Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 1. Цель, задачи, ценностные установки воспитания





Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тулинская средняя общеобразовательная школа

Куйтунского района Иркутской области

Рассмотрена на Согласовано зам.директора « Утверждаю»

Методическом совете по УВР директор МОУ Тулинская СОШ

________ Корчевая Н.В. __________ Г.П.Голубева

«__»_______201_г «___»_________201_г «___»____________201_г

Программа духовно – нравственного воспитания младших школьников

«Ступени познания»

«Познаю мир, познаю себя»

 

 

Программу разработали:

ЗВР Корчевая Н.В.

МОУ Тулинская СОШ

 

Программа рассмотрена на педагогическом совете МОУ Тулинская СОШ

Протокол № ___ от «__»_____20___г.

Г.П. Голубева

 

Программа духовно – нравственного воспитания младших школьников

«Ступени познания»

«Познаю мир, познаю себя»

Паспорт программа

Наименование программы Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «Ступени познания»
Основания для создания программа Новые стратегии развития системы образования в РФ. Реализация программы развития школы
Заказчик программы Администрация МОУ Тулинская СОШ, обучающиеся, родители, педагогический коллектив
Основные разработчики программы Корчевая Н.В, зам.директора по УВР, Якубчик А.О., зам.директора по УВР,
Научный консультант программы  
Цель создания программы Обеспечение процесса воспитания содержанием, отражающем духовно-нравственное воспитание младших школьников
Сроки реализации программы 2011г.-2015г.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы - Создание условий для реализации ФГОС общего образования второго поколения, предполагающего новое качество образования, представленное личностными, метапредметными, предметными результатами. - положительная динамика в познавательной, социальной активности, личностного самопознания школьников через призму нравственного становления.    

Пояснительная записка



Нормативно-правовой и документальной основой программы воспитания младших школьников являются Закон
«Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.



Основанием для создания программы ДНВ младших школьников послужило в первую очередь, изменение современной социокультурной ситуации, требующей модернизации всего Российского общества. В концепции ДНВ личности гражданина России обозначен современный национальный воспитательный идеал. «Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» (концепция)

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Нельзя не учитывать реальные изменения детства, которые происходят с современными детьми:

· Сдвиг возрастных границ взросления детей: с 6 – 7 лет на 7-8 лет, с 7-8 лет на 8-9 лет и т.д.

· Повышение интеллекта у современных детей, но при этом снижение уровня детской любознательности и воображения;

· Недостаточная социальная компетентность детей, беспомощность в отношениях со сверстниками, возрос эмоциональный дискомфорт;

· Низкий уровень коммуникативной компетентности, рост чувства одиночества, опустошённости, растерянности, ненужности взрослому миру;



· Рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья

· Низкий уровень социального развития семей.

Современная деятельность ребёнка меняет структуру мышления, самосознания и миропонимания, она ведёт к потребительскому отношению к людям, самому себе и к жизни вообще. У детей снизилась ценность других людей, на первый план выходит эгоизм.

Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Оно должно формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

Решению этих проблем будет способствовать особым образом организованная школьная среда. Это такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, который объединит в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную , общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную деятельность педагогов, обучающихся и их родителей, на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления.

Уклад школьной жизни – это уклад жизни обучающегося, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов воспитания и социализации (семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций). Уклад школьной жизни поддерживает непрерывность детства. В разноуровневом, полисубъектном, многомерно-деятельностном пространстве воспитания и социализации, скрепленном национальными ценностями и духовными традициями, обеспечивается морально-нравственная, социальная, культурная полноценность перехода ребенка из дошкольного в младший, а из него в средний школьный возраст. В основе уклада школьной жизни лежат следующие принципы:

· Принцип ориентации на идеал.

· Аксиологический принцип.

· Принцип следования нравственному примеру.

· Принцип идентификации (персонификации).

· Принцип диалогического общения.

· Принцип полисубъектности воспитания.

· Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Данная программа является документом, определяющим концептуальные основы и направления воспитательной деятельности всех субъектов воспитания школы.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Её основаниями являются:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Конституция Российской федерации
  • Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова
  • Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 854
  • Декларация прав и свобод человека
  • Конвенция о правах ребёнка
  • Устав школы
  • Программа развития школы «Социализация сельского школьника на основе компетентностного подхода через познавательную деятельность».

Программа состоит из 6 разделов:

Пояснительная записка (определены основания для создания программы)

1. Цель, задачи, ценностные установки воспитания (определены цель, задачи воспитания на основе национального воспитательного идеала, даны ценностные установки и определён портрет выпускника школы первой ступени)

2. Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

3. Примерные направления и содержание воспитания младших школьников (Прописаны направления в соответствии с шестью направлениями, определёнными в Концепции ДНВ и ценности выбранные за основу ДНВ младших школьников в нашей школе)

4. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно – нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

5. Планируемые результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.

6. Примерный план мониторинга уровня сформированности духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников

Литература

 

Раздел 1. Цель, задачи, ценностные установки воспитания

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Педагогический коллектив нашей школы способен взять инициативу в определении национальных педагогических приоритетов. Где национальный воспитательный идеал становится принципиальной основой социального партнерства как способа взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими субъектами воспитания и социализации детей и молодежи.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель –высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Цель воспитания в нашей школе: Становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, людям, к себе, направленное на формирование активной жизненной позиции и познавательную активность.

На основе национального воспитательного идеала, цели воспитательной программы школы, определены задачи воспитания младших школьников:

· формирование способности к духовному нравственному развитию, основанной на традициях, воли, представлениях добра и зла, общенациональных ценностей, эстетических потребностей

· формирование основ самосознания, самооценки, самоуважения личности, через способность младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

· формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, способности открыто выражать и отстаивать свою позицию, умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, в пределах своих возможностей;

· формирование патриотизма гражданской солидарности, через чувства личной ответственности за Отечество;

· развитие доброжелательности, отзывчивости, понимания, доверия и сопереживания другим людям, через сотрудничество с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми;

· формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников в нашей школе была определена система базовых национальных ценностей. К ним относятся:

Человек - свобода личная и национальная; доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество, общение с людьми

Знания- познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание;

Мир - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству. правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания, жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

Процесс воспитания начинается с определенной ценности и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы и принимаемы. Такими ценностями для ребёнка начальной школы являются Человек – ребёнок легко ассоциирует себя, одноклассников, окружающих людей, с человеком, Знания – то, что необходимо получить в школе, то что надо знать, то что помогает познавать мир, Мир – это мир на земле, это большая планета, это дом.

Содержание выстроено так, что, через призму: Человек, Знания, Мир учащиеся начальной школы получают представления о системе базовых национальных ценностей представленных в Концепции духовно нравственного развития младших школьников.

Общие задачи воспитания учащихся начальной школы классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.

Организация воспитания и социализации учащихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала.

В соответствии с целью, задачами, базовыми ценностями и выбранными направлениями был определён портрет выпускника школы I первой ступени.

Выпускник начальной школы имеет:

1. высокую учебную мотивацию

2. сформированные умения учиться

3. первичные навыки самообразования, самовоспитания, самоорганизации.

4. Навыки сотрудничества с одноклассниками, педагогами, коллективом

Выпускник начальной школы умеет:

1. Заботливо относится к природе, сохранять окружающую среду

2. Соблюдать моральные требования и нормы

3. слушать и слышать партнера, высказать свое мнение;

4. Осознавать себя достойным представителем своей семьи, своей Родины

5. Уважать и принимать ценности семьи и общества;

6. Выполнять правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.