Сделай Сам Свою Работу на 5

Шесть принципов, соблюдение которых приводит к энтузиазму





 

Рупа Госвами дает нам шесть принципов, соблюдение которых приведет нас к зрелому бхакти и непременно на­градит высшим энтузиазмом. В списке этих принципов пер­вой стоит утсаха:

утсахан нишчайад дхаирйат тат-тат-карма-правартанат

санга-тйагат сато вриттех шадбхир бхактих прасидхйати

 

«Существует шесть принципов, следование кото­рым способствует прогрессу в чистом преданном служении. Человек должен:

1) действовать с энту­зиазмом,

2) быть уверенным в своих действиях,

3) проявлять терпение,

4) следовать регулирую­щим принципам (таким, как шраванам киртанам вишнох смаранам — слушание повествований о Кришне, воспевание Его и памятование о Нем),

5) отказаться от общения с непреданными,

6) идти по стопам великих ачарьев прошлого.

 

Придержи­ваясь этих шести принципов, человек, несомнен­но, добьется успеха в чистом преданном служе­нии» («Нектар наставлений», текст 3).

 

1. Действовать с энтузиазмом. Если мы не проявляем рве­ния в своей деятельности, то можем готовиться к еще од­ному материальному телу, поскольку недостаток рвения указывает на порабощение нас врагом. Вопрос состоит в следующем: позволим ли мы ему полностью уничто­жить нас или сделаем все необходимое, чтобы уничто­жить его?



2. Быть уверенным. Если мы неуверенны, то не станем с го­товностью и верой следовать за гуру, садху и шастрами. Это приведет к тому, что мы начнем выдумывать что-то свое и в конце концов сойдем с пути.

3. Проявлять терпение. Энтузиазм и устремленность ука­зывают на то, что мы радостно предвкушаем свое буду­щее, но вместе с тем мы должны проявлять терпение.

 

Каким образом эти два состояния уживаются вместе? С одной стороны, если у нас не хватает терпения и мы просто прокладываем себе путь одним своим энтузиаз­мом, то забудем о том, что Кришна — Высший Управля­ющий. Вместо того, чтобы признать за Кришной право устраивать все по Своей воле, мы будем злиться, когда желаемое не будет исполняться согласно нашему плану. С другой стороны, если мы прекратим действовать с эн­тузиазмом и будем просто сидеть и ждать от Господа ми­лости, то наше сознание ослабнет и станет открытым для врагов ума. Мы начнем сомневаться, а стоит ли вообще стремиться к нашей цели. Мы должны испытывать энту­зиазм и духовную жажду, оставаясь в то же самое время терпеливым. Мы должны с пылом браться за служение, как будто от этого зависит сама наша жизнь, но не забы­вать при этом, что Кришна и Его слуги сделают все для нас в соответствии со временем, местом и обстоятельст­вами. Например, служащий трудится не покладая рук с уверенностью, что начальник ответит на его старания соответствующей зарплатой. Он знает, что обещанный чек будет выдан, стоит ему лишь упорно работать. Этот пример поможет нам решить кажущееся противоречие между энтузиазмом и терпением.



4. Следовать регулирующим принципам. Регулирующие принципы — это наше лекарство. Если больному поста­вили верный диагноз, то соответствующие лекарства и режим будут играть первостепенную роль в его выздо­ровлении. Регулирующие принципы предписаны наши­ми ачаръями и играют важнейшую роль в нашем благо­получии.

5. Отказ от общения с непреданными. Стремительно про­двигаясь по духовному пути, мы должны обращать особое внимание на то, как влияют на нас люди, поддавши­еся депрессии, подавленности, чувству вины, гневу, тре­вогам и еще многим последствиям деятельности врагов ума. Если во время войны ваш сослуживец стал трусом или предателем, сможете ли вы беззаботно общаться с ним и раскрывать ему свое сердце и душу? Этот чело­век превратился в пособника врага. Подобным же обра­зом, если вы находитесь рядом с тем, кто болен заразной болезнью, вы должны соблюдать особые меры предосто­рожности. Вот почему это наставление (отказ от обще­ния с непреданными) является практическим соображе­нием. Если мы хотим достичь цели, то должны тщательно выбирать круг общения.



6. Следовать по стопам предыдущих ачаръев. Нам нужно изучить жизни своих предшественников, которые до­стигли успеха на пути бхакти. Мы хотим следовать им, но не подражать.

Эти шесть принципов пробудят в нас чистые духовные эмоции, обогащенные культурой бхакти. Неверно направ­ленный энтузиазм приведет человека к неприятностям, в то время как верно направленный энтузиазм поможет нам обуз­дать свой ум и чувства, а не служить им, подобно бесправно­му рабу. Вот что сказано в комментариях к этому тексту из «Нектара наставлений»: «Нам следует отнестись к возможно­сти вернуться домой, обратно к Богу, с огромным энтузиаз­мом. Без энтузиазма невозможно добиться успеха. Даже в ма­териальном мире энтузиазм является залогом успеха в любом деле. Энтузиазм необходим студенту, бизнесмену, художни­ку — каждому, кто стремится преуспеть на своем поприще. Не менее важен энтузиазм и в преданном служении. Энтузи­азм подразумевает деятельность — но ради кого? Ответ таков: Действовать следует только для Кришны.

Утсахой, энтузиазмом, называют опирающуюся на ра­зум деятельность в сознании Кришны. Преданные всегда находят верные пути, позволяющие им использовать в слу­жении Господу абсолютно все (нирбандха кришна-самбандхе юктам ваирагъям учьяте). Преданное служение -- это не пассивная медитация, но практическая деятельность, лежа­щая в основе духовной жизни».

Мы не сможем следовать остальным принципам, если у нас нет энтузиазма. Уровень энтузиазма будет своего рода барометром, по которому мы можем сверять свой прогресс.

 

 

Признаки успеха

 

Когда преданный достигает стадии бхавы, или экстаза пре­данности, в его жизни начинают преобладать девять видов деятельности. Эта стадия наступает, когда пройдены все пре­дыдущие ступени, а именно: шраддха (вера), садху-санга (об­щение с преданными), бхаджана-крия (практическое предан­ное служение под руководством духовного учителя), анартха-нивритти (очищение от нежелательных препятст­вий и оскорблений), ништха (стабильность), ручи (ярко про­явленный вкус к духовной деятельности) и асакти (сильная привязанность к Господу). Пройдя через асакти, преданный достигает стадии бхавы, которая предваряет прему, высшую стадию совершенства жизни. Бхава может проявиться только по прошествии предыдущих стадий, поскольку она невоз­можна без стабильности, а стабильность, в свою очередь, не приходит к тому, у кого нет постоянного энтузиазма.

Представьте себе лифт, который везет вас с первого эта­жа на последний. Вы проезжаете множество уровней, нако­нец, дверь открывается, и вы выходите. Бхаву, экстаз, можно сравнить с этой открытой дверью; этот экстаз раз и навсег­да разрушит все оставшиеся у вас преграды и анартхи. На этой стадии преданный проходит через последнее очище­ние, что позволяет душе вступить в духовную сферу и ис­пытать прему. А теперь мы рассмотрим признаки человека, подошедшего к этой двери, чтобы осознать силу энтузиаз­ма. Арджуна в «Бхагавад-гите» тоже интересуется этим во­просом и спрашивает Кришну, как человек, преодолевший материальную природу, ходит, разговаривает и ведет себя. Как нам узнать такого человека, и какова внутренняя жизнь такого человека? Вот список признаков, по которым ачаръи определяют человека, преодолевшего материальную приро­ду и «стучащего в дверь премы». Про такого человека гово­рят, что он укрепился в бхаве.

 

1. Авъяртха-калатвам. Использование времени в служе­нии Господу. Задумаемся, как мы используем свое время? Если мы тратим его на пустяки, враги ума наверняка ста­нут активнее.

2. Кшанти.Спокойствие, или способность не терять при­сутствия духа среди потрясений. Это перекликается со вторым принципом, данным Рупой Госвами, — твердой убежденностью, то есть уверенностью в действиях.

3. Виракти. Равнодушие к объектам удовлетворения чувств. Мы не собираемся гасить свой энтузиазм, но мы также не хотим взращивать нездоровый энтузиазм. Сле­дует отказаться от плохого, чтобы достичь хорошего.

4. Мана-шунъята. Отсутствие гордыни. Гордыня — это се­рьезный враг, который мешает экстазу. Воспрепятство­вать распространению этого врага и даже его появлению может антибиотик под названием «Смирение».

5. Аша-бандха. Надежда на то, что Господь прольет Свою беспричинную милость на нас. Человека, горящего энту­зиазмом, не остановят даже препятствия, которые кажутся непреодолимыми и бесконечными. У такого человека ес­тественным образом развивается оптимизм, и он пыта­ется каждый поворот судьбы использовать для роста и служения. Он находит способы преодолеть препятст­вия или сложности и не позволяет себе поддаваться их диктату, который порой проявляется в том, что человек начинает считать себя неудачником.

6. Самуткантха. Сильное стремление служить Господу. Не имеет значения, где они находятся, с кем живут и ка­кими богатствами обладают, — такие преданные всегда стремятся испытать чистую любовь к Богу.

7. Нама-гане сада ручи. Постоянное влечение к воспева­нию святых имен Бога. Преданный на этой ступени бха-вы не может прожить ни минуты, не взывая к Господу. Такие преданные постоянно готовят себя к новым ощу­щениям и при этом всегда помнят о цели. Они понима­ют, что, желая достичь цели, нужно поставить себя в та­кое положение, чтобы быть способным воспринять милость. Они стараются привлечь внимание тех, кто мо­жет одарить благословениями и пролить на них свою милость; так они достигают успеха.

8. Асактис тад-гунакхъяне. Привязанность к прославле­нию Господа и обсуждению Его качеств. Славя лилы, иг­ры Господа, они постепенно поднимаются на уровень, на котором сами могут принять в них участие.

9. Притис тад-васати стхале. Желание жить в святых местах, где Господь проводил Свои игры. Человек, стоя­щий у заветной двери, уже прошел все предварительные стадии и заслужил возможность присоединиться к веч­ным спутникам Господа в духовном царстве. Такие пре­данные стремятся жить в святых местах поломничества, ибо готовы к откровениям и не хотят ждать, пока оставят свое материальное тело. Все еще оставаясь в материаль­ном теле, они принимают прибежище у духовной энер­гии, чтобы полностью погрузиться в служение. Так они естественным образом защищают себя от апатии и неже­лательного общения. Находясь в духовной обстановке, они путешествуют или остаются на какое-то время в ме­стах, где проходили те или иные игры Господа. Так они обретают право ступить за порог той заветной двери.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.