|
При некоторых отклонениях в состоянии здоровья у детей и подростков
Заболевание, его форма и стадия
| Медицинская группа
| Занятия ЛФК
| |
| основная
| подготови-тельная
| специальная
| |
|
|
|
|
| | Поражение
|
|
|
|
| | миокарда
|
|
|
|
| | а) выздорав-
ливающие
после перене-
сенного ревм.
миокардита
| При хорошем
состоянии здо-
ровья через
2 года после
приступа
| Не ранее чем
через год, при
отсутствии
клинических
признаков болезни
| Не ранее, чем
| Назначается в
остром периоде и в первые
месяцы после
окончания
острого приступа
| | через 8—10
| | мес. по окончании приступа
| |
| |
|
|
| | б) миокардио-
| При хорошем
| Не ранее чем
| С начала посе-
| В больнице
| | дистрофия
| состоянии через
1 год после
| через 6 мес.,
| щения школы
| и в домашних
| |
| при отсутствии
|
| условиях
| |
| болезни
| клинических
|
|
| |
|
| признаков
болезни
|
|
| |
|
|
|
| | Врождённые
|
|
| При отсут-
ствии гемоди-
намических
расстройств
| В ранние
| | пороки сердца
| —
|
| сроки
| | без цианоза
|
|
|
| | Послеопераци-
| —
| —
| При успеш-
| До и после
| | онный период
|
|
| ном занятии
| операции
| |
|
|
| ЛФК в тече-
|
| |
|
|
| ние года
|
| | Хроническая
пневмония
| При ремиссии
более 1 года
| Через 1—2 мес. после лечения
| Через 1—2 мес.
после обострения
| В течение 1—
2 мес. после
заболевания
| | |
| | Бронхиальная
| Через 2 года
после послед-
него приступа
при хорошем
состоянии
| Не ранее чем
| Если приступы не чаще
| При частых
| | астма
| через 1 год
| приступах
| |
| после приступа
| 1—2 раз в год
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
Продолжение табл. 7
|
|
|
|
| Операции на
легких
| —
| Через 1 год после операции
при нормаль-
ном течении
послеопера-ционного периода
| Через 4—6 мес.
| В раннем пос-
|
| после операции
| леоперационном периоде
|
| при нормаль-
|
| ном течении
|
|
| послеопераци-
|
|
| онного периода
|
| Туберкулез
легких
| При отсутст-
вии дыхатель-
ной недоста-
точности, ин-
токсикации
| При благопри-
| При благопри-
ятном течении,
при дыхатель-
ной недоста-
точности I ст.
| Решается ин-
дивидуально
| ятном течении
|
| заболевания
| Хронический
| —
| При общем хорошем состоянии
| При отсутст-
| При нерезко
| гастрит, колит
|
| вии обостре-
| выраженной
|
|
| ний в течение
| интоксикации
|
|
|
| 6 мес.
| и признаках
|
|
|
|
| истощения
| Язвенная бо-
| —
| —
| Не ранее чем
| Вне обостре-
| лезнь желудка
|
|
| через 1 год после
окончания
| ния, при от-
| и 12-перстной
|
|
| сутствии кро-
| кишки
|
|
| лечения
| вотечения, болей
| Гемофилия,
| —
| —
| —
| Может быть
| болезнь Верльгофа
|
|
|
| назначена при
|
|
|
| очень легкой
|
|
|
|
| форме
| Хронический
| —
| —
| Вне периода
| При компен-
| пиелонефрит
|
|
| обострения и
| сированной
|
|
|
| при отсутствии
| почечной
|
|
|
| изменений в
| функции
|
|
|
| сердце
|
| Эндокринные
| —
| Назначается
при легких и
незначитель-ных нарушениях
| При умеренно
выраженных
нарушениях,
при недоста-
точной массе
тела
| При резких
| заболевания
|
| нарушениях с
| (диабет, ожи-
|
| первых дней
| рение)
|
|
|
|
|
| Отставание в
развитии
| —
| Когда показатели роста и
массы тела
ниже возраст-
ных стандар-
тов
| При показате-
лях роста и
массы тела
значительно
ниже возраст-
ных стандар-
тов
| В ранние сроки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Окончание табл. 7
|
|
|
|
| | Грыжа паховая,
бедренная,
аппендицит
| Не ранее чем
через полгода
после лечения
| В течение
полугода после возобновления
занятий
| В течение по-
| В раннем после-
операционном периоде
| | лугода после
| | операции
| |
|
|
|
| | Переломы
костей
| Не ранее чем
через полгода
| Через полгода
после операции
| В течение по-
лугода после
операции
| С первых дней после операции
(наложения
гипсовой по-
вязки)
| | |
|
| |
|
| | Сколиозы и
| При наруше-
| —
| —
| При сколиозе
| | нарушения
| ниях осанки
|
|
|
| | осанки
|
|
|
|
| | Врожденные и
| При отсутствии
| При нерезко
выраженных
нарушениях
двигательной
функции, не
ранее через год
занятий в спец. группе
| Решается ин-
| При сущест-
венных нару-
шениях двига-
тельных функций
| | приобретенные
| нарушения
| дивидуально
| | деформации
| двигательных
|
| | ОДА
| функций
|
| |
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| | Параличи, парезы,
ДЦП,
полиомиелит
| —
| —
| Решается индиви-
дуально в связи с клиникой и
характером изменений
мышечной сис-
темы
| Рекомендуется
с первых дней
| |
|
| |
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
|
| | Хронические
| При отсутствии
существенных
нарушений но-
сового дыхания
| При умерен-
ных наруше-
ниях носового
дыхания
| При частых
| В стационаре
| | болезни дыхания
| обострениях
|
| | хронических
|
| |
| заболеваний
|
| | Хронический
отит с перфорацией
барабанной перепонки
| Противопоказано плавание,
| При отсутствии
| При гнойных
процессах
| После операции
| | нарушений
| | прыжки в воду
| функции слуха
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| | Близорукость
| Менее +3 или
| Менее +3 или
| +7 и более
| —
| |
| —3 без коррекции зрения
| —3 с
коррекцией зрения
|
|
| |
|
|
| |
Учебная нагрузка, особенно физические нагрузки вызывают значительно большие изменения работоспособности у школьников с отклонениями в состоянии здоровья, чем у здоровых школьников. Например, дети, больные ревматизмом, в 2 раза чаще пропускают занятия по причине недомогания, головных болей, болей в области сердца, при обострении ревматизма. Поэтому детям с хроническими заболеваниями в общеобразовательной школе необходимо введение элементов оздоровительного режима: уменьшение учебной нагрузки, ЛФК по специальной программе. Для данной группы школьников необходимы обязательная ежедневная утренняя гимнастика, прогулки до и после занятий в школе, закаливающие процедуры. Между уроками следует проводить физкультпаузы по 2—3 мин, прогулки на свежем воздухе на большой перемене и прогулки, если ребенок находится в группе продленного дня, организация подвижных игр.
Как лечебно-оздоровительный фактор — 5-6-разовое питание школьников, а также освобождение их от факультативных занятий. Учащихся этой категории освобождают от экзаменов согласно приказу Министерства здравоохранения и образования РФ № 120/813 от 3.08.1981 г.
Комплектование специальных медицинских групп осуществляется врачом-педиатром. Основанием для включения в специальную медицинскую группу являются то или иное заболевание, как правило хроническое, уровень физической подготовленности, очаги хронической инфекции и другие критерии.
Специальные медицинские группы комплектуются по характеру заболевания:
заболевания сердечно-сосудистой системы;
заболевания эндокринной системы;
заболевания пищеварительной, эндокринной систем и нарушение обменных процессов;
заболевания и повреждения позвоночника и опорно-двигательного аппарата;
заболевания органов зрения и слуха;
заболевания мочевыделительной системы;
заболевания ЦНС и периферической нервной системы (ДЦП, полиомиелит и др.).
В некоторых школах практикуют совместные занятия школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с учениками основной и подготовительной групп. Такие уроки малоэффективны, так как нездоровые дети малоподвижны, не решаются выполнять ряд упражнений, стесняются и т.п.
Есть школы, где такие дети просто присутствуют на уроках физкультуры. Это недопустимо. Занятия со специальной медицинской группой следует проводить отдельно, чтобы щадить психику детей и избегать излишнего напряжения.
Специальные медицинские группы для занятий физкультурой комплектуются с учетом возраста и состояния здоровья, независимо от заболевания.
В односменных школах занятия в специальных медицинских группах планируются после уроков, а в двусменных — между сменами. Численность группы не более 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю (но физиологически обоснованы ежедневные занятия по 35-45 мин, или 3-5 раз в неделю).
При определении школьников в специальную медицинскую группу врач-педиатр ставит в известность преподавателя физкультуры о недостатках в физическом развитии и состоянии здоровья ученика, а также рекомендует, какие виды физических упражнений и в какой дозировке будут ему полезны и необходимы. При таком подходе количество детей в специальной медицинской группе в каждой школе будет незначительным.
Полное освобождение школьников от занятий физкультурой может носить только временный характер. Освобожденными могут быть дети, не посещающие школу из-за значительных патологических отклонений в здоровье, обучающиеся дома.
Временное освобождение от занятий или их ограничение бывают необходимыми после перенесения острых и обострения хронических заболеваний. Сроки возобновления занятий физическими упражнениями в этих случаях определяются строго индивидуально, с учетом состояния здоровья и функционального состояния систем организма школьника. В практике врачебного контроля при определении сроков возобновления занятий физическими упражнениями после острых и инфекционных заболеваний пользуются ориентировочной схемой (табл. 8).
Таблица 8
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|