Сделай Сам Свою Работу на 5

Единобожие в поклонении (тоухид ибади).





Признав единобожие божественной сущности, атрибутов, действий приходим к выводу, что лишь Аллах обладатель всего этого, достоин, чтобы Ему поклонялись. В противном случае, поклоняясь идолам и другому, мы совершим многобожие в поклонении. Аяты о единобожии в поклонении говорят: «Тебе мы поклоняемся и просим помочь» (Коран, 1:5). «Поистине молитва моя и благочестие моё, жизнь моя и смерть - у Аллаха, Господа миров» (Коран, 6:162).

«Поистине, молитва моя и благочестие моё» - это единобожие в поклонении, а единобожие в господстве (тоухид рубуби) - «Жизнь моя и смерть».

Основы единобожия в ваххабизме

Ваххабиты подразделяют единобожие на три части, это единобожие в господстве (тоухид рубуби), единобожие в божественности (тоухид улухи), единобожие атрибутов и имён (тоухид сифати).

1. Единобожие в господстве (тоухид рубуби) означает, что лишь божественная сущность - обладатель всех совершенных атрибутов и качеств. Другими словами, это монотеизм в познании сущности Аллаха и доказательство Его сути. В качестве аргумента они приводят аяты суры «Неверные» и аят: «Скажи: «О, обладатели писания! Приходите к слову равному для вас и для нас» и другие аяты.



2. Единобожие в божественности, в том смысле, что лишь Аллах достоин поклонения, и кроме Него нет иного божества.

3. Единобожие атрибутов и имён. Все Его атрибуты и имена извечны. Этот вид единобожия ваххабиты считают также единобожием в поклонении и действиях. Это мнение группы схоластиков ашаритского мазхаба, живших во втором веке лунной хиджры, которые считали атрибуты и имена Аллаха вечными. Согласно этому ваххабиты убеждены, что Коран - атрибут божественного действия и, следовательно, вечен. Буквы как Алиф, Ба, и т.д. также считаются вечными.

Атрибуты как Знание, Жизнь, Слышащий, Видящий, Глаз, Лицо, Слово, Рука, Нога (ваххабиты приписывают Аллаху телесность), Вечность, Господство, Величие, Могущественность, Милость, Сила, Мудрость и другие, являются атрибутами сущности Аллаха. Удивление, Смех, Довольство, Гнев, Ненависть, Приход (согласно ваххабитским представлениям Аллах появится в Судный День), Нисхождение (с небесного трона в утреннее время), Недовольство и Радость - атрибуты действия Аллаха («Фатх аль маджид», стр. 33, 41, 57). Итак, после того, как были рассмотрены виды единобожия в ваххабизме, необходимо указать на тему многобожия с ваххабитской точки зрения, затем сравнить с шиитской позицией.



Многобожие и его пределы в ваххабизме

Многобожие - это причислять Богу сотоварищей, и считать кого-либо независимым от Аллаха. Также ваххабиты считают многобожием посредничество к приближенным рабам Аллаха. Следовательно, целовать гробницы и посещать могилы святых имамов и Пророка является язычеством и нововведением в религии. Шииты, по мнению ваххабитов - язычники, или же их идеология содержит элементы многобожия.

Общественное и политическое влияние единобожия с точки зрения ваххабизма

Ученый Мухаммад Джавад Мугнийя пишет: «Произнесение формул: «Нет божества, кроме Аллаха!» и «Свидетельствую, что Мухаммад - Его Посланник!» недостаточны для полного Ислама. Кроме этого, необходимо избегать посредничества, помимо Аллаха. Не следует посещать могилу Пророка, притрагиваться к ней, целовать, клясться именем Пророка и обращаться к нему со словами: «О, Посланник Аллаха!» или «О, мой господин!».

Один из правителей Саудовской Аравии, Мухаммад ибн Сауд, захватив власть над Меккой, в своей проповеди объявил, что все мусульмане кроме ваххабитов - язычники, и исправить их, приведя в ваххабизм, надо под страхом меча. Однако, король Фейсал в 1342 году хиджры, в своем обращении к ваххабитам сказал: «Все мусульмане - египтяне, индусы и другие - ваши братья». Поэтому подобные воззрения о язычестве остальных мусульман может привести к смуте, расколу и войнам в обществе. Несомненно, эти воззрения направлены против Ислама и являются только на руку мировому империализму.



Отличия ваххабитской и шиитской точек зрения о многобожии

Как упоминалось ранее, единобожие по-разному трактуется шиитами и ваххабитами. Однако, станет ясно, что ваххабиты преследуют политические цели. Возможно, кто-то скажет, что их точка зрения - это всего лишь неудачная попытка ограниченного человеческого разума, поэтому не следует так строго судить ваххабитов за их ошибку. Более того, среди исламских философов и мистиков также существуют разногласия по этому поводу. Однако нельзя не отметить их противоречий в трактовке слова единобожие.

Шиитские богословы различают единобожие в божественной сущности (тоухид зати), в божественных атрибутах (тоухид сифати), в действиях (тоухид аф'али), в поклонении (ибади). Ваххабитские - на единобожие в господстве (рубуби), в божественности (улухи), в атрибутах и именах (сифати) («Ат-таухид вал каулус садид фи макасид ат-таухид», Мухаммад ибн Абдул Ваххаб, стр. 13). Если попытаться сопоставить их, то единобожие в божественной сущности (тоухид зати) - непосредственно включает единобожие в господстве (рубуби), единобожие в божественности - это единобожие и в действиях и поклонении, а вот единобожие в божественных атрибутах не включает в себя более ничего. Убеждение в вечности атрибутов и имён Аллаха, приводит к принятию теории о том, что вечных вещей несколько, что является убеждением также и ашаритов, это убеждение имеет не мало критических замечаний.

Шиитские исламоведы утверждают, что имена Аллаха делятся на присущие только Ему, как, Аллах. И общие, такие, которые имеют общее с Его атрибутами, иногда такими именами называют людей, как Милостивый (Рахман), Милосердный (Рахими), Благородный (Карим).

Необходимо отметить, что если подобная разница была лишь со стороны идеологической, то эта не создавало бы проблем, но так как, ваххабиты желают использовать это в политических целях, то необходимо внимательно проанализировать этот вопрос.

Ваххабиты данное деление единобожия взяли у Ибн Таймии, а он в свою очередь у Ахмада ибн Ханбала. Разделив атрибуты на действия и сущность, они причисляют Аллаху место на небе, ноги и руки, сущность похожую на творения[7]. Они удовлетворяются внешним смыслом аятов, и не следуют доводам разума и его восприятиям. Они - ваххабиты верят в руйят (возможность видеть Аллаха в Судный День) имение у Него ног, рук, тех же, кто аллегорически толкует внешний смысл некоторых аятов, считают - «муаввалун» (отходящим от внешнего смысла). К примеру, аят «Он утвердился на троне», шииты считают, что здесь имеется в виду господство и правление Бога, но не реальное Его восседание на троне.


 

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Посредничество, смерть и заступничество с точки зрения шиизма и ваххабизма

Посредничество с ваххабитской точки зрения

В этом разделе будет рассмотрен вопрос посредничества с ваххабитской точки зрения. Их ученые придерживаются следующей позиции: Обращение за помощью к кому-нибудь кроме Аллаха, посещение кладбищ, совершение молитвы перед могилой, противоречит «тоухид рубуби» единобожие в господстве Аллаха. По их мнению, монотеизм невозможен, в случае посредничества, даже если это Пророк. Ибо, посредничество, заступничество и подобные вещи не являлись традицией Пророка и праведников. Более того, Коран считает все это ересью и язычеством («Фатх аль маджид», стр. 98). В книге «Ат-таухид» приводится: «Обращение за помощью к кому-нибудь кроме Аллаха является - язычеством, также прошение прибежища у кого-нибудь, помимо Аллаха» («Ат-таухид бил лугатил фарсийя», стр. 140). Далее говорится: «Из шестого аята суры Джинны, становится ясно, что недопустимо просить о помощи никого, помимо Аллаха, даже джинов. Аллах говорит: «Среди людей бывали также, которые искали убежища среди джиннов и они прибавили им безумия» (Сура Джинны; аят 6). А значит, божественные пророки не исключение из правила, поэтому нельзя прибегать к их посредничеству». В ответ мы говорим, во-первых: этот аят был ниспослан о джиннах. Причина его ниспослания такова: арабы до Ислама полагали, что джинны обитают в пустыне, поэтому, выезжая из города, просили главу джиннов о помощи, обращаясь: «О, глава джиннов! Убереги нас от зла джиннов и не дай им причинить нам вреда». Однако прибегать к помощи джинов не является абсолютным запретом, так как Аллах не запретил это непосредственно в Коране. Во-вторых, между божественными пророками и посланниками, непосредственно связанных с Аллахом, которые получают откровение, и джиннами, не признающими Бога, есть явная разница. Именно поэтому, мы убеждены в дозволенности посредничества и заступничества, приближенных к Аллаху рабов. Приведя запрет ваххабитских ученых о просьбе в помощи кого-нибудь, помимо Аллаха, укажем на их аргументы.

Довод первый:«Скажи: «Взывайте к тем, кого вы утвердили помимо Него: они не в состоянии отвратить от вас зло или переменить! Те, к которым они взывают, сами ищут пути приближения к их Господу, кто из них ближе, и надеются на Его милость и боятся Его наказания. Поистине, наказания твоего Господа надо остерегаться!» (Коран, 17;56-57). Согласно этому аяту они полагают, что недопустимо прибегать к посредничеству кого-нибудь, помимо Аллаха.

Анализ аята: В действительности, два данных аята, принимая во внимание их внешний смысл и игнорируя последующие аяты, подтверждают фетву ваххабитских ученых. Ибо, согласно божественным словам, когда человек для приближения к Аллаху ищет ближайшее посредство, т.е. вместо того, чтобы обратиться непосредственно к Нему самому, «прибегает к другим, кроме Аллаха». К тому, кто не способен удалить вред и другое, то он совершит «ширк рубуби». Однако в Коране есть и другие аяты, дозволяющие посредничество других. В таком случае, ширк будет не уместен, т.к. обращаемся к приближенным и особым рабам Бога.

Если ваххабиты приняли бы во внимание другие аяты на эту тему, то никогда бы не допустили столь грубую ошибку.

Помощь слабого, обращенная к сильномуОсновой заступничества является один из законов природы и формулируется, как прибегание к помощи для достижения цели. Один из видов заступничества, это обращение ребенка к матери в момент нужды, опасности. Этот закон проявляется во многих других общественных, политических, идеологических, материальных и духовных сценах. Итак, заступничество это ни что иное, как обращение к совершенной мощи и силе. Просить о заступничестве пророков и святых, это разновидность прибегание слабого к помощи сильного. Ведь, они намного сильнее и лучше, чем иные люди.

Заступничество в КоранеВо многих коранических аятах и священных преданиях указывается на допустимость рассматриваемого вопроса. Для примера приведем следующий аят: «Они сказали: «О, отец наш! Проси нам прощения наших прегрешений. Ведь мы были грешниками. Он сказал: «Я буду просить прощения для вас у моего Господа. Поистине, Он - прощающий, милостивый!» (Коран, 12;97-98) В этом аяте сыны Израилевы обращаются к отцу с просьбой просить прощения у Аллахом за их грехи. Ибо, они принесли мучения двум пророкам (отцу – Якубу и сыну - Юсуфу), обманули отца, кроме того, не повиновались божественному указу, который обязывал не мучить родителей и не лгать им. Для прощения содеянного они обратились к отцу, как к посреднику к Богу, что не отрицаемо Кораном. Если Аллах не порицает сынов Израилевых, то можно заключить, что заступничество Пророков, обладающих великим положением, допустимо. Другой аят, который можно привести в качестве довода, это: «А, если бы они, когда причинили несправедливость самим себе, пришли к тебе и попросили бы прощения у Аллаха и попросил бы прощение для них посланник, они бы нашли, что Аллах приемлет обращение, милостив» (Коран, 4;64). Из следующего аята следует допустимость обращения к пророку для прощения некоторых грехов. Возможно, о первом аяте будет сказано, что посредничество сыновей к отцу относится к определенному отрезку времени. Таким образом, можно прибегать к помощи живых людей, и нельзя - к мертвым. Этот момент будет рассмотрен отдельно в главе о «табарруке» (благодати).

Однако второй аят не конкретизирован во времени, что указывает на дозволенность посредничества, как при жизни Пророка, так и после его смерти. Возможно, некоторые, опираясь на аят, который будет приведен ниже, где порицается посредничество к идолам и признается язычеством, придут к заключению, что обращение, кроме как к Аллаху, вводит в заблуждение. «И сказали они: «Не оставляйте никаких богов, не оставляйте никаких Вадда и Сува, и Йагуса, и Йаука, и Насра!» Поистине, они сбили с пути многих, и не увеличивай у тиранов ничего, кроме заблуждения!» (Коран, 71;23-24) В ответ мы говорим: если кроме Аллаха подразумевается идол, то они вправе так считать. Однако, если имеются в виду пророки, приближенные рабы божьи, то это не соответствует действительности. В то время как пророки являются особо приближенными рабами - наместниками Бога на земле. Идолы несовместимы с Богом, хотя пророки и святые являются средством ниспослания божественной милости. Идолы способствуют отдалению от Бога и заблуждению, пророки же ведут истинным путём. А значит, приравнивание посредничества к идолам и пророкам неверно. Ещё один важный момент состоит в том, что идолы являются предметом поклонения, а не средством приближения к Всевышнему. Ибо, существует два пути приближения к Богу: 1 - верный, посредством пророков и святых; 2 - неверный путь, как идолопоклонство и другие средства, запретные религией.

Смерть с точки зрения ваххабизма

Относительно смерти существуют самые разные понятия и точки зрения, здесь мы рассмотрим ваххабитскую точку зрения. От Ибн Кайюма Джузи повествуется: «Обращение за помощью к мертвому, даже если это Пророк, является проявлением многобожия. Ибо в Коране говорится: «Ты ведь смертен, и они смертны» (Коран, 39;30). В продолжении говорит: «Взывать о помощи к мертвым и употребление слов подобно: о, мой господин, о, Посланник Аллаха помоги мне, о, мой господин, о, Али ибн Абу Талиб приди на помощь, и т.д. и т.п. является также многобожием» («Фатх аль Маджид», стр. 198). Поразительно, как могут не верить в жизнь после смерти Ибн Кайюм и ваххабиты, и полагать, что мертвые не в состоянии устанавливать с внешним миром духовный контакт. В то время как Коран подтверждает жизнь после смерти (Коран, 40;46) и то, что мученики - живы: «И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха мертвыми. Нет, живые! Они у своего Господа получают удел» (Коран, 3;169). Как может Мухаммад ибн Абд аль Ваххаб утверждать, что тот, кто умер, перестал существовать («Фатх аль маджид», стр. 198). Когда Священный Коран говорит: «Ты был в небрежении об этом, и мы сняли с тебя твой покров, и взор твой сегодня остр» (Коран, 50;52). А также: «Для них там - удел и утром и вечером» (Коран, 19;62). В соответствии с вышеуказанными аятами в измерение, куда перемещается душа после смерти, есть день и ночь, а для умерших уготовлен удел, поэтому нельзя считать их переставшими существовать. Однако день и ночь будет только в «чистилище» (барзах), ведь в Судный день не будет солнца, с помощью которого сопоставляются следующие периоды времени, так как времени более не будет. Таким образом, смерть и небытие не тождественны, а ваххабитская точка зрения - неверна.

Дозволенность посредства к Аллаху

Священный Коран позволяет посредство к Богу для приближения к Нему. «О, вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите приближения к Нему и усердствуйте на пути Его, - может быть, вы будете счастливы!» (Коран: 5;35) Несмотря на то, что в рассматриваемом аяте посредство подразумевается в общем смысле, однако, в других аятах и преданиях можно увидеть, что самым ярким примером тому, являются божественные пророки и приближенные к Богу люди. Итак, данный аят можно прокомментировать следующим образом: обращение к Богу является следствием особой милости, будьте праведны и богобоязненны. А так как, те, к которым обращаемся за помощью, зависимы и не представляют из себя ничего, ибо близости к Богу они достигли посредством покорности Его воле и праведности, вы для посредничества к ним должны обладать благочестием.

Посредничество к живым

Посредничество к живым также дозволено, и нельзя считать это видом многобожия. Этот факт подтверждается кораническими рассказами. В то время как Пророк Юсуф попросил освободившегося виночерпца напомнить о нем господину: «Помяни меня у твоего господина» (Коран, 12;42).

Или как Пророки Хызр и Муса, дойдя до селения, просили у жителей о помощи: «И пошли они; и когда пришли к жителям селения, то попросили пищи» (Коран, 18;77).

Следует отметить, действия этих пророков не являются многобожием, но есть вполне логические и обычные поступки, не противоречащие их непорочности. В подтверждение вышесказанного можно привести аят, обращенный к Посланнику Аллаха, в котором говорится: «А, если бы они, когда причинили несправедливость самим себе, пришли к тебе и попросили бы прощения у Аллаха и попросил бы прощение для них посланник, они бы нашли, что Аллах приемлет обращение, милостив» (Коран, 4;64). Согласно которому ему разрешено быть посредником грешникам перед Аллахом. Соответственно шиитской идеологии посредничество Пророка продолжается до сих пор и не ограничивается периодом его жизни.

Преимущество непосредственного обращения к Богу

Перед окончанием обсуждаемой темы, необходимо рассмотреть такой вопрос: «Что на первом месте - обращение к Богу напрямую, или посредничество пророков и его приближенных рабов?» Из аята «Кто из них ближе?» следует, что непосредственное обращение к Богу имеет преимущество над всеми остальными способами. То есть в первую очередь необходимо обращаться именно к самому Аллаху, ведь этого правила придерживаются мусульманские мистики. Однако, человек подобно тому, как в материальной жизни использует разум, душевные инстинкты и другие средства, в духовной жизни и для приближения к Аллаху использует посредников.

Посредничество - это поклонение раба

Обращение к пророкам и приближенным рабам приравнивается земному поклону ангелов на основании божественного приказа, поэтому обращаться к ним значит служить Богу. Среди мусульманских мазхабов лишь ваххабиты отрицают посредничество, как поклонение Богу. Ранее упоминалось, что эта секта всегда пытается установить свою ошибочную идеологию.

Однажды некий араб приходит на могилу Пророка и бросается на неё. Затем, осыпав свою голову песком могилы, обращается к нему со словами: «О, Посланник Аллаха! Я слышал от вас аят: «А если бы они, когда причинили несправедливость самим себе, пришли к тебе» (Коран, 4;64). Теперь, я здесь, чтобы вы просили прощения моих грехов». В окончании хадиса приво­дится, что из могилы раздался голос: «Аллах простил тебя». В другом предании повествуется, что однажды в Медине настала засуха. Тогда, один из сподвижников по имени Билал ибн Харис пришел на могилу Пророка и взмолился: «О, Посланник Аллаха! Вот уже давно небо не проливает дождя. Воззови к Богу, чтобы Он ниспослал дождь милости на нас». В ту же ночь он видит во сне Пророка говорящего: «В ближайшее время Аллах низведет свой дождь». Будет уместным указать на тот факт, что Мухаммад ибн Идрис Шафии, один из крупнейших суннитских ученых считает дозволенным посредничество к семейству Пророка. Ему принадлежат слова: «Семейство Пророка моё прибежище и средство для приближения к Аллаху».

О её светлости Фатиме(да будет мир с ней!)рассказывается следующее: «Фатима пришла на могилу отца и, затем, взяв в руки горсть песка с могилы, протерла глаза и заплакала горькими слезами». Из вышеприведенного предания становится ясно, что посредничество к Пророку, имамам и религиозным предводителям, не противоречит шариату. Ибо, видим, что дочь Пророка на могиле отца прибегает к его посредству. Существует также предание следующего содержания: «Засуха и отсутствие дождей заставило группу людей придти в дом Айши, супруги Пророка, просить помощи и совета. Она повелела им проделать в куполе гробницы Посланника Аллаха отверстие, через которое было бы видно небо. И тогда, небеса в знак уважения его светлости прольют дождь. Люди так и сделали, впоследствии чего пошел дождь».

Для большего ознакомления с преданиями о том, как сподвижники обращались к посредничеству Пророка, получая исцеление и благодать от песка могилы его светлости, смотрите книгу «Ат-табаррук» («Ат-табаррук», Аятолла Али Ахмади Мийянджи, издательство Бейрута, стр. 147-151).

Заступничество с точки зрения Мухаммада ибн Абд аль Ваххаба и Ибн Таймии

Мухаммад ибн Абд аль Ваххаб, Ибн Таймийа и современные их последователи на основе некоторых аятов считают заступничество помимо Аллаха язычеством. В подтверждение этому они приводят отрывок из 18-ого аята суры Юнус - «кроме Аллаха». Наиболее яркими контекстами данного аята они считают пророков, святых, идолов, джиннов и мертвых. В действительности, они не ставят разницы между идолами, которых почитали предки арабов в Эпоху Невежества и пророками. Они полагают, что Пророк, покинув этот мир, более не имеет отношения к нему. На этом основании, последователи Ибн Таймии и Абд аль Ваххаба принимают заступничество самого Аллаха, но отрицают заступничество Пророка и других приближенных Ему рабов в День Страшного суда.

Таким образом, они не отрицают вопрос вообще, а делят его на: 1) Приемлемое заступничество, речь идет о Боге, на что указывают огромное количество аятов. Этот вид принимают все мусульмане единогласно.

2) Неприемлемое заступничество пророков, приближенных рабов, святых, после их смерти. Аят, приводимый ими в качестве неопровержимого довода, следующий: «И поклоняются они помимо Аллаха тому, что не вредит им и не помогает, и говорят: «Это - наши заступники у Аллаха» (Коран, 10; 18).

Анализ данного аята.

Аят ясно указывает на тот факт, что Аллах не приемлет заступничество идолов, но никак не заступничество человека, ибо под «помимо Аллаха» подразумеваются идолы. Ниже приведем аят, подтверждающий этот момент: «И бойтесь дня, когда душа ничем не возместит за другую душу, и не будет принято от неё заступничество, и не будет взят от неё равновес, и не будет им оказано помощи» (Коран, 2;48). Оборот «помимо Аллаха» упоминается в Коране множество раз и означает абсолютное отрицание заступничества для кого-либо, кроме Аллаха. Однако, принимая во внимание другие аяты, в которых есть оговорка, приемлемо заступничество тех, кто обладает божественным позволением. Для примера приведем несколько аятов: «Не поможет пред ним заступничество кроме тех, кому Он позволит» (Коран, 34»23).

«Кто заступится пред Ним, иначе как с его позволения?» (Коран, 2;255)

«В тот день не поможет заступничество, кроме тех, кому позволит Милосердный и кому благоволит разрешить речь» (Коран, 20:109). «И они не заступаются, кроме, как за того, к кому Он благоволит» (Коран, 21 ;28).

Здесь возникает вопрос, разве отрицающие заступничество не читали эти аяты, или у них имеются на то иные доказательства. Необходимо отметить, вражда с шиитами, вынудила ваххабитов обратиться именно к аятам, отрицающим заступничество, а не к подтверждающим его. При помощи подобного метода и политики, они пытаются обвинить шиитов в неверии и настроить против них исламский мир. Тут, за некоторыми убеждениями ваххабитов и кроется рука мирового империализма.

Основа их действий отдаление от Пророка и пречистых имамов, что, несомненно, является одним из видов тайной борьбы, направленной против самого Ислама.

Истоки отрицания посредничества и заступничества

Ибн Таймийа, живший в 7 веке лунной хиджры, говорит: «Недопустимо просить помощи у мертвого, не принимая во внимание Аллаха, даже если это пророк, также обращаться к мертвому за просьбой, или, чтобы Аллах ради мёртвого исполнил наши молитвы, также обращаться к Богу, чтобы Он ради высокого положения кого-либо пред Ним выполнил наши просьбы. Все эти варианты являются в конечном счете язычеством в поклонении Всевышнему» («Ибн Таймийа, баталуль ислах ад-дини», Махмуд Махди Истанбули, изд-во Аль Мактаб аль Ислами, Бейрут, стр. 136,139).

Мы видим, идеологический фундамент ваххабизма основан на идеях Ибн Таймии, с той лишь разницей, что Мухаммад ибн Абд аль Ваххаб с еще большим фанатизмом отвергает посредничество и заступничество. Империалисты, всегда пытались и пытаются использовать основы несовместимости ваххабизма и других религиозных мазхабов. В то время как, возникновение ваххабизма ни в коем случае не доказывает его истинности. Также неверно считать его одним из религиозно-правовых школ в Исламе. Ибо, с момента его возникновения в истории, суннитские учёные признали идеи Ибн Таймии и его последователей - нововведением и противоречащими шариату.

Идеи Ибн Таймии и сунниты

Такиуддин Абул Аббас Ахмад ибн Таймийа родился в 661 году лунной хиджры в селении Урфа, населенном курдами, в Турции. В тот год, когда татаро-монголы совершают нападение на исламские государства, он вместе с семьей направляется в Дамаск. Поступив в ханбалитское медресе, начал учить наизусть Коран. Прочитал сборник хадисов Ахмада ибн Ханбала - Муснад и историческую энциклопедию «Му'джам Табари». В процессе обучения, он сталкивается с идеологическими вопросами, на которые не находит ответа у суннитских учёных. Основав новую идеологию, он вызвал недовольство ученых того времени. Впоследствии, был осужден за свои убеждения и сослан в ссылку. Ибн Таймийа раскаивается, отступившись от своих идей. Правивший тогда султан Насир (709 г.) позволяет ему вернуться в Дамаск. Заключив мир с богословами, в 720 году попадает в заключение из-за спора с факихами в вопросе о разводе. Но через год освобождается по приказу султана. После чего, по причине противоречия фетвам суннитских и шиитских ученых, вновь попадает в тюрьму - крепость Дамаска. На этот раз, султан запретил ему заниматься богословием и выносить фетвы. А все его ученики, в том числе Ибн Кайюм Джузи, по приказу шафиитского судьи, были задержаны и заключены в тюрьму. Народ был разгневан на Ибн Таймийа настолько, что решил его убить.

Противостояние ученых Ибн Таймийа

Так как, Ибн Таймийа запретил посещение могилы пророков и праведников, будучи убежденным, что подобные поездки - греховные, то вынес фетву, что молитва путника, отправившегося в путь с подобной целью - «полная» и не сокращается до двух ракатов. Здесь шафиитские ученые стали ему противостоять.

Ибн Таймийа для того, чтобы придать легитимность своей фетве сделал заявление: «Пророк и его сподвижники не посещали могил и не просили мертвых о посредничестве. Табеины также не делали этого. Более того, никто из мусульман не назвал это действие желательным. Следовательно, тот, кто поступит так, противоречит единогласию уммы». Вслед за этим Ибн Таймийа приводит хадисы, которые будут указаны ниже, повествуемые от Пророка, которые он называет ложными и выдуманными. «Тот, кто совершит паломничество в Мекку, но не посетит мою могилу, поступит ко мне неправедно».

Допустимо совершать поездки, в 3 мечети: «Мекканскую, мою мечеть и Иерусалимскую».

Все это вызвало противостояние суннитских ученых. Становится ясно, что до того времени среди богословов не существовало разногласий относительно данного вопроса. И первым, кто внёс их в Ислам был Ибн Таймийа, который в заключении написал немало книг в защиту своих убеждений.

После двух лет заключения в крепости Дамаска в 728 году лунной хиджры он умер и был похоронен на кладбище «Баб ас-сагир», рядом с могилой брата. Однако, шейх Аббас Куми в книге «Аль конья вал алкаб» пишет, что место его захоронения находится в Иордании. И только впоследствии он стал известен как «Такиуд-дин Ахмад ибн Абдул Халим аль Харрани ад-Дамешки». На сегодняшний день его могила никому не известна. Его труды, приписываемые ему, согласно книге Ибн Таймии «Баталуль ислах ад-дин» достигают семнадцати книг. Материалы, приведенные нами на тему заступничества, были взяты из книги «Баталуль ислах ад-дин». Похожие материалы приводятся в книге «Фатх аль маджид», которая является комментарием к книге «Таухид» Мухаммада ибн Абд аль Ваххаба. В последние годы была издана книга под названием «Таухид бил лугатил фарсийя» (Монотеизм на персидском языке), содержание которой более или менее согласовано с шиитской идеологией. В 1383 году солнечной хиджры эта книга распространялась бесплатно в аэропорту среди иранских паломников. В частности, о заступничестве пишется, что это прерогатива Аллаха, однако Он из своей милости воздал своим некоторым рабам положение заступничества. Здесь приводится также отрывок из книги Ибн Таймии, где в завершении говорится: «Заступничеством обладают лишь единобожники и искренние рабы, они достигли этого положения по воле Аллаха». В книге также говорится, что с точки зрения шиизма, те, кто уверовали в Единого Бога, и обладают искренностью в делах - это Пророки, приближенные рабы, пречистые имамы из рода Посланника Аллаха, являясь наиболее достойными, они обладают заступничеством в Судный день «Ат-таухид», номер 27, стр. 123.


 

 

ГЛАВА ПЯТАЯ

Посещение кладбищ и предписания

относительно этого с шиитской и ваххабитской точек зрения

Посещение кладбищ с суннитской точки зрения

Ранее упоминалось, что ваххабиты считают посещение кладбищ, заступничество и посредничество действиями, в которых присутствует язычество и неверие. Однако сунниты не считают запретным посещение кладбищ. Как видим, даже в данном случае, как и во многих других религиозных вопросах, ваххабиты противоречат суннизму. Следуя единичным преданиям и мнениям, ваххабиты пытаются представить свой мазхаб истинным, в то время, как мусульмане, в частности сунниты, не могут считать их одними из исламских мазхабов.

Мнение Ибн Кудамы

Один из выдающихся суннитских ученых Ибн Кудама считает дозволенным посещение кладбищ и проведение траурных церемоний. Он пишет: «Посещение кладбищ дозволено для мужчин, и запрещено для женщин». В подтверждении этого он приводит следующий хадис: «Да проклянет Аллах женщин, посещающих кладбища, в особенности тех, которые на могилах зажигают лампы, совершают на могилах землепреклонения, или делают их мечетью». И в продолжении говорит: «Проклятие в данном случае означает нежелательность действия. По некоторым причинам, это особенно нежелательно для женщин Ибо, покинув дом и появившись в обществе, возможно она не соблюдет прав мужа. Причина проклятия женщин посещающих кладбища в том, что арабы в Эпоху Невежества, посещая кладбища, устанавливали на могилах статуэтки и изображения и поклонялись им. С тех пор, они были прокляты, а посещение кладбищ для женщин стало запретным». Посещение кладбищ для мужчин является желательным. Однако в частности о желательности или нежелательности этого для женщин существует два предания. В одном из них говорится, что для женщин желательно при условии, что они подобно мужчинам будут читать суры «Таухид» и «Ясин», или аят Аль-Курси. Однако согласно некоторым другим преданиям это запретно. В случае дозволенности, женщине и мужчине следует приветствовать погребенного так: «Мир тебе о, обитель праведников и мусульман. По воле Аллаха мы присоединимся к вам. Так просим у Аллаха для вас и себя благополучия» («Аль Мугни», Ибн Кудама, том 2, стр. 430).

Ибн Кудама убежден в запретности посещения кладбищ для женщин и говорит: «Нежелательность посещение кладбищ для женщин ясна из высказывания Пророка - да проклянет Аллах женщин, посещающих кладбища». Он утверждает, что вначале Пророк запретил женщинам посещать кладбища, ввиду наличия хадиса с проклятием в их адрес. Но, впоследствии разрешил, согласно его словам: «В прошлом я запрещал вам (женщинам) посещать кладбища, теперь позволяю».

Ибн Кудама также говорит: «Тирмизи повествует, что Аиша посетила могилу своего брата. Абдуррахмана». Следовательно, рассмотрев и проанализировав предания о запрете и дозволенности, он пришел к выводу о нежелательности посещения кладбищ для женщин («Аль Мугни», том 4, стр. 426, 431).

Мнение шиитских учёных Алламе Маджлиси

По этому поводу он говорит: «Посещение кладбищ весьма желательно для мужчин. В отношении женщин существует две версии. Первая: нежелательность действия. Вторая: дозволенность при условии сохранения исламского одеяния в присутствии посторонних мужчин» («Мират аль укул», Аллама Маджлиси, том 14, стр. 191). Шииты убеждены, что посещение могил праведников - сунна Благословенного Пророка. Более того, все мусульмане единогласны в том, что когда умирал какой-нибудь праведный мусульманин, он посещал его могилу, утешая родственников умершего. В Коране говорится: «И никогда не молись ни об одном из них, кто умер, и не стой над его могилой. Ведь они не веровали в Аллаха и Его посланника и умерли, будучи распутными!» (Коран, 9;84). Этот аят в действительности про лицемеров. Здесь имеется в виду, что Пророк также как посещает могилы праведников, не должен посещать могилы лицемеров, совершать над ними молитвы, молиться на их могилах, ведь они отрицали Бога и его Посланника.

Следовательно, посещение кладбищ неопровержимый факт, принимаемый всеми, несмотря на то, что в его деталях и особенностях между некоторыми исламскими мазхабами существуют незначительные расхождения.

Посещение кладбищ - добрая традиция

В суннитских исторических книгах приводится, что Пророк ежегодно посещал могилы мучеников, павших при Ухуде и говорил при этом: «Мир вам за вашу стойкость, и как прекрасна райская обитель». Также, что Абу Бакр, Умар, Осман, как и Пророк посещали их. Дочь Посланника Аллаха святая Фатима (да будет мир с ней!) в неделю два раза посещала могилы мучеников Ухуда. Пророк, посещая могилы мучеников Ухуда, в частности могилу своего дяди Хамзы и Мус'аба ибн Умейра читал следующий аят: «Среди верующих есть люди, которые правдивы в том, в чём заключили с Аллахом завет» («Аль Магази», Вакиди, том 1, стр. 312). В книге «Сахих» повествуется: «Абу Сайд Худри приветствовал могилу Хамзы. Также Умм Салима (одна из жен Пророка), Абу Хурайра, Фатима Хузаийя и Абдулла ибн Умар ибн аль Хаттаб посещали могилы таким образом» («Ас-сахих фис сира ан-наби», Сейид Джафар Муртаза, том 4, стр. 318). В книге Аль Гадир в разделе о достоинствах и качествах Абу Ханифы приводится: «Имам Шафии всякий раз, пребывая в Багдаде посещал могилу Абу Ханифы. Стоя у могилы, он приветствовал его и просил ради него исполнения просьб и молитв». Ахмад ибн Ханбал поступал в отношении своего наставника (Шафии) подобным образом, что вызвало удивление у его сына Абдуллы. Тогда Ахмад ибн Ханбал объяснил сыну, что прибегать к посредничеству имама Шафии в проблемах возможно потому, что в этом мире он приносил пользу и был подобен солнцу («Аль Гадир», Амини, том 5, стр. 194).

Разве Пророк и его семейство не были полезны для людей, как имам Шафии? В то время как имам

Шафии и Абу Ханифа превозносили имама Али. Разве не достаточно действий этих двух суннитских имамов для их последователей в качестве доказательства. Таким образом, ваххабиты, воспринимающие посещение кладбищ язычеством, считают своих имамов также язычниками. Ваххабиты, несмотря на суннитские и шиитские предания о желательности посещения кладбищ и других, дошедших до нас от Пророка преданий, что всякий, кто посетит кладбище, прочтет суру Ясин, могильные муки похороненных на том кладбище уменьшатся, из хадиса «Да проклянет Аллах женщин, посещающих кладбища» сделали табло и вывесили над кладбищами Баки и Абу Талиба.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.