|
Структурно-логические схемы.
Автор
| Содержание понятия
| М. Вебер
| Социология … есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие.
| Э. Гидденс
| Социология -- это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ. Это ослепительное и захватывающее предприятие, чьим предметом является поведение людей как социальных существ. Поле деятельности социологии чрезвычайно широко, от анализа случайных столкновений на улице до исследований глобальных социальных процессов.
| Г.В. Осипов
| Социология -- наука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов. Объектом социологического познания является общество, рассматриваемое как единый социальный организм.
| В.А. Ядов
| Социология есть наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессах, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.
| П.А. Сорокин
| Социология -- это наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных.
| Н. Смелзер
| Социология -- это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные (факты) из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа.
| Е.М. Бабосов
| Социология -- это наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и взаимодействия различных социальных систем, о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определенных социальных отношений и в определенных исторических условиях.
| Практическое задание: внимательно прочесть и проанализировать приведенные определения, выявить их общие черты и особенности, что дает возможность более отчетливо представить, что представляет собой социология и каковы ее возможности в изучении, объяснении, изменении общества.
2.Структурная иерархия источников знаний социологов об обществе.
| Создание социологической теории и системы достоверных знаний о социальной действительности
|
|
|
|
|
| Изучение тенденций и закономерностей развития общества
|
|
|
|
|
| Установление взаимозависимостей социальных фактов
|
|
|
|
|
| Изучение реальных фактов социальной жизнедеятельности людей
|
|
|
|
|
| Исторический опыт человечества
|
| | | | | | | | | | | |
3. Иерархия основных задач социологии.
| Разработка рекомендаций для управленческих решений
|
|
| Исследование сущности социальных изменений
|
|
| Выявление динамики развития общества
|
|
| Вычленение основных компонентов социальной структуры общества
|
|
| Изучение социальных фактов
|
|
4. Основные функции социологии.
Познавательная -- изучение и понимание общества, его закономерностей, отвечает на вопрос: "Каково общество, в котором мы живем?"
|
| Оценочная -- оценивает общество с точки зрения соответствия существующих в нем институтов, норм, прав потребностям и интересам людей, отвечает на вопрос: "Справедливо ли, демократично ли наше общество?"
|
|
|
| Концептуально-описательная -- через систему категорий и понятий описывает социальную действительность, отвечает на вопрос: "Что и как делается в обществе?"
|
Функции
Социологии
| Объясняющая -- дает научное объяснение социальным явлениям и процессам, отвечает на вопрос: "Почему в обществе происходит именно так, а не иначе?"
|
|
|
| Мировоззренческо-идеологическая -- реализует в социологической теории и практике определенные общественные идеалы, отвечает на вопрос: "Во имя чего, для каких целей осуществляются социальные действия?"
|
| Прогностическая -- построение наиболее вероятных прогнозов и сценариев развития социальных событий в будущем, отвечает на вопрос: "Какие социальные изменения наиболее вероятны в ближайшем и отдаленном будущем?"
|
|
|
| Управленческая -- способствует совершенствованию управления социальными процессами, отвечает на вопрос: "Как эффективнее управлять социальными процессами?"
|
| Образовательная -- распространение социологических знаний через систему вузов и повышения квалификации кадров, отвечает на вопрос: "Что нужно знать об обществе, как лучше использовать эти знания?"
|
5. Процесс развертывания социологии как науки.
|
| Объект социологии
|
| Функции социологии
| Общество
|
|
|
|
|
|
| Предмет социологии
|
| Задачи социологии
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|