может быть адаптированным, когда дви­жение демонстрируется в несколько измененном виде в целях большой вырази­тельности отдельных моментов (например, при замедлении движений).

К информирующей наглядности относятся также все разновидности опосредо­ванной наглядности в виде различных рисунков, схем, видеозаписей и т.п. Фун­кцию управления двигательной деятельностью несет зрительная наглядность в форме различных приемов зрительного ориентирования и лидирования.



Основное требование к применению зрительной наглядности - доступность полноценного восприятия и удобство наблюдения. С учетом этого избираются

расстояния между преподавателем и учеником, определяется плоскость движе­ния, расположение занимающихся.

Методы звуковой наглядности позволяют уточнить пространственно-времен­ные и ритмические характеристики движений. Информирующими будут различ­ные звуковые модели темпа или ритма движения (в том числе и музыка). Управ­ляющими являются различные условные звуковые сигналы, по которым занима­ющиеся своевременно выполняют необходимые движения или усилия. Сюда же можно отнести различные системы звукового лидирования.

Методы направленного прочувствования двигательного действия дают воз­можность получать двигательные ощущения о правильном выполнении движе­ний. К ним относятся:

1) направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия;

2) выполнение упражнений в замедленном темпе;

3) фиксация положения тела и его частей в отдельные моменты двигательно­го действия;

4) использование специальных тренажеров, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движений.

Методы срочной информации предусматривают немедленную коррекцию движения на основе аппаратурных сигналов, поступающих по ходу движений и информирующих об их отклонении от заданных параметров (тензоплатформы, электрогоннометры, фотоэлектронные устройства, свето- и звуколидеры и др.).

 

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯДВИГА ТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из его сто­рон - физическое образование, под которым понимается "системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобрете­ние таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений" (Л.П. Мат­веев, 1983). В процессе физического воспитания занимающихся обучают различ­ным двигательным действиям в целях развития способностей управлять своими Движениями, а также в целях познания закономерностей движений своего тела. Обучают также правильному выполнению действий, используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием. И нако­нец, учащихся обучают технике двигательных действий, необходимых в труде, быту или на спортивной тренировке.

При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возни­кает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершен­ствования, умение постепенно переходит в навык.

Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений.

Для двигательного умения характерно постепенное совершенствование спо­соба выполнения действия при осмысленном подходе в процессе управления дви­жениями. Это и составляет сущность двигательного умения.

Под двигательным умением понимается такая степень владения двигатель­ным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов. Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершен­ного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными. Например, в ряде случаев материал про­граммы по физической культуре должен быть усвоен именно на уровне умений. Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку глав­ным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.

Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение пере­ходит в навык. Это достигается постоянным уточнением и коррекцией движения. В результате появляется слитность, устойчивость движения, а главное - автома­тизированный характер управления движением. Двигательный навык - это опти­мальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизиро­ванным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением дви­жениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

При навыке сознание направленно главным образом на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия. Так, занимающиеся сосредоточивают свое внимание во время бега в основном на контроле за скоростью; при передвижении на лыжах - на изменении рельефа ме­стности, темпе прохождения дистанции и усилиях при отталкивании; при мета­ниях - на выполнении мощного финального усилия, т.е. на решающих компонен­тах достижении высокой эффективности действия. Эффективность процесса обу­чения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависит от:

1)двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опы­та обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения);

2)возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые);

3)координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения);

4)профессионального мастерства преподавателя;

5) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.