Сделай Сам Свою Работу на 5

Стадия №7 – «Исследование текста».





 

После полного ознакомления с общим и историческим контекстом книги, студент должен заняться изучением самого текста. Как уже было указано в вышеуказанной стадии чтения, исследователь должен избегать опасности привычного отношения к тексту. Следующие «инструменты» помогают свежо воспринять текст и глубоко вникнуть в него.

 

1) Задавайте вопросы.

Необходимо подходить к тексту с мышлением следователя. (Важно отметить, что цель исследователя на этапе ОБЗОРА - это не ответы на поставленные вопросы или формирование заключений, а сбор общей информации).

 

Шестью лучшими друзьями христианина на стадии ОБЗОРАявляются вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как? (Во время работы над текстом рекомендуется записывать полученную информацию в Библию или блокнот для дальнейшего изучения).

ü КТО? Этот вопрос ставится, чтобы определить, кем являются основные действующие личности в тексте. Кто они? Как они представлены? Что говорится о них? Каковы их действия?

 

Например:11 глава послания к Евреям является отличным отрывком Писания для применения этих вопросов.

 

ü ЧТО? Что происходит? Что описывается? Что подчёркивается? Что утверждается/отрицается? Что поощряется/осуждается? Что выглядит как будто бы недостающим в тексте? Что является обычным/необычным?



 

ü ГДЕ? Этот вопрос направлен на определение географического местоположения текста. О какой местности идёт речь? Где находятся лица, описываемые в тексте? Откуда они пришли? Куда они идут? Где находится автор? Где находились первые адресаты послания? Как описывается данная местность?

 

Обратите внимание на важность географических данных в Иоанна 4:4 по отношению общего контекста в Иоанна 4:1-42

 

ü КОГДА?Этот вопрос направлен на определение времени событий или учения упомянутых в тексте. Когда учение было представлено? Когда произошло событие? Какую связь имеет данное событие с временем исполнения других событий? Что произошло до данного события? Что произошло после?

 

Обратите внимание на важность времени в Марка 1:35 по отношению к предыдущему контексту.

 

ü ПОЧЕМУ?Этот вопрос направлен на выявление взаимосвязи причины и следствия. Почему это произошло? Почему Христос так ответил? Почему Бог так поступил?



 

ü КАК? Этот вопрос направлен на выявление механизма, посредством, которого нечто было совершено. Как это произошло? Кто несёт ответственность за происшедшее? Какие потребовались средства для исполнения этого?

 

ТУ: Проведите обзорное изучение Иоанна 4:1-30, используя 6-ть вопросов.

2) Изучение непосредственного контекста.

К простой ссылке на стихи из Библии для подтверждения истинности своих высказываний справедливо относятся с неуважением, поскольку такой подход имеет существенный недостаток: стихи толкуются без должного внимания к контексту. Для верного понимания текста очень важно понять контекст, в котором находится этот текст.

Путь изучения контекста также будет рассмотрен во 2-м этапе «Толкование».

УГЛУБЛЕНИЕ:

Следующие дополнительные вопросы помогают понять текст в его непосредственном контексте:

Первый. На какие основные общие части разделен материал и как они соединены в одно целое? Другими словами, какова книга? (При определении структуры следует иметь в виду тот факт, что одни библейские авторы писали более упорядоченно и конкретно, чем другие).

Второй. Как рассматриваемый отрывок сообразуется с ходом мыслей автора? Другими словами, какова связь между изучаемым отрывком и частями материала, которые непосредственно предшествуют отрывку и следуют за ним? Обычно существует логическая или богословская связь между любыми двумя соседними отрывками. Исключением можно назвать лишь книгу Притчей, но даже в ней часто встречается логическая группировка идей.



Третий. С какой точки зрения писал автор? Авторы иногда писали, видя как бы очами Божьими (как глашатаи Бога), особенно если речь идет о вопросах нравственности, но в повествовательных отрывках они часто описывали окружающий мир с точки зрения человеческой(так, как происходящее видится наблюдателю - феноменологически). Мы используем в разговоре феноменологическую метафору - солнце садится - вместо более громоздкого описания вращения земли по своей орбите, при котором одна сторона становится недоступной для прямых солнечных лучей.

Умение различать, желал ли автор быть понятым как непосредственный глашатай Божий или говорил с точки зрения человека, описывающего событие феноменологически, очень важно для точного понимания значения сообщения.

В качестве примера важности этого принципа рассмотрим вопрос о том, был ли потоп всемирным или локальным. Трудно определить по контексту, следует ли понимать описание событий в Быт. 6-9 ноуменологически (с точки зрения Божьей) или феноменологически (с точки зрения человеческой). Если фразы "И лишилась жизни всякая плоть" и "покрылись все высокие горы" следует понимать ноуменологически, то в Библии подразумевается всемирный потоп. Если эти же самые фразы следует понимать феноменологически, то они могут значить: "все животные, которых я мог видеть, погибли", и "покрылись водой все высокие горы, которые я мог видеть". Феноменологическое описание могло подразумевать и всемирный, и локальный потоп.

Традиционное толкование этих стихов - ноуменологическое. Но Милтон Терри считает, что описание потопа следует понимать феноменологически. Он утверждает:

"Описание потопа, наверное, сделано его очевидцем. Яркость картины и мельчайшие подробности, содержат неопровержимые доказательства того, что это так. Возможно оно передавалось по традиции от Сима к его потомкам, пока наконец не было включено в Пятикнижие Моисея.

Понятия "всякая плоть", "все высокие горы", "все источники великой бездны" и "окна небесные" относятся к тому, что было известно наблюдателю".

С точки зрения герменевтики следует упомянуть важный принцип, согласно которому авторы Библии иногда ставили цель писать с

ноуменологической точки зрения, а иногда - с феноменологической. Наше толкование значения может быть неверным, если нам не удастся провести такое разграничение.

Четвертый. Заключена ли в отрывке описательная (дескриптивная) или предписывающая (прескриптивная) истина? Описательные отрывки относятся к тому, что было сказано или что произошло в определенное время. То, что говорит Бог - истина; то, что говорит человек - может быть истиной, а может и не быть; то, что говорит сатана - обычно смесь истины и лжи. Когда в Библии описываются человеческие действия без комментариев, это совсем не значит, что эти действия одобряются Богом.

Когда в Библии описываются действия Божие по отношению к людям, то это совсем не значит, что таким же образом Он будет действовать в жизни верующих в каждый момент истории. Методы, которые использовал Бог в Евангелиях или в Деяниях Апостолов, часто ошибочно считаются методами, которыми Он будет действовать в жизни всех верующих. Но Бог обращается с разными людьми по-разному. Какие из этих методов можно считать нормой на сегодняшний день? Как нам выбрать один случай из нескольких в качестве нормативного примера?

Предписывающие отрывки Библии содержат нормативные принципы. Послания в основном имеют предписывающий характер; но иногда они содержат примеры индивидуальных, а не универсальных предписаний (например, разнообразие форм церковного правления, которое, очевидно, существовало в первоапостольских общинах). Отличия между различными прескриптивными отрывками предполагают, что не следует абсолютизировать ни один из них, но применять каждый из них по назначению.

Когда на определенную тему есть только один предписывающий отрывок или когда различные предписывающие тексты совпадают друг с другом, учение отрывка обычно считается нормативным. Контекстуальный анализ является наиболее надежным способом различения описательных и предписывающих текстов.

Пятый. Что является поучительной сутью отрывка, а что - только случайными деталями? Некоторые из главных ересей, возникших за время существования Церкви, были основаны на экзегетике, которая не проводит такого разграничения. Например, поучительная суть аллегории, изображающей Христа как виноградную лозу (Иоанна 15), заключается в том, что мы получаем силу жить духовной жизнью из Христа, а не из самих себя. Используя случайные подробности в качестве поучительной сути, одна богословская школа ранней Церкви (позже заклейменная как еретическая) заявила, что если Христос - Лоза, а виноград - часть сотворенного миропорядка, то отсюда вытекает, что Христос – часть сотворенного миропорядка! Пелагиане начала V в. сделали подобное толкование притчи о блудном сыне. Они заявили, что так как блудный сын покаялся и вернулся к своему отцу без помощи посредника, то отсюда следует, что и нам не нужен посредник. Современным примером игнорирования разграничения случайных подробностей и поучительной сути отрывка может быть преподаватель-христианин, несколько лет тому

назад прочитавший лекцию на тему 1 Коринфянам 3,16: "Вы храм Божий". Главной идеей Павла в этом стихе является святость Тела Христова - Церкви. Но этот преподаватель, фокусируя внимание на случайных деталях (структура ветхозаветного храма) пришел к выводу, что так как храм состоял из трех частей (внешний двор, внутренний двор и святая святых), и так как христиане названы храмами, то отсюда следует, что человек состоит из трех частей - тела, души и духа.

Шестой. Кому адресован данный отрывок? В одном популярном английском гимне есть такие слова: "Все обетования Библии - мои". И как бы благочестиво это ни звучало, такой подход с герменевтической точки зрения неверен. Да мы и сами не хотели бы, чтобы на нас исполнились все обетования Писаний (например, Мтф. 23,29-33)! И не хотели бы мы, чтобы к нам относились все повеления данные когда-либо верующим, - например, повеление Аврааму принести в жертву своего сына (Быт. 22,3). Хорошо известен юмористический рассказ об одном молодом человеке, который неразумным способом искал волю Божию, и решил последовать тому повелению, которое ему откроется наугад в Библии: первый отрывок, на который упал его взор, был


Мтф. 27,5 ("...он вышел, пошел и удавился"), второй отрывок - Лук. 10,37 ("Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же") и третий - Иоан. 13,27 ("Что делаешь, делай скорее").

И хотя мы улыбаемся, видя нелепое применение текста без учета его контекста, значительное число христиан использует этот метод для определения Божьей воли в своей жизни. Более здравая герменевтическая процедура включает в себя вышеперечисленные вопросы: Кто говорит? Нормативное это повеление или оно предназначено для конкретных лиц? Кому адресован отрывок?

Обетования и повеления обычно адресованы одной из трех категорий: народу Израиля, ветхозаветным верующим или верующим Нового Завета. Нормативные обетования и повеления, адресованные новозаветным верующим в большинстве своем относятся и к современным христианам. Относятся также к современным христианам и некоторые ветхозаветные обетования и повеления, в зависимости от контекста и содержания (см. гл. 5). Некоторые комментаторы одухотворяют физические обетования и заповеди, данные народу Израиля и затем применяют их к современным ситуациям, однако эту практику трудно оправдать, так как она идет вразрез с намерением автора.

 

ТУ:Проведите изучение контекста Евр.10:26 (Фил.3:2; 1Пет.5:8-Откр.5:5) и определите, как контекст помогает верно понять изучаемый отрывок.

ТУ: В Притчах 22,28 дана заповедь: "Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои". Значит ли этот стих, что:

а. Нельзя вносить изменения в привычный для нас порядок вещей?

б. Нельзя воровать?

в. Нельзя смещать дорожные указатели, показывающие путешествующим направление движения из города в город?

г. Ничто из вышеперечисленного?

д. Все вышеперечисленное?

ТУ:Среди христианских пасторов существуют разные мнения относительно значения и пользы сновидений. Екклесиаст 5,6 говорит: "Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, много суеты". Используя свои знания герменевтики, как можно точнее определите значение этого стиха и затем обсудите влияние понимания данного стиха на ваше использование сновидений в душепопечительской работе.

ТУ:Один писатель-христианин обсуждал методы определения воли Божьей в жизни человека и пришел к выводу, что важным показателем является внутренний мир. Для обоснования такого утверждения был взят лишь один стих - Колоссянам 3,15 ("И да владычествует в сердцах ваших мир Божий"). Согласны ли вы с использованием этого стиха для обоснования данного утверждения? Почему да или почему нет?

ТУ: Один известный служитель, говоря о людях, которые на словах соглашаются с тем, с чем они внутренне не согласны, а потом, в конце концов, будучи не в состоянии сдержать свои подавленные эмоции, взрываются от гнева, заявил следующее:

Всегда быть добрым малым и превращать свои отрицательные эмоции в желудочную кислоту - саморазрушительно. На какое-то мгновение у вас это может получиться, но потом вы будете чувствовать отвращение к самому себе.

Искренне и честно проявляйте свои чувства. Как сказал Иисус, "Да будет ваше "да" ясным "да", а "нет" - "нет". Все остальное усугубит положение.

Согласны ли вы с тем, как автор использовал Писание (парафраз Мтф. 5,33 - 37) для обоснования своего взгляда? Почему да или почему нет?

ТУ: Один христианин во время экономического кризиса 1974-1975 гг. потерял работу. Он и его жена истолковали Римлянам 8,28 ("любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу") в том смысле, что Бог его лишил этой работы, чтобы дать более высокооплачиваемое место. Он последовательно отказывался от предложений поступить на работу с меньшей и даже равной зарплатой и оставался безработным более двух лет. Согласны ли вы с таким толкованием этого стиха? Почему да или почему нет?

ТУ: Евреям 10,26-27 утверждает: "Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников". К вам приходит женщина в крайне подавленном состоянии. Неделю тому назад она добровольно и в полном сознании украла какой-то товар в местном магазине и теперь, на основании вышеуказанного стиха считает, что для нее нет никакой возможности покаяния и прощения. Что вы можете ей сказать?

ТУ: По просьбе своего мужа к вам пришла женщина. Она говорит, что получила видение, в котором ей было дано повеление оставить семью и поехать в качестве миссионера в Болгарию. Ее муж пытался убедить ее, что это видение - не от Бога и должно иметь другое объяснение, так как: 1) она нужна детям и мужу, 2) Бог не дал знать об этом призыве никому другому в семье, 3) у нее нет финансовой поддержки и 4) миссионерское общество, куда она обратилась, отказало ей. На все это она отвечала, цитируя Притчи 3,5-6 ("Надейся на Господа всем сердцем Твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои"). Что бы вы могли сказать ей, принимая во внимание этот стих, который, очевидно, является главной опорой ее навязчивой идеи?

ТУ: Вы только что объяснили человеку, что не одобряете оракульный метод использования Писания (определение воли Божьей путем открывания наугад Библии и использование первых попавшихся на глаза слов в качестве повеления), так как при этом обычно не обращают внимания на контекст. Но человек начинает спорить, утверждая, что Бог часто использует именно этот метод, и через него он получает утешение и водительство Божие. Чтобы вы могли ответить?

 

3) Разбор текста по частям речи.

Цель этой стадии определить логическую взаимосвязь между словами в предложениях. Довольно просто понимать смысловую нагрузку слов в предложении и логическую связь между ними (особенно после некоторой практики работы с текстом), даже если мы не можем дать определение частей речи.

Основные части речи:

Имя существительное -это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

Пример: «потому что и Христос пострадал за нас» 1Петра2:21

«Господь вывел его из темницы» Деян. 12:17

 

Глаголобозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

Пример: «Господь вывел его из темницы». Деян. 12:17

«…ибо открывается гнев Божий…» Рим. 1:18

Причастие– это особая форма глагола, имеющая как признаки глагола, так и признаки прилагательного. Отвечает на вопрос что делающий?

Пример: «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана прошли до Финикии, Кипра и Антиохии, никому не проповедуя» Деян. 11:19.

Деепричастие –это неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное действие. Отвечает на вопрос: что делая?

Пример: «…никому не проповедуя» Деян. 11:19

«…которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости,…» Кол. 1:28

Наречиеобозначает признаки действия или состояния. Отвечает на вопросы где? Когда? Куда? В какой степени?

Пример: «…совершенно повайте на подаваемую вам благодать…»

1 Петра 1:13

«ибо все мы много согрешаем» Иак. 3:2

Имя прилагательное -это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

В предложении имя прилагательное связано с именем существительным.

Пример: «ибо телесное упражнение мало полезно» 1 Тим. 4:8

«Иисус же отвечая сказал: о, род неверный и развращённый!» Лк. 9:41

Предлог –это часть речи. Употребляется для обозначения отношения слов друг к другу (над, без, для, через, впереди, согласно, в).

Пример: «Ибо всё из Него, Им, и к Нему». Рим. 11:36

Пример: «Которое пребывает у вас, как и во всём мире…»

Союз употребляется для связи предложений или для связи членов предложений (и, а, но, если, потому что, так же, либо, и т.д).

 

Пример: «Ибо мы сделались причастниками Христу…» Евр. 3:14

Пример: «Потому что наша брань не против крови и плоти…»Еф. 6:12

Союзы являются так называемыми «логическими, поворотными или связующими» словами. На них необходимо обращать особое внимание, т.к. они раскрывают построение логики текста.

Местоимение -это часть речи, указывающая на предмет, но не называющая его. Местоимения отвечают на те же вопросы, на которые отвечают имена существительные.

Пример: «Ибо Он есть мир наш…» Еф. 2:14

Числительноеобозначает количество. Сколько? Который? Какой?

Пример: «Потом явился более, нежели пятистам братьев…»1 Кор. 15:6

«… из которых я первый» 1 Тим. 1:15

Частица– это слова, предающие оттенки членам предложения или всему предложению.

Пример: Разве, вот, даже, же, ни, бы, ли и т.д.

Фраза -это законченное предложение.

Предложение -это основная синтаксическая единица, используемая для упорядоченного коммуницирования мыслей, идей и чувств между людьми. Предложения могут быть повествовательные, вопросительные и побудительные.

Параграф- это деление текста внутри главы, раздела. Параграф представляет собой законченную мысль.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.