Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 28. Социальное поведение.





 

Поведение свойственно не только человеку, но и животным. Однако у человека, в отличие от животных, поведение формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер, т.е. является по существу социальным.

Определение рассматриваемого феномена таково: это -- совокупность внешне наблюдаемых поступков индивидов и их общностей, их определенная направленность, так или иначе затрагивающих интересы других людей, групп, общностей или всего общества.

Социология исследует поведение прежде всего в терминах деятельности, общения, вознаграждения, ценности и потребности. Микросоциология изучает поведение индивидов в малых группах - семья, группа сверстников, трудовой коллектив и т.п. Макросоциология исследует поведение главным образом в процессах взаимодействия крупномасштабных социальных общностей - этносов, наций, социальных институтов, государств.

Наибольшую известность в мировой литературе приобрел бихевиористский подход к изучению поведения (Э. Торндайк, Д. Уотсон, К. Лешли, Б. Скинер и др.). Он исходит из того, что поведение человека базируется на трех различных формах реакций человека на окружающую среду:



1) эмоциональная, или аффективная, основанная на чувствах и эмоциях;

2) компетентная, или когнитивная, базируемая на знании и размышлении;

3) прямое реагирование по механизму: стимул-реакция.

 

В социологической теории обмена, разработанной Дж. Хомансом, основной единицей социологического анализа является "элементарное социальное поведение". Само же социальное поведение рассматривается в качестве системы обменов поведенческими актами, посредством которых индивиды санкционируют друг друга, т.е. один вознаграждает или наказывает действия другого.

Ч. Кули в процессе исследования социального поведения предложил специфический термин "зеркальное Я", согласно которому в процессе поведения люди смотрят на себя как бы со стороны глазами другого человека, т.е. смотрят на себя в "зеркало". В поведенческих актах люди служат друг другу своеобразными зеркалами, поэтому наше представление о себе во многом зависит от наших отношений с другими индивидами.



Дж. Г. Мид считал необходимым, чтобы в процессе поведения у партнеров возникала возможность "принять роль другого". Чтобы наше поведение стало адекватным ситуации, мы должны приобрести определенные умения и навыки, прежде всего научиться понимать и использовать символы - слова, жесты, мимику и т.п.

П. Сорокин сравнивал человеческое общество с волнующимся морем, в котором отдельные люди, подобно волнам, своим поведением действуют на окружение себе подобных, обмениваются с ними чувствами, идеями, художественными образами, волевыми импульсами, настроениями, планами действий и т.п. Все это происходит на основе любви, дружбы, сострадания, вражды, ненависти и т.д.

Т. Парсонс исследовал поведение как взаимодействие социальных субъектов, связанных между собой "системой взаимных ожиданий". На поведение человека оказывают влияние : 1) система ожиданий партнеров по взаимодействию; 2) идеалы, ценности, нормы культуры; 3) типы ролей в социальной системе. В процессе поведения Т. Парсонс выделял два основных компонента: 1) поведенческие акты; 2) ситуационное окружение, в котором совершается поведение и от которого оно зависит.

Если интегрировать все приведенные теоретические концепции социального поведения, то можно построить общую теоретическую модель социального поведения. Всякое поведение человек осуществляет под влиянием сделанного им выбора в определенной проблемной ситуации. Например, после окончания средней школы перед ее выпускниками неизбежно возникает проблемная ситуация: что же дальше, как себя вести: поступать в вуз или определяться на работу, а если поступать, то в какой вуз и по какой специальности, а если трудоустраиваться, то на какое предприятие, учреждение, фирму и т.п. Таким образом, создавшаяся проблемная ситуация диктует необходимость определенного выбора дальнейшего поведения. Поэтому в социальном поведении исходным звеном в цепи поступков является проблемная ситуация. За нею следует осуществляемый индивидом выбор. На содержание и направленность выбора влияют три ряда факторов: 1) объективные условия (место жительства, доход семьи и т.п.); 2) существующие в обществе нормы как регуляторы социального поведения; 3) субъективные особенности личности (мотивация, интересы, ценностные ориентации, знания и способности и т.п.). Совместное действие этих объективных и субъективных факторов приводит индивида к определенному выбору, а на основании последнего принимается решение, какое поведение является наиболее адекватным в сложившейся ситуации.



В социологическом исследовании поведения первостепенное значение имеет определенная нормативность и ненормативность (антинормативность) социального поведения.

Те виды поведения, которые соответствуют общепринятым в обществе нормам, характеризуются как "нормальные", т.е. нормативные. Те же способы поведения, которые в той или иной мере расходятся с ними, называют отклоняющимися (от норм), т.е. девиантным поведением. Под последним понимается не только правонарушение, но и любое поведение, нарушающее господствующие в данном обществе правила и нормы. К различным проявлением девиации относятся алкоголизм, наркомания, проституция, рэкет, коррупция, подделка банкнот, вымогательство, измена Родине, убийство, самоубийство и многое другое. Ненормативность или антинормативность всех этих и других, сходных с ними, видов поведения, выражается в том, что они отклоняются от принятых в обществе норм, либо просто отвергают их.

Девиация связана с неопределенностью как самих поведенческих ожиданий, так и оценок, даваемых людьми одному и тому же поведению, которое одни считают преступлением (например, взрыв чеченскими боевиками жилого дома в Москве или другом городе, другие - нормой, даже - героизмом). А это убеждает, что существует довольно трудная проблема относительно того, что считать девиантным поведением, и граница между нормой и отклонением от нее может быть достаточно размытой, передвигаемой то в одну, то в другую сторону в зависимости от позиции того, кто дает оценку тому или иному поведенческому акту. Скажем, в случае превышения скорости сотрудник ГАИ считает такой поступок нарушением нормы, а водитель автомобиля и его пассажиры - наоборот.

Социальные нормы и поведение, отклоняющееся от них, не являются однородными, а существенно отличаются по своей социальной сущности. В зависимости от 1) степени причиненного вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом; 2) типа нарушаемых норм можно различать следующие основные типы отклоняющегося поведения:

1) Деструктивное поведение, причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым нормам - накопительство и др.

2) Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи и т.п.) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

3) Противоправное поведение, представляющее собой нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в воровстве, грабежах, убийствах и других преступлениях.

Девиантное поведение может выражаться в трех различных формах:

а) поступка (ударил по физиономии женщину);

б) деятельности ( постоянное занятие вымогательством или проституцией);

в) образа жизни ( преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).

В социологии большое значение придается выявлению причин девиантного поведения. Согласно традиции, берущей начало с классической работы Э. Дюркгейма "Самоубийство", продолженной в трудах Р. Мертона, Р. Дарендорфа и других современных социологов, основная причин отклоняющегося поведения коренится в специфическом социальном явлении, называемой аномией, т.е. пренебрежением или отрицанием существующих в обществе норм, стандартов поведения. Согласно этим концепциям девиантное поведение ощутимо возрастает в тех случаях, когда в обществе превыше всего ценятся определенные символы успеха, например, материальные, либо общество оказывается в ситуации социально-экономического кризиса. Развивая теорию аномии, Р. Мертон подчеркивал, что основной причиной отклоняющегося поведения является конфликт между культурными целями, ценностями, нормами, с одной стороны, и социально одобряемыми средствами их достижения, с другой.

В жизнедеятельности людей важное значение имеет не только индивидуальное, но и коллективное поведение. К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Г. Блумер обращали внимание на необходимость приоритетного изучения коллективного поведения, поскольку именно в коллективном поведении формируются основные социальные качества личности, осуществляются социально важные функции, формируются определенные социальные роли и статусы. Г. Блумер, в частности, подчеркивал, что при изучении коллективного поведения мы касаемся условий возникновения нового социального строя.

 

Структурно-логические схемы/

 

 

1. Бихевиористская модель поведения

 

    Поведение      
       
Эмоциональная реакция   Когнитивная реакция   Прямое реагирование

 

2. Модель поведения, разработанная в теории обмена (Дж. Хоманс)

 

вознаграждение

 
 


обмен

 
 

 


наказание

 

3. Модель поведения "Зеркальное Я" (Ч. Кули).

 
 


 
С2

 

4. Модель поведения, разработанная Дж. Г. Мидом.

       
   
 
 

 

 


интересы   ум   Я-концепция   умения   навыки

 

5. Сорокинская модель социального поведения.

чувства   идеи   образы   воля   настроение   действия
                   
Обмен взаимный      
                     
любовь   дружба   сострадание   вражда   ненависть      
                                 

 

6. Модель поведения, разработанная Т. Парсонсом.

 

 

С1   Ценности, нормы   Ожидания   Типы ролей   Поведенческие элементы   С2
  Социальное окружение  

 

7. Теоретическая модель социального поведения.

 

           
   
     
 
 
 
 
 

 


Проблемная ситуация

                 
                 
        Объективные условия          
  Возможные варианты выбора         Нормы и ценности   Решение о выборе и способе поведения  
                 
                 
            Субъективные особенности личности      
                   
                                       

 

8. Основные типы девиантного поведения.

 
 


Асоциальное       Деструктивное
      Противоправное

 

9. Основные формы девиантного поведения.

 

 
 

 


Девиация

  Поступки
   
  Деятельность
   
  Образ жизни

 

10. Основные причины отклоняющегося поведения.

 

Аномия       Отклоняющееся поведение
   
Материальные символы успеха  
 
Социально-экономический кризис  
   
Конфликт целей и средств их достижения  

 

11. Основные последствия коллективного поведения.

 

 
 

 


Коллективное поведение

  Формирует качества личности
   
  Влияет на социальные функции
   
  Формирует социальные роли
   
  Создает условия возникновения нового строя

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.