Сделай Сам Свою Работу на 5

Многобожие и его пределы в ваххабизме





Многобожие - это причислять Богу сотоварищей, и считать кого-либо независимым от Аллаха. Также ваххабиты считают многобожием посредничество к приближенным рабам Аллаха. Следовательно, целовать гробницы и посещать могилы святых имамов и Пророка является язычеством и нововведением в религии. Шииты, по мнению ваххабитов - язычники, или же их идеология содержит элементы многобожия.

Общественное и политическое влияние единобожия с точки зрения ваххабизма

Ученый Мухаммад Джавад Мугнийя пишет: «Произнесение формул: «Нет божества, кроме Аллаха!» и «Свидетельствую, что Мухаммад - Его Посланник!» недостаточны для полного Ислама. Кроме этого, необходимо избегать посредничества, помимо Аллаха. Не следует посещать могилу Пророка, притрагиваться к ней, целовать, клясться именем Пророка и обращаться к нему со словами: «О, Посланник Аллаха!» или «О, мой господин!».

Один из правителей Саудовской Аравии, Мухаммад ибн Сауд, захватив власть над Меккой, в своей проповеди объявил, что все мусульмане кроме ваххабитов - язычники, и исправить их, приведя в ваххабизм, надо под страхом меча. Однако, король Фейсал в 1342 году хиджры, в своем обращении к ваххабитам сказал: «Все мусульмане - египтяне, индусы и другие - ваши братья». Поэтому подобные воззрения о язычестве остальных мусульман может привести к смуте, расколу и войнам в обществе. Несомненно, эти воззрения направлены против Ислама и являются только на руку мировому империализму.



Отличия ваххабитской и шиитской точек зрения о многобожии

Как упоминалось ранее, единобожие по-разному трактуется шиитами и ваххабитами. Однако, станет ясно, что ваххабиты преследуют политические цели.

Возможно, кто-то скажет, что их точка зрения - это всего лишь неудачная попытка ограниченного человеческого разума, поэтому не следует так строго судить ваххабитов за их ошибку. Более того, среди исламских философов и мистиков также существуют разногласия по этому поводу. Однако нельзя не отметить их противоречий в трактовке слова единобожие.

Шиитские богословы различают единобожие в божественной сущности (таухид зати), в божественных атрибутах (таухид сифати), в действиях (таухид аф’али), в поклонении (ибади). Ваххабитские - на единобожие в господстве (рубуби), в божественности (улухи), в атрибутах и именах (сифати) («Ат-таухид вал каулус садид фи макасид ат-таухид», Мухаммад ибн Абдул Ваххаб, стр. 13). Если попытаться сопоставить их, то единобожие в божественной сущности (таухид зати) - непосредственно включает единобожие в господстве (рубуби), единобожие в божественности - это единобожие и в действиях и поклонении, а вот единобожие в божественных атрибутах не включает в себя более ничего. Убеждение в вечности атрибутов и имён Аллаха, приводит к принятию теории о том, что вечных вещей несколько, что является убеждением также и аш’аритов, это убеждение имеет не мало критических замечаний.



Шиитские исламоведы утверждают, что имена Аллаха делятся на присущие только Ему, как, Аллах. И общие, такие, которые имеют общее с Его атрибутами, иногда такими именами называют людей, как Милостивый (рахман), Милосердный (рахим), Благородный (карим).

Необходимо отметить, что если подобная разница была лишь со стороны идеологической, то эта не создавало бы проблем, но так как, ваххабиты желают использовать это в политических целях, то необходимо внимательно проанализировать этот вопрос.

Ваххабиты данное деление единобожия взяли у Ибн Таймийи, а он в свою очередь у Ахмада ибн Ханбала. Разделив атрибуты на действия и сущность, они причисляют Аллаху место на небе, ноги и руки, сущность похожую на творения[7]. Они удовлетворяются внешним смыслом аятов, и не следуют доводам разума и его восприятиям. Они - ваххабиты верят в руйят (возможность видеть Аллаха в Судный День) имение у Него ног, рук, тех же, кто аллегорически толкует внешний смысл некоторых аятов, считают - «муаввалун» (отходящим от внешнего смысла). К примеру, аят «Он утвердился на троне», шииты считают, что здесь имеется в виду господство и правление Бога, но не реальное Его восседание на троне.



Слово четвертое

Посредничество, смерть и заступничество с точки зрения шиизма и ваххабизма

Посредничество с ваххабитской точки зрения

В этом разделе будет рассмотрен вопрос посредничества с ваххабитской точки зрения. Их ученые придерживаются следующей позиции: Обращение за помощью к кому-нибудь кроме Аллаха, посещение кладбищ, совершение молитвы перед могилой, противоречит «таухиду рубуби» - единобожие в господстве Аллаха. По их мнению, монотеизм невозможен, в случае посредничества, даже если это Пророк. Ибо, посредничество, заступничество и подобные вещи не являлись традицией Пророка и праведников. Более того, Коран считает все это ересью и язычеством («Фатх аль маджид», стр. 98). В книге «Ат-таухид» приводится: «Обращение за помощью к кому-нибудь кроме Аллаха является - язычеством, также прошение прибежища у кого-нибудь, помимо Аллаха» («Ат-таухид бил лугатил фарсийя», стр. 140). Далее говорится: «Из шестого аята суры Джины, становится ясно, что недопустимо просить о помощи никого, помимо Аллаха, даже джинов. Аллах говорит: «Мужи среди людей прибегали к мужам среди джинов, и они прибавили им безумия» (Сура Джины; аят 6). А значит, божественные пророки не исключение из правила, поэтому нельзя прибегать к их посредничеству». В ответ мы говорим, во-первых: этот аят был ниспослан о джинах. Причина его ниспослания такова: арабы до Ислама полагали, что джины обитают в пустыне, поэтому, выезжая из города, просили главу джинов о помощи, обращаясь: «О, глава джинов! Убереги нас от зла джинов и не дай им причинить нам вреда». Однако прибегать к помощи джинов не является абсолютным запретом, так как Аллах не запретил это непосредственно в Коране. Во-вторых, между божественными пророками и посланниками, непосредственно связанных с Аллахом, которые получают откровение, и джинами, не признающими Бога, есть явная разница. Именно поэтому, мы убеждены в дозволенности посредничества и заступничества, приближенных к Аллаху рабов. Приведя запрет ваххабитских ученых о просьбе в помощи кого-нибудь, помимо Аллаха, укажем на их аргументы.

Довод первый:

«Скажи: «Взывайте к тем, кого вы утвердили помимо Него: они не в состоянии отвратить от вас зло или переменить! Те, к которым они взывают, сами ищут пути приближения к их Господу, кто их них ближе, и надеются на Его милость и боятся Его наказания. Поистине, наказания твоего Господа надо остерегаться!» (Коран, 17;56-57). Согласно этому аяту они полагают, что недопустимо прибегать к посредничеству кого-нибудь, помимо Аллаха.

Анализ аята: В действительности, два данных аята, принимая во внимание их внешний смысл и игнорируя последующие аяты, подтверждают фетву ваххабитских ученых. Ибо, согласно божественным словам, когда человек для приближения к Аллаху ищет ближайшее посредство, т.е. вместо того, чтобы обратиться непосредственно к Нему самому, «прибегает к другим, кроме Аллаха». К тому, кто не способен удалить вред и другое, то он совершит «ширк рубуби». Однако в Коране есть и другие аяты, дозволяющие посредничество других. В таком случае, ширк будет не уместен, т.к. обращаемся к приближенным и особым рабам Бога.

Если ваххабиты приняли бы во внимание другие аяты на эту тему, то никогда бы не допустили столь грубую ошибку.

Помощь слабого, обращённая к сильному

Основой заступничества является один из законов природы и формулируется, как прибегание к помощи для достижения цели. Один из видов заступничества, это обращение ребенка к матери в момент нужды, опасности. Этот закон проявляется во многих других общественных, политических, идеологических, материальных и духовных сценах. Итак, заступничество это ни что иное, как обращение к совершенной мощи и силе. Просить о заступничестве пророков и святых, это разновидность прибегания слабого к помощи сильного. Ведь, они намного сильнее и лучше, чем иные люди.

Заступничество в Коране

Во многих коранических аятах и священных преданиях указывается на допустимость рассматриваемого вопроса. Для примера приведем следующий аят: «Они сказали: «О, отец наш! Проси нам прощения наших прегрешений. Ведь мы были грешниками. Он сказал: «Я буду просить прощения для вас у моего Господа. Поистине, Он - прощающий, милостивый!» (Коран, 12;97-98)

В этом аяте сыны Израилевы обращаются к отцу с просьбой просить прощения у Аллахом за их грехи. Ибо, они принесли мучения двум пророкам (отцу - Якубу и сыну - Юсуфу), обманули отца, кроме того, не повиновались божественному указу, который обязывал не мучить родителей и не лгать им. Для прощения содеянного они обратились к отцу, как к посреднику к Богу, что не отрицаемо Кораном. Если Аллах не порицает сынов Израилевых, то можно заключить, что заступничество Пророков, обладающих великим положением, допустимо. Другой аят, который можно привести в качестве довода, это: «А, если бы они, когда причинили несправедливость самим себе, пришли к тебе и попросили бы прощения у Аллаха и попросил бы прощение для них посланник, они бы нашли, что Аллах приемлет обращение, милостив» (Коран, 4;64). Из следующего аята следует допустимость обращения к пророку для прощения некоторых грехов. Возможно, о первом аяте будет сказано, что посредничество сыновей к отцу относится к определенному отрезку времени. Таким образом, можно прибегать к помощи живых людей, и нельзя - к мертвым. Этот момент будет рассмотрен отдельно в главе о «табарруке» (благодати).

Однако второй аят не конкретизирован во времени, что указывает на дозволенность посредничества, как при жизни Пророка, так и после его смерти. Возможно, некоторые, опираясь на аят, который будет приведен ниже, где порицается посредничество к идолам и признается язычеством, придут к заключению, что обращение, кроме как к Аллаху, вводит в заблуждение. «И сказали они: «Не оставляйте никаких богов, не оставляйте никаких Вадда и Сува, и Йагуса, и Йаука, и Насра!» Поистине, они сбили с пути многих, и не увеличивай у тиранов ничего, кроме заблуждения!» (Коран, 71;23-24) В ответ мы говорим: если кроме Аллаха подразумевается идол, то они вправе так считать. Однако, если имеются в виду пророки, приближенные рабы божьи, то это не соответствует действительности. В то время как пророки являются особо приближенными рабами - наместниками Бога на земле. Идолы несовместимы с Богом, хотя пророки и святые являются средством ниспослания божественной милости. Идолы способствуют отдалению от Бога и заблуждению, пророки же ведут истинным путём. А значит, приравнивание посредничества к идолам и пророкам неверно. Ещё один важный момент состоит в том, что идолы являются предметом поклонения, а не средством приближения к Всевышнему. Ибо, существует два пути приближения к Богу: 1 - верный, посредством пророков и святых; 2 - неверный путь, как идолопоклонство и другие средства, запретные религией.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.