Сделай Сам Свою Работу на 5

Два праздника, принимаемые ваххабитами





В соответствии с книгой «Фатх аль маджид» ваххабитами отмечаются два праздника: праздник Фитр (окончание месяца Рамадана) и пятница, о которой Пророк сказал в хадисе: «Поистине, Аллах установил пятничный день праздником для мусульман». Они считают, что отмечать эти два праздника, дозволено, ибо Пророк особым образом указал о них. Однако другие запрещено, так как по этому поводу до нас не дошло хадисов (Там же, стр. 153). Сабит ибн Заххак повествует, что спросил Пророка о закалывании верблюдов в местечке «Бавана». Посланник Аллаха спросил: «Есть ли там почитаемые идолы Эпохи Невежества?» Ибн Заххак ответил, что нет. Тогда он снова спросил: «Проводятся ли там праздники Эпохи Невежества?» - «Нет». Тут он сказал: «Не выполняй обета, который повлечет за собой грех» (см. там же). Итак, данный хадис ясно указывает на то, что нельзя выполнять обет в том месте, где есть идолы, или проводятся церемонии Эпохи Невежества, но ни как не указывает на запрет других праздников.

Почитаемые места и времена

Коран призывает своих последователей помнить и почитать лозунги Ислама. Дни, которые могут сыграть немаловажную роль в наставлении человека, дни, в которые установилась истина и справедливость, и забылось нововведение. А также наряду с такими днями, мусульмане почитают места, где истина победила неправедность, свет победил тьму. Дни, как пятница, праздник Фитр, праздник Курбан (жертвоприношение - 10 зульхиджа), места, как храм Пророка, гора Арафат, Мина, Маш’ариль харам (одно из мест выполнения обрядов хаджа), макам Ибрахим, горы Сафа и Марва. Шииты наряду с перечисленным, почитают и другие памятные в истории Ислама дни, как Тасуа и Ашура (9-10 мухаррама, день мученической гибели третьего имама Хусейна и события в Кербеле). Места, как храм имама Али и Хусейна. Каждый из этих мест и дней напоминает нам о храбрости и стойкости людей, которые пожертвовали жизнью ради возвышения религии.



Следовательно, ваххабиты могут не одобрять проведение праздников, лишь в случае, если это не способствует духовному и религиозному росту, и не повлечет греха. Как мы упоминали ранее, их единственный довод о запрете праздничных церемоний является хадис от Пророка: «Не делайте мою могилу праздником». Однако, причина в том, чтобы мусульмане не совершали в подобных святых местах недостойных и греховных поступков. Шиитские ученые такие, как сейид Мухсин Амин в книге «Кашф аль иртияб», сейид Абдулла Шуббар в книге «Масабих аль Анвар» подтверждают вышеприведенное, но не считают хадис доказывающим запрет подобных мероприятий («Масабих аль Анвар», Абдулла Шуббар, том 2, стр. 191).



Праздники в Коране

В Коране существуют аяты, разделяющие дни на два вида.

1. Благословенные и праздничные дни. В такие дни были ниспосланы Богом духовные и материальные блага, и в благодарность, люди праздновали тот день, восхваляя Его. Подобно дню, в который по просьбе пророка Исы его народу была ниспослана небесная трапеза. «Господи наш! Низведи нам трапезу с неба! Это будет праздником для первого из нас и последнего и знамением от Тебя. И даруй нам удел, Ты - лучший из дарующих уделы!» (Коран, 5;114)

Или же день, когда народу Мусы ниспосылались милость и руководство, и тем самым они были спасены от заблуждения. Пророку же, было приказано чтить тот день: «И напомни им про дни Аллаха. Поистине, в этом знамение для всякого терпеливого, благородного!» (Коран, 14;5)

2. Неблагоприятные и плохие дни, в которые Аллах отдалил людей от своей милости, ниспослав наказание, как день, в который погиб народ Ада: «И послали Мы на них ветер шуршащий, в дни несчастные» (Коран, 41;16).

Следовательно, согласно священным аятам Корана необходимо чтить день избрания Пророка Мухаммада на пророческую миссию, день его смерти считать днём траура - неблагоприятным. Если, ваххабиты не согласны с этим, то нужно спросить их: «Когда Коран называет день наставления Мусы своего народа благословенным и днем Аллаха, то почему день избрания Посланника Аллаха на пророческую миссию не является благословенным и не следует чтить его?»



Праздник в исламских преданиях

Для того, чтобы прояснилась позиция пречистых имамов семейства Пророка приведем предание от имама Али (да будет мир с ним!). Он говорит: «(Праздник Фитр) - праздник того, чей пост был принят Богом. Каждый день, в который человек не совершит греха - праздник для него» («Нахдж аль балага», изречение 428).

В общем, из всех имеющихся хадисов на данную тему от имамов дома пророка, подтвержденные учеными знатоками хадисоведения, указывается на четыре основные праздники в Исламе, это: праздник Курбан и Фитр, пятничный день, Гадир Хум. Следует отметить, что сунниты и шииты имеют разногласия по поводу празднования последнего праздника, весьма почитаемого шиитами. Имам Садык назвал его наилучшим из четырех, призвав своих приверженцев к выполнению деяний в этот день: упоминанию Аллаха, соблюдению поста, богослужению и благословению Мухаммада и его семейства. Он убежден, что это тот самый день, который не только Пророк завещал Али чтить его, но и предыдущие пророки завещали своим наместникам почитать праздник Гадир («Аль Гадир», том 1, стр. 286). Однажды, праздник Гадир Хум и пятница совпали, и имам Али сказал: «Сегодня два праздника - пятница и Гадир Хум» (Там же, стр. 284).

Мнение Маварди

Абу Али Маварди, один из известных исламских ученых шестого века, был приближен к аббасидскому двору. В своей книге он указывает на особенности государственной структуры и обязанности государства в отношении проведения праздников. В частности он пишет: «Одна из обязанностей государства это - проведение богослужения в пятницу и в другие праздничные дни. Также важно обращать внимание на джихад, чтобы соблюдались все его условия, ибо все это предписания Бога, которые следует неуклонно выполнять». («Ахкам ас-султанийя», баб вилаят мазалим, стр. 83).

Значит, в период правления халифов придавали значение проведению праздников, в противном случае, Маварди не упоминал бы этого в своей книге.

Почему ваххабиты против проведения праздников

В чем причина того, что ваххабиты испытывают неприязнь к праздникам и траурным церемониям? Они предостерегают мусульман от проведения торжественных и траурных церемоний и мероприятий. Если бы они не приводили как основной причиной этого ранее упомянутый хадис, то мы отметили бы, что праздник и трауры не имеют какого-либо отношения к практическим заповедям, поэтому, здесь необязательно наличие хадисов. Более того, сподвижники и табеины не признали подобные церемонии запретными. Шиитские источники указывают на их дозволенность, при условии не допускать греховные дела. Некоторые писатели считают, что негативная позиция ваххабитов объясняется в их опасении, что мусульмане станут широко праздновать события Гадира, а траур по имаму Хусейну станет распространением идеи имама и пророческого рода в целом.

Траур в Исламе и ваххабизме

Траур не является новым явлением в Исламе. Ещё с давних времен, мусульмане оплакивали смерть или мученическую гибель родных и близких. Подобно тому, как Пророк плакал по погибшему дяде Хамзе и святой Хадидже. Проведение траурных церемоний и оплакивание имама Хусейна также относится к этой традиции пророка Ислама. Несмотря на отсутствие какого-либо запрета в отношении оплакивания умерших, проведения траурных церемоний, выражения соболезнований, ваххабиты считают перечисленное грехом, называя это делом невежественных арабов. Однако, считают дозволенными траурные церемонии, проводимые в начале возникновения Ислама. В любом случае, они аргументируют утверждаемое хадисом от Пророка, что: «Четыре вещи моя умма наследовала от Эпохи Невежества, это гордость предками, злословие в адрес предков других, просьба дождя у звезд, оплакивание умерших» («Фатх аль маджид», стр. 154).

Слово «нийяха» они комментируют как: скорбеть об умершем и оплакивать его. И считают, что траурные церемонии противоречат наличию терпения у человека в горе, что является великим грехом.

Анализ хадиса

Не рассматривая даже достоверность хадиса, можно сказать, что этот хадис указывает на женщин, оплакивающих мертвых в Эпоху Невежества. Оплакивание мертвых было их профессией. Однако, на том основании, что они вели себя недостойным образом, как, например, кричали, рвали на себе волосы, говорили недостойные речи. Поэтому, Пророк запретил мусульманам поступать подобно им на траурных церемониях, хотя никогда не запрещал сами траурные церемонии (см. там же.). Необходимо признать, терпение хоть и является хорошим качеством и говорит о наличии богобоязненности у человека, но не существует какоголибо довода о его обязательности. Иными словами, если кто-либо не проявил должного терпения в горе, то тем самым не совершил великого греха.

Другой довод ваххабитов

От Пророка повествуется, что: «Плач причиняет мертвым муки. Мертвый мучается в могиле, когда о нем делают «нийяха» (проводят траурные церемонии) («Амалии», сейид Муртада Алам аль Худа, том 2, стр. 17).

Анализ хадиса

1. Рассказчик хадиса Мугайрат ибн Шу’ба, которого знатоки хадиса считают вымышленной личностью.

2. Шиитский ученый сейид Муртада утверждает, что в том случае, если запрет оплакивания касается мучения умершего, то это не соответствует доводам разума, также кораническому аяту: «Что не понесет носящая ношу за другую» (Коран, 53;38).

Следовательно, Ислам принимает траурные церемонии, с вышеуказанным условием, и не запрещает обряд оплакивания, будь то до Ислама или после него.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.