Сделай Сам Свою Работу на 5

МИФЫ И СИМВОЛЫ ПЕСОЧНОГО ПОЛЯ

Песочное поле — уже готовый символ. Это метафора подсозна­ния. Опираясь на предыдущий опыт распределения значений инфор­мации, песочное поле разделилось на участки, которые заключают в себе определенную семантику. Древний опыт гадальщиков, предска­зателей, расклад карт Таро и современное представление о размеще­нии информации, NLP-время, психологический опыт арт-терапев-тов — все это синтезировалось в работе и расшифровке песочного поля. Левая часть поля является представлением о прошлом, правая — будущее, прямо перед человеком — настоящее. Помещая фигурки в определенную часть поля, человек достает из информационных глу­бин свои воспоминания и свои программы на будущее. Таким обра­зом, самая простая и доступная информация считывается из взаимо­отношений прошлого, настоящего и будущего. Из расстановки фигур видно, на чем больше акцентируется человек, что его волнует, что может быть препятствием в достижении целей, которые он себе ста­вит, и почему не свершается то, чего он хочет. Все, что поставлено справа, является самоисполняющимся пророчеством. Но если в пра­вую часть поставлены события из прошлого, то они автоматически становятся препятствием к достижению цели, потому что если ка­кое-то событие или мысль не дает покоя, то об этом-то постоянно и заботится подсознание: простить — не простить, забыть — не забыть, менять — не менять. Все силы, вся энергия уходит на решение пре­дыдущих проблем, а на свершения не остается ни сил, ни времени, ни энергетических запасов.

Напротив, если будущие представления размещены в левой час­ти — они никогда не сбудутся, а останутся лишь мечтами и фантази­ями. Потому что события, даже если их не было, в левой части вос­принимаются подсознанием, как прошлое, и кодируются, как свершенные. Пустота и незаполненность средней части, которая яв­ляется метафорой сегодняшнего дня, говорят о том, что человек ни­чего не делает для исполнения своих желаний и достижения целей.


Мифы и символы песочного поля



По горизонтали песочная поверхность разделена условно на три составляющих части. Верхняя часть символизирует разум, мыслитель­ную деятельность, воображение, мечты — все, что относится к раз­мышлению и анализу. Средняя часть — эмоции, чувства, здесь самые чувствительные моменты отношения к себе, окружающим людям и чувственное восприятие мира. Чаще всего все «собаки зарыты» здесь, потому что именно на чувствах, а не на событиях человек утрачивает свою целостность. Нижняя часть поля показывает нам свершенные или не свершенные действия. По ним человек может увидеть свои промахи и возможности, успешные или безуспешные события своей жизни. Центральная часть — наиболее значимая, в ней ключ ко всей картине; центр сообщает нам о самом человеке, об эмоциональном отношении человека к себе самому. Фигурка, размещенная в середи­не, — это и есть автор созданной композиции. Пустота центральной части говорит о том, что актуальная задача человека — увидеть себя, свое присутствие в реальном мире. На поле еще есть углы — в них-то и запрятаны основные нерешенные проблемы и комплексы. Более того, спрятанные в углу фигурки указывают на то, что эти проблемы решаться не будут. Человек будет мучиться, биться лбом в стену, но он не увидит путей решения, пока что-нибудь не изменит, не пере­двинет в своем подсознании. Пока проблема запрятана в угол, ее не будет ни видно, ни слышно. «Сначала мы задвинем в угол проблему, а потом она задвинет нас».



Вытащив проблему из угла, можно понять, как ее решить, или же она решится автоматически уже потому, что на нее обратили внима­ние и достали на обозрение.

Увидев со стороны или с высоты птичьего полета свое подсозна­ние, о котором ему рассказало песочное поле, человек почувствует, что пора принимать решение о дальнейших действиях. Может, он просто задумается, может, начнет действовать, может, ничего не бу­дет менять. Проводник «только показывает воду, но не заставляет пить». Так говорит древняя мудрость, так поступает и психотерапевт. Песочное поле показало основной камень преткновения, человек увидел, где его пути перекрыты. Он может расчистить этот путь и дви­нуться дальше, может улучшить пространство вокруг себя, или улуч­шить отношения с семьей, коллегами и с собой. Для этого он просто меняет свою композицию так, чтобы успех сопутствовал ему, и при­лагаемые усилия были направлены на исполнение жизненных задач, а не на переживания и страдания. Левый средний квадрат песочного поля покажет, на что опирается данный конкретный человек в своей



Часть вторая


жизни. Пустые пространства покажут, что еще человек не использу­ет, где его дополнительные ресурсы, Правая часть покажет, какие за­дачи скрыты в глубинах подсознания, к чему он стремится на самом деле и чего ждет от себя и от жизни. На песочном поле человек соби­рает себя в единое целое, достигая душевного единства.

На приведенной ниже схеме показано, как распределяется значе­ние пространства на песочном поле.

 

Разум, мысли, рассуждения
Эмоции, чувства
Действия

 

Прошлое Настоящее Будущее

 

Значимое Актуальное Социальное

 

Отношение к значимой женщине Отношение к себе Отношение к значимому мужчине

ЛАНДШАФТ

Ландшафт, построенный на песочном пространстве, отражает кар­тину внутреннего состояния человеческой психики, проявляющего­ся на внешнем плане. Вершины отражают стремление достичь соци­альных и духовных вершин. Путь к философским понятиям или к карьерному росту. Вершины или множественные холмы могут пока­зать трудные пути, ведущие к цели, преодоления или препятствия перед ними. Кроме того, высоты могут перекрыть видение какой-то части поля, но, взобравшись на вершину, человек может увидеть, по­нять и почувствовать гораздо больше, чем он бы мог познать, нахо­дясь внизу. Вершины могут обозначать приближение к богам или сверхжелание самому быть богом. Покорение вершин и стремление преодолеть препятствия особенно характерны для мужского подсо­знания. Если все идет хорошо, то они сами придумают себе препят­ствия, и сами будут их преодолевать. Преодолев, они почувствуют глубокое удовлетворение, хотя сделают меньшее количество дел с ббльшими затратами и усилиями. Построенные на песочном поле горы могут показать высокий уровень притязаний человека. Путь его достижений.

В вершинах и горах могут присутствовать пещеры. Эти углубле­ния притягивают и пугают одновременно. На них обязательно надо обратить внимание, ибо в них спрятано самое сокровенное. Это мо­жет быть нечто спрятанное ото всех и разрешенное только для себя. У женщин пещера может быть связана с гинекологическим заболе­ванием или с сексуальным опытом, который хочется скрыть. Тот, кто скрыт в пещере, может наблюдать за другими или миром, при этом его никто не видит и никто не слышит. В пещеру могут загнать страх и незащищенность. Находясь в пещере, можно дрожать от каждого шороха, вздрагивать при мысли о том, что когда-нибудь придется выйти. Нежелание общаться, уйти от мира, погрузиться в свои мысли или чувства. Что сокрыто в пещере, можно узнать по фигурке, затаившейся внутри, и по связи с контекстом песочного поля. Такие глубокие переживания могут стать разгадкой всех не­удач. Все углубления оставляет такая история, которая, зарываясь в

2-1581



Часть вторая


песок, вовнутрь, оставляет шрам. Запрятанные проблемы проры­ваются наружу и могут проявиться болезнью, болью или нервным поступком.

Если на песочном поле появились ямы, то это может обозначать ловушки, по также ямы, как и пещеры, могут быть местом глубокого уединения; это желание спрятаться в уютном месте, похожим на ут­робу. Находиться внутри матери — это самое лучшее, что переживает большая часть человечества. Поэтому человеку, которого тянет ук­рыться от мира, кажется опасным выходить в мир, проявлять свои поступки и действия. Опасность заключена в нем самом, в его него­товности двигаться по жизни и расти.

Опасность также состоит в том, что если человек не хочет дви­гаться и расти, жизнь сделает это любым способом, возможно, через трагедию. Так или иначе человек взрослеет и хочет соответствовать своему взрослению, и осознание того, что происходит на данном этапе развития, становится ведущей целью человека. Нахождение внутри ямы, пещеры или любого укрытия означает, что человек не видит путей своего проявления, продвижения. Скрыты и душевные поры­вы и земной путь. Такой человек замыкается на себе, закрывает чув­ства, становится депрессивным и апатичным. А так как чувства от­ключены, то нечем почувствовать, что, собственно, с ним происходит, как изменить сложившуюся ситуацию.

Ландшафт может оставаться ровным. Ни подъемов, ни спадов. Это может быть похоже на депрессивное состояние или нежелание об­щаться. Возможно, человек только что вышел из какой-то ситуации или завершил предыдущий этап, а с новым еще не определился. Ров­ное состояние — оно и есть ровное. Как в душе, так и на поверхнос­ти. Это и вспаханное ровное поле, на котором еще ничего не пророс­ло, может, даже и не посеяно.

Равнины представляют собой гармоничные поверхности, и общая ровная поверхность может быть создана человеком, достигшим вы­сокого духовного уровня личностного роста.

Реки, моря и океаны говорят нам о человеке эмоциональном, ис­полненном любви. Без воды нет жизни, это одна из ее составляющих. И если вода символизирует любовь, значит, нет жизни без любви. Вод­ные пространства на песочном поле могут означать потребность в про­явлении любви. Кроме того, в действии создания озер, рек и морей заключено желание увидеть то, что спрятано глубоко в подсознании, так как голубое дно под слоем песка — это и есть метафора скрытого от взора подсознания.


Ландшафт



Создавая ландшафт, человек прокладывает дороги. Если компо­зиция объединена единым пространством поля, то человек, создав­ший такую композицию, имеет доступ во все части своего внутрен­него пространства. Дороги, тропинки, мосты, дополнительные следы появляются тогда, когда что-то отделено, и нужно это соединить. Сначала человек потратил силы для того, чтобы отделить событие или проблему, потом приложил усилия, чтобы проложить туда путь или построить мост, затем он тратит энергию на посещение отделенного пространства.

Таким отделенным пространством может быть и остров. На ост­ров вообще не проложен путь. Хорошо, если есть лодка. Лодка в вод­ном пространстве перед островом может означать, что остров — это место уединения, место личного пространства. Отсутствие средств соединения может означать, что на остров выселена проблема, кото­рую человеку не хочется решать. В любом случае остров — это нечто отделенное, изолированное, не стыкующееся с общей картиной.

Лесные массивы на песочном поле принято считать социумом. Чем больше заросли, тем напряженнее отношения с социумом, с окружа­ющими людьми, с семьей. Деревья с плодами говорят о стремлении человека получить результат своей деятельности и признание в об­ществе. Колючий социум показывает страх человека проявить себя в обществе; отсутствие деревьев в ландшафте показывает, что человек погружен в личные проблемы.

Обращая внимание на ландшафт или на его отсутствие (есть люди, которые не прикасаются к песку), можно понять, что творится в душе, потому что ландшафт является отражением событийного и сенсор­ного опыта. Ландшафт покажет, какой путь выстроил себе человек, как он будет его проходить.

Орнамент на песке может показать то, что человек очень сильно защищается: для того чтобы начать общаться с таким человеком, нуж­но приложить усилия, чтобы войти с ним в контакт; такому человеку, прежде чем создать что-то новое, нужно что-то сломать, преодолеть свою законченность. Такие люди ощущают трагичность своего суще­ствования и волнение перед общением. Им проще общаться с бога­ми, чем с людьми.


ПЕСОЧНОЕ ПОЛЕ

Переведи меня через майдан...

Виталий Коротич, пер. Юнны Мориц

Песочное поле — размеров небольших, но спорных. Главное, что­бы это поле можно было увидеть единым взором, и чтобы за краями поля был запас пространства. Так говорят психологи, использующие песочное поле.

Мое предложение состоит в том, что песочное поле должно быть организовано по принципу «золотого» сечения. Тогда главным ста­нет сохранение «золотой» пропорции. Правило «золотого» сечения гласит следующее. Если отрезок АВ мы разделим точкой С, то весь отрезок будет относится к большему отрезку, как больший отрезок к меньшему, и соответствовать числу 1,618. АВ:СВ = СВ:АС (1,618). Или, наоборот, отношение меньшего отрезка к большему будет от­носиться, как больший отрезок ко всему отрезку, и составлять 0,618. Это будет золотой пропорцией. АС:СВ = СВ:АВ (0,618).

Чем же привлекателен размер «золотого» сечения? Тем, что, явля­ясь условным числом развития Вселенной, он будет воздействовать на человека, и, общаясь с таким полем, человек будет гармонизиро­ваться со своей естественной природной целостностью, потому что и сам человек устроен по принципу «золотого» сечения — его физи­ческое соотношение частей тела, его сердцебиение, дыхание, шага­ние. По тому же принципу устроены растения, животные, заданы расстояния между планетами — так почему же не использовать то, что предлагает сама Вселенная? Статьи о «золотой» пропорции мож­но прочесть в интернете или в библиотеке. Можно познакомиться и с «кроликами Фибоначчи»1. Значение чисел можно взять из этого ряда Фибоначчи, в котором сумма двух предыдущих чисел равна последу­ющему числу, или рассчитать самому по известной пропорции, в ко­торой отношения длин сторон ящика равны 0,618 или 1,618. Что мы

1 Наблюдая за размножением кроликов, Фибоначчи выстроил ряд чисел, определяющих пропорции «золотого сечения», который получил название ряд Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377.


Песочное поле



и сделали. Размер 55 х 89 очень подходит для работы, как индивиду­альной, так и семейной или групповой. Также для групповой тера­пии подходит поле размером 89 х 144, что соотносится с рядом Фи-боначчии и является «золотой» пропорцией. Поскольку, как уже говорилось выше, поле должно охватываться единым взглядом, то очень хорошо подходит размер 70x43,3. Для сведения сообщаем, что классические размеры в опубликованных ранее источниках — 50 х 77, высота борта — 10 см, либо 50 х 70, высота борта — 8 см; есть еще размер 60 х 75 х 10. Если взять одну сторону ящика 77 см, то другая будет 47,6 (77 х 0,618 = 47,586). Если сторона ящика равна 50 см, то другая будет 80,9 (50 х 1,618 = 80,9). Песочное поле, сделанное по пропорции «золотого» сечения, будет воздействовать на человека гар­моничным образом и способствовать его целостности. Статьи и кни­ги о «золотом» сечении или «божественной» пропорции впечатляют математической точностью и вселенским размахом. Так, говоря о принципах формообразования в природе, ученые заметили, рассчи­тали и описали, что все живое, образовывается, растет, стремится за­нять какую-то форму в пространстве и сохранить себя. Это стремле­ние находит осуществление в основном в двух вариантах — рост вверх или расстилание по поверхности земли и закручивание по спирали. В формообразовании принцип «золотого» сечения проявляется в про­порциях тела и в действиях, совершаемых насекомыми, млекопита­ющими, птицами, моллюсками и т. д. Проявление этого закона мы можем наблюдать в паутине, сплетенной пауком, в расположении се­мян в подсолнечнике, в шишках сосны, в ананасе, в строении какту­са. Спирально закручивается ураган, и стадо оленей разбегается по спи­рали; при этом проявляется динамический закон золотого сечения. И в ящерице улавливаются приятные для взгляда пропорции: от кончика хвоста до носа соблюдается «золотая» пропорция во взаимоотноше­ниях различных частей ее туловища. Соотношение вертикального и горизонтального размера яйца птицы и ее крыла и ее туловища также соответствует «божественной» пропорции. По «золотому» сечению развиваются листья на растениях и по тому же принципу располага­ются на ветках. Закономерности «золотой» динамической симметрии наблюдаются в энергетических переходах элементарных частиц, в стро­ении некоторых химических соединений, в расстоянии между плане­тами Солнечной системы, в генных структурах живых организмов. Секреты золотого деления были известны только посвященным и хра­нились в строгой тайне. Об этой тайне было известно жрецам древних Цивилизаций, таких как Египет и Вавилон. Лука Пачоли, опублико-



Часть вторая


вавший трактат по принципам «золотого» сечения, написал, что «бо­жественная» пропорция, или «золотое» сечение, является олицетво­рением бога-отца, бога-сына, бога-духа, их триединством.

Рост человека делится в «золотых» отношениях по линии талии, а также кончиками пальцев опущенной руки по бедру, нижняя часть лица — ртом, верхняя — глазами и т. д. Соотношения частей челове­ческого тела, отношения между систолой и диастолой, между вдохом и выдохом, нижним и верхним давлением и в других процессах явля­ются «золотыми». При нарушении «золотых» отношений в организ­ме человек начинает заболевать, деформироваться (когда женщины борются с полнотой, они фактически хотят вернуть себя в «золотые» отношения). Так что это космический принцип следует заложить в размеры песочного поля и использовать для гармонизирования че­ловека с самим собой и с окружающей средой.

Песок, привезенный с берегов моря, или озера, или реки, просеи­вается, промывается и прожаривается, тогда он становится чистым, привлекательным и свободным от всяческих примесей. Ящик, в ко­торый будет насыпан песок, делается из дерева, потому что дерево — не только природный материал, воздействующий положительно; он также символизирует pra materia, из которой создано все на Земле. Дерево, а не пластмасса, используется потому, что мистико-терапев-тический эффект работы с подсознанием усиливается от архидрев­него поклонения дереву, от его природной принадлежности и от ес­тественной экологии кинестетических ощущений и осязания, от энергетики натурального материала, которым обладает дерево.

Внутренняя поверхность ящика — голубого цвета. Под песком внут­ри ящика можно раскопать символическую воду, реку, озеро или ручей, то есть докопаться до дна. Одновременно голубой или синий цвет ассо­циируется с глубиной подсознания. Голубые борта ящика выше песка — это небо. Вот в таком пустом пространстве с бесконечным небом, глу­бинным подсознанием и подвижным песком, человек создаст свое по­нимание самого себя, свою страну, свою сказку, свою историю, свою жизнь. Лучше сделать два ящика: один для сухого песка, другой для мок­рого. У человека должен быть выбор: какой песок ему больше подходит. Количество пескав ящике человек может увеличивать и уменьшать. Про­слойка песка является границей между сознанием и подсознанием. По­чему-то одним людям хочется расчистить как можно больше голубого дна, а другим — посильнее все засыпать. Итак, песочное поле — инст­рументарий для общения с подсознанием, — подготовлено. Теперь не­обходимо создать коллекцию миниатюрных фигурок.


Песочное поле



 




 


МИНИАТЮРНЫЕ ФИГУРКИ

Гулливер — личность известная.

(Из курса литературоведения)

Современному человеку, особенно вовлеченному в бизнес, труд­но остановиться, оглянуться вокруг себя, а уж тем более — заглянуть в свои глубины. А может, и заглядывать не надо — и так хорошо. А ко­ли хорошо, так и живи себе хорошо. Но если замечаешь, что тебе не­спокойно и неуютно, — поиграй в песок. Не просто на берегу моря со своими детьми, а профессионально. Не стереотипно, строя доми­ки из мокрых капель, а повернувшись лицом к подсознанию. В пе­сочном ящике с голубым дном и небесными боками ты увидишь свой неповторимый облик. Ты узнаешь себя и свое состояние. Поймешь, что тебе оставить, а что изменить и с чем расстаться. Ведь меняемся мы не по дням, а по часам. И частенько забываем, что меняют не толь­ко одежду по размеру, но и свои привычки, реакции, ведь взрослому человеку не к лицу детские обиды, а поди разберись, какие детские, а какие взрослые.

Психотерапевтическая культура прорастает теперь и в России. Уважающие себя фирмы уже обзавелись психологами и провели психологические тренинги, становятся популярными кабинеты психологической разгрузки, пришла пора семейных психологов и психотерапевтов. Песочная семейная терапия проложит путь к сер­дцам семейных людей. Песочная терапия является арт-терапией, только очень большой ее плюс в том, что не надо учиться рисовать или сочинять. Готовые фигурки, из которых нужно выбрать самые подходящие, делают тебя непревзойденным мастером по созданию собственного произведения. Ты выглядишь, как Гулливер, а стра­на твоя мала, как Земля с точки зрения космоса. В этом-то вся и прелесть песочного действа и песочного воздействия, ибо ты все­гда будешь чуть больше своего мира привычек, желаний, мечта­ний и действий.

Фигурок нужно много. Десятки и сотни. По темам и на каждую тему различные варианты. Например, человек. Человек в различ-


Миниатюрные фигурки



ных эмоциональных состояниях, разных профессий, разных исторических периодов, разных возрастов, разных поз, различных социальных слоев.

Животные, активные и пассивные, агрессивные и покладистые, дикие и домашние, существующие и не существующие, реальные и мультяшные, активные и инфантильные. В животных более всего и сосредоточены различные символические, культурологические зна­чения и мифологическая память.

Воздействие Китая на европейскую культуру также надо учиты­вать. В песочной терапии используются и знаки Зодиака, и нэцке, и фэн-шуй. И тут вы уже понимаете, что песочный психолог должен быть семи пядей во лбу.

Вот примерный список миниатюрных фигурок, которые понадо­бятся в песочной терапии:

1. Люди.

2. Животные.

3. Звери.

4. Дома.

5. Транспорт — морской, воздушный, земной.

6. Оружие.

7. Фантастические фигуры.

8. Сказочные персонажи.

9. Предметы быта: мебель, посуда и т. п.

10. Символические: боги, нэцке, обереги и т. п.

11. Насекомые.

12. Религиозные символы всех времен.

13. Вымершие животные.

14. Геометрические предметы: шары, пирамиды и т. п.

15. Космические аппараты.

16. Инопланетяне.

17. Герои мультфильмов.

18. Деревья всех широт.

19. Раковины, камни, сучки, мох, перья, то есть природные материалы.

20. Миниатюрные живые растения: кактусы, фиалки и др.

21. Искусственные цветы.

22. Исторические здания и костюмы.

23. Символические конструкции: Эйфелева башня, Кремль, Биг-Бэн и др.

24. Птицы.



Часть Вторая


 

25. Рыбы и водные жители.  
26. Экзотические фигурки: индейцы, рыцари, гадалки и др.
27. Фрукты, овощи.  
28. Национальные костюмы.
29. Стены, заборы.  
30. Кубики.  
31. Бижутерия.  
32. Воины.  
33. Военная техника.  
34. Фигурки детей всех возрастов.
35.Деньги.  
36. Волшебные предметы и персонажи.
37. Книги.  
38. Атрибуты спорта, науки , искусства.

Не много ли? Может, еще и маловато. Новые свершения, новые

символы, попробуйте найти музыкальные инструменты, разве что сами сделаете. Или компьютер. Символ нашего времени во многих коллекциях отсутствует. Создавая коллекцию, помните, что размер фигурок должен быть не более 10—12 см. Их количество и качество даст широкий выбор человеку, строящему свой неосознанный мир. Кроме того, шоу песочного мира сыграет свою роль в становлении человека. Сколько бы фигурок у вас ни было, клиент все равно будет сетовать на то, что фигурки не совсем такие, как ему хотелось бы. Что они недостаточно хороши, что они не того цвета и не совпадают по масштабу. Так что же?! Все это весьма условно, и это всего лишь символы.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.