Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА 41. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ





 

Полученная в результате проведения эмпирических исследований первичная социологическая информация сама по себе не позволяет сделать выводы об изучаемых явлениях и процессах, выявить особенности и тенденции их развития. Чтобы добиться такого результата, необходимо эту первичную информацию проанализировать, обобщить, научно осмыслить и интерпретировать.

Эта многогранная и сложная работа начинается с контроля за качеством заполнения респондентами и/или анкертерами используемого в исследовании инструментария - анкет, бланков интервью, карточек и т.п. Сначала проверяется правильность ответа на каждый вопрос, в том числе - что особенно важно - на открытые, контрольные вопросы, ответы на которые позволяют установить степень искренности респондента и меру адекватности (неадекватности) его ответов на поставленные вопросы. Если установлены неправильные ответы, а их общее количество достигает 30% по отношению ко всей сумме вопросов, содержащихся в анкете, такие анкеты отбраковываются и не поступают на обработку в ЭВМ. При этом более жесткие требования предъявляются к вопросам, дающим социально-демографические характеристики респондентов (пол, возраст, социальное положение, образование и т.п.). Если на эти вопросы ответов в анкете не содержится, она изымается из общего массива документов, подлежащих компьютерной обработке.



После того, как отбракованы негодные для анализа заполненные бланки анкет, производится кодировка того инструментария, который представляется для машинной обработки. Кодирование - это такая операция с социологическим инструментарием, которая позволяет каждому вопросу и ответу (ответам) на него присвоить определенный код, по которому производится компьютерная обработка социологической информации.

После того, как полученные ответы на вопросы анкеты закодированы, осуществляется измерение полученных в эмпирическом исследовании материалов. Социологическое измерение - это процедура, посредством которой объекты исследования, рассматриваемые как носители определенных качеств и отношений между ними, выражаются в количественных определенностях. Измерительная часть инструментария, с помощью которой оцениваются в определенных количественных показателях измеряемые социальные свойства исследуемых объектов, их признаков и отношений, называется шкалой. С помощью шкалы каждому объекту ставится в соответствие определенное число, называемое шкальным значением объекта.



В социологии применяются типы шкал:

1.Номинальная шкала - это шкала наименований , состоящая из перечня качественных объективных характеристик респондентов (пол, национальность, образование, социальное положение) или мнений, установок, оценок.

Примером такой шкалы может служить построенный в виде столбца перечень характеристик уровня образования респондентов:

 

Это – номинальная шкала
неполное среднее

среднее общее

среднее специальное

незаконченное высшее

высшее

2.Более сложной является ранговая шкала, которая представляет собой ранжированное распределение ответов в порядке убывания или увеличения интенсивности исследуемого признака. Ранговая (порядковая)шкала обычно приобретает такой вид:

Это - ранговая шкала, в которой первая позиция предпочтительнее второй, вторая - третьей и т.д. без присвоения баллов.
--максимально положительный ответ

--положительный ответ

--нейтральный ответ

--отрицательный ответ

--максимально отрицательный ответ

 

Такая шкала применяется при значительном разбросе мнений, которые, однако, можно сгруппировать в определенном порядке. Например, отвечая на вопрос "Как изменилось Ваше материальное положение за последний год?", респонденты могут выбрать такие варианты ответов: "Существенно улучшилось", "Немного улучшилось", "Не изменилось", "Немного ухудшилось", "Существенно ухудшилось".



Интервальная (метрическая) шкала - это такой тип шкалы, в которой определяется величина разностей (интервалов) между упорядоченными проявлениями изучаемого социального объекта, выраженная в определенных баллах или числовых значениях.

Она обычно имеет вид столбца, который начинается с минимально выраженного признака и возрастает до максимально выраженного признака, причем это увеличение выражается числовыми значениями, отстоящими друг от друга на определенные интервалы (допустим, интервалы времени). Именно такие шкалы употребляются при определении и ранжировании стажа работы: до 5 лет включительно, 6-10 лет, 11-15 лет, 16-20 лет, 21-30 лет, 31-40 лет, 41-50 лет, свыше 50 лет. Нетрудно заметить, что в начале шкалы используются интервал в 5 лет, а в последующем - в 10 лет.

Наряду со шкалированием изменений в социологическом исследовании при анализе и обобщении его результатов используется группировка, т.е. выделение определенных групп признаков, важных для понимания сущности исследуемых социальных явлений, их оценки, выявления степени их распространенности, тенденций их развития. Группировка может быть сконструирована по номинальному признаку (национальность, вероисповедание, род занятий и т.п.); по количественному признаку, когда ведется группировка по возрастным интервалам: 16-17 лет, 18-20 лет, 21-25 лет, 26-30 лет, 31-35 лет, 36-40 лет, 41-50 лет, 51-60 лет, 61-70 лет, старше 70 лет, по признакам, когда они распределяются по ранговым шкалам, например, по уровню образования: начальное, неполное среднее, среднее общее, среднее специальное, незаконченное высшее и высшее.

Чаще всего в социологическом исследовании приходится группировать опрашиваемых не по одному, а по нескольким признакам, в таких случаях применяется комбинированная группировка, поскольку несколько признаков группируются друг с другом. Этот тип группировки, в свою очередь, подразделяется на несколько видов. Каждый из них применяется в зависимости от тех задач, которые необходимо решать в процессе исследования. Если мы исследуем, например, музыкальные предпочтения различных групп населения, то лучше всего респондентов сгруппировать по возрастным признакам, поскольку ориентации и вкусы молодежи в сфере музыки резко отличаются от музыкальных пристрастий людей среднего, а тем более - старших поколений. Поскольку в данном случае весь массив опрашиваемых структурируется на определенные возрастные группы, поэтому такая группировка называется структурной. Когда же мы стремимся выяснить отношение респондентов к рыночным преобразованиям и приватизации собственности, то включенный в выборку массив респондентов наиболее целесообразно распределить по нескольким социальным типам: предприниматель, фермер, рабочий, служащий и др. Такая группировка называется типологической. Если в процессе исследования необходимо проанализировать, существуют ли взаимосвязи между определенными характеристиками выделенных объектов (их содержанием, оценкой и т.п.), то в таком случае мы имеем дело с аналитической группировкой. Такая группировка применяются в тех случаях, когда, например, ставится задача выявить, какова связь между социальным типом респондентов (предприниматель, служащий, пенсионер, студент) и их оценкой деятельности президента, парламента и т.п.

В процессе социологического исследования, особенно если оно имеет комплексный характер, чаще всего выделяется целый ряд групповых признаков респондентов (по полу, возрасту, образованию, месту проживания, национальности и т.п.), поэтому в процессе обработки и анализа полученных эмпирических данных каждой выделенной группе присваивается определенный индекс (n1, n2, n3 - nx), который описывает количественный состав данной группы.

Данные в социологии - это собранная, формализованная и структурированная в процессе исследования эмпирическая социологическая информация. Формализация - это совокупность процедур построения выборки, доступа к социологической информации, ее фиксации и измерения. Структурирование включает в себя определение списка измерения показателей (их называют переменными), а также списка объектов, которые необходимо обследовать (выборка).

Обработка полученных данных производится при помощи статистики, которая представляет собой науку о сборе, анализе и интерпретации данных, характеризующих массовые явления и процессы. Статистический анализ применяется преимущественно для исследования связей между выделенными переменными. В процессе его осуществления различают абсолютные и относительные частоты. Чтобы представить более отчетливо особенности и различия названных частот, приведем конкретный пример. В процессе проведенного в сентябре 2000г. Институтом социологии НАН Беларуси репрезентативного социологического исследования во всех областях республики и в г. Минске было опрошено 2453 человека. По возрастным показателям они характеризуются следующим образом:

 

Возраст Код Абсолютная частота Относительная частота
Нет ответа 0,20%
16-17 лет 3,42%
18-20 лет 6,67%
21-25 лет 9,44%
26-30 лет 9,60%
31-35 лет 8,62%
36-40 лет 10,29%
41-50 лет 21,24%
51-60 лет 18,92%
61-70 лет 8,38%
Старше 70 лет 2,77%

 

Таблица 41.1.

 

Из этой схемы становится ясно, что абсолютная частность показывает количество обследуемых объектов, обладающих определенным значением признака (в данном случае - возраста). Что же касается относительной частности, то она выражается в определенных процентах данной возрастной группы от общего объема выборки.

Полученные в процессе математической обработки эмпирического материала статистические данные, как правило, имеют графическую интерпретацию. Она осуществляется посредством построения статистических таблиц, диаграмм, гистограмм и других графических картинок. Статистическая таблица представляет собой перечень сведений, числовых данных об изучаемых объектах, сгруппированных в определенные ряды распределения по графам, приведенным в определенную систему. В такой таблице, содержащей частоты совместного появления значения двух признаков (обозначим их как Х и Y), измеренных в данной совокупности единиц анализа, строки обычно соответствуют значениям одного из признаков, столбцы - значениям другого. Частота, стоящая на пересечении 1-й строки и 1-го столбца, представляет собой число респондентов, имеющих 1-е значение по признаку Х и первое же значение по признаку Y, на пересечении 2-й строки и 2-го столбца - следующее значение этих переменных и т.д. Покажем это на примере частот распределения респондентов по отношению их к проведенным в 2001 году президентским выборам в Беларуси (эмпирические данные получены в процессе социологического исследования, осуществленного в сентябре 2000г.).

 

Позиция респондента относительно участия в выборах Код Количество %
Нет ответа 1,18
Да, обязательно 63,63
Пока не решил(а) 23,39
Точно, нет 11,8

 

Таблица 41.2.

 

Наряду с таблицами в процессе обработки и анализа социологических данных широко используются круговые диаграммы. Круговая диаграмма чаще всего применяется для графического изображения номинальных и порядковых данных. Примером в данном случае может служить диаграмма, изображающая структуру преступлений экономической направленности в Беларуси:

А - должностные преступления;

Б - фальшимонетничество;

В - обман потребителей;

Г - хищение имущества путем кражи;

Д - мелкое хищение;

Е - присвоение вверенного имущества;

Ж - иные преступления.

 

Таблица 41.3.

 

В том случае, когда социологическому анализу подвергаются объекты, которые можно дифференцировать по дихотомическим парам (по половому признаку, например), применяются графики в форме пирамиды.

Для графического изображения интервальных рядов социологических данных обычно используется гистограмма. На горизонтальной оси гистограммы (оси абсцисс) откладываются границы интервалов, из которых строят прямоугольники с высотой, пропорциональной плотности распределения соответствующих интервалов, т.е. пропорциональной числу единиц исследуемой совокупности, приходящейся на единицу длины интервала. На оси ординат в таком случае откладываются частоты изучаемого признака, выраженные в процентах или в долях. Наглядный пример гистограммы приведен в таблице 41.4.

 

Таблица 41.4. Ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении в Беларуси.

 

В процессе анализа и обобщения полученных социологических данных важно установить, существует ли между исчисляющимися признаками статистическая связь. В том случае, когда при изменении одной переменной (скажем, стаж работы респондента) изменяется распределение другой переменной (заработной платы), считается, что между этими переменными статистическая связь существует. Если же такой связи между выделенными переменными не имеется, то они называются статистически независимыми.

Наиболее эффективным средством установления статистических связей является таблица сопряженности. Она представляет собой совокупность частот совместного появления значения двух признаков (обозначим их Х, Y), измеренных в данной совокупности единиц анализа. Для выяснения уровня удовлетворенности жизнью молодежи, например, может быть сконструирована таблица сопряженности двух признаков: в каждой строке представлен качественный признак (удовлетворен или не удовлетворен жизнью), а в каждом столбце - возрастная характеристика (количество лет) респондентов. В таком случае таблица сопряженности примет следующий вид:

 

Качественный Возрастной признак
признак до 15 лет кол-во, % 15-17 лет кол-во, % 18-20 лет кол-во, % 21-25 лет кол-во, % 26-30 лет кол-во, %
Удовлетворен жизнью 59,2 40,7 30,2 29,7 24,0 67,7 37,9
Не удовлетворен 5,6 13,0 18,2 20,9 24,7 14,7
Затруднялись с ответом 26,8 42,9 47,2 44,6 54,9 43,4

 

Таблица 41.5.

 

Для установления связи между двумя количественными переменными чаще всего используются линейный корреляционный анализ. Корреляция - это такая зависимость между числовыми случайными величинами, которая не имеет строго функционального характера. В отличие от функциональной зависимости корреляция, как правило, применяется тогда, когда по крайней мере одна из величин зависит не только от другой, но и от ряда случайных факторов. Связь между двумя переменными называется линейной, если значения одного признака изменяются (уменьшаются или увеличиваются), в среднем пропорционально увеличено значению другого. Модель линейной корреляционной связи описывается уравнением

y = hx + a. При этом корреляция двух переменных не предполагает причинной зависимости между ними.

Наиболее широко применяемой мерой корреляционной связи является коэффициент линейной корреляции Пирсона. Этот коэффициент, обозначенный буквой r, исчисляется по следующей формуле:

 

Этот коэффициент изменяется в диапазоне от -1 до +1. Значение, равное нулю, показывают отсутствие линейной связи. Чем ближе значение к +1, тем сильнее положительная связь между переменными. Если значение приближается к -1, это свидетельствует о наличии тесной отрицательной связи между показателями.

Наряду с корреляционным в процессе обобщения социологических данных широко применяется факторный анализ. Его сущность и значимость выражается в том, что он позволяет представить в компактной форме обобщенную информацию о структуре связей между наблюдаемыми признаками изучаемого социального объекта на основе выделения некоторых скрытых, непосредственно не наблюдаемых факторов. Чаще всего он применяется для интерпретации данных, полученных при измерениях исследуемых признаков по интервальным шкалам. Применение факторного анализа позволяет описать изучаемый объект набором х1, х2 ... хn (где n - общее число исчисляемых признаков). В таком случае информация об изучаемом объекте может быть представлена в форме матрицы данных "объект - признак" (Х ji), N = 1,2 ... n, где Х ji - значение признака j, присущего объекту Х i, a N - общее число объектов. Основное предположение факторного анализа состоит в том, что каждый наблюдаемый признак можно выразить в виде суммы некоторых других, не наблюдаемых признаков (факторов), умноженных каждый на свой коэффициент. Эти коэффициенты называются факторными нагрузками. Значение факторных нагрузок как раз и выступает результатом процедуры факторного анализа, т.е. именно они составляют основу для содержательного вывода об исследуемом объекте.

В процессе осуществления факторного анализа используемые факторы могут интерпретироваться в качестве латентных (скрытых) признаков, обуславливающих собой значения наблюдаемых признаков и детерминирующих наличие корреляции между ними. Графически взаимоотношения между исходными признаками и факторами могут быть представлены в виде, изображенном на таблице 41.7., где стрелками обозначены направления факторных зависимостей. Если какая-то факторная нагрузка равна нулю, то соответствующая связь, как это видно из графика, отсутствует (в частности, между фактором F 2 и признаком Х1).

 

F 1   F 2   F n  
             
X 1   X 2   X j   X n  
                                 

 

Таблица 41.6.

В процессе анализа и обобщения социологической информации может быть использован еще один эффективный способ: контент-анализ. (Его сущность и содержание изложены в главе 36 данного практикума и в соответствующей главе учебного пособия).

В некоторых видах социологических исследований оказывается эффективным использование кластерного анализа. Он представляет собой процесс выявления групп людей или других социальных объектов, которые характеризуются относительным отличием их признаков в совокупности данных. Чаще всего это делается в маркетинговом исследовании. Например, из общего массива респондентов сначала выделяются курящие люди, а затем они распределяются по группам лиц, употребляющих сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары или трубки, самокрутки. Каждая группа (курящие - некурящие, употребляющие сигареты и т. п.), выделенная из общего массива респондентов (допустим, курящие сигареты), составляет определенный кластер. Этот кластер, в свою очередь, подвергается дальнейшему анализу по признаку: какую марку сигарет употребляют обычно респонденты ("Marlboro", "L&M", "Ява" и т. п.), либо по признаку: частота курения (3-7 сигарет в день, 8-12 сигарет в день и т. п..)

Существенную роль в прикладных социологических исследованиях выполняет типологический анализ. Он представляет метод изучения сложных социальных феноменов, позволяющий выделить социально значимые, внутренне однородные, качественно отличные друг от друга группы объектов, обладающих типообразующими признаками и интерпретируемых в качестве носителей различных свойств изучаемого социального явления или процесса. В таком случае выделяется наиболее распространенный, чаще всего встречающийся признак, являющийся существенным для изучаемого объекта.

Как бы эффективно ни использовались в социологическом исследовании методы и способы статистического анализа, они, при всей своей важности, еще не решают целиком поставленной научной задачи. В достижении основной цели социологического исследования и в решении вытекающих из нее конкретных задач решающую роль играют концепция проводимого исследования и интерпретация полученных данных. Интерпретация данных - это процесс приписывания содержательного смысла полученным в результате применения математических и статистических методов формальным символам, отношениям и т.п. А для этого необходимо соблюдение определенных методологических принципов, которые бы были модифицированы по отношению к конкретным социологическим задачам и к конкретным математическим алгоритмам, используемым в данном исследовании.

Первый из таких принципов - согласование интерпретации с исходной теоретической моделью изучаемых социальных явлений и процессов, сконструированной в программе социологического исследования.

Второй важный принцип - принцип дополнительности, состоящий в том, чтобы в процессе осуществления интерпретации полученных данных нашли воплощение содержательные соображения, не отразившиеся в истолковании исходных данных, ибо без этого не может быть нового социологического знания об изучаемом социальном объекте, а само исследование утрачивает смысл.

Третий принцип - глубокое осмысление социальной сущности каждого выделенного в процессе статистического анализа элемента (признака) изучаемого объекта с точки зрения "содержательных последствий" его взаимодействия с другими -- явными и латентными - его признаками и факторами.

Четвертый принцип - проверка на основе качественного анализа исходных гипотез путем их соотнесения с полученными выводами, на предмет их подтверждения или неподтверждения (опровержения). В качестве самого эффективного способа эмпирической проверки гипотез выступает социальный эксперимент. Чаще всего для проверки гипотез в социологических исследованиях используют статистические методы (вычисление средних величин, коэффициентов взаимозависимости и др.), что позволяет получить вероятностные оценки обоснованности выдвигаемых гипотез, их подтверждаемости /неподтверждаемости.

Заключительный этап социологического исследования - подготовка итогового отчета и последующее предоставление его заказчику. В научном отчете по результатам социологического исследования в систематизированном виде формулируются и оцениваются выявленные особенности, признаки, формы проявления изучаемых явлений и процессов, их взаимосвязи и взаимодействия, тенденции развития и т.п. Структура итогового отчета в решающей степени определяется типом проводимого исследования - теоретическим или прикладным.

Если исследование носит преимущественно теоретический, фундаментальный характер, то в отчете (главным образом в его вводной части) основное внимание уделяется научной постановке проблемы, формулировке исследовательских задач (как правило, новых), обоснованию методологических принципов исследования, теоретической интерпретации основных понятий, обзору состояния и степени научной разработанности проблемы и существующих подходов к ее решению.

В отчете по итогам прикладного социологического исследования основное внимание уделяется решению задач, выдвинутых практикой и предложенных заказчиком - будь это государственное учреждение, частная фирма или общественная организация. В его структуре наличествует описание объекта и предмета исследования, исследовательских задач, обоснование выборки, системы показателей и применяемого для сбора первичной информации социологического инструментария. Основной акцент делается на формулирование практических выводов и рекомендаций, которые могут быть реализованы, причем указывается, каковы условия и реальные возможности их реализации.

Анализ и обобщение результатов социологических исследований создают возможность осуществления социологического предвидения, т.е. вероятностного предсказания возможных вариантов развития социальных процессов и явлений. Основной формой конкретизации предвидения является социальное прогнозирование. Прогнозирование -- это научное исследование перспектив развития или возможного состояния исследуемого объекта и составление на этой основе прогноза наиболее вероятного его изменения в будущем. Прогноз выступает как результат прогнозирования возможного наступления определенных событий, явлений или процессов, основанный на анализе полученных в социологическом исследовании данных об изучаемых объектах и тенденциях их развития. Главная цель прогноза -- представить многовариантную картину возможного будущего изучаемого объекта (например, электоральное поведение различных групп населения в период президентских выборов). Для того, чтобы социальный прогноз обеспечил желаемую эффективность, он должен соответствовать нескольким требованиям, основные из которых таковы: 1)надежность; 2)обоснованность; 3)точность; 4)достоверность.

В процессе прогнозирования осуществляется эшелонирование прогнозов. Они обычно подразделяются на: оперативные (текущие), рассчитанные на срок до 1 месяца; краткосрочные ( от 1 месяца до 1 года); среднесрочные (1-5 лет); долгосрочные (5-15 лет) и сверхдолгосрочные (дальнесрочные) -- рассчитанные на срок более 15 лет. Если все необходимые требования к прогнозам соблюдены, то социальное прогнозирование оказывается в состоянии выполнить три очень важные функции:

Ориентирующая -- оптимальный выбор цели и средств для ее достижения, а также определение наиболее позитивных и реалистических тенденций развития изучаемого объекта.

Предупредительная -- описание и анализ возможных негативных последствий тех или иных тенденций в развитии исследуемого объекта.

Нормативная -- определение основных потребностей изучаемых социальных групп и общностей, рассматриваемых в качестве желаемой нормы, и возможностей их удовлетворения.

Социальное прогнозирование и разработка прогнозов могут осуществляться во всех сферах жизнедеятельности общества: экономической, социальной, политической и социокультурной. В каждой из этих сфер может быть проведена дальнейшая дифференциация прогнозов. Например, политические прогнозы могут быть дифференцированы на внешнеполитические и внутриполитические, а последние, в свою очередь, на социально-политические, политико-идеологические, военно-политические, государственно-правовые.

Практическая реализация результатов социологического исследования осуществляется совместными, желательно хорошо согласованными и скоординированными действиями как специалистами, разработавшими программу и инструментарий, а также осуществившими само исследование, так и заказчиками - управленческим аппаратом государственных органов, учреждений, руководителями частных фирм, банков, общественных организаций и т.п. Только в таком случае они принесут ожидаемый и серьезный практический эффект. В этом состоит основной канал практического внедрения результатов социологического исследования.

Однако существует и второй, тоже важный канал такого внедрения - публикация результатов социологических исследований в книгах, журналах, газетах, в выступлениях социологов по радио и телевидению, а также введение полученных результатов в практику преподавания в вузах, в систему Интернет.

Названные каналы внедрения результатов прикладных социологических исследований в случае их нормального функционирования оказывают существенное воздействие на общественность. Тем самым результаты этих исследований становятся важным фактором осуществления назревших социальных изменений.

Если все изложенное в заключительном разделе данной книги изобразить схематично, то мы получим конфигурацию структурных компонентов процесса прикладного социологического исследования, изображенную на таблице 41.7.

 

Таблица 41.7. Структурные компоненты процесса социологического исследования

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.