|
Система мотивов в области компонент физической культуры личности.
Физическая культура: определение, результат деятельности в физической культуре, совокупность ценностей, представляющих физическую культуру.
1. Физическая культура (ФК) - составная часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.
Духовные ценности - информация, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
Материальные ценности - спортивные сооружения, инвентарь, специальное радиоэлектронное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение.
2. Физкультурное (физкультурно-спортивное) движение – форма социального движения, целью которого является содействие повышению уровня физической культуры населения, целенаправленной деятельности государственных и общественных организаций, граждан по развитию физической культуры и спорта.
3. Спорт - составная часть физической культуры, сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.
Компоненты физической культуры.
Физическое воспитание (ФВ) – педагогический процесс, направленный на формирование физически здорового, духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, в частности, на укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека. Важнейшим элементом ФВ является «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения (основные способы ходьбы, бега, плавания, скольжения на коньках и лыжах и др.), «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, футбол теннис и др.);
Физическое развитие (ФР) – биологический процесс становления, изменение естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека. ФР управляемо и подчиняется определенным законам и тесно связано со здоровьем человека. В процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентаций, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.
5. Основные виды физической культуры:
Гигиеническая ФК – утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками;
Рекреативная ФК – туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения;
Фоновая ФК – компонент здорового образа жизни, оказывающий оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, особенно в сочетании с другими компонентами ФК;
Оздоровительно - реабилитационная физическая культура - направленное применение физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановление функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин.
Структура физической культуры личности.
Операциональный компонент
|
| Мотивационно-ценностный компонент
|
| Практико-деятельностный компонент [Виды деятельности]
| Двигательные умения
|
| а) Знания - б) Убеждения [связаны]
|
| Познавательная
| Двигательные навыки
|
| а) Потребности - б) Мотивы [связаны]
|
| Пропагандистсткая
| Физическое развитие
|
| Интересы
|
| Инструкторская
| Физическая подготовленность
|
| а) Отношения - б) Ценностные ориентации [связаны]
|
| Судейская
| Физическое совершенство
|
| а) Эмоции - б) Волевые усилия
|
| Физическое самовоспитание, саморазвитие; Здоровый стиль жизни; Профессиональная
| Профессиональная направленность физической культуры личности
Мотивационно-ценностный компонент (МЦК)
МЦК отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность к ней, систему знаний интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.
Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания: Теоретические – охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования. Методические - обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «Как использовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?» Практические – дают навыки, как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигательные действие. Знания – необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Знания о себе соотносятся со знаниями о других и с идеалом, выносится суждение о том, что у индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как соответствовать идеалу.
Убеждения – определят направленность оценок и взглядов личности в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становятся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность.
Потребность физической культуры – главная побудительная и регулирующая сила поведения личности. Это потребность в движениях и физических нагрузках; общении; контактах и проведении свободное времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе и эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего «Я»; в познании, в эстетическом наслаждении, улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, комфорте и др. Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радостью, счастьем); неудовлетворение потребностей – отрицательными эмоциями (отчаянием, разочарованием, печалью).
Система мотивов в области компонент физической культуры личности.
На основе потребностей ФК возникает система мотивов:
- достичь физического совершенствования;
- дружеской солидарности, продиктованной желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;
- долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по ФК, выполнять требования учебной программы;
- соперничества, характеризующий стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, завоевать авторитет, поднять свой престиж, быть первым, достичь больших успехов;
- подражания, стремления быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными во время занятий;
- спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;
- процессуальный при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;
- игровой, выступающий средством развлечения, отдыха, снятия нервного напряжения;
- комфортности, определяющий желания заниматься физическими упражнениями в благоприятных комфортных условиях.
Интересы – побуждают студентов заняться физкультурой и спортом. В структуре интереса различают эмоциональный, познавательный и поведенческий компоненты.
Эмоциональный – человек по отношению к объекту или деятельности испытывает какие-либо чувства (удовольствие, удовлетворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим «Я» и др.).
Познавательный – связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удовлетворения потребностей. А также связан с поиском и подбором средств, необходимых для удовлетворения возникшей потребности (убежденность в необходимости занятий физической культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий, определенный уровень знаний, стремление к познанию и др.).
Поведенческий – отражает мотивы и цели деятельности, рациональные способы удовлетворения потребности.
Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре.
Интересы - возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:
- с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и др.);
- с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя, улучшение результатов и др.);
- с перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).
Если человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней. Отношения – задают предметную ориентацию, определяют социальную и личностную значимость физической культуры в жизни.
- Активно–положительное – ярко выражены физкультурно-спортивная заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость интересов, регулярность занятий, участие в соревнованиях, активность и инициативность в организации и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.
- Пассивно-положительное – расплывчатые мотивы, неясность и неконкретность целей, аморфность и неустойчивость интересов, эпизодическое участие в физкультурно-спортивных мероприятиях.
- Индифферентное – безразличие и безучастность, цели и интересы к физкультурно-спортивной деятельности отсутствуют.
- Пассивно-отрицательное – связано со скрытым негативизмом к ФК.
- Активно-отрицательное - проявляется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении занятиями физическими упражнениями, которые для таких лиц не имеет никакой ценности.
Волевые усилия – регулируют поведение и деятельность личности в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями, направляются разумом, моральным чувством, нравственными убеждениями. Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели, самообладание, сдержанность, собранность (сосредоточенность), решительность, инициативность.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|