Сделай Сам Свою Работу на 5

Плотность урока физической культуры как основа его продуктивности.





Физические упражнения не принесут желаемого эффекта, если физическая нагрузка недостаточна. Чрезмерная по интенсивности нагрузка может вызвать в организме явления перенапряжения. Возникает необходимость установить оптимальные индивидуальные дозы физической активности для каждого, кто занимается самостоятельно какой-либо системой физических упражнений или видом спорта. Для этого необходимо определить исходный уровень функционального состояния организма перед началом занятия и затем в процессе занятий контролировать изменение его показателей.

При дозировании физической нагрузки, регулировании интенсивности ее воздействия на организм необходимо учитывать следующие факторы:

· количество повторений упражнения. Чем большее число раз повторяется упражнение, тем больше нагрузка, и наоборот;

· амплитуда движений. С увеличением амплитуды нагрузка на организм возрастает;

· исходное положение, из которого выполняется упражнение, существенно влияет на степень физической нагрузки. К ней относятся: изменение формы и величины опорной поверхности при выполнении упражнений (стоя, сидя, лежа), применение исходных положений, изолирующих работу вспомогательных групп мышц (с помощью гимнастических снарядов и предметов), усиливающих нагрузку на основную мышечную группу и на весь организм, изменение положения центра тяжести тела по отношению к опоре;



· величина и количество участвующих в упражнении мышечных групп. Чем больше мышц участвует в выполнении упражнения, чем они крупнее по массе, тем значительнее физическая нагрузка;

· темп выполнения упражнений может быть медленным, средним, быстрым. В циклических упражнениях, например, большую нагрузку дает быстрый темп, в силовых — медленный темп;

· степень сложности упражнения зависит от количества участвующих в упражнении мышечных групп и от координации их деятельности. Сложные упражнения требуют усиленного внимания, что создает значительную эмоциональную нагрузку и приводит к более быстрому утомлению;

· степень и характер мышечного напряжения. При максимальных напряжениях мышцы недостаточно снабжаются кислородом и питательными веществами, быстро нарастает утомление.



· мощность мышечной работы (количество работы в единицу времени) зависит от времени ее выполнения, развиваемой скорости и силы при движении.

· продолжительность и характер пауз отдыха между упражнениями. Более продолжительный отдых способствует более полному восстановлению организма. По характеру паузы отдыха могут быть пассивными и активными. При активных паузах, когда выполняются легкие упражнения разгрузочного характера или упражнения в мышечном расслаблении, восстановительный эффект повышается.

Тренировочные нагрузки характеризуются рядом физических и физиологических показателей. К физическим показателям нагрузки относятся количественные признаки выполняемой работы (интенсивность и объем, скорость и темп движений, величина усилия, продолжительность, число повторений). Физиологические параметры характеризуют уровень мобилизации функциональных резервов организма (увеличение ЧСС, ударного объема крови, минутного объема).

Тренировочные нагрузки, выполняемые при ЧСС 131— 150 удар/мин относят к «аэробной» (первой) зоне, когда энергия вырабатывается в организме при достаточном притоке кислорода с помощью окислительных реакций.

Вторая зона — «смешанная», ЧСС 151—180 удар/мин. В этой зоне к аэробным механизмам энергообеспечения подключаются анаэробные, когда энергия образуется при распаде энергетических веществ в условиях недостатка кислорода.

Если нагрузка в занятиях является чрезмерной, превышает возможности организма, постепенно накапливается утомление, появляется бессонница или повышается сонливость, головная боль, потеря аппетита, раздражительность, боль в области сердца, одышка, тошнота. В этом случае необходимо снизить нагрузку или временно прекратить занятия.



Основы спортивной тренировки. Планирование спортивной тренировки.

Спортивная тренировка - это специализированный педагогический процесс, направленный на достижение спортсменом высоких спортивных результатов.

Оценивая готовность спортсмена к соревнованиям, часто пользуются понятиями “тренированность“ и “спортивная форма”. Состояние тренированности отражают биологические изменения в организме спортсмена, которые происходят под воздействием нагрузок и отдыха и выражаются в росте его работоспособности.

Наилучшая готовность спортсмена к высоким достижениям называется спортивной формой. Она представляет собой состояние организма, которое позволяет спортсмену полностью проявить физические и духовные способности в нужный момент соревновательной деятельности. Лучшим показателем спортивной формы является спортивный результат (оценки на экзаменах).

Принципы спортивной тренировки

1. Единство общей и специальной подготовки спортсмена. Общая физ. подготовка создает фундамент для достижения спортивного результата, а спец. физ. подготовка способствует достижению высокого уровня необходимых спортсмену знаний, умений, навыков, физических и психических качеств.

2. Направленность к высшим спортивным достижениям, узкая специализация и индивидуализация спортивной тренировки - учет индивидуальных особенностей спортсмена, уровня его физической, технической и других видов подготовленности, необходимых для высоких достижений в избранном виде спорта или спортивной дисциплине.

3. Непрерывность тренировочного процесса — систематические и регулярные учебно-тренировочные занятия, плановое чередование нагрузки и отдыха.

4. Постепенность увеличения и применения максимальных нагрузокявляются обязательными условиями роста спортивных результатов. Объём и интенсивность тренировочной работы необходимо увеличивать плавно, без резких колебаний.

5. Волнообразность динамики тренировочных нагрузок. С течением времени организм приспосабливается к однообразной нагрузке, поэтому для повышения функциональных возможностей следует чередовать малые, средние, большие и максимальные нагрузки.

6. Цикличность тренировочного процесса находит отражение в многолетнем и поэтапном планировании.

Виды планирования:

1. Перспективное планирование создает общую картину, определяет главную цель, задачи и основные средства тренировки. Для каждого года, кроме того, определяется частная цель, поэтапно планируется рост спортивных результатов и усложнение физ. упражнений.

2. Годичное планированиеГодичный тренировочный цикл в основном состоит из трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. В ходе подготовительного периода создаются предпосылки для приобретения “спортивной формы”, расширяются функциональные возможности организма спортсмена. Задачей соревновательного периода является сохранение и улучшение “спортивной формы”, достижение максимальных спортивных результатов. В переходном периоде проводится активный отдых при сохранении определенного уровня тренированности.

3. Текущее (оперативное) планирование.Связано с оптимизацией тренировочного процесса, подготовкой к отдельным соревнованиям или их серии. Необходимо подобрать средства и методы тренировки, методы восстановления и стимуляции работоспособности, в таком сочетании, которое обеспечивает достижение спортсменом высоких результатов. Используются соревновательные упражнения (на вспомогательных дистанциях и их отрезках, в нестандартных упражнениях).Оцениваются самые различные показатели, отражающие возможности организма, реакции на отдельные виды физических упражнений, продолжительность пауз между ними.

Основные понятия: физическая культура, спорт, физическое воспитание, физическое развитие, физическая и функциональная подготовленность,

Физкультура, как часть культуры общества есть деятельность людей по созданию и использованию матер. и духов. ценностей для физ. совершенствования человека.

Материальные ценности — разнообразные сооружения для занятий физ. упражнениями, спортивный инвентарь и оборудование, финансирование, уровень двигательной подготовленности человека.

Духовные ценности — соц., специально-научные и практические достижения, которые обеспечивают научную и организационную основу физкультуры.

Использование ценностей

в специально организованном педагогическом процессе

в виде занятий физ. упражнениями в бытовых условиях

в различных формах массовых коммуникаций

Реализация ценностей осуществляется через педагогический процесс использования физ. упражнений, в результате обществ. достояния преобразуются в личные: улучшение здоровья, приобретение двигательных умений, развитие двигательных качеств. Физ. подготовка человека меняется, и для получения нагрузки меняются физ. упражнения.

Физическая подготовленность — это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Физическое образование — процесс и результат овладения спец. систематизированными знаниями, физ. упражнениями, а также способами их самостоятельного изучения и использования в жизни.

Результат решения образовательных задач является рост уровня физ. образования. Уровень физ. образования определяется путем оценки в баллах объема и качества знаний, двигательных умений, которые зависят от уровня физ. развития, чем лучше физ. развитие, тем больше возможностей для физ. образования.

Результат решения оздоровительных задач — рост уровня физ. развития

Физ. развитие — процесс и результат изменения формы и функций организма в течении жизни и под воздействием занятий физ. упражнениями.

На физ. развитие влияют 3 группы факторов:

· биологические

· климатические

· социальные

Биологические (наследственные)

В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека, также физ. развитие подчиняется закону возрастной ступенчатости.

Климатические факторы — включает факторы, которые зависят от географической зоны страны.

Социальные факторы — условия материальной жизни, трудовой и учебной деятельности, содержание, обучение и воспитание включает педагогический процесс в физкультуре. Действие всех соц. факторов полностью подчинено общественному экономическому развитию страны. Оказывают существенное влияние на действие климатических и биологических факторов

Физ. воспитание — определяется как деятельная сторона физкультуры в виде педагогической системы физ. совершенствования человека и включает в себя:

  • формирование спец. знаний и двигательных умений (физ. образование)
  • развитие физ. способностей (физ. развитие)
  • воспитание личностных качеств

Спорт — многогранное общественное явление, составляющее неотъемлемый элемент культуры общества, одно из средств и методов всестороннего гармонического развития человека и укрепления его здоровья

5 групп видов спорта:

· высокоактивная двигательная деятельность

· действия спортсмена по управлению средством передвижения

· технико-конструкторские

· стрелковые

· абстрактно-игровые

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.