ИЗБЕГАЙТЕ ЧРЕЗМЕРНЫХ БЕСПОКОЙСТВ
Бхакти Тиртха Свами
Духовный воин — 4
ПОБЕДА НАД ВРАГАМИ УМА
Переводчик Гру И.Б. (Ишвара Пури д.)
Содержание
Посвящение.
Благодарность.
Предисловие.
Предисловие редактора.
Предисловие автора.
Глава первая: ИЗБЕГАЙТЕ ЧРЕЗМЕРНЫХ БЕСПОКОЙСТВ.
Не бойтесь.
Беспокойство умаляет положение Господа
как Верховного Повелителя.
Самоанализ.
Что такое беспокойство?.
Как избежать беспокойств.
Заглянем в писания.
Выдающиеся личности.
Служение Богу.
Вопросы и ответы.
Глава вторая: ЛЮБОВЬ ВМЕСТО СТРАХА .
Страх и общество.
Страдания, причиняемые материальной природой.
Три вида страха.
Надежда и страх .
Дальнейший анализ разновидностей страха.
Посттравматический стресс в духовных общинах.
Последствия страха .
Внутренние изменения, а не внешние реформы .
Любовь против страха.
Злая собака и добрая собака.
Культура страха .
Вопросы и ответы.
Глава третья: УКРОЩЕНИЕ ГНЕВА.
Всепроникающий гнев .
Поле битвы .
Откуда берется гнев.
Мифы относительно природы гнева.
«Спусковой крючок» гнева.
Стадии развития гнева .
Последствия гнева .
Умение справляться с гневом .
Понимание сути.
Лужицы гнева.
Здоровый гнев.
Глупый гнев .
Материального гнева не существует .
Развитие подлинной любви и бескорыстия.
Вопросы и ответы.
Глава четвертая: ПОЛЕЗНАЯ СКОРБЬ .
Причины скорби.
Стадии скорби.
Признаки скорби .
Почему люди избегают скорби.
Методы работы со скорбью.
Акцентирование внимания на росте и исцелении .
Трансцендентная скорбь.
Вопросы и ответы .
Глава пятая: КАК СПРАВИТЬСЯ С ДЕПРЕССИЕЙ .
Век Кали .
Рост числа психических заболеваний .
Кто обращается к преданному служению .
Типы депрессии .
Причины депрессии.
Советы по преодолению депрессии.
Тридцать два способа справиться с депрессией.
Шесть шагов, предотвращающих приступы паники.
Как помочь детям избавиться от тревоги и приступов паники.
Вопросы и ответы.
Глава шестая: ЗАВИСИМОСТЬ И ПРОЦЕСС ИСЦЕЛЕНИЯ .
Духовный кризис.
В поисках экстаза .
Процесс исцеления.
Двенадцать Шагов .
Жить одним днем.
Духовное опьянение и экстаз .
Вопросы и ответы.
Глава седьмая: О ПОЛЬЗЕ СМЕХА ДЛЯ ТЕЛА И ДУШИ .
Смех как противоядие.
Радуйтесь!.
Смех как лекарство .
Физические и психологические блага, приносимые смехом .
Смеяться над иллюзией .
Смех сглаживает кажущиеся непреодолимыми проблемы .
Рассматривать трудности как возможности .
Автобиографические заметки .
Путь преданности .
Взгляд через призму писаний .
Смотреть с юмором на повседневную жизнь
Эпилог.
Глоссарий.
Посвящение
Я посвящаю эту книгу миллионам людей по всему миру, сражающихся с хронической депрессией. Пусть эта книга поможет им одержать скорую победу над этим недугом.
Благодарность
Я хочу выразить искреннюю благодарность Лаурен Коссис за первую редакцию данной книги. Мне хотелось бы также поблагодарить Джейсона Дурину за редактирование санскрита, а также Джейсона Герика и Лизу Вебб за корректуру. Я хочу поблагодарить всех своих учеников, транскрибировавших аудио-кассеты, а также Адама Кении, Кристу Хелер и Стюарта Кеннона за создание макета книги, окончательную редакцию и всю остальную предпечатную подготовку. Кроме того, я благодарю своих учеников в Великобритании за помощь в финансировании 4-го и 5-го томов «Духовного воина». Все они — замечательные духовные воины, жаждущие помочь людям одержать победу над врагами ума и сделать ум своим лучшим другом.
Предисловие
Хотя полки библиотек и книжных магазинов украшает множество книг на подобную тематику, я с большой радостью встретил выход в свет четвертого тома «Духовного воина». Почему? Просто потому, что в ней содержатся уникальные методы преодоления депрессии, беспокойства, гнева и скорби. Приятно отметить, что автор не принижает значения биологических аспектов этих заболеваний, а также предлагает ряд альтернативных методов лечения тем, кто уже обращался или намерен обратиться к биологической терапии. Как станет ясно из авторского предисловия, четвертый и пятый тома «Духовного воина» предложат читателю разнообразные духовные методики для достижения поставленной цели.
В этой прекрасно написанной книге предлагается подход, включающий в себя не только материальную, но также и духовную парадигму и позволяющий справляться со всеми возможными трудностями, которые может преподнести нам жизнь. В то же время Б.Т. Свами делает это, не принуждая нас встать на тот духовный путь, который избрал он сам. Однако он не утаивает своей принадлежности к вайшнавской традиции, в отличие от других авторов подобных книг, старающихся скрыть свою религиозную принадлежность.
Теперь давайте поговорим о содержании каждой из глав. В первой главе («Избегайте чрезмерного беспокойства») автор предлагает нам стать более интроспективными, что играет огромную роль в биологической психиатрии. Человек, который стремится избавиться от беспокойства, но не пытается заглянуть вглубь себя, никогда не добьется успеха. Б.Т. Свами дает определение тому, что такое беспокойство, и предлагает метод избавления от его разрушительного воздействия. Он также цитирует писания: «Всевышний Господь всегда исполняет Свои обещания». В доказательство он приводит множество высказываний выдающихся представителей ведической традиции.
Вторая глава призывает нас выбирать любовь, а не страх. Б.Т. Свами «трубит в рог духовной войны» и утверждает, что «до тех пор, пока люди со всей искренностью не примут прибежище духовной культуры», в их жизни будет преобладать страх. «А любовь не может развиться в присутствии страха», - справедливо добавляет он. Описав различные виды страха, он анализирует их с духовной точки зрения. Свами убеждает нас не становиться жертвами «культуры страха», ибо иначе «мы будем заниматься только едой, сном, совокуплением и страхом». Он призывает «духовных воинов» распознавать эмоционально подавленных людей и помочь им обрести трансцендентную жизнь.
В следующей главе речь идет о том, как преодолевать гнев. В начале главы автор пишет, что, если человек, ставший на путь духовных поисков, не будет постоянно заглядывать внутрь себя, он может снова стать жертвой своих прошлых дурных привычек. Он говорит духовным воинам: «Нужно понять, что наше сознание — это поле битвы, а наше оружие — это подлинное знание, целостность, сострадание и любовь». Далее исследуется природа гнева, его причины, а также связанные с ним мифы. Б.Т. Свами указывает на «спусковые крючки» гнева, формулируя пять категорий «должны» и четыре категории «виноваты» — готовое руководство для читателя. Он не оставляет нас в неведении и дает «девять позитивных путей обращения с «виноваты» и «должны»». Вместе с профессиональными психологами автор напоминает нам, что существует как здоровый, так и нездоровый гнев.
Рассмотрев здоровый гнев, автор переходит к описанию здоровой скорби. Чтобы сформировать у нас правильное понимание скорби, он разбивает ее на восемь ступеней: отречение, гнев, чувство вины, страх, боль, печаль и, наконец, возвращение к поискам любви. Б.Т. Свами говорит, что полезная скорбь означает, что мы должны «распознать ее, встретиться с ней лицом к лицу, испытать ее и избавиться от нее», если хотим действительно освободиться от скорби и приобрести ценный опыт. И, наконец, он раскрывает нам истинную причину скорби — разлуку со Всевышним Господом.
Далее автор переходит к обсуждению проблемы депрессии, одной из разновидностей которой является «темная ночь души». Эта глава отличается особенной глубиной. Автор анализирует причины депрессии, ее разновидности и предлагает методы, помогающие справиться с этим недугом. Для достижения этой цели он предлагает нам постоянно благодарить Всевышнего, в какой бы ситуации мы ни оказались и дает некоторые рекомендации, как развить в себе такую способность. В книге предлагается подробное руководство, как справляться с депрессией и приступами паники, а также как помочь детям, ставшим жертвой этих недугов.
Глава «Зависимость и процесс выздоровления» напоминает нам о том, что духовный кризис зачастую путают с психическими нарушениями. Б.Т. Свами описывает Двенадцать Шагов, которые должен сделать человек на пути избавления от зависимости. Автор сравнивает человека, только вставшего на духовный путь, с выздоравливающим наркоманом, поскольку и тот, и другой по-прежнему находятся в рабстве многочисленных привязанностей и подвергаются многим искушениям. Последняя глава книги приносит желанное облегчение, — смех полезен для тела и для души. Б. Т. Свами призывает нас генерировать радость. Он рассматривает терапевтический эффект смеха как в физическом, так и в психологическом аспектах. Примеры из жизни самого автора и цитаты из священных писаний, подтверждающие изложенные им взгляды, обогащают и оживляют содержание главы. В заключение подводится замечательное резюме о причинах психологических расстройств, убеждающее нас в том, что «мы сами создали их. Мы приютили их и теперь можем со смехом отвергнуть их существование. Все это — искаженные отражения истинных эмоций, связанных с Богом».
Давайте же поприветствуем появление этой уникальной книги в арсенале методов психического здоровья и воспользуемся возможностью учиться у ачаръи (т.е того, кто учит своим собственным примером). Наконец, я уверен, что те читатели, которые еще не стали духовными воинами, несомненно, присоединятся к Б.Т. Свами и станут ими.
Рави П. Сингх,
магистр дипломатии, почетный член Парламента,
член Американского совета по психиатрии и неврологии
Предисловие редактора
Серия «Духовный воин» основана на выступлениях по радио и телевидению Его Святейшества Бхакти Тиртхи Свами (Свами Кришнапады), в которых он обращался к самым разным аудиториям по всему миру на протяжении ряда последних лет. И поскольку текст книги транскрибировался с устной речи, он носит характер неформальной беседы. В ходе редактирования мы старались придать тексту форму, более подходящую для чтения, сохранив при этом дух оригинала и определенные речевые нюансы. Наша цель состояла в создании атмосферы, способной сделать читателя частью аудитории, чтобы он смог ощутить живое присутствие лектора, делящегося с ним духовной пищей.
Нам хотелось бы упомянуть еще о некоторых стилистических нюансах. В ходе своих бесед Б.Т. Свами затрагивает многочисленные религиозные учения. Но поскольку его аудитория, как правило, состоит из людей, принадлежащих к христианской и ведической традициям, он ссылается главным образом на эти писания. Время от времени он обращается к санскритской терминологии Вед — обширных древних писаний, ведущих свое происхождение из той области мира, которая сегодня называется Индией. Мы старались сохранять в тексте большую часть этих терминов и объяснять их по ходу повествования. В случае, если читателю потребуется дополнительная информация, мы рекомендуем обратиться к глоссарию. И все же некоторые из терминов мы хотели бы прояснить с самого начала.
Говоря о едином Боге, Его Святейшество Б.Т. Свами использует целый ряд различных терминов: «Всевышний Господь», «Верховная Личность Бога», «Кришна». Он также часто использует слово «преданные», относящееся не только к тем, кто связан с ведической культурой, но и ко всем тем, кто идет по духовному пути. Термин «девятиступенчатый путь» относится к различным методам преданного служения Богу: слушанию и беседам о Господе, беседам о Нем, памятованию о Нем, вознесению молитв, служению Господу, полному преданию себя Богу и т.д.
Каждая глава завершается обменом вопросами и ответами, происходившим во время лекций, которые легли в основу данной книги. Мы надеемся, что таким образом вы получите ответы на некоторые из вопросов, возникших у вас в ходе чтения. Кроме того, это поможет вам по-новому взглянуть на обсуждаемые вопросы.
Данная книга представляет собой четвертый том серии «Духовный воин». Первые три тома: «Духовный воин - 1: Духовные истины в психических явлениях», «Духовный воин - 2: Обращая вожделение в любовь» и «Духовный воин - 3: Утешение сердца в трудные времена» — уже вышли в свет и переведены на ряд языков (в том числе на русский — прим, перев.) наряду с другими работами Его Святейшества. Информация, представленная на страницах этой книги, сокровенна, и мы надеемся, что вы серьезно отнесетесь к этим наставлениям — тогда ваша жизнь превратится в увлекательное и возвышенное путешествие.
Предисловие автора
Книги «Духовный воин - 4: Победа над врагами ума» и «Духовный воин - 5: Как сделать ум вашим лучшим другом» писались одновременно. Это две разные книги, однако если читать их вместе, они будут взаимно дополнять друг друга, причем в гораздо большей степени, чем предыдущие книги этой серии.
Около пятидесяти пяти процентов моего служения связано с вайшнавскими общинами и организациями по всему миру, поклоняющимися личностному Богу в традиции, которую многие называют индуизмом. Оставшиеся сорок пять процентов моей деятельности связаны с обучением руководителей международных коммерческих, медицинских и духовных организаций. Областью моего особого интереса является помощь руководителям этих организаций в развитии подлинных качеств лидера. Я также стремлюсь помочь последователям различных духовных направлений избежать инертности и препятствий, чтобы они смогли по-настоящему помочь себе и своим организациям.
В своем недавнем турне по сорока странам мира я обсуждал многое из того, о чем пойдет речь в четвертом и пятом томах «Духовного воина». По окончании тура у меня возникло желание издать часть этого материала в печатной форме, чтобы помочь людям преодолевать инертность, помехи и препятствия в своей жизни. Я видел, что во всех сообществах люди страдают от бездеятельности и зачастую испытывают сильный психологический дискомфорт. И поскольку я молился о том, чтобы помочь избавиться от страданий как можно большему количеству людей, идея издания четвертого и пятого томов «Духовного воина» стала результатом этого желания.
На санскрите названия главных врагов ума звучат так: бхайя (гнев), кома (похоть), кродха (гнев), лобха (жадность), матсаръя (зависть), мода (безумие) и моха (иллюзия). Их сообщниками являются скорбь, депрессия, хроническое беспокойство, приступы паники, одержимость, посттравматический стресс и всевозможные фобии. В 4-м и 5-м томах «Духовного воина» я выявляю этих врагов и указываю пути избавления от их влияния. Все они порождены ложным эго, и это означает, что подлинным решением проблемы является преобразование ложного эго в истинное. Четвертый и пятый тома «Духовного воина» предложат читателю ряд методов для достижения этой цели. Итак, духовные воины, в вашем распоряжении дополнительная духовная амуниция в борьбе за мир и любовь.
Глава первая
ИЗБЕГАЙТЕ ЧРЕЗМЕРНЫХ БЕСПОКОЙСТВ
аханкара-критам бандхам
атмано 'ртха-випарйайам
видван нирвидйа самсара-
чинтам турйе стхитас тйаджет
«Шримад-Бхагаватам», 11.13.29
«Ложное эго живого существа ввергает его в рабство и награждает прямо противоположным тому, что оно желает. Поэтому разумный человек должен беспокоиться не о том, как наслаждаться материальной жизнью, а о том, чтобы постоянно пребывать в Господе, находящемся вне сферы действия материального сознания».
Не бойтесь
В древнем ведическом писании, которое называется «Бхагавад-гита», Господь говорит Арджуне:
сарва-дхарман паритйаджйа мам экам ширинам враджа ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах
«Оставь все религиозные обязанности и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего.» («Бхагавад-гита», 18.66)
В конце беседы с Арджуной Господь призывает Своего слугу отбросить страх и беспокойство, и это наставление важно для всех нас. Почему Господь призывает Арджуну бесстрашно отбросить все религиозные обязанности и просто предаться Ему? Описав карма-йогу, хатха-йогу, гъяга-йогу и аштанга-йогу, Господь говорит, что все это — лишь подготовительные ступени, что нужно принять суть и отказаться от поверхностных, второстепенных соображений. Признание Господа нашим истинным благожелателем, лучшим другом и высшим покровителем основывается на глубоком знании и составляет суть духовной жизни. Если мы сможем осознать эти истины, для беспокойств не будет оснований.
В «Шримад-Бхагаватам», самом возвышенном ведическом тексте, говорится, что из четырех видов деятельности (еды, сна, совокупления и страха) страх — самый труднопреодолимый, поскольку он присутствует и в трех остальных. Беспокойство препятствует развитию любви и преданности, ибо беспокойство и страх несовместимы с любовью и преданностью. Любовь и страх плохо сочетаются. Любая деятельность попадает в одну из двух категорий: кома (вожделение) или према (любовь). Поэтому идущий по пути любви и преданности должен освободиться от страха и сомнений. Как же преданному удается этого добиться и что этому мешает? Мы надеемся получить ответ на все эти вопросы, рассмотрев беспокойство с психологической, социальной и духовной точек зрения. Настоящий духовный воин никогда не оказывается во власти чрезмерных беспокойств, ибо он постоянно поглощен тем, что отдает или получает любовь.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|