Сделай Сам Свою Работу на 5

Почему люди избегают скорби





 

Когда людям недостает некоторого количества здоровой скорби, они могут заболеть физически или психически. Мо­жет возникнуть множество проблем. Если человек не знает, как обращаться со скорбью, она будет продолжать преследо­вать его снова и снова. Она не уйдет просто так. Она может проявиться, когда человек меньше всего ожидает этого, и в таком случае с ней будет гораздо труднее справиться. Луч­ше распознать ее, встретиться с ней лицом к лицу, испытать ее и избавиться от нее, если вы хотите действительно освобо­диться от скорби и приобрести ценный опыт.

Некоторые люди заявляют, что не хотят проходить через этот процесс, чтобы не погрязнуть в страданиях. В некото­рых культурах людей, которые плачут или проявляют слиш­ком много эмоций, считают слабохарактерными. Скорбь за­частую ограничена культурными нормами и традициями. Люди хотят выглядеть сильными и боятся проявлять эмо­ции. Бывает также, что человек считает, что если он просто забудет о трагическом событии, то боль уйдет сама собой. Кроме того, люди просто не хотят обращать на себя внима­ние. Они считают, что если открыто проявят скорбь, это при­влечет к ним слишком большое внимание. Однако в этом кроется определенная опасность, поскольку они упускают возможность облегчить свою боль и приобрести опыт, де­лясь своими переживаниями с окружающими.



Образ жизни современных людей не предусматривает времени для опыта здоровой скорби. Если у человека есть ра­бота и семья, то все время уходит на работу и детей. Когда они приходят вечером домой и смотрят новости, на них об­рушивается шквал новых трагедий, и они просто не в состо­янии выделить время на что-то еще. Некоторые люди просто не выжили бы, если бы стали уделять внимание скорби, ибо она наступает на них со всех сторон. И поскольку они хотят сохранить равновесие и какое-то ощущение стабильности, они думают, что смогут избежать проблем, просто не вникая в них слишком глубоко. Кое-кто понимает, что причиной яв­ляется гордость и неспособность смириться с тем, что вы ис­пытываете боль. Им не хотелось бы, чтобы другие заметили их уныние и стали считать слабаками.

Есть также люди, которым просто недостает сострадания или просто сочувственного интереса к жизни других людей. Некоторых просто ничего не волнует вследствие поверхност­ности их жизни и потому, казалось бы, болезненные ситуа­ции не затрагивают их психики. Им просто не присуще со­стояние пара-духкха-духкхи-крипам-буддхи, в котором человек чувствует как боль, так и радость других людей. Они не чувствуют никакой связи с другими, поэтому у них нет и причин для скорби. Они либо не имеют отношения к про­блеме, либо не хотят испытывать боли. У таких людей неиз­бежны различные проблемы и даже болезни, поскольку эмо­ции должны иметь какой-то выход.



Большинство преданных не считают скорбь частью ду­ховной жизни. Даже Кришна говорит в «Бхагавад-гите» Арджуне, что мудрые не скорбят ни о живых, ни о мертвых. По­этому преданные избегают скорби, ибо хотят действовать на высочайшем уровне сознания Бога. Некоторые преданные считают, что пребывающий в сознании Кришны не должен скорбеть, поскольку мы не являемся телами. Писания реко­мендуют развивать отречение, а скорбь, похоже, указывает на привязанность. Поэтому человек предпочитает страдать, что называется, про себя, отрицая проблему и не думая о том, что позже она может проявиться еще более неблагоприятным об­разом. Бывает, что неприятие реальности, потрясение или гнев настолько захлестывают нас, что нежелание иметь дело с проблемой становится частью неприятия реальности. Ум может пытаться не придавать значения проблеме, но в результате мы просто подавляем свои чувства, постоянно бывая в смятении. Позже это все равно скажется на нашем характере и поведении.



И все же некоторые утверждения писаний, похоже, указы­вают на нежелательность скорби:

 

санджайа увача там татха крипайа&иштам

ашру-пурнакулекшанам

вишидантам идам вакйам

увача маадхусуданах

 

Санджая сказал: «Увидев, что Арджуна охвачен со­страданием и скорбью, а глаза его полны слез, Мадхусудана, Кришна, произнес такие слова».

(«Бхагавад-гита», 2.1)

 

В комментарии Шрила Прабхупада пишет:

«Мирское сострадание, скорбь и слезы выдают человека, забыв­шего свою истинную, духовную природу. Тот, кто сознает свою духовную природу, проявляет сострадание к вечной душе. В этом стихе примечательно слово «Мадхусудана». Некогда Гос­подь Кришна убил демона Мадху, и теперь Арджуна хочет, что­бы Кришна уничтожил демона сомнений, который завладел Арджуной и мешает ему исполнять долг. Люди не знают, на что следует направлять свое сострадание. Какой смысл сострадать одежде утопающего? Человека, тонущего в океане неведения, нельзя спасти, пытаясь вытащить его одежду, то есть спасая его материальное тело. Того, кто не знает об этом и скорбит об одежде, называют шудрой — человеком, который скорбит на­прасно» («Бхагавад-гита», 2.1, комментарий).

Когда преданные слышат этот стих, они могут подумать, Что всякая скорбь означает телесные представления о жизни. Однако этот стих не указывает на то, что все виды скорби Должны быть отнесены к категории майи, иллюзии.

 

Методы работы со скорбью

Ищите решение

 

Теперь нам хотелось бы предложить несколько техник, кото­рые помогают надлежащим образом работать со скорбью. Мы хотим действовать позитивно, чтобы скорбь в конечном счете приводила к внутреннему росту, развивала способность к со­переживанию и состраданию. Таким образом, мы выходим из кризиса сильными духовными воинами, готовыми помогать другим, особенно тем, кто застрял на более низких уровнях.

В «Шримад-Бхагаватам» (4.8.24) объясняется, что необхо­димо найти выход и направить свою энергию на разрешение проблемы, а не пребывать в скорби.

 

маитрейа увача эвам санджалпитам матур

аканйартхагамам вачах саннийамйатманатманам нишчакрама питух пурат

 

Великий мудрец Майтрея продолжал: «Совет ма­тери Дхрувы Махараджи, Сунити, должен был по­мочь ему добиться своей цели. Поэтому, тщатель­но все обдумав и сосредоточив свой ум на поставленной цели, он, преисполненный реши­мости, покинул отчий дом».

В комментарии Шрила Прабхупада пишет:

«И мать, и сын были до слез обижены словами, брошенными в лицо Дхруве Махарадже его мачехой, и тем, что отец не всту­пился за него. Но одними слезами делу не поможешь — необ­ходимо найти способ облегчить свои страдания. Поэтому и мать, и сын решили обратиться за помощью к Господу, найдя прибежище у Его лотосных стоп, ибо это единственный способ, позволяющий разрешить все материальные проблемы».

 

Практические методики

 

1. Ведение дневника или письмо могут помочь тому, кто скорбит о потере дорогого ему или ей человека. Можно написать письмо этому человеку и выразить в нем свои чувства; можно даже поговорить с ним, чтобы подвести отношения к логическому завершению.

2. Человеку, пребывающему в состоянии скорби, могут по­мочь те же вещи, которые мы рекомендовали для снятия стресса: физические упражнения, медитация, диета и т.д. Самовнушение и визуализация помогут занять ум и из­менить восприятие и поведение. Массаж помогает снять напряжение в физическом теле, которое тоже влияет на ум. Если человек не скорбит, это напряжение должно ку­да-то пойти. Некоторые специалисты утверждают, что оно идет в сердце и в руки, точно так же, как беспокойст­во оказывает воздействие на определенные органы тела.

3. Необходимо осознать, насколько важно делиться своими переживаниями с окружающими. В Эфиопии существует интересный ритуал: если у матери умирает ребенок, об­щина собирает всех ближайших друзей и родственников женщины, и все вместе они идут к ней домой. Там самый близкий ей человек произносит речь, и в это время все присутствующие вместе переживают наиболее болезнен­ные моменты. Все плачут, обнимают друг друга и делятся своими чувствами, тем самым давая возможность матери сразу освободиться от большей части боли. В результате ей гораздо легче пережить утрату. И остальные тоже по­нимают, что у них есть поддержка, за которой можно все­гда обратиться в трудную минуту. Если вас окружают со­страдательные и любящие люди, скорбящий будет чувствовать эту любовь и заботу и не станет жертвой тре­воги, одиночества, гнева или разочарованности.

Обычно мы относимся к людям безлично просто по­тому, что не знаем, как действовать. По этой причине мы можем даже избегать тех, кто страдает. Вместо того, что­бы дать им возможность поплакать и поделиться с нами своей болью, мы просто избегаем их. Но когда община поддерживает своих членов, разделяя с ними все испыта­ния, люди не будут бояться проявления скорби. Такая практика равносильна посланию: «Мы понимаем вашу боль и мы страдаем вместе с вами, потому что любим вас и заботимся о вас». Мы хотим, чтобы испытания укрепля­ли нас и наши отношения с людьми.

У американских индейцев есть поговорка: «После ночи скорби подумайте о том, как позаботиться о своих детях». По сути это означает, что необходимо уважать скорбь и реальность, и этим нужно воспользоваться для создания более крепких семей и общин. Как добиться того, чтобы трудности привели к последующему росту? Как сделать так, чтобы другим было легче пережить подобную ситуа­цию? Как сделать так, чтобы, подобно трагическому герою, извлечь из этого опыта глубокое понимание? Как стать в результате более могущественным духовным воином? 4. Страха, гнева и скорби не существует. Что имеется в виду под этим утверждением? Какой у них вес и цвет, как они выглядят? Можете ли вы нарисовать их, увидеть или по­говорить с ними? На самом деле их не существует. Их существование зависит только от нашего восприятия, ос­нованного на прошлом опыте. Зачастую внешние обстоя­тельства формируют определенное умонастроение, хотя сама по себе скорбь не связана с этими событиями. Не су­ществует такого объекта, как скорбь. Это просто наше восприятие ситуации. Это означает, что скорбь, гнев и де­прессия нуждаются в «гостеприимном хозяине». Им необ­ходимо, чтобы кто-то их пригласил и накормил. Мы должны относиться к скорби как к заехавшему ненадолго гостю. Он может пожить у нас несколько дней, но рано или поздно ему придется уехать. Мы можем оставить их у себя дома навсегда, а можем, оказав им должный прием, через какое-то время проводить за порог. Мы создаем скорбь своим восприятием ситуации и сами же превраща­ем ее в самостоятельную сущность.

5. В любом страдании заложен глубинный смысл, который мы должны распознать. Мы можем рассматривать мир только как юдоль страданий, что приведет к цинизму и депрессии, или же понимать, что Бог допускает страда­ния ради исправления живых существ. Вместо того, что­бы считать Бога немилосердным тираном и автократом, мы можем согласиться с тем, что скорбь является частью материальной реальности. Это естественный и полезный опыт, если мы учимся на нем.

6. В конце концов, когда мы обретаем истинное знание, мы перестаем скорбеть. Тот, кто пребывает в знании, испы­тывает радость и чувство защищенности, ибо знает, что Кришна позаботится о нем. Это, однако, не означает, что мы не должны уделять внимание конкретным проблемам и их разрешению, поскольку это помогает нашему про­грессу. В лекции, прочитанной Шрилой Прабхупадой по «Шримад-Бхагаватам» (6.1.15), он объясняет, что мы бу­дем испытывать радость и забудем о скорби, когда обре­тем истинное знание:

«Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: брахма-бхутах прасан-натма (БГ, 18.54). Как только вы обретаете знание, вы преис­полняетесь радости. Во-первых, вы радуетесь тому, что осознае­те, каким глупцом были раньше: «Как долго я придерживался ошибочных представлений!» Во-вторых, вы радуетесь: «Теперь я больше не глупец. Раньше я считал себя Богом, но теперь я понял, что являюсь вечным слугой Бога». Так человек обрета­ет освобождение и становится прасаннатмой, радостным, по­тому что теперь он занимает правильную позицию. Брахма-бхутах прасаннатма, на шочати на канкшати (БГ, 18.54). На шочати. Он не скорбит. Если человек знает, что является маленькой духовной искоркой, находящейся под защитой Все­вышнего Господа, то о чем ему скорбеть? Подобно маленькому ребенку, он ничего не боится, когда отец рядом. Он знает: «Ес­ли возникнет какая-то опасность, мой отец рядом. Никто не до­тронется до меня». Точно также, предаться — значит иметь полную веру: «Я ничего не боюсь, потому что Бог, Кришна, за­щищает меня. Теперь я полностью предался, прасаннатма»» .

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.