Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция №3 « Таможенные правоотношения»





Цель: Рассмотреть понятия Таможенного правоотношения, субъектов таможенного правоотношения. Нормы таможенного права.

Задачи: студент должен четко знать субъекты ТПО, отличать субъект от специального субъекта.

Студент должен знать и уметь: основные понятия темы. Разграничивать нормы таможенного права по своему действию.

Студент должен иметь представление: об участниках таможенных правоотношениях, обязанностях.

 

1. Таможенные правоотношения.

2. Субъекты ТПО

3. Нормы таможенного права.

 

 

1. Таможенные правоотношения представляют собой урегулированные нормами таможенного права общественные отношения, участники которых в ходе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств выступают в качестве носителей соответствующих прав и обязанностей. Таким образом, таможенные правоотношения являются юридической формой взаимодействия участников общественных отношений в таможенной сфере.

Таможенные правоотношения, возникающие при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, выступают в качестве объекта таможенного права. Правоотношения в таможенной сфере возникают по поводу товаров и транспортных средств, которые являются объектами таможенных правоотношений, перемещаемые через таможенную границу, поскольку действия участников таких отношений складываются на основе правовых норм, регулирующих порядок их перемещения.



В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации под товаром понимается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также транспортные средства, которые выступают в качестве товара. Таможенный кодекс РФ - М.: ТК Велби, из-во Проспект, 2007 В то же время транспортное средство может не рассматриваться в качестве товара, когда оно выступает как средство для перевозки товаров или пассажиров, т.е. оно не является предметом договора о внешнеторговой сделке.

Таможенный кодекс Российской Федерации определяет круг правоотношений, который регулируется таможенным законодательством. Указанные в Таможенном кодексе правоотношения складываются по поводу порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; установления и применения таможенных режимов; декларирования товаров и транспортных средств; уплаты таможенных пошлин налогов; осуществления таможенного контроля; обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц.



Необходимым признаком правоотношения является то, что они возникают, изменяются, прекращаются, имея в основе правовые нормы, выражающие волю государства. Правовые нормы определяют также состав участников правоотношений, их права и обязанности, способы обеспечения правоотношений от возможных нарушений.

Правоотношения представляют собой различного рода связи их участников, реализующих субъективные права и выполняющие юридические обязанности. Государственное обеспечение является одной из основ складывающихся правоотношений, которое предполагает возможность принуждения к должному поведению и поддержанию установленного правопорядка.

Для раскрытия характера таможенных правоотношений следует учитывать сферу их возникновения и особенность правового регулирования. Рассматриваемые правоотношения возникают в сфере повышенной заинтересованности государства в создании соответствующего правопорядка на таможенной границе, который бы позволял осуществлять перемещение товаров с соблюдением государственной, общественной, экологической безопасности, интересов федерального бюджета, что оказывает влияние на метод правового регулирования отношений.

Возникновение, развитие, прекращение таможенных правоотношений связано с осуществлением таможенного контроля, являющегося одним из видов государственного контроля. Таможенные органы, осуществляющие такой контроль, как участники правоотношений наделены государственно-властными полномочиями.



Отнесение правоотношений к категории таможенных предполагает их классификацию исходя из отраслевой принадлежности, поскольку они регулируются нормами таможенного права. Если таможенные правоотношения рассматривать с точки зрения формы распределения прав и обязанностей их участников, то их можно распределить на простые, т.е. когда одна сторона правоотношения обладает правами, а другая - обязанностями, и сложные, когда каждая из сторон наделена как правами, так и обязанностями.

В таможенной сфере преобладают сложные правоотношения, т.к. их участники, как правило, выполняют ряд действий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в связи, с чем они наделяются как правами, так и обязанностями.

Таможенные правоотношения всегда имеют двусторонний характер, т.е. праву одного из участников этого отношения соответствует обязанность другого, и наоборот. Так, лицо, перемещающее товары, вправе обратиться в таможенный орган для проведения соответствующей таможенной процедуры, таможенный орган, в свою очередь, обязан принять решение по такому обращению. При рассмотрении обращения таможенный орган вправе потребовать от лица, перемещающего товары, представления документов и самого товара для проведения таможенного контроля. На лицо, перемещающее товары, законом возложена обязанность, представить такие документы и товары. Взаимная связь прав и обязанностей участников правоотношения присутствует до завершения таможенных процедур. Бекяшев К.А. Таможенное право: учеб. пособие - М.: Проспект, 2004

По характеру воздействия на участников таможенные правоотношения являются регулятивными, поскольку в них устанавливаются конкретные права и обязанности.

Таможенные правоотношения могут возникнуть при наличии соответствующих условий, которые предусмотрены таможенно-правовыми нормами. В качестве таких условий выступают юридические факты, т.е. конкретные обстоятельства, с которыми нормы таможенного права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами могут быть, например, подача заявления или декларации, действие непреодолимой силы, авария, разрешение, выдаваемое таможенным органом и т.д.

В зависимости от правовых последствий юридические факты можно подразделить на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. К первой группе юридических фактов можно отнести пересечение таможенной границы, подача заявления об осуществлении внутреннего таможенного транзита, помещение товаров на временное хранение и т.д. Ко второй группе можно отнести подачу декларации об изменении процедуры использования товаров, подачу заявления об изменении, дополнении сведений в таможенной декларации. К третьей группе можно отнести заявление об отзыве таможенной декларации.

По волевому признаку юридические факты подразделяются на события и действия, в первом случае наступление правовых последствий не зависит от воли людей, например, действие непреодолимой силы, истечение установленного срока, во втором случае порождаемые правовые последствия являются результатом волевого проявления людей, например, пересечение таможенной границы, подача таможенной декларации. Действия являются преобладающими среди юридических фактов для возникновения, изменения, прекращения таможенных правоотношений. В свою очередь, действия могут быть правомерными, т.е. соответствующими положениям таможенно-правовых норм, и неправомерными, когда они не согласуются с ними.

 

2. Специфика таможенных правоотношений заключается в особом положении одного из его участников - таможенного органа. Это специальный субъект таможенного права, наделенный специальными полномочиями в области таможенного дела. Эти полномочия даны таможенному органу актами таможенного законодательства. Особенность таможенных правоотношений состоит в том, что здесь взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда они и вовсе противоположны.

Состав таможенных правоотношений имеет свою структуру, которая включает: объект правоотношения, субъекты и содержание.

Каждый субъект правоотношения наделяется правами и юридическими обязанностями, т.е. каждый субъект таможенного правоотношения наделяется полномочиями, регламентированными нормами таможенного законодательства, что составляет содержание правоотношения.

В качестве объекта правового отношения выступает то, на что направлены права и обязанности его участников. Объектом таможенного правоотношения является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Субъекты правоотношений - это их конкретные участники. Субъектами таможенного права являются: 1) таможенные органы; 2) государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций; 3) юридические лица; 4) физические лица.

Названные субъекты можно разделить на две группы: специальные субъекты и иные субъекты.

Специальные субъекты таможенного права - это таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Они обладают соответствующей спецификой. Эта специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов. Данная компетенция характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего определенного таможенного органа.

 

 

Понятие "иные субъекты" таможенного права охватывает "лиц" и "российских лиц". К ним относятся: 1) юридические лица, 2) физические лица, 3) международные организации, имеющие отношение к таможенному делу.

 

3. Норма таможенного права представляет собой правило поведения участников таможенных правоотношений, которое регулирует их поведение, указывая на необходимые условия, вызывающие возникновение правового отношения, определяя субъектный состав, устанавливая права и обязанности, а также санкции за ненадлежащее исполнение такого правила. Признаком таможенно-правовых норм, как и всех правовых норм, является их охрана возможностью принуждения со стороны государства.

В системе таможенного законодательства норма права находит свое выражение в нормативном предписании, т.е. в самом тексте статей, пунктов или других частей конкретных нормативных актов.

Таможенное право содержит в основном регулятивные нормы, определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия их возникновения и действия. Правоохранительные нормы, т.е. нормы, определяющие условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер, занимают значительно меньшее место.

В соответствии с методами правового регулирования общественных отношений, к которым относятся дозволения, предписания, запреты, нормы таможенного права можно подразделить на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Бекяшев К.А. Таможенное право: учеб. пособие - М.: Проспект, 2004

Управомочивающими нормами выступают нормы, которые наделяют участников таможенных правоотношений определенными правами, использование которых зависит от усмотрения таких участников.

Обязывающими являются нормы, предусматривающие в соответствующих условиях определенный вид поведения.

К запрещающим нормам относятся нормы, устанавливающие в виде прямого запрета обязанность воздержаться от совершения определенных действий.

В структуре нормы таможенного права содержатся такие элементы, как гипотеза, которая определяет круг лиц, которым адресована норма, а также обстоятельства ее реализации; диспозиция, содержащая само правило поведения, выраженное в виде обязанностей и прав участников правоотношения; санкция, указывающая на меры государственного принуждения за нарушение диспозиции.

При рассмотрении норм таможенного права с точки зрения детальности правовой регламентации регулируемых отношений, выбора вариантов поведения необходимо отметить, что в таможенном праве преобладают императивные нормы, т.е. нормы, не допускающие отступлений от правил, содержащихся в них. Императивные нормы характерны для норм публично-правового регулирования, в том числе таможенного права, где стороны находятся в неравном правовом положении. Большинство норм Таможенного кодекса Российской Федерации выражено в категорических предписаниях, они содержат четкую определенность прав и обязанностей участников правоотношений с исключением возможности выбора вариантов поведения.

Преобладание императивных норм не исключает наличие в таможенном праве норм, предоставляющих участникам правоотношения возможность определить или конкретизировать права и обязанности, так называемых диспозитивных норм.

По степени определенности в таможенном праве преобладают абсолютно-определенные нормы.

Относительно-определенные нормы в силу публично-правового характера таможенного права практически не используются в регулировании правоотношений.

Таможенный кодекс Российской Федерации содержит нормы о соблюдении запретов и ограничений при перемещении товаров через границу, не раскрывая их содержания. Чтобы убедиться в наличии таких запретов и ограничений следует обратиться к соответствующему законодательству, регулирующему, например, оборот наркотических и психотропных препаратов, оружия и т.д.

Необходимыми условиями применения нормативных правовых актов, регулирующих таможенные правоотношения, является действие, т.е. возможность или необходимость применения содержащихся в них норм права, во времени, по территории и по кругу лиц, на которых распространяются эти акты.

Определение времени, с которого начинается действие нормативного правового акта, связывается с моментом вступления его в силу, что, в свою очередь, предполагает различные подходы к установлению порядка придания ему обязательной силы. Согласно общему порядку вступление нормативного правового акта в силу связывается с датой его официального опубликования.

Таможенный кодекс Российской Федерации устанавливает, что акты таможенного законодательства, т.е. федеральные законы, вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Таможенный кодекс РФ - М.: Из-во Проспект, 2007

Нормативные акты могут вводиться в действие в иные сроки, если положения актов законодательства, на основании и во исполнение которых издаются эти акты, направленные на обеспечение соблюдения запретов и ограничений, предусматривают введение их в действие в более короткие сроки. Кроме того, Таможенный кодекс Российской Федерации может предусматривать специальный порядок введения в действие запретов, ограничений или требований.

В ряде случаев Таможенный кодекс Российской Федерации устанавливает специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, в частности, федеральных министерств, в компетенцию которых входит правовое регулирование в таможенной сфере. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 63 Таможенного Кодекса нормативные правовые акты, устанавливающие перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, вступают в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования с учетом положений, содержащихся в пункте 3 статьи 5 Таможенного Кодекса. Такой же порядок вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих сведения, подлежащих указанию в таможенной декларации (пункт 7 статьи 124), или устанавливающих места декларирования отдельных видов товаров (пункт 4 статьи 125).

Нормативный правовой акт регулирует правоотношения, возникшие после вступления его в силу.

В соответствии с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации акты таможенного законодательства, устанавливающие новые обязанности или ухудшающие положение лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, не могут иметь обратной силы. В то же время акты таможенного законодательства, улучшающие положение указанных лиц, имеют обратную силу.

Пределы действия нормативного акта во времени предполагает прекращение его действия либо путем отмены его последующим актом, либо по истечении срока, который был обозначен при принятии нормативного акта. Наиболее часто в практике встречается последующая отмена действия нормативного акта.

Нормативные правовые акты действуют в определенном пространстве, которое связывается с территорией государства, где они приняты. Действие таможенного права имеет место в пространственных пределах таможенной территории Российской Федерации. Следует иметь в виду, что таможенная территория, являясь экономической категорией, содержит отличительные признаки от государственной территории, чем и вызвано существование этого понятия.

Таможенная территория Российской Федерации включает сухопутную территорию Российской Федерации, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними, а также находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения, над которыми Российская Федерация обладает юрисдикцией в отношении таможенного регулирования.

На территории Российской Федерации могут находиться особые экономические зоны, которые являются частью ее таможенной территории. В то же время товары, помещенные в такие зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации при применении налогообложения, а также запретов и ограничений.

Говоря о применении таможенного законодательства в пределах таможенной территории, следует отметить возможность применения нормативных актов к товарам, находящимся за пределами Российской Федерации. Так, товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации с целями временного вывоза или для переработки вне таможенной территории, допускается поместить под процедуру экспорта, т.е. вывоза без цели их последующего возврата в Российскую Федерацию.

Действие нормативных актов, регулирующих таможенные правоотношения, по кругу лиц определяется их территориальным действием, т.е. таможенное право распространяется на всех лиц (физических, юридических), находящихся на таможенной территории Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, а также других обстоятельств.

На таможенной территории могут находиться иностранные граждане и лица без гражданства, которые пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Так, Таможенный кодекс Российской Федерации устанавливает, что декларантом может быть только российское лицо за некоторыми исключениями.

Действие таможенного права не распространяется в определенной части в отношении дипломатических представителей и некоторых других лиц, которые освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.