|
Реагируя на нездоровую направленность чувств,
ум причиняет нам сильные страдания.
В своем дневнике мы можем оценивать уровень своего гнева по десятибалльной шкале. Таким образом, каждый день выставляя определенный балл своей агрессивности и степени своего возбуждения, можно отстраненно наблюдать за своими эмоциями, а также отмечать, какие именно ситуации вызывают у нас гнев или заставляют терять контроль над собой. Постоянно следя за собой, мы сможем понять, как проявлять любовь, а не вожделение, поскольку вожделение всегда проистекает от чрезмерной привязанности или неадекватной реакции.
Осмысливание пережитого опыта
Для того, чтобы справиться с гневом, нужно постараться обозначить его, увидеть его, прочувствовать его и избавиться от него. Во-первых, необходимо обнаружить врага до того, как он проникнет в ваш лагерь. Если ему удастся это сделать, он может нанести огромный ущерб, заложив часовую мину. Многие люди живут в состоянии постоянного кризиса и в результате не способны испытать чувства глубокой любви. Под влиянием гнева, порожденного негативным прошлым опытом, они обобщают этот опыт и переносят его на отношения с другими людьми. Это мешает им полноценно общаться с людьми, а также лишает возможности каждое мгновение говорить Богу «да». Необходимо оглядываться на прожитый день, анализируя свой опыт и выясняя, какие ситуации провоцируют наш гнев, чтобы избежать этого в будущем.
Снятие стресса
Всем известно, что такие простые вещи, как физические упражнения, медитация, визуализация и самовнушение снимают стресс. Упражнения вызывают выделение гормонов, улучшающих самочувствие, изменяющих химический состав мозга и укрепляющих иммунную систему. Медитация, визуализация и самовнушение приводят к выраженной релаксации и помогают сосредоточиться на позитивных мыслях и действиях. Эти техники снятия стресса могут помочь нам обуздать гнев, особенно если мы одновременно глубже погружаемся в духовную деятельность. Но когда наши проблемы принимают хронический характер, необходимы более сильные методы, которые дадут долговременные результаты.
Займитесь подлинной духовной практикой
И отбросьте лицемерие
Когда благодаря повторению мантры и медитации мы становимся более интроспективными, сознательный ум постепенно успокаивается. Но если во время повторения мы не погрузимся полностью в мантру, трансцендентную звуковую вибрацию, то не обретем полного блага. Например, если кто-то подает милостыню, но делает это в гневном настроении, его поступок не даст должного результата. Хотя святое имя Бога и девять форм преданного служения необычайно могущественны, мы не получим полного блага, если постоянно совершаем оскорбления.
Эта проблема касается не только вайшнавских общин, но и других религиозных традиций. Хотя у нас есть истинные писания и учителя, лицемерие часто побеждает. Лицемерие как лидеров, так и последователей зачастую доминирует над искренней преданностью и духовным осознанием. Мы видим, что, несмотря на появление все большего количества церквей, мечетей и храмов, национальные и международные проблемы продолжают усугубляться. Проблема достигла таких масштабов, что угроза человечеству уже исходит от религии. Фанатизм — одно из таких проявлений. Нынешнее положение дел на планете никак нельзя считать удовлетворительным. Нам нужна более открытая коммуникация и способность реально оценивать себя и других. Нам нужно поднять свои стандарты, чтобы быть в состоянии искренне заботиться о других и больше отдавать себя людям. Очистив таким образом свое сознание, мы сможем действовать гораздо более эффективно.
Понимание сути
Чтобы обрести более глубокое понимание, необходимо обратиться к писаниям и позволить им стать живыми, войти в живую жизнь. Иногда духовные люди обладают большими познаниями, но не способны изменить свою жизнь. Поэтому они страдают от депрессии, обращаются к психотерапевтам и некоторые из них даже совершают самоубийства. Если психотерапевт поймет философию и истинные потребности клиента, он сможет избавить его от многих препятствий. Тогда обратившийся за помощью обретет способность более целостно принять собственную философию и увеличить эффективность своей деятельности во многих сферах.
Иногда нам нужно внимательнее взглянуть на содержимое своего ума, чтобы дать возможность Кришне, Богу, в большей степени проявиться там. Я хотел бы воспользоваться возможностью поговорить об этом, ибо, несмотря на все философии и духовные пути, большинство людей в век Кали все равно не понимают сути. Что это означает? Означает ли это, что методы, данные великими ачаръями и пророками, неэффективны? Нет. Людям недостает способности по-настоящему понять их смысл. Из-за того, что на земле столько страданий, духовные люди должны быть абсолютно искренни и чисты, чтобы помочь людям возвысить свое сознание.
Они должны обладать внутренней целостностью и быть про-активными, а не реактивными, чтобы быть в состоянии помочь другим.
В «Бхагавад-гите» (15.15) Господь говорит:
сарвасйа чохам хриди саннивишто маттах смритир гъянам апоханам ча
«Я пребываю в сердце каждого живого существа и от Меня исходят память, знание и забвение».
Кришна прячется в нашем сердце, ожидая возможности выйти и дать нам полноценное сознание, полноценную любовь и полноценное общение. Однако если наши сердца пропитаны гневом и вожделением, Кришна в облике Парамат-мы, Господа, пребывающего в сердце, будет скрыт от нас, и наше сознание будет закрыто для Его бесценных наставлений.
Содержимое сердца, несомненно, будет оказывать влияние на ум и постепенно проявится в словах и действиях. Конечно, в процессе садхана-бхакти, практического преданного служения, мы вовлекаем все свои чувства в служение Богу, однако если враги ума захватили наши чувства, мы не сможем правильно занять свои чувства, и как мы сможем подняться над неофитским уровнем преданного служения? Нам не удастся развить ручи (духовный вкус) или прему (любовь), потому что наше существование будет по большей части мирским. Гнев — один из наших злейших врагов, потому что он душит бхакти-лата-биджу, росток преданности. Наша задача — вырваться из его оков.
Лужицы гнева
В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (11.4.11) сказано:
«Те, кто не признает преданного служения Всевышнему Господу, могут быть подразделены на две категории. Поглощенных удовлетворением чувств полубоги без труда побеждают при помощи таких видов оружия, как голод, жажда, сексуальное желание, сожаления о прошлом и пустые надежды на будущее. Эти материалистичные глупцы, сведенные с ума материальным миром, находятся во власти полубогов, ответственных за удовлетворение чувств. Однако, по мнению Шридхары Свами, те, кто пытается подавить желания материальных чувств и избежать власти полубогов, не предавшись Всевышнему Господу, еще глупее, чем те, кто наслаждают свои чувства. Те, кто совершает суровую аскезу, чтобы пересечь океан удовлетворения чувств, но не служит Господу, в конце концов тонут в крошечной лужице гнева. Одной материальной аскезы еще недостаточно, чтобы очистить сердце. Благодаря определенной решимости можно ограничить деятельность чувств, однако сердце по-прежнему будет полно мирских желаний. Результатом этого будет кродха, гнев. Мы видели многих аскетов, ставших очень язвительными и гневливыми из-за того, что отвергли деятельность чувств».
Если человек лишен бхакти, то, несмотря на весь свой аскетизм, единственное, чего он достигнет, — это более сильного гнева, поскольку теперь у него есть новый вид оружия - мистические силы. Иногда люди ведут философские споры, но если они не обладают преданностью, то занимаются просто тем, что бьют друг друга писаниями по голове.
Здоровый гнев
Гнев как катализатор
Кроме пагубного аспекта, существует и здоровый аспект гнева и даже трансцендентный аспект. В каком-то смысле гнев является составной частью нашей жизни — это реакция (или неадекватная реакция) на ту или иную ситуацию. Однако мы должны всегда задаваться вопросом: «Как сделать так, чтобы гнев способствовал нашему росту и скорейшему возвращению в изначальное сознание?»
Гнев может действовать как катализатор, помогающий нам лучше разглядеть себя и ситуацию. Если вы заметили, что пришли в гнев, попытайтесь понять его причину. Может оказаться, что она вовсе не в человеке, который вас раздражает, что поможет вам найти более позитивный путь решения проблемы. Порой именно гнев дает нам возможность убедиться в собственном эгоизме, распознать свои истинные желания, а также их источник и цель.
Гнев может стать своего рода барометром, побуждающим нас отойти и взглянуть на ситуацию со стороны. Так, Мартин Лютер Кинг использовал гнев конструктивно, а не деструктивно; его гнев против дискриминации афро-американцев подтолкнул его к позитивным действиям, что породило мощное реформаторское движение. Иначе говоря, в некоторых случаях гнев может служить побудительной причиной к позитивным действиям. Махатма Ганди также использовал свой гнев для создания мощного движения ненасилия, требуя от британцев предоставления Индии независимости.
На чисто материальном уровне, если кто-то нападает на вас, гнев подчас увеличивает силу духа, энергию и решительность. Если кто-то переходит допустимые границы во взаимоотношениях, гнев может помочь вам скорректировать ситуацию. Например, если мужчина оскорбляет женщину своими действиями, решительный отпор с ее стороны ясно даст ему понять, что она не потерпит такого поведения. Речь идет не о яростной мести, а о желании четко определить допустимые границы. Конечно, это также и возможность глубже заглянуть внутрь себя. Гнев также является естественной стадией страдания, о котором мы подробнее поговорим в следующей главе. Прежде чем совершенно избавиться от страдания, человек обычно испытывает период гнева, во время которого проблема выплескивается наружу и начинается ее осмысление.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|