Сделай Сам Свою Работу на 5

Лечебная физкультура при неврозах

 

ЛФК направлена на нормализацию нарушенных функций ЦНС. Методика ЛФК дифференцируется в зависимости от индивидуальных особенностей течения заболевания, возраста больного, характера его трудовой деятельности.

При стационарном лечении занятия ЛГ проводятся групповым методом с музыкальным сопровождением. Комплекс ЛГ включает общеразвивающие упражнения, дыхательные и на релаксацию. Показаны прогулки, игры (шахматы, шашки и пр.), трудотерапия, электросон и другие средства.

При амбулаторном (на дому) лечении включают ЛГ, прогулки, ходьбу на лыжах, езду на велосипеде, рыбную ловлю, собирание грибов и ягод, игру в городки, плавание, греблю. Лечебная гимнастика включает общеразвивающие упражнения, упражнения с гантелями, набивными мячами, на тренажерах и пр.

При неврозах показано санаторно-курортное лечение в местных санаториях с включением прогулок, ЛГ, массажа, физио- и гидропроцедур, игр, длительных прогулок, гребли, плавания, ходьбы на лыжах и пр., а на курортах Крыма, Северного Кавказа осенью — прогулки, игры на берегу моря, ходьба и бег вдоль берега (в воде), прием кислородного коктейля с лекарственными травами, ЛГ групповым методом в сопровождении музыки и пр.

 

 

ГЛАВА XIII. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ДЕТСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ (ДОШКОЛЬНЫЙ И МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

 

 

Организм ребенка отличается от организма взрослого человека целым рядом существенных особенностей. Главной особенностью детского организма является его быстрый рост и развитие (рис. 133). Высокий темп роста и развития сохраняется в дошкольном и школьном возрасте, особенно усиливаясь в период, предшествующий половому созреванию, и в период полового созревания.

Рост и развитие детского организма зависят от условий внешней среды, активности ребенка, его питания и многих других факторов. Особую роль играют движение, игры, закаливание и др. (рис. 134).

 

Рис. 134.Работа сердца в покое и при различной активности школьника

 

Значительные энерготраты при мышечной деятельности стимулируют рост и развитие ребенка, ведь при недостаточной двигательной активности нарушаются обменные процессы. Академик П.К. Анохин считает, что двигательная активность растущего организма очень важна для функционального совершенствования отдельных его органов и систем (рис. 135).



В процессе физического воспитания улучшаются функциональные показатели сердечно-сосудистой системы, ускоряется ее развитие, происходит укрепление здоровья ребенка. И здесь невозможно переоценить роль ЛФК. Под влиянием дозированных мышечных нагрузок в организме ребенка происходят многообразные физиологические и биохимические процессы, направленные на восстановление нарушенных функций. Упражнения вызывают усиление обменных процессов в тканях, улучшают общее состояние. Благодаря механизму стимулирующего действия они предупреждают задержку роста и развития ребенка, повышают неспецифическую сопротивляемость его организма.

В раннем детском возрасте массаж (см. рис. 52) является одним из важных методов комплексной терапии. Он прост в исполнении, его может освоить и проводить мать ребенка, предварительно пройдя обучение у специалиста.

 

 

Рис. 135. Кардиореспираторная система при различных функциональных состояниях

школьника

Реабилитация в педиатрии

 

Реабилитация в педиатрии имеет свою специфику в силу особенностей детского организма. Последствия многих заболеваний, дефекты развития существенно нарушают адаптивные способности детского организма, не позволяя считать такого ребенка вполне здоровым. В Уставе ВОЗ определено, что здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия при отсутствии болезней или физических дефектов. Восстановление здоровья заболевшего ребенка во всех аспектах, в том числе и функциональном, должно быть в центре внимания врача-педиатра.

Реабилитация в педиатрии — четко очерченный этап в стройной системе детского здравоохранения. Начинается он с момента возникновения заболевания, травмы или дефекта развития и заканчивается восстановлением физического, психического и социального благополучия при отсутствии или стойкой компенсации патологических отклонений морфологического или функционального характера.

Возможности и эффективность реабилитации зависят не только от социальных условий, но и от правильного понимания каждым врачом ее целей и особенностей.

Цель реабилитации в педиатрии — не только вернуть больному ребенку здоровье, но и развить его физические и психические функции до оптимального уровня (схема XV).

Местом осуществления реабилитационных мероприятий в педиатрии являются все учреждения здравоохранения и просвещения, а также семья ребенка, обеспечивающие восстановление его здоровья на определенном этапе. Медицинская реабилитация проводится, как правило, в нескольких учреждениях. Из них наиболее важное значение имеют родильный дом (родильное отделение); детская поликлиника (амбулатория, консультация); стационар; реабилитационные отделения; специализированный диспансер; санаторные отделения больницы; специализированный детский санаторий; оздоровительный лагерь санаторного типа; школа, школа-интернат.

 

Схема XV

 

Комплексное применение разнообразных средств реабилитации в соответствии с планом восстановления здоровья и функциональной полноценности заболевшего ребенка требуют особого подхода к вопросам организации и методики. Отечественный и зарубежный опыт восстановительного лечения имеет ряд основополагающих положений:

реабилитация больного ребенка должна осуществляться в условиях учреждения, располагающего всеми видами восстановительного лечения, а также имеющего хорошо налаженную связь с другими лечебными и реабилитационными учреждениями;

реабилитация заболевшего ребенка должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, составляя естественную и органичную часть лечебных мероприятий, дополняя и обогащая комплексное лечение;

процесс реабилитации должен осуществляться непрерывно, пока не будет достигнуто максимальное восстановление здоровья ребенка;

реабилитация на каждом этапе должна носить комплексный характер;

индивидуальный характер как программы реабилитации, так и применяемых средств, учитывающих особенности личности ребенка и своеобразие патологических и функциональных изменений;

конечная цель реабилитации — возвращение ребенка к обычным для него условиям жизни, учебы, а при необходимых изменениях — адаптация к новым условиям жизни.

Ребенок, возвращающийся после обычного лечения в детское учреждение или домашнюю обстановку, не может без затраты определенных усилий быстро адаптироваться к условиям, казалось бы, привычной для него жизни. Эти усилия не всегда приводят к успеху, и в ряде случаев возникает рецидив заболевания или новое заболевание. Следовательно, для полноценного восстановления здоровья ребенка нужна качественно новая организация лечебно-реабилитационных мероприятий с широким использованием лечебно-охранительного режима, диетотерапии, фармакологии, ЛФК, массажа, физиотерапии, психотерапии.

Весь процесс реабилитации больного ребенка можно разделить на три этапа: клинический, санаторный и адаптационный.

Первый этап — клинический (стационарный). На этом этапе обеспечивается не только восстановление функции пораженных систем, но и подготовка организма ребенка к следующему этапу реабилитации. Для решения этих задач используются фармакология, диета, ЛФК, массаж, физиотерапия. Большое значение, в зависимости от степени и характера заболевания, имеет диета. Разгрузочная — в остром периоде, витаминная, калорийная и легко усвояемая — в период выздоровления. Первый этап реабилитации оценивается по биохимическим показателям, ЭКГ, функциональным показателям.

Второй этап реабилитации — санаторный. Он имеет решающее значение для нормализации функции пораженной системы наряду с восстановлением функций других органов и систем. Особое внимание уделятся расширению физической и психической деятельности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Этот этап реабилитации больного ребенка проводится в специализированном санатории. Основное внимание уделяется диете, закаливающим процедурам, физиотерапии, ЛФК.

После санаторного лечения функциональные показатели нормализуются. Успешность реабилитации определяется положительной динамикой роста и развития ребенка. Существенную роль в оценке результатов санаторного лечения играет наличие у ребенка положительных эмоций, хорошего самочувствия, нормального сна и аппетита. Показателем завершения санаторного этапа реабилитации надо считать отсутствие клинических, рентгенологических и иных признаков патологического процесса.

Третий этап реабилитации — адаптивный. На этом этапе достигается нормализация функциональных показателей, характерных для данного возраста, обеспечивающих возврат ребенка к обычным для него условиям жизни и учебы. Адаптационный этап реабилитации может проводиться и в специализированном центре. Содержание реабилитационных мероприятий определяется состоянием здоровья ребенка и степенью адаптации функциональных систем. Завершается третий этап реабилитации полным восстановлением здоровья. Однако это не всегда удается. Так, при хронических заболеваниях (пороки сердца, бронхиальная астма, полиомиелит и др.) задача реабилитации состоит не только в достижении состояния максимальной компенсации функций больного органа, но и в поддержании состояния этой компенсации. Такие дети продолжают оставаться на диспансерном учете в поликлинике, врачи которой наблюдают за состоянием здоровья ребенка (осмотр, анализы, функциональные пробы и т.д.). У таких детей реабилитация затягивается на неопределенный срок, перемежаясь с возвращением к первому и второму этапам в периоды обострения.

Реабилитационная программа в сжатом виде фиксируется в специальной карте.

Опрелость кожи

 

Заболевание характеризуется гиперемией кожи, ее постоянной влажностью, зудом. Ребенок беспокоен. Наряду с гигиеной кожи назначаются соллюкс на пораженные участки (3-5 мин), УФ-облучение местное или общее по основной схеме (начинают с 0,5 биодозы и доводят до 1,5-2 биодоз), курс 3-5 облучений; ванны марганцовые или крахмальные, таниновые, мыльнопени-стые, с температурой воды 36—37 °С по 3—5 мин через день, курс 8—12 ванн; воздушные и солнечные ванны; ЛГ; массаж здоровых тканей.

Рахит

 

Рахитом чаще болеют дети в возрасте до 2 месяцев и старше. Характерны изменения всех видов обмена веществ, прежде всего расстройство фосфорно-кальциевого обмена. При рахите возникает деформация опорно-двигательного аппарата. В значительной степени поражается мышечная система из-за недостаточного поступления в мышцы богатых энергией фосфорных соединений (АТФ), нарушения кальциевого обмена. Отмечаются дряблость мышц, вздутие живота, беспокойство, плохой сон, потливость. Важную роль в клинике рахита играют нарушения функции дыхания из-за гипотонии дыхательных мышц, деформации грудной клетки.

Различают три степени рахита: I — легкий рахит, II — болезнь средней тяжести, III — тяжелый рахит.

Наряду с организацией правильного вскармливания детям назначают витамины D и С, закаливающие процедуры, ЛГ (рис. 136), массаж, УФ-облучение по основной схеме (начинают с 0,25 биодозы и доводят до 2-2,5 биодозы по 10-12 мин), хвойно-солевые ванны с температурой воды 36—37°С по 5—10 мин через день (применяют с 5—6-месячного возраста). Показаны обтирания соленой водой, обливания, души, солнечно-воздушные ванны после кормления, ЛГ и процедуры массажа. В период реконваленсценции облучение начинают с 0,25 биодозы и доводят до 2—2,5 биодозы. Курс 15—20 облучений.

Массаж успешно применяют в комплексном лечении рахита, он улучшает обменные процессы, предупреждает прогрессирование болезни, деформацию опорно-двигательного аппарата, усиливает кровоснабжение в массируемой области, стимулирует окислительно-восстановительные процессы в мышцах, нормализует сон. Массаж проводится осторожно, применяют поглаживание, растирание. Выполняют несколько раз в день по 5—7 мин.

 

Рис. 136.Примерный комплекс ЛГ для детей раннего возраста: 1

скользящие движения ногами; 2 — присаживание с отведенными руками; 3 — «парение» лежа на животе; 4 — поочередное сгибание ног; 5 — сгибание и разгибание рук; 6 — отведение и скрещивание рук на груди; 7 — вставание; 8 — «парение» на спине; 9 — поворот со спины на живот; 10 — ползание рефлекторное; 11 — присаживание (при поддержке за одну руку); 12 — самостоятельное присаживание; 13 — сгибание и разгибание ног; 14 — одновременное сгибание ног; 15 — ползание; 16 — приседание на корточки; 17 — приподнимание туловища за выпрямленные руки из положения лежа на животе; 18 — сгибание и разгибание рук; 19 — приподнимание из исходного положения лежа на спине; 20 — круговые движения руками

Гипотрофия

 

Болезнь характеризуется истощением организма, истончением подкожно-жирового слоя в результате нарушения функций желудочно-кишечного тракта, перенесенных инфекционных заболеваний и др. Ребенок худеет, отмечается вялость мускулатуры, бледность кожи, нарушение теплового обмена. Гипотрофия — наиболее частое проявление хронической недостаточности питания у детей раннего возраста (неправильное вскармливание и уход, частые заболевания и т.д.).

Выделяют три степени гипотрофии: при I степени — потеря веса составляет до 20% нормы, при II — до 40%, и при III — более 40%.

Комплексное лечение включает общий массаж, ЛГ (см. рис. 136), воздушные ванны, диету, хвойные ванны с температурой воды 36-37°С по 8-10 мин через день, УФ-облучение общее по замедленной схеме с 0,16 биодозы до 1,5—2 биодоз, курс 15—20 облучений через день.

В комплексном лечении массаж занимает ведущее место. Большое значение имеет также правильный уход, рациональное питание.

Задача массажа: улучшение и нормализация обменных процессов, функции желудочно-кишечного тракта, восстановление функции опорно-двигательного аппарата. Используют поглаживание, растирание и разминание всего тела. Во время процедуры ребенка надо чаще переворачивать со спины на живот и обратно. Массаж проводится 2—3 раза в день. Продолжительность 3—5 мин.

Пупочная грыжа

 

Встречается у детей довольно часто. Она возникает из-за слабости пупочного кольца, нередко наблюдается также расхождение прямых мышц живота, предрасполагающим фактором являются запоры, кашель, повышение внутрибрюшного давления.

В комплексное лечение входит общий массаж, ЛГ, фиксация грыжи тейповым лейкопластырем или наложение повязки из эластичного бинта.

Массаж выполняют в положении на спине. Массируют живот, косые мышцы живота (см. рис. 52), а затем ребенка переворачивают на живот и массируют спинку. Продолжительность массажа 5-7 мин с включением упражнений для ног.

Запоры (метеоризм)

 

Для болезни характерны задержка стула, боли в животе при спазмах, тошнота и другие симптомы. Наряду с нормализацией режима питания рекомендуются общий массаж, ЛГ с последующим ползанием на животе, общие ванны (температура 36—37°С), воздушные и солнечные ванны и купание в ванне.

Хброший результат дает массаж живота. Включают поглаживание, растирание живота, после чего ребенка кладут на живот и проводят массаж спины. Затем дают ему возможность полежать, а лучше — поползать на животе. Эту процедуру следует выполнять многократно в течение дня. Продолжительность 3—5 мин.

Диспепсия простая

 

Для этой патологии характерны вздутие живота, диспепсический стул, срыгивание. Наряду с чайно-водной диетой, дозированным питанием и применением антибактериальных средств назначают ежедневно общие ванны с температурой воды 36—37°С по 8—12 мин; теплые влажные укутывания ежедневно по 20—30 мин; общее УФ-облучение по замедленной схеме через день; обтирание тела водой (температурой 30—33°С); общий массаж и гимнастика с последующим укладыванием ребенка на живот (особенно если есть вздутие живота). Воздушные и солнечные ванны, гимнастика, игры, общий массаж, диета способствуют более быстрой нормализации желудочно-кишечного тракта ребенка.

Диатез экссудативный

 

Заболевание характеризуется высыпаниями на коже, зудом, катарами слизистых оболочек, раздражительностью, нарушением сна и т.д.

Показано общее УФ-облучение по замедленной методике, начиная с 0,25 биодозы (у ослабленных и недоношенных с 0,16 биодозы) до 2 биодоз; воздушные ванны и ЛГ; общий массаж, ванны (крахмальные, с танином, отваром из дубовой коры, отрубей и др.). Температура воды 37-38°С, 4—8 мин через день. Курс 8— 10 ванн.

Колиты

 

Колиты чаще встречаются у детей старшего возраста. Характерны неустойчивый, частый стул, боли в животе, бледность кожных покровов.

В подострой стадии наряду с диетой и антибактериальной терапией показаны общие ванны с температурой воды 37—38°С; в домашних условиях согревающий компресс на область живота; общий массаж. При хронических колитах назначают УФО (1 биодоза, увеличивая каждый сеанс на 0,5 биодозы); общий массаж и ЛГ; воздушные и солнечные ванны; игры; езду на велосипеде; плавание; греблю; прогулки на лыжах (для детей старших возрастных групп).

Плоскостопие

 

Плоскостопие — это деформация свода стопы в сочетании с пронацией и супинацией, нередко контрактурой стопы. Возникает в результате раннего вставания и ходьбы, слабости мускулатуры, перенесенного рахита и др. Во время стояния и ходьбы основная нагрузка приходится на уплощенный внутренний край стопы при значительной утрате ее рессорных свойств. Признаком выраженного плоскостопия является изменение формы стопы.

При лечении проводится массаж не только стоп, но и всего тела.

ЛФК (рис. 137) дает эффект в сочетании с массажем. Включают также вибрационный массаж стоп и голеней, ходьбу и бег по песку, солевые ванны для стоп, езду на велосипеде, парафиновые (или озокеритовые) аппликации. ЛГ выполняется 2—3 раза в день в течение 30—45 дней. Особое внимание уделяют массажу стоп, голеней. Включают приемы поглаживания, растирания, похлопывания. Массаж продолжительностью 5—7 мин проводится в сочетании с лечебной гимнастикой.

Рис. 137.Примерный комплекс ЛГ при плоскостопии

Врожденный вывих бедра

 

Данный вид патологии опорно-двигательного аппарата возникает в результате изменений в хрящевой ткани суставов, замедления окостенения в тазобедренном суставе, а также изменения связочного аппарата.

При лечении дисплазии, подвывихов и вывихов в тазобедренных суставах у детей до года обычно наряду с укладыванием ребенка в специальных подушках, применением отводных шин и аппаратов производятся пассивные движения, общий массаж. Для детей старше года после снятия гипсовой повязки (или распорки) используются УФ-облучение по схеме, пресные ванны с температурой воды 37°С по 8-10 мин, ЛГ, общий массаж, аппликации парафина (или озокерита) на область тазобедренного сустава (температура 44-48°С). После хирургического вправления бедра накладывают гипсовую повязку на 20-30 дней. Уже на третий-четвертый день проводятся ЛГ, массаж, а после снятия гипсовой повязки — аппликации озокерита (40-45°С) на коленный сустав и нижнюю половину бедра через день, курс 3-5 процедур. Затем озокерит накладывают на тазобедренный сустав и проксимальный отдел бедра. Курс 15-20 процедур; электрофорез 5—10%-го водного раствора мумиё на оба сустава; электрофорез йода или кальция и фосфора. Применяют общее УФО, а также ЛГ, общий массаж, воздушные ванны, гидрокинезотерапию, фитотерапию, закаливание, диетотерапию, витаминизацию. У детей школьного возраста повязку снимают через 30-35 дней после вправления бедра и включают ЛГ, общий массаж, озокеритовые аппликации и др.

Кривошея

 

Мышечная кривошея связана с укорочением грудино-ключично-сосцевидной мышцы. При пальпации мышца утолщена и уплотнена. Характерно неправильное положение головы. Наиболее распространена миогенная форма заболевания. Как правило, это врожденная патология развития грудино-ключично-сосцевидной мышцы.

В раннем возрасте ведущими методами лечения являются массаж, ЛГ, ЛФК (пассивные упражнения на растягивание мышц), общий массаж, лечение положением (лежа удерживают мешочками с песком или картонно-ватным воротником и др.). Со второй недели применяют соллюкс на пораженную область, 5 мин ежедневно, курс 10-15 процедур. С 6-8-недельного возраста применяют электрофорез 2%-го раствора йодита калия на грудино-ключично-сосцевидную мышцу. При этом активный электрод (катод) (5´2 см) располагают в области пораженной мышцы, другой (анод) — в межлопаточной области или в области плеча. Сила тока 0,2-0,03 мА/см2, продолжительность 10-15 мин ежедневно, курс 15—20 процедур. Применяют и парафиновые (озокеритовые) аппликации (42-44 °С) на область пораженной мышцы, на 20—30 мин, курс 15—20 процедур.

Нередко консервативные методы лечения оказываются недостаточными, и деформация шеи все же развивается. В этих случаях показано оперативное лечение. В послеоперационном периоде применяют гипсовый воротник в течение 2—3 недель. После снятия гипсовой повязки показан электрофорез 2%-го раствора йодита калия (с катода) на пораженную мышцу. В этом периоде показаны также грязелечение, пассивные упражнения, гимнастика в ванне, парафино-озокеритовые аппликации и общий массаж.

Массаж улучшает трофику пораженной мышцы, способствует уменьшению и ликвидации мышечных контрактур, предупреждает деформацию шеи. С помощью массажа можно влиять на мышечный тонус. Приемы: поглаживание, растирание, разминание подушечками пальцев и большим пальцем, прием «щипцы» и специальные упражнения на растяжение мышцы. При общем массаже большее внимание уделяется грудино-ключично-сосцевидной мышце и лицу. Грудино-ключично-сосцевидную мышцу растирают и разминают большим и двумя—тремя пальцами от сосцевидного отростка височной кости к ключице. Более интенсивные массажные движения проводят на стороне укорочения мышцы. Массаж не должен вызывать боль, потому что она способствует сокращению мышцы. После массажа выполняют упражнения на растяжение грудино-ключично-сосцевидной мышцы.

Врожденная косолапость

 

Это одно из наиболее частых врожденных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей как следствие контрактуры мягких тканей стопы. Для косолапости характерно приведение, супинация стопы с ее подошвенным сгибанием.

Консервативное лечение включает применение массажа, корригирующих упражнений, фиксирующих повязок эластичным бинтом (лейкопластырем) или гипсовых повязок, ношение ортопедической обуви и пр. При врожденной косолапости для профилактики атрофии мышц и облегчения коррекции стопы включают ЛГ, массаж, физио- и гидротерапию, горячие влажные укутывания больной конечности, облучение лампой соллюкс или лампой Минина, ультразвук (фонофорез) на мышцы голени больной ноги. После снятия фиксирующих повязок рекомендуется плавание, упражнения в ванне.

ЛФК включает активно-пассивные упражнения, упражнения на растягивание, гимнастику в воде, плавание (если ребенок умеет плавать), езду на велотренажере (при этом стопы фиксируются тейповым лейкопластырем (или эластичным бинтом). Кроме того, показана ортопедическая обувь или ортопедические аппараты.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.