Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Криминальное поведение несовершеннолетних (4 ч.)





О. П. Макушина

 

 

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Учебная программа курса

и планы семинарских занятий для вузов

 

 

 

 

 

ВОРОНЕЖ

Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол № 1400-6 от 17.06.2010.

 

Рецензент доц. Л.А. Кунаковская

 

 

Программа подготовлена на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендуется для студентов 5 курса очной формы обучения и 6 курса очно-заочной формы обучения специальности психологии факультета философии и психологии.

 

 

Для специальности: 030301 – Психология

ДС.20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современный этап развития нашего общества сложен и противоречив. Обостряются «хронические заболевания» общества, которое реагирует на социально-экономические изменения повышением частоты отклоняющегося поведения отдельных его членов. В связи с этим психологу необходимо иметь четкие представления не только о видах и формах девиантного поведения, но и о путях его коррекции и преодоления.

Цель изучения дисциплины «Психология девиантного поведения» – формирование у будущих специалистов-психологов готовности осуществлять процесс предупреждения и преодоления зависимого поведения у различных категорий людей.



Основными задачами курса являются:

1) раскрытие специфики психологии девиантного поведения как отрасли психологической науки;

2) освещение причин и механизмов развития отдельных видов девиантного поведения;

3) формирование умений выделять основные социально-экономические, политические, духовные, педагогические, психологические и физиологические причины девиантного поведения у различных категорий населения;

4) знание организации, содержания и методов психологической корреции и профилактики девиантного поведения.

Учебная дисциплина «Психология девиантного поведения» имеет широкие межпредметные связи. Ее изучение опирается на подготовку студентов по общей, возрастной, юридической, клинической, социальной психологии, психодиагностике и ряду других учебных дисциплин. В результате изучения курса студенты должны усвоить такие дидактические единицы, как понятия «девиантное поведение», «норма», «патология», «делинквентное поведение», «агрессия», «суицид», «аддикция», «фанатизм» и др.; усвоить знания о механизмах и факторах возникновения поведенческих девиаций, а также об основных методах коррекции и профилактики девиантного поведения. Изучение курса «Психология девиантного поведения» рассчитано на один семестр, подразумевает проведение текущего контроля (в форме теста) и завершается зачетом.



 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование разделов и тем Лекций Семин. Всего ауд. Самост. Работа
Введение в психологию девиантного поведения -
Агрессивное поведение -
Криминальное поведение
Суицидальное поведение
Аддиктивное поведение
Фанатизм -
Терроризм -
Психосексуальные расстройства -
Нарушения пищевого поведения
Психические расстройства как форма девиантности
Поло-возрастные особенности девиантного поведения -
Этнокультурные и профессиональные варианты девиантного поведения -
  Итого

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Норма как регулятор отношений и поведения человека. Характеристики, функции и значение социальных норм для человека и для общества. Соотношение нормы и патологии. Критерии определения девиации.



Девиантное поведение, его харакеристика и структура. Классификации поведенческих отклонений. Психопатология и асоциальное поведение. Причинный комплекс девиантного поведения. Девиантное поведение как системное полидетерминированное явление. Внешние и внутренние причины девиантного поведения. Удовлетворение просоциальных потребностей и наличие личностных мотиваторов. Теории девиантного поведения.

История развития психологии девиантного поведения. Задачи, проблемы и перспективы психологии девиантного поведения в современных условиях.

Тема 2. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

Агрессия, агрессивность и агрессивное поведение. Деструктивность и агрессия. Формы проявления агрессии. Условия формирования агрессивного поведения личности. Источники, факторы и значение агрессии. Психологические теории агрессии. Биологические и социальные детерминанты агрессии.

Возрастные и гендерные особенности агрессивного поведения. Агрессия и делинквентное поведение. Природа противоправной агрессии. Влияние психоактивных веществ на проявление агрессии. Сексуальная агрессия. Спортивная агрессия. Агрессия в криминальной среде.

 

Тема 3. КРИМИНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

Противоправное поведение и его виды. Понятие и виды преступлений, их общая характеристика. Делинквентное поведение. Предупреждение делинквентного поведения в семьях групп риска.

Криминальное поведение. Теоретические подходы к детерминации криминального поведения. Соотношение биологического и социального в генезисе преступного поведения. Личность преступника, ее психологические особенности. Мотивы совершения преступлений. Проблема неосознаваемой регуляции преступного поведения. Феномен «криминальной личности» и «криминального общества». Криминальные группы преступников, их состав, особенности возникновения и функционирования. Криминальная субкультура, ее элементы, механизмы воспроизводства, функции и значение.

Криминально-психологические особенности преступности несовершеннолетних. Криминальные группы несовершеннолетних преступников. Причины преступности несовершеннолетних. Криминальная субкультура как механизм воспроизводства преступности. Психологические механизмы формирования девиантного поведения в подростково-молодежной среде. Пути профилактики преступности несовершеннолетних.

 

Тема 4. СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

Проблема самоубийства в современном обществе. Стереотипы в отношении к самоубийству. Понятие и виды самоубийства. Суицидальное поведение, его структура и фазы развития. Внутреннее и внешнее суицидальное поведение. Предсуицид. Постсуицидальный период, его особенности, виды, динамика.

Теоретические подходы к детерминации самоубийства. Факторы суицидального поведения. Причины и мотивы самоубийства. Психологические характеристики личности суицидента. Возрастные и гендерные особенности суицидального поведения. Особенности проявления суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте. Классификации подростковых суицидов.

Признаки суицидального риска. «Предсуицидальный синдром». Психологическая помощь потенциальному суициденту. «Кризисная интервенция». Профилактика суицидального поведения.

 

Тема 5. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

Аддиктивное поведение и его виды. Синдром зависимости. Понятие толерантности. Синдром абстиненции. Физическая и психологическая зависимость. Общая характеристика психоактивных веществ.

Пьянство и алкоголизм. Химическое и психологическое влияние алкоголя на организм человека. Острое алкогольное опьянение. Стадии развития хронического алкоголизма. Алкогольные психозы. Возрастные и гендерные особенности развития пьянства и алкоголизма. Причины злоупотребления алкоголем.

Наркомания: понятие и общая клиническая картина. Классификация наркотических веществ. Действие наркотиков на организм. Наркотическое опьянение. Абстинентный синдром. Стадии течения наркомании. Признаки и причины употребления наркотиков. Наркомания как социальная и психологическая проблема. Профилактика алкоголизма и наркомании.

 

Тема 6. ФАНАТИЗМ

 

Понятие и виды фанатизма. Соотношение фанатизма и зависимого поведения. Личностные особенности фанатика. Психологические подходы к пониманию причин фанатизма. Факторы фанатичного поведения.

Психологические особенности религиозного фанатизма. Тоталитарная секта как особая субкультура. Классификация сект. Психологические механизмы втягивания в секту. Этапы вхождения человека в секту. Влияние установок на поведение и использование этого феномена в религиозной секте. Феномены «нога в дверях», «артобстрел любовью» и др. Групповые эффекты и сектанство.

Сопротивление убеждению: прививка установок. Усиление личной определенности. Атакующее убеждение. Развитие контраргументации.

Тема 7. ТЕРРОРИЗМ

 

Понятие и виды терроризма, его характеристика. Соотношение явлений терроризма и фанатизма, криминального и суицидального поведения. Личностные особенности террористов. Психологический портрет «террориста-смертника». Мотивы совершения террористических актов.

Психология заложников. Этапы взаимоотношений террористов с заложниками. Динамика эмоциональных переживаний заложников. Специфические психопатологические синдромы, возникающие в результате пребывания в заложниках. Психологические типы заложников. Феномен «Стокгольмского синдрома». Психологические последствия нахождения в заложниках.

Особенности ведения переговоров с террористами.

 

Тема 8. ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА

 

Отклоняющееся поведение в сексуальной сфере: общая характеристика. Сексуальные девиации и их классификация. Феномен «сексуального поведения». Основные этапы формирования сексуальности. Формирование полового самосознания. Формирование стереотипа полоролевого поведения. Формирование психосексуальных ориентаций.

Задержки (ретардации) психосексуального развития: этиология и патогенез, клинические проявления. Соматогенные задержки. Психогенные задержки. Социогенные задержки. Преждевременное психосексуальное развитие: этиология и патогенез, клинические проявления.

Сексуальные дисфункции. Лечение сексуальных дисфункций. Парафилии (фетишизм, трансвестизм, экзгибиционизм, вуайеризм, фроттеризм, садизм, мазохизм, педофилия, зоофилия, некрофилия и др.): клинические проявления, причины и лечение. Нарушение половой аутоидентификации (транссексуализм): этиология и патогенез, клинические проявления. Трансформация полоролевого поведения. Гомосексуализм как парафилия или как нарушение полоролевой идентификации. Проблема гомосексуализма в современном обществе.

Причины сексуальных девиаций. Взаимосвязь психосексуальных расстройств с сексуальными преступлениями. Педофилия, эксгибиционизм, вуайеризм как основа совершения преступлений. Психология изнасилования.

Профилактика и психолого-реабилитационные мероприятия при нарушениях психосексуального развития.

 

Тема 9. НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Понятие пищевого поведения. Психологическое значение пищи.

Нервная анорексия: критерии и клиническая картина. Стадии течения анорексии. Когнитивные процессы и личностные особенности больного анорексией.

Клиническая картина и течение нервной булимии. Булимия, переедание и ожирение: соотношение явлений. Компенсирующие действия при булимии. Сходства и различия булимии и анорексии.

Личностные особенности больных, страдающих пищевыми зависимостями. Гендерные и возрастные особенности пищевых нарушений. Причины появления расстройств питания. Биологические факторы пищевых нарушений. Роль семейной обстановки и социального окружения в возникновении расстройств питания. Проблема преодоления пищевых расстройств.

 

Тема 10. ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА КАК ФОРМА

ДЕВИАНТНОСТИ

 

Отклонение и психическое заболевание. Нарушение мозговой деятельности. Понятие и виды психических заболеваний.

Основные симптомы функциональных психогенных заболеваний. Общая характеристика неврозов. Личностные расстройства. Связь личностных расстройств с нарушениями в сфере самосознания и эмоций. Синдром отчуждения. Дереализация. Деперсонализация. Депрессия. Дисморфомания. Дисморфофобия. Синдром философской (метафизической) интоксикации. Синдром патологических увлечений. Причины функциональных психогенных заболеваний.

Пограничные психические расстройства. Психозы. Общая характеристика эндогенных психических заболеваний. Основные синдромы эндогенных расстройств. Общая характеристика проявлений, форм и стадий развития шизофрении. Общая характеристика маниакально-депрессивного психоза. Причины эндогенных расстройств. Психические расстройства и преступное поведение.

Тема 11. ПОЛО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Понятие возрастной поведенческой нормы. Коммуникативная толерантность. Антиципационная состоятельность.

Детские формы отклоняющегося поведения. Акселерация и ретардация. Инфантилизм. Эмоциональные нарушения в детском возрасте (детские страхи, тревожное расстройство, детская депрессия и др.). Нарушения отношений (аутизм). Поведенческие расстройства (агрессивность, пассивность, гиперактивность и др.). Нарушения когнитивных процессов (умственная отсталость). Расстройства выделительных функций (энурез, энкопрез).

Подростковые девиации. Акцентуации характера. Невротическое развитие личности. Расстройства хобби и увлечений. Нарушения Я-концепции (дисморфомания, дисморфофобия).Алкоголизация и употребление наркотических средств. Дебюты психических заболеваний.

Девиации периода взрослости и старения. Эмоциональные нарушения в пожилом и старческом возрасте (тревожные расстройства, депрессии, расстройства настроения). Расстройства сознания и когнитивных процессов (старческий делирий, деменция и др.). Психические нарушения (болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона и др.).

Гендерные стили поведения. Эргичность, предметная пластичность. Полоролевые стандарты поведения. Стили сексуальной активности. «Сексуальный сценарий». Маскулинность и фемининность. Гиперфемининное поведение. Гипермаскулинное поведение. Проблема «унисексуального стереотипа».

 

Тема 12. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Этнокультурные стереотипы поведения. Этнокультурные факторы отклоняющегося поведения. Специфические поведенческие расстройства определенных этнических групп: симптомокомплексы амок, коро и др. Этнокультурные варианты агрессивного, суицидального, аддиктивного поведения. Этнокультуральные особенности сексуальных отклонений и коммуникативных девиаций. Типичные для России этнокультуральные поведенческие отклонения.

Профессиональная поведенческая норма. Стиль профессиональной деятельности. Влияние профессии на отелонения в поведении. Профессионально значимые качества как фактор развития отклоняющегося поведения. Специфические профессиональные варианты отклоняющегося поведения. «Профессиональный кретинизм». Синдром «эмоционального выгорания». Сентенционное поведение. Профессиональные девиации и творческие виды деятельности.

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. – СПб. : Речь, 2005. – 445 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Антонян Ю. М. Преступность и психические аномалии / Ю. М. Антонян, С. В. Бородин. – М. : Наука, 1987. – 205 с.

2. Антонян Ю. М. Психология преступника и расследования преступлений / Ю. М. Антонян. – М. : Юрист, 1996. – 334 с.

3. Антонян Ю. М. Психология убийства / Ю. М. Антонян. – М. : Юрист, 1997. – 303 с.

4. Бартол К. Психология криминального поведения / К. Бартол. – СПб. : Прайм-еврознак, 2004. – 352 с.

5. Башкатов И. П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи / И. П. Башкатов. – М. : Изд-во МПСИ, 2002. – 416 с.

6. Беличева С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. – М. : Соц. здоровье России, 1994. – 221 с.

7. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб. : Питер, 1997. – 352 с.

8. Воспитание трудного ребенка : Дети с девиантным поведением / под ред. М. И. Рожнова. – М. : Владос, 2001. – 240 с.

9. Гилинский Я. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я. Гилинский, В. Афанасьев. – СПб. : Питер, 1993. – 167 с.

10. Дюркгейм Э. Самоубийство : Социологический этюд / Э. Дюркгейм. – СПб. : Союз, 1998. – 492 с.

11. Змановская Е. В. Девиантология : Психология отклоняющегося поведения : учеб. пособие / Е. В. Змановская. – М. : Академия, 2004. – 288 с.

12. Карсон Р. Анормальная психология / Р. Карсон, Д. Батчер, С. Минека. – СПб. : Питер, 2004. – 1167 с.

13. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберг. – М. : Сфера, 2001. – 160 с.

14. Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения / Ю. А. Клейберг. – М. : Вита-пресс, 1997. – 142 с.

15. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики / Р. Комер. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2002. – 608 с.

16. Короленко Ц. П. Социодинамическая психиатрия / Короленко Ц. П., Н. В. Дмитриева. – М. : Академический проект, Екатеринбург : Деловая книга, 2000. – 460 с.

17. Криминальная мотивация / [под ред. В. Н. Кудрявцева]. – М. : Юрист, 1986. – 302 с.

18. Криминология / [под ред. В. Н. Бурлакова, Н. М. Кропачева]. – СПб. : Питер, 2003. – 432 с.

19. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Ростов н/Д. : Феникс. – 446 с.

20. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А. Е. Личко. – М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. – 406 с.

21. Ломброзо Ч. Преступление / Ч. Ломброзо. – М. : Инфа-М, 2004. – 316 с.

22. Моховиков А. Н. Суицидология / А. Н. Моховиков. – М. : Когито-Центр, 2001. – 565 с.

23. Пирожков В. Ф. Криминальная психология / В. Ф. Пирожков. – М. : Ось-89, 2001. – 704 с.

24. Психология и лечение зависимого поведения / [под ред. С. Даулинга]. – М. : Класс, 2000. – 240 с.

25. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. – М. : Флинта, 2003. – 93 с.

26. Степанов В. Г. Психология трудных школьников / В. Г. Степанов. – М. : Трикста, 2004. – 553 с.

27. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический проект, Трикста, 2005. – 336 с.

Электронный каталог Научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http // www.lib.vsu.ru).

Социальные и гуманитарные науки. Философия и социология: Библиогр. база данных. 1981-2009 гг. / ИНИОН РАН. – М., 2009. – (CD-ROM).

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Агрессивное поведение (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Понятие агрессии и агрессивного поведения. Виды агрессии.

2. Психологические теории агрессии.

3. Факторы агрессии. Влияние психоактивных веществ на проявление агрессии.

4. Агрессия и противоправное поведение. Сексуальная агрессия.

5. Агрессия в криминальной среде.

 

Основная литература

1. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. – СПб. : Речь, 2005. – С. 86–90, 273–274.

Дополнительная литература

1. Берковиц Л. Агрессия : причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – СПб. : М., 2001. – 510 с.

2. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб. : Питер, 1997. – С. 22–54, 92–124, 208–215, 256–278.

3. Змановская Е. В. Девиантология : Психология отклоняющегося поведения : учеб. пособие / Е. В. Змановская. – М. : Академия, 2004. – С. 82–96.

4. Кудрявцев И. А. Криминальная агрессия / И. А. Кудрявцев. – М. : Изд-во МГУ, 2000. – 191 с.

5. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб. : Питер, 1996. – С. 483–531.

6. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. – М. : Флинта, 2003. – 93 с.

7. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический проект, Трикста, 2005. – С. 89–104.

 

Тема 2. Криминальное поведение несовершеннолетних (4 ч.)

 

Вопросы для обсуждения

1. Криминально-психологические особенности преступности несовершеннолетних.

2. Личностные особенности несовершеннолетних преступников.

3. Криминальные группы несовершеннолетних преступников.

4. Криминальная субкультура как механизм воспроизводства преступности.

5. Причины преступности несовершеннолетних.

6. Пути профилактики преступности несовершеннолетних.

 

Дополнительная литература

1. Антонян Ю. М. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера / Ю. М. Антонян, В. В. Юстицкий. – М. : ВНИИ МВД РФ, 1993. – 115 с.

2. Бартол К. Психология криминального поведения / К. Бартол. – СПб. : Прайм-еврознак, 2004. – С. 32–57.

3. Башкатов И. П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи / И. П. Башкатов. – М. : Изд-во МПСИ, 2002. – С. 83–337.

4. Беличева С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. – М.: Соц. здоровье России, 1994. – С. 90–207.

5. Заика Е. В. Психологические характеристики личности подростка с отклоняющимся поведением / Е. В. Заика // Вопр. психологии. – 1990. – №4. – С. 83–88.

6. Змановская Е. В. Девиантология : Психология отклоняющегося поведения : учеб. пособие / Е. В. Змановская. – М. : Академия, 2004. – С. 103–107.

7. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберг. – М. : Сфера, 2001. – 160 с.

8. Криминология / [под ред. В. Н. Бурлакова, Н. М. Кропачева]. – СПб. : Питер, 2003. – С. 308–342.

9. Пирожков В. Ф. Криминальная психология / В. Ф. Пирожков. – М. : Ось-89, 1998. – С. 72–110.

10. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический проект, Трикста, 2005. – С. 105–125.

 

Тема 3. Криминальное поведение женщин (2 ч.)

 

Вопросы для обсуждения

1. Криминально-психологические особенности женской преступности.

2. Личностные особенности женщин-преступниц.

3. Причины и мотивы совершения преступлений женщинами.

4. Пути профилактики женской преступности.

Дополнительная литература

1. Антонян Ю. М. Преступность среди женщин / Ю. М. Антонян. – М. : Рос. право, 1992. – 256 с.

2. Бартол К. Психология криминального поведения / К. Бартол. – СПб. : Прайм-еврознак, 2004. – С. 196–200.

3. Криминология / [под ред. В. Н. Бурлакова, Н. М. Кропачева]. – СПб. : Питер, 2003. – С. 343–372.

4. Серебрякова В. А. Корыстные преступления, совершаемые женщинами / В. А. Серебрякова, В. Н. Зырянов. – М. : Знак, 1990. – 120 с.

 

Тема 4. Суицидальное поведение (4 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Проблема самоубийства в современном обществе. Стереотипы в отношении к самоубийству.

2. Понятие и виды самоубийств.

3. Суицидальное поведение: фазы его развития. Постсуицидальный период.

4. Основные подходы к пониманию причин самоубийства.

5. Половозрастные особенности суицидального поведения.

6. Признаки суицидального риска. Психологическая работа с суицидентом. Профилактика суицидального поведения.

 

Дополнительная литература

1. Дюркгейм Э. Самоубийство : Социологический этюд / Э. Дюркгейм. – СПб. : Союз, 1998. – С. 6–490.

2. Змановская Е. В. Девиантология : (Психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие / Е. В. Змановская. – М. : Академия, 2004. – С. 142–159.

3. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики / Р. Комер. – СПб., М. : Прайм-еврознак : Нева, 2002. – С. 228–249.

4. Короленко Ц. П. Социодинамическая пихиатрия / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. – М. : Академический проект, Екатеринбург : Деловая книга, 2000. – С. 393–400.

5. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический проект, Трикста, 2005. – С. 165–187.

6. Шнейдман Э. С. Душа самоубийцы / Э. С. Шнейдман. – М.: Смысл, 2001. – С. 6–310.

Тема 5. Наркомания (4 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Понятие наркомании, ее клиническая картина.

2. Использование наркотических веществ в истории.

3. Классификации наркотических веществ. Действие наркотиков на организм.

4. Наркотическое опьянение, его внешние признаки.

5. Стадии течения наркомании.

6. Мотивы и причины употребления наркотиков.

7. Возрастные особенности наркомании.

8. Наркомания как социальная и психологическая проблема. Проблема лечения наркомании. Пути профилактики наркомании.

Основная литература

1. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. – СПб. : Речь, 2005. – С. 96–102, 276–284.

Дополнительная литература

1. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А. В. Гоголева. – М. ; Воронеж : МОДЭК, 2002. – С. 53–83, 97–106.

2. Змановская Е. В. Девиантология : Психология отклоняющегося поведения : учеб. пособие / Е. В. Змановская. – М. : Академия, 2004. – С. 131–136.

3. Карсон Р. Анормальная психология / Р. Карсон, Д. Батчер, С. Минека. – СПб. : Питер, 2004. – C. 655–667, 673–675.

4. Кирпиченко А. А. Психиатрия / А. А. Кирпиченко. – Минск : Вышэйшая школа, 2001. – С. 307–327.

5. Комер Р. Патопсихология поведения / Р. Комер. – СПб., М. : Прайм-еврознак : Нева, 2002. – С. 319–323.

6. Короленко Ц. П. Социодинамическая психиатрия / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. – М. : Академический проект, Екатеринбург : Деловая книга, 2000. – С. 349–350.

7. Психология зависимости / [сост. К. В. Сельченок]. – Мн. : Харвест, 2004. – С. 14–95, 274–336.

8. Руководство по аддиктологии / под ред. В. Д. Менделевича. – СПб. : Речь, 2007. – С. 259–356.

9. Старшенбаум Г. В. Аддиктология : психология и психотерапия зависимостей / Г. В. Старшенбаум. – М. : Когито-Центр, 2006. – С. 96–122.

10. Чудновский В. С. Основы психиатрии / В. С. Чудновский, Н. Ф. Чистяков. – Ростов н/Д. : Феникс, 1997. – С. 403–421.

Тема 7. Алкоголизм (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Понятия пьянства и алкоголизма.

2. Действие алкоголя на организм человека.

3. Острое алкогольное опьянение.

4. Стадии развития алкоголизма.

5. Алкогольные психозы.

6. Причины злоупотребления алкоголем.

7. Половозрастные особенности алкоголизма.

 

Дополнительная литература

1. Айвазова А. Е. Психологические аспекты зависимости / А. Е. Айвазова– СПб. : Речь, 2003. – С. 34–52.

2. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А. В. Гоголева. – М. ; Воронеж : МОДЭК, 2002. – С. 39–52.

3. Гузиков Б. М. Алкоголизм у женщин / Б. М. Гузиков, А. А. Мейроян. – Л. : Медицина, 1988. – 223 с.

4. Карсон Р. Анормальная психология / Р. Карсон, Д. Батчер, С. Минека. – СПб. : Питер, 2004. – С. 632–643.

5. Комер Р. Патопсихология поведения / Р. Комер. – СПб., М. : Прайм-еврознак : Нева, 2002. – С. 319–323.

6. Психология зависимости / [сост. К. В. Сельченок]. – Мн. : Харвест, 2004. – С. 96–115, 337–403.

7. Руководство по аддиктологии / под ред. В. Д. Менделевича. – СПб. : Речь, 2007. – С. 206–226.

 

Тема 4. Психосексуальные расстройства (4 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Классификация сексуальных девиаций.

2. Замедленное и преждевременное психосексуальное развитие.

3. Сексуальные дисфункции.

4. Парафилии.

5. Расстройства половой идентификации.

6. Основные подходы к пониманию причин психосексуальных расстройств.

7. Связь психосексуальных расстройств с сексуальными преступлениями.

Основная литература

1. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. – СПб. : Речь, 2005. – С. 108–117.

Дополнительная литература

1. Бартол К. Психология криминального поведения / К. Бартол. – СПб. : Прайм-еврознак, 2004. – С. 230–264.

2. Карсон Р. Анормальная психология / Р. Карсон, Д. Батчер, С. Минека. – СПб. : Питер, 2004. – С. 690–760.

3. Комер Р. Патопсихология поведения / Р. Комер. – СПб., М. : Прайм-Еврознак : Нева, 2002. – С. 354–388.

4. Нохуров А. Нарушения сексуального поведения / А. Нохуров. – М. : Медицина, 1988. – 224 с.

5. Психология и лечение зависимого поведения / [под ред. С. Дау­линга]. – М. : Класс, 2000. – С. 119–151.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.