Раздел 1. Цель, задачи, ценностные установки воспитания
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тулинская средняя общеобразовательная школа
Куйтунского района Иркутской области
Рассмотрена на Согласовано зам.директора « Утверждаю»
Методическом совете по УВР директор МОУ Тулинская СОШ
________ Корчевая Н.В. __________ Г.П.Голубева
«__»_______201_г «___»_________201_г «___»____________201_г
Программа духовно – нравственного воспитания младших школьников
«Ступени познания»
«Познаю мир, познаю себя»
Программу разработали:
ЗВР Корчевая Н.В.
МОУ Тулинская СОШ
Программа рассмотрена на педагогическом совете МОУ Тулинская СОШ
Протокол № ___ от «__»_____20___г.
Г.П. Голубева
Программа духовно – нравственного воспитания младших школьников
«Ступени познания»
«Познаю мир, познаю себя»
Паспорт программа
Наименование программы
| Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «Ступени познания»
| Основания для создания программа
| Новые стратегии развития системы образования в РФ. Реализация программы развития школы
| Заказчик программы
| Администрация МОУ Тулинская СОШ, обучающиеся, родители, педагогический коллектив
| Основные разработчики программы
| Корчевая Н.В, зам.директора по УВР,
Якубчик А.О., зам.директора по УВР,
| Научный консультант программы
|
| Цель создания программы
| Обеспечение процесса воспитания содержанием, отражающем духовно-нравственное воспитание младших школьников
| Сроки реализации программы
| 2011г.-2015г.
| Ожидаемые конечные результаты реализации программы
| - Создание условий для реализации ФГОС общего образования второго поколения, предполагающего новое качество образования, представленное личностными, метапредметными, предметными результатами.
- положительная динамика в познавательной, социальной активности, личностного самопознания школьников через призму нравственного становления.
|
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой программы воспитания младших школьников являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Основанием для создания программы ДНВ младших школьников послужило в первую очередь, изменение современной социокультурной ситуации, требующей модернизации всего Российского общества. В концепции ДНВ личности гражданина России обозначен современный национальный воспитательный идеал. «Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» (концепция)
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Нельзя не учитывать реальные изменения детства, которые происходят с современными детьми:
· Сдвиг возрастных границ взросления детей: с 6 – 7 лет на 7-8 лет, с 7-8 лет на 8-9 лет и т.д.
· Повышение интеллекта у современных детей, но при этом снижение уровня детской любознательности и воображения;
· Недостаточная социальная компетентность детей, беспомощность в отношениях со сверстниками, возрос эмоциональный дискомфорт;
· Низкий уровень коммуникативной компетентности, рост чувства одиночества, опустошённости, растерянности, ненужности взрослому миру;
· Рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья
· Низкий уровень социального развития семей.
Современная деятельность ребёнка меняет структуру мышления, самосознания и миропонимания, она ведёт к потребительскому отношению к людям, самому себе и к жизни вообще. У детей снизилась ценность других людей, на первый план выходит эгоизм.
Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Оно должно формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.
Решению этих проблем будет способствовать особым образом организованная школьная среда. Это такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, который объединит в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную , общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную деятельность педагогов, обучающихся и их родителей, на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления.
Уклад школьной жизни – это уклад жизни обучающегося, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов воспитания и социализации (семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций). Уклад школьной жизни поддерживает непрерывность детства. В разноуровневом, полисубъектном, многомерно-деятельностном пространстве воспитания и социализации, скрепленном национальными ценностями и духовными традициями, обеспечивается морально-нравственная, социальная, культурная полноценность перехода ребенка из дошкольного в младший, а из него в средний школьный возраст. В основе уклада школьной жизни лежат следующие принципы:
· Принцип ориентации на идеал.
· Аксиологический принцип.
· Принцип следования нравственному примеру.
· Принцип идентификации (персонификации).
· Принцип диалогического общения.
· Принцип полисубъектности воспитания.
· Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Данная программа является документом, определяющим концептуальные основы и направления воспитательной деятельности всех субъектов воспитания школы.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Её основаниями являются:
- Закон РФ «Об образовании»
- Конституция Российской федерации
- Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова
- Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 854
- Декларация прав и свобод человека
- Конвенция о правах ребёнка
- Устав школы
- Программа развития школы «Социализация сельского школьника на основе компетентностного подхода через познавательную деятельность».
Программа состоит из 6 разделов:
Пояснительная записка (определены основания для создания программы)
1. Цель, задачи, ценностные установки воспитания (определены цель, задачи воспитания на основе национального воспитательного идеала, даны ценностные установки и определён портрет выпускника школы первой ступени)
2. Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
3. Примерные направления и содержание воспитания младших школьников (Прописаны направления в соответствии с шестью направлениями, определёнными в Концепции ДНВ и ценности выбранные за основу ДНВ младших школьников в нашей школе)
4. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно – нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
5. Планируемые результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.
6. Примерный план мониторинга уровня сформированности духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников
Литература
Раздел 1. Цель, задачи, ценностные установки воспитания
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Педагогический коллектив нашей школы способен взять инициативу в определении национальных педагогических приоритетов. Где национальный воспитательный идеал становится принципиальной основой социального партнерства как способа взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими субъектами воспитания и социализации детей и молодежи.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель –высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Цель воспитания в нашей школе: Становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, людям, к себе, направленное на формирование активной жизненной позиции и познавательную активность.
На основе национального воспитательного идеала, цели воспитательной программы школы, определены задачи воспитания младших школьников:
· формирование способности к духовному нравственному развитию, основанной на традициях, воли, представлениях добра и зла, общенациональных ценностей, эстетических потребностей
· формирование основ самосознания, самооценки, самоуважения личности, через способность младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
· формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, способности открыто выражать и отстаивать свою позицию, умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, в пределах своих возможностей;
· формирование патриотизма гражданской солидарности, через чувства личной ответственности за Отечество;
· развитие доброжелательности, отзывчивости, понимания, доверия и сопереживания другим людям, через сотрудничество с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми;
· формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников в нашей школе была определена система базовых национальных ценностей. К ним относятся:
Человек - свобода личная и национальная; доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество, общение с людьми
Знания- познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание;
Мир - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству. правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания, жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
Процесс воспитания начинается с определенной ценности и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы и принимаемы. Такими ценностями для ребёнка начальной школы являются Человек – ребёнок легко ассоциирует себя, одноклассников, окружающих людей, с человеком, Знания – то, что необходимо получить в школе, то что надо знать, то что помогает познавать мир, Мир – это мир на земле, это большая планета, это дом.
Содержание выстроено так, что, через призму: Человек, Знания, Мир учащиеся начальной школы получают представления о системе базовых национальных ценностей представленных в Концепции духовно нравственного развития младших школьников.
Общие задачи воспитания учащихся начальной школы классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.
Организация воспитания и социализации учащихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала.
В соответствии с целью, задачами, базовыми ценностями и выбранными направлениями был определён портрет выпускника школы I первой ступени.
Выпускник начальной школы имеет:
1. высокую учебную мотивацию
2. сформированные умения учиться
3. первичные навыки самообразования, самовоспитания, самоорганизации.
4. Навыки сотрудничества с одноклассниками, педагогами, коллективом
Выпускник начальной школы умеет:
1. Заботливо относится к природе, сохранять окружающую среду
2. Соблюдать моральные требования и нормы
3. слушать и слышать партнера, высказать свое мнение;
4. Осознавать себя достойным представителем своей семьи, своей Родины
5. Уважать и принимать ценности семьи и общества;
6. Выполнять правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|