Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДИКА «СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ»





ДОСЛІДЖЕННЯ ПОРУШЕНЬ МИСЛЕННЯ

Методика «Исключение лишнего»

Цель: изучение способности к обобщению у младших школьников.

Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

Лампа, фонарь, солнце, свеча.

Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

Собака, лошадь, корова, лось.

Стол, стул, пол, кровать.

Сладкий, горький, кислый, горячий.

Очки, глаза, нос, уши.

Трактор, комбайн, машина, сани.

Москва, Киев, Волга, Минск.

Шум, свист, гром, град.

Суп, кисель, кастрюля, картошка.

Береза, сосна, дуб, роза.

Абрикос, персик, помидор, апельсин.

 

Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов.

Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).

Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» – это посуда, а остальное – еда).

Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.

Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).



 

Ключ к оценке результатов.

Высокий уровень – 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями;

хороший – 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним;

средний – 7-12 рядов с одним родовым понятием;

низкий – 1-6 рядов с одним родовым понятием.


Способность понимать и воспроизводить содержание

Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я тебе прочитаю рассказ. Он называется «Что придумал Сережа?». Ты внимательно его послушай и подумай, что же такое придумал мальчик Сережа.

Что придумал Сережа?

В одном доме жил Сережа со своими мамой к папой. В этом же доме жили Таня, Миша и Вера со своими мамами и папами. Еще там жила бабушка, которая очень любила рассказывать детям сказки. Ребятам очень нравилось слушать эти сказки. Однажды бабушка сказала: «Заболела я сегодня, едва с постели встала. Надо мне к доктору сходить, а у меня кровать не убрана, посуда не вымыта». Пошла бабушка к доктору, а Сережа побежал к ребятам и закричал: «Таня, Миша! Вера! Пойдемте со мной скорее! Я что-то придумал. Скоро каждому найдется работа!» (С. Д. Забрамная).



 

Текст читается медленно, с паузами. После прочтения рассказа проводится беседа с ребенком. Вопросы для беседы:

Кто жил в доме, о котором идет речь в рассказе? (Должны быть названы все герои рассказа: Сережа, Таня, Миша, Вера, их мамы и папы, старушка).

Какую работу придумал Сережа?

Почему надо было помочь бабушке?

Почему бабушка должна была пойти к доктору?

Что нужно было сделать у нее дома?

Оценка результатов: оценка идет по трем параметрам: умение устанавливать причинно-следственные связи (2, 3, 4 вопросы), способность определять последовательность событий и характер воспроизведения.

Установление причинно — следственных связей:

+ - правильный ответ на 3 вопроса;

± - правильный ответ на 1 - 2 вопроса;

— - нет правильных ответов.

Способность определять последовательность событий:

+ - все события изложены верно;

± - имеется 1 - 2 ошибки при пересказе;

— - имеется более 2 ошибок.

Воспроизведение:

+ полное, точное воспроизведение рассказа;

± - имеются ошибки или неточности не более чем в 3 деталях;

— - ошибки и неточности более чем в З деталях рассказа.

Итоговая оценка считается высокой, если все 3 параметра оценены знаком «+»; низкой, если 2 или 3 параметра оценены знаком «—» , а также, если I параметр оценен знаком «—», а остальные «±». Выполнение задания оценивается выше среднего, когда 2 параметра оценены знаком «+», один «±». Остальные варианты считаются средними.


МЕТОДИКА «СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

Цель: Исследование операций анализа, синтеза, сравнения.



Ход эксперимента: Испытуемые получают бланк с 22 парами сравниваемых понятий, где 15 пар относятся к одному семантическому полю признаков, а 7 - к разным. Желательно регистрировать время выполнения эксперимента, с тем, чтобы определить индивидуальные и групповые временные особенности. После проведения эксперимента в группе вместе с экспериментатором обсуждаются выделенные признаки.

Инструкция: Вам необходимо указать общие существенные признаки для сравниваемых пар понятий.

Обработка результатов: Правильные ответы по 15 однополевым парам оценивают в баллах, результаты суммируют. Норма соответствует показателям от 10 до 15 баллов. Низкие результаты свидетельствуют о недостаточном умении выделять и обобщать признаки понятий.

Материал к методике:


1. Утро-вечер

2. Корова-лошадь

3. Летчик-танкист

4. Река-птица

5. Дождь-снег

6. Маленькая девочка-большая кукла

7. Обман-ошибка

8. Волк-луна

9. Ботинок-карандаш

10. Золото-серебро

11. Молоко-вода

12. Сани-телега

13. Очки-деньги

14. Озеро-река

15. Поезд-самолет

16. Стакан-петух

17. Ось-оса

18. Яблоко-вишня

19. Лыжи-коньки

20. Красный-зеленый

21. Ворона-воробей

22. Ветер-соль


Правильно выделенные признаки для «однополевых» пар понятий:

1. Часть (время) суток

2. Домашние (сельскохозяйственные) животные

3. Военная профессия (управление военной техникой)

5. Атмосферные осадки

6. Внешнее сходство, аналогия, размер, игра

7. Причинно - следственное искажение действительности

10. Драгоценные металлы

11. Жидкость для питья

12. Сельский транспорт (гужевой транспорт)

14. Естественные водоемы

15. Транспорт

18. Плоды фруктовых деревьев (фрукты - ягоды)

19. Спортивный зимний инвентарь, зимние виды спорта

20. Цвет

21. Птицы

Семь пар понятий относятся к семантически разным полям, и признаки между ними можно отнести к слабым, случайным, внешним (например в слове «ось» столько же букв сколько и в слове «оса», или «ботинок» и «карандаш» обозначают предметы быта. Подобные признаки могут указывать на резонерский демагогический характер мышления.

МЕТОДИКА «ПОНИМАНИЕ ПОСЛОВИЦ»

Цель: Определение индивидуальных особенностей мышления.

Ход эксперимента: Испытуемым предлагается бланк методики.

Испытуемым необходимо поразмышлять о скрытом смысле пословиц и выбрать пословицы, похожие по смыслу.

Инструкция: Сравните пословицы в левой и правой части листа.

Подберите к пословице, расположенной слева, такую пословицу из правой части, которая была бы близка ей по смыслу.

Обработка результатов: По окончании методики анализируются индивидуальные особенности понимания пословиц.

Материал к методике:

Например:

Что посеешь, то и пожнёшь,

а) По Сеньке и шапка.

б) Как постелешь, так и поспишь.

в) Что с возу упало, то пропало.

г) Каков поп, таков и приход.

Правильный выбор в этом примере - б) Как постелешь, так и поспишь.

Главную мысль этих пословиц можно выразить так: плоды труда зависят от качества работы.

1. На безрыбье и рак рыба.

а) Не сразу Москва строилась.

б) Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.

в) Промеж слепых и кривой вожак.

г) Аппетит приходит во время еды.

2. Не в свои сани не садись.

а) Был двойкой хорош, а тузом не годится.

б) Как волка ни корми, а он всё в лес смотрит.

в) Собака на сене.

г) Где тонко, там и рвётся.

3. Вороне соколом не быть.

а) Старого воробья на мякине не проведешь.

б) Кроткая овца всегда волку по зубам.

в) Клин клином вышибают.

г) Кто родом кулак, тому неразогнуться в ладонь.

4. Каждый сверчок знай

а) Запретный плод сладок. свой шесток.

б) Руби дерево по себе.

в) Как аукнется, так и откликнется.

г) Каждому своя ноша тяжела.

5. Мягко стелет, да жестко

а) На языке мёд, а на сердце лёд.спать.

б) Иди в родной край, там и под ёлкой рай.

в) Дарёному коню в зубы не смотрят.

г) Мал золотник, да дорог.

 

 

6. Что у кого болит, тот о том и говорит.

а) Язык до Киева доведёт.

б) Горбатого могила исправит.

в) У голодной кумы всё хлеб на уме.

г) Где много слов, там мало дел.

7. Лучше поздно, чем никогда.

а) Лучше оступиться, чем оговориться.

б) Нет худа без добра.

в) Лучше хромать, чем сиднем сидеть.

г) Не спеши языком, торопись делом.

8. Сорвалось словцо – не схватишь за кольцо

а) На ошибках учатся.

б) Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

в) Слово - серебро, молчание - золото.

г) Не ножа бойся, а языка.

9. Дружине и волк не страшен.

а) Что одному тяжко, то гуртом легко.

б) Дело мастера боится.

в) У страха глаза велики.

г) Волков бояться - в лес не ходить.

10. Рассказчики не годятся в приказчики.

а) Всяк кулик своё болото хвалит.

б) Молчание - знак согласия.

в) Для красного словца не пожалеет и отца.

г) Складно бает, да дело не знает.

11. Что прошло, того не воротишь.

а) Что написано пером, того не,вырубишь топором.

б) Утро вечера мудренее.

в) Кончил дело - гуляй смело.

г) Что с возу упало, то пропало.

12. Пустой колос прямо стоит.

а) Нескладно скроен, да крепко сшит.

б) Пустая бочка пуще гудит.

в) Сегодня густо, а завтра пусто.

г) У пустого корыта и кони грызутся.

13. Не пить горького - не видать и сладкого.

а) На вкус и цвет товарищей нет.

6) Кто нужды не видал, и счастья не знает.

в) Запретный плод сладок.

г) Горя много, да смерть одна.

14. У страха глаза велики.

а) Волков бояться - в лес не ходить.

6) Смелость города берет.

в) Трус и таракана принимает за великана.

г) Не ножа бойся, а языка.

 

 

15. Яблоко от яблони недалеко падает.

а) Два сапога - пара.

6) Горшок котлу не товарищ.

в) Какое семя, такое и племя.

г) Горбатого могила исправит.

16. Как аукнется, так и откликнется.

а) Говоря о чужих, услышишь и про своих.

б) Как ни крой, а швы наружу выйдут.

в) Какова плата, такова и работа.

г) Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

17. С волками жить – по-волчьи выть.

а) В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

б) Как волка ни корми, он всё в лес глядит.

в) Волков бояться - в лес не ходить.

г) Рыбак рыбака видит издалека.

18. Раньше зари солнце не взойдет.

а) Вечер покажет, каков был день.

б) Не всё ненастье, проглянет и красное солнышко.

в) Пока солнце взойдет, роса очи выест.

г) Всякому овощу своё время.

19. На миру и смерть красна.

а) По одёжке протягивай ножки.

6) На людях и пир веселее.

в) Беда одна не ходит.

г) Горя много, да смерть одна.

20. Кривые дрова, да прямо горят.

а) Кривого веретена не выправишь.

б) Кто в лес, кто по дрова.

в) Нескладно скроен, да крепко сшит.

г) На воре и шапка горит.

21. Упавшему в воду нечего бояться дождя.

а) Снявши голову, по волосам не плачут.

б) Одни поддельные цветы дождя боятся.

в) Он из воды сухим выйдет.

г) Не зная броду, не суйся в воду.

22. В чужих руках всегда ломоть велик.

а) В чужом пиру похмелье.

б) Своя рубашка ближе к телу.

в) Хороша рыба в чужом блюде.

г) Чужими руками жар загребать.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.