Сделай Сам Свою Работу на 5

МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ И КОНФЛИКТЫ

Не предъявляй претензий ни к себе, ни к богу, ни к прошлому.

Народная мудрость

Народная мудрость важнее народной глупости. Тем не менее вы можете заметить, как массовое увлечение некоторыми идеями мо­жет привести к конфликту с самим собой. Например, русская идея бессребреничества и получения мгновенного богатства по случаю. Емеля, золотая рыбка, Иван-дурак — все это есть народная мечта о справедливости. Было бы хорошо развить справедливость по отно­шению к себе. Вот вы исправно сидите на печи, едите калачи, а бо­гатство все не появляется, и королевна не предлагает заключить брак. Заметьте, что герои сказок все-таки кое-что делали, хотя бы сети сплели и за водой в зимнюю пору отправились. Так что послу­шайте, о чем вас просят или сами что-нибудь затейте. Если вы не увидели в сказке глубинного сознания начального действия, а об­ратили внимание лишь на результат, то вряд ли вам удастся его по­лучить, не услышав и не почувствовав, куда сейчас надо отправлять­ся. Стрелой стрелять или не стрелять. Рожь сторожить или коня седлать. Конфликт возникает как раз тогда, когда человек переста­ет слушать свое внутреннее состояние и следовать ему. Если вокруг вас разгорается конфликт, кто-то обидел, обманул, подставил, на­пал — значит, этот конфликт уже зрел внутри вас и теперь в разгаре. И сейчас самое время обратить внимание и расставить акценты — кто виноват. А виноваты только вы. Сравните несколько ситуаций, и вы заметите, что в некоторых аналогичных ситуациях вы ведете себя одинаково. Вы притягиваете к себе то, что накопилось внутри вас. Спустите пары или переведите стрелки: это означает, что пора пересмотреть отношение к самому себе. Конфликт есть руководство к действию, а не сведение счетов. Конфликт — не бедствие, а благо, ибо открывает новые перспективы. Если ваше внутреннее состоя-


{Лирное сосуществование и конфликты



ние вас не устраивает, самое время разобраться — почему. И солнце лучится светом. И жена по-прежнему хороша, и начальство умно — видимо, вы сами изменились и хотите чего-то большего от себя или хотите чего-то совершенно другого.



Возможно, вы уже нарастили такой слой защиты, что перекрыли себе обзор. Скрылись так, что и другие вас уже не видят. К вам пыта­ются достучаться, а вы не слышите. Если вам уже удалось нарастить пуленепробиваемый панцирь, не думайте, что вас никто не достанет. По человеческой природе человек открыт миру. Произведите вели­чайшее в мире открытие себя. Не обещаю, что вам станет легче, но интереснее будет точно.


ПЕСОЧНЫЕ ТЕКСТЫ

Ни одна картина, созданная на песочном поле, не похожа на дру­гую, каждая уникальна, как уникальны люди, создающие эти сюже­ты, как разнообразны характеры и жизненные события каждого че­ловека. Вглядываясь в композиции, ощущаешь и ищешь новые пути созерцания песочного поля. Автор песочного текста входит в состоя­ние диалога с самим собой, своим внутренним миром и через это об­щение входит в транс, в котором многие вещи, ранее непонятые, ста­новятся очевидными.

Синхронность и сбалансированность сенсорных чувств является наиболее гармоничным способом взаимодействия. Проблема возни­кает, когда существует однобокость, единственный выбор и един­ственный способ восприятия или поведения приводит в тупик. Вспомним сказку о Колобке с его единственной песенкой и един­ственным способом поведения отвлечь внимание и убежать. Одно­образный опыт сужает возможности выбора. И в нестандартной си­туации человек, как Колобок, теряется и не знает, что предпринимать.

В одной из работ верхняя часть поля оказалась пустой и девушка, ее создавшая, никак не могла понять, почему там вверху (в ее созна­нии) пусто, ведь она всю жизнь думает и прежде, чем что-то сделать, долго обдумывает и только потом принимает решение.

До того как она пришла к этой композиции, к установке на про­явление чувственности, ее предыдущая (первая) композиция имела пустую эмоциональную часть. Она все обдумывала, но ничего не про­чувствовала. Разум привел ее в тупик. И теперь, когда он ничего не может больше придумать, он отключился (временно), давая возмож­ность чувствам найти другие пути. Мы не знаем сколько понадобит­ся времени, но через какой-то промежуток, разумное и чувственное отношение к жизни сбалансируются и приведут к новым выборам и возможностям действовать.

На данной композиции видно, что человек руководствуется толь­ко чувственностью, и это может привести к однобокому развитию, к «колобковому» поведению. Здесь в программу не включены разум­ные способы поведения, а только эмоциональные. В конце реки по-


Песочные тексты



ставлен светильник, что говорит о том, как человеку важно понять, что с ним происходит, где источник неудач.

Увидев, где дисбаланс, человек стал заполнять поле разума сим­волами, называя их вслух, и в поле действия было поставлено дерево, как символ желания взаимоотношений с социумом.

Современная психология изучает людей со здоровой психикой. Такое отношение к человеку является гуманным и надежным.

Для того чтобы обратиться к психологу, не надо ждать, когда сой­дешь с ума, заработаешь невроз или впадешь в депрессию.

Множество тестов разработано специально для того, чтобы най­ти, где сбой в программе. Таким тестом является песочная компози­ция. Вот пример работы с девушкой, которая, занимаясь сетевым маркетингом, отрабатываетодну-единственную программу, которую приобрела на семинарах и тренингах сетевиков. Герои ее компози­ции мультяшные, что свидетельствует о произошедшей остановке в психическом развитии. Сама девушка изобразила себя бегемотиком, таким же инфантильным, как и те герои, к которым она спешит на помощь. Она не ощущает себя человеком. И все вокруг — маленькая игра в бизнес. Композиция называется «Помощь идет». С первого взгляда эта работа кажется милой и безобидной. Пингвинчик, жду-



Часть восьмая


щий бегемотика, чтобы вручить ему (ей) цветы и подарок. Змейка, как символ мудрости, поставленная в будущее. Маленькая собачка — охранник, которая не укусит, а хотя бы голос подаст, чтобы предуп­редить.

—А зачем это лампа стоит в конце пути?

—Это свет, к которому я стремлюсь.

—Значит, находишься в темноте?

—Нет. Просто хочу еще больше узнать. Свет — это знания.

—Самое значимое в картине — корабль. Куда движется твой ко­рабль?

—Туда — в будущее, туда же, куда и река.

—Но, как специалист по кораблестроению, заявляю, что корабль развернут кормой по течению, а носом упирается в борт ящика. Всё, приплыли. Значит, ты плывешь задом наперед? Оказывать помощь. Может, помощь нужна тебе самой?

По лицу девушки двигаются эмоциональные волны. Она в недо­умении. Как же так, ведь ее ждут, ждут ее помощи, а она делает что-то не то. Вот стоит маленький лягушонок, у него нет возможностей путешествовать. Бегемотик поможет ему. А корабль плывет не в ту сторону, не вперед, а задом наперед. После понимания того, что про­изошло в ее подсознании, девушка начинает менять фигурки. Она превращает себя в человека, потому что, когда она подошла к биз­несмену в «бегемотиковом» виде, бизнесмен даже не увидел ее глаз под кепкой. Бегемотик вставал(а) на подставки и все-таки чувство­вал^), что в таком стиле общения не получится. Вот тогда-то и пре­вратился бегемотик в реального человека. Девушка и бизнесмен про­тянули друг другу руки.

Возник настрой на равенство. В будущем были поставлены плоды и ожидание успеха. На поле обозначились две программы. Одна по­ставленная извне, другая собственная. Появились деревья, как стрем­ление быть в социуме. Кораблик развернулся носом к будущему. Что ж, счастливого плавания и осмысления происходящего.

Во время создания ландшафта этот человек произносит такую фразу: «Руки не делают, что видит голова». В сюжете мы видим ожи­дание катастроф. Огромная волна надвигается на малюсенькую ло­дочку. Лодочка находится в той части поля, которая символизирует действие. В верхней части нет ничего. Человек живет «без головы». Движение волны и лодки направлено вверх.

Этот человек стремится осознать, что он делает, но после того, как все свершилось. Сюжет называется «Мы».


Песочные тексты



 




 


146 Часть восьмая

Девушка поставила по углам пальмовые заросли, в центр чашу. Когда она выбирала фигурки, она сказала, что сейчас построит муль-тяшную страну, чтобы убежать из зоопарка на свободу. Далее она ска­зала, что люди ей не нравятся. Работа называется «Мечта». Это мечта о благополучии. В центр она ставит чашу, что говорит о том, что ее актуальная задача — быть женственной. Вот ее благополучие — чув­ствовать свое женское начало, женскую сущность. Хотя внешне она обворожительна, стройна, красива, ухожена, хорошо одета. К воде стремятся маленькие черепашки, выброшенные когда-то насушу.

Деревья образуют квадрат. Это говорит о восприятии правильно­сти своего поведения, мыслей. В будущем она выбирает себя кош­кой, которая играет сама по себе. В углу прячется жираф. Он неук­люжий, его жалко. Сегодняшний день пуст. Много мыслей, мало эмоций.

Эмоции все в прошлом. Забившийся в угол неуклюжий жираф оказался самым дорогим существом из выставленных на поле. По всей вероятности, в детстве была дана сильная установка вести себя пра­вильно, и девушка постоянно контролировала, чтобы соответство­вать предписанным правилам взрослых. В результате на поле не вы­ставлено ни одного человека.


Песочные тексты



Случайные требования и правила становятся необратимостью. Естественный результат запретов естественного поведения замора­живает развитие. Какая-то часть перестает взрослеть. Внутри обра­зуется несколько возрастов. Они вступают в противоречия. Субъек­тивные взгляды упираются в несоответствие навязанным извне. Таким образом, человек получает два или несколько взглядов на одну ситуацию. Двойственность рассекает или создает границы внутри процесса. Событие поглощает другие события, изолируя их от ком­ментариев, запрещая осознавать, подвергать анализу и принимать собственное решение. Различие между тем, что запрещено и что раз­решено, поддерживается принятым внутренним законом.

В песочных текстах человек рассказывает через внешние события свои внутренние переживания, состояния, стремления, желания. Их подлинная суть закодирована в выбранных фигурках и во взаимоот­ношениях между ними в пространстве песочного поля. Какая-то одна несправедливость или конфликт распространяется на другие уровни человеческой жизни. Столкновения или избегание конфликтов вы­ковывают характер. Нельзя не удивляться, как сильно негативные аспекты влияют на внутреннее состояние и влекут за собой внешние изменения. Аномалии кажутся внезапными. Хотя при рассмотрении

10*



Часть восьмая


всегда оказываются накопленными. Цена, которую мы платим за не­внимательность по отношению к себе, высока. Нельзя не отметить, что адекватное представление о себе является основой душевного благополучия. Мы не можем существовать без взаимоотношений, без взаимокорреляций, без взаимовоздействий. Свойство человека быть открытым и расположенным к миру снимает многие проблемы и ста­вит новые задачи. Постоянство перемен является естественным при­родным состоянием нашей психики, разума и следующим из этого поведением, из которого складываются песочные истории.


ЖИЗНЬ КАК ЛЮБОВЬ

Послушайте, еще меня любите за то, что я умру.

Марина Цветаева

Родители нас обожают, педагоги нами восхищаются, мы готовы к великим свершениям — было ли с нами такое? Было. Но когда нас обижают и не любят, это запоминается на более длительный срок. Еще больше нас расстраивает непонимание. Мы не понимаем сосе­дей, родственников, начальство — они не понимают нас. Есть вещи гораздо важнее: понять себя. Это интереснее. Это окрыляет, подни­мает и дает развитие. Что толку, что мы понимаем своего соседа или друга? Толк в том, чтобы узнать, что движет нами.

А движет нами подсознание. Сознание лишь следует за ним. Дол­гое время мы изучали внешний мир: его геофафию, законы, расче­ты. Когда же мы познакомимся с собой? Мир внутри нас так же мно­гообразен и бесконечен, как и внешний. В нем, кроме химических и физиологических процессов, — слова и числа, образы, романы и фан­тазии. Если мы не узнаем свой внутренний мир, мы не сможем знать, как развиваться дальше, и тогда нам поставят цели другие. И мы за­будем о своей. Потому что чужая может оказаться ярче и привлека­тельней. Достигнув чужой цели, мы отметим это на веселой вечерин­ке, а потом вдруг станет грустно. И совсем непонятно будет, отчего. Когда же мы достигнем своей собственной цели, мы преисполнимся теплым чувством любви к себе, окружающим и миру. Это не значит, что, узнав свою цель, мы разбредемся по кельям, ведь цели многих людей совпадают и объединяют их.

Через призму радостной любви к себе мы сможем поддерживать и других людей. Цивилизация создала иллюзию человеческой силы и защищенности. Без семьи, сотрудников, друзей, учителей человеку трудно. Сыграем теперь в песок. Посмотрим на наши взаимоотно­шения со стороны. Кто-то сидит в углу и ждет, сам не знает, кого. Кто-то стоит в центре, на острове, отгородившись ото всех. Кто-то размахивает саблей. Кто-то спрятался за стенами замка. И при этом



Часть восьмая


хочет общаться. Не выходя из своего укрытия. Некоторые надели маски ведьмы, колдуна, чудовища или воина. Ждем любви, а сами агрессируем на всех.

Полюбите меня такого, каков я есть. Полюбим. А что мы получим взамен? Любовь меняется только на любовь. Ни деньги, ни подарки не могут быть эквивалентом.

Когда одной женщине было предложено построить композицию на тему «Любовь», она ее построила с таким вдохновением и разма­хом, что работа ее вызвала одновременно и восхищение, и недоуме­ние, ведь на предыдущем сеансе она выстроила композицию, кото­рая была лаконична и малоподвижна. Работа на тему «Любовь» показала, что в этой женщине скрыт непроявленный потенциал эмоционального потока. Все песочное поле было заполнено любов­ными парочками животных, зверей, рептилий, людей, кораблей и символов. Можно было расспрашивать о каждой фигурке и потра­тить много времени. Поэтому мы обратили ее внимание на неза­полненный участок поля. В верхнем левом углу не были поставле­ны фигурки, а была только маскировка из посаженных цветов. В этом углу оказались спрятанными взаимоотношения клиентки с матерью. После яркого короткого рассказа клиентка положила в пустое поле кисть винограда и сказала, что это тепло и солнце. Да­лее мы спросили, где она сама. И эта симпатичная женщина указа­ла на гориллу, говоря, что горилла такая элегантная, красивая и жен­ственная. Кроме того, мы обратили внимание на пары людей. Было ощущение, что эти пары не танцуют, как сказала клиентка, а дерут­ся. Так оно и оказалось. Эта женщина находилась в состоянии борь­бы со своим бывшим супругом, который постепенно превращал ее в гориллу. От такой неожиданной информации клиентка шмыгнула носом и принялась менять композицию. В результате горилла выш­ла из поля, и вместо дерущихся пар появилась пара, в которой муж­чина бережно поддерживал прекрасную женщину. Когда женщина расхваливала красоту гориллы, создалось впечатление, что ей ни­чего не захочется менять, и вся любовь такой и останется, но, выс­лушав себя до конца и насмотревшись на гориллу, женщина вдруг начинает менять фигурки, словно какое-то прозрение произошло внутри нее. Никто не говорил ей, что нужно все изменить, если бы она захотела остаться гориллой, пусть бы и оставалась ею. Может, так удобнее и справедливее. У гориллы ко всему еще отсутствовали глаза. Женщина не замечала, как она становится животным. «Да, вот и одежда у меня такая же, серая», — произнесла вдруг эта жен-


Жизнь как любовь



щина. Увидев свою одежду, она словно увидела себя, и в этот мо­мент ей и захотелось что-то переделать.

Она стала менять композицию, убирая дерущиеся-танцующие фигурки. Долго искала новую пару. Когда нашла, поместила эту пару в будущее. Подержала в руках свадебную фигурку, стоящую в центре. Куда они смотрят? Вверх! Они мечтают! Когда она занялась переме­нами, лицо ее раскраснелось, губы напряглись. Она меняла свой мир, всматриваясь в него. Понимая, что свой мир создает она сама, она переменила то, что так долго ее мучило. И выстроила себе то, что она хотела чувствовать.

Когда девушке А. было предложено сделать композицию на тему «Любовь», она нарисовала на песке квадраты и прямоугольники. Потом она посмотрела на полки с фигурками и сказала: «Здесь нет настоящих мужчин. Но я могу найти его».

Продолжая осматривать фигурки, она говорила: «Они мне по ро­сту не подходят. Я найду мужчину, но он мне не понравится. Одни отморозки и скрюченные уроды... Еще и падает... неустойчивый». На­конец, она выбирает фигурки мужчины и себя. Ставит их рядом на поле.



Часть восьмая


«Это мой сон, — произносит девушка.— Я видела этот сон. У меня на лице было ощущение любви. Такого в жизни не было. Квадраты — это дома. И мы над ними».

Мы замечаем, что это все-таки сон, и спрашиваем: а какая лю­бовь в реальности?

Девушка А. говорит, что тогда надо строить заново. «Не знаю, что строить мне предстоит. Ох... Любовь, — вздыхает она и рисует паль­цем дорогу. — Я хочу, чтобы было так, как я хотела». Вдоль дороги она устанавливает деревья, в начале пути ставит мужчину и женщи­ну. В конце дороги дом. «Ну, вот, — говорит она. — Это наш домик, мы в нем будем жить. И, конечно, лошадь. Где моя любимая красная лошадь? Ее нет, ускакала. Когда же она вернется?» Она долго осмат­ривает полки, но лошадь, которую брала на предыдущем сеансе, не находит, хотя мы видим, что лошадь стоит на прежнем месте. Вместо лошади она берет змею, свернувшуюся спиралью. Размещает спираль-змею возле дома. «Я бы еще качели поставила». Затем она начинает пристраивать «фигурку-себя» на руки к мужчине. И ставит мужчину, который несет ее на своих руках в начале аллеи. Мы обращаем ее вни­мание на деревья, которые перекрыли ей кругозор, отделили от про­шлого и от будущего. «Что значат для тебя деревья, если понимать,


Жизнь как любовь



что они являются символом социума?» — «Хочется убрать деревья, — говорит девушка, — они напрягают. Они контролируют меня. Если они не будут контролировать, я встану на ноги». Она берет «фигурку-себя» и начинает рукой приглаживать ей волосы, причесывать. «Да я знаю, когда меня не контролируют, я привожу себя в порядок». При­чесав волосы у куклы, она ставит ее в поле, начинает убирать дере­вья, словно освобождая пространство.

А такую необычную работу на тему «Любовь» сделала сорокалет­няя женщина и назвала ее «Я». На каждом ухе по спирали в виде змей. «Это мудрость, — говорит женщина, — чтобы она мне в ухо шепта­ла». Озеро в центре одновременно является ликом, Мы спрашиваем: «Что это за кристалл во лбу?» — «Это третий глаз. Я что-то вижу, хо­телось бы развить. Я хочу больше видеть». — «А над глазом?» — «Мыс­ли замкнутые. Они хорошие. Крутятся в одном направлении. Нет ши­роты и глубины». — «А над мыслями?» — «Ангел. Он с крыльями. Он летать может. Он прозрачный. Мне нравятся прозрачные вещи. Они чистые. Хочу видеть чистых людей. Чистые сердца. Они тоже у меня прозрачные. Хочу общаться с чистыми людьми. Духовно вымытые. Общение от чистого сердца. Я наслаждаюсь, когда это есть».



Часть восьмая


Удивительно то, что в поле есть все, что нужно человеку, чтобы решать жизненные задачи. Это и сила, и покой, и собранность, и, конечно, любовь. Убегая от происшествий и проблем, человек не бережет свои чувства, главное из которых — любовь. Часто на сеан­се ставятся задачи материального плана, карьерного, взаимоотно­шений в коллективе, семье и другие. И при этом в центр, который является самым значимым и актуальным местом, ставится символ любви. Сердце, чаша, кувшин, башня, рыба, свет и сердце, свеча и рыба, бог и чаша и т. п. Мы столько раз убеждались, как сильно че­ловек нуждается в любви, что можем утверждать, что это самое глав­ное чувство, которое человек стремится не растратить, сохранить, уберечь.

А потеряв, ищет его, потому что любовь делает человека объем­нее, увереннее и значимее. Любовь воспевали поэты. О божествен­ной любви говорят служители культа. Теперь любовь исследуют уче­ные. Без борьбы нет побед, — утверждает пословица.

Я бы сказала, что победы нет без любви. Потеряв чувство любви, человек теряет себя и начинает бороться с собой. Со своими привыч­ками, манерами, зависимостями. Любовь — это то, что восстанавли­вает все. Любовь дает покой, гармонию, наслаждение и не мешает ни


Жизнь как любовь



карьере, ни бизнесу, ни занятию любимым делом. Любовь дает кры­лья тому, кто хочет быть окрыленным. Любовь поддерживает здоро­вье, душу и мир. Мы не настаиваем на том, чтобы все было замеча­тельно. Жизнь есть жизнь. Она включает в себя все: счастье и страдание, трагедию и комедию, падения и взлеты. Но если вы ис­ключили из своей жизни любовь, вы впустите на ее место прямо про­тивоположное. И не поймете, почему вам так не везет, почему вам скучно, почему вас не любят. Отправляйтесь в путь, на поиски луч­шего, что поддержит вас в жизни, даст вам опору, уверенность в себе, вдохновение и полет.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.