Место аналитической разведки в системе государственного управления
Разведка всегда окружена ореолом таинственности,
который облегчает ее работу, но никогда не соответствует
ни подлинному содержанию, ни характеру этой работы. И
такой нередко искусственно поддерживаемый ореол может
стать опасным, когда однажды выясняется, что, кроме
воды, в котле ничего не варится и что предполагаемые
способности к волшебству относятся к области сказок.
Х. Фельфе. "Мемуары разведчика"
(гл. "Шпионаж БНД ...")
Служба АР будет существовать в государстве так или иначе, даже если от нее не будет никакой пользы, - во-первых, потому что она предполагает наличие многих привлекательных должностей, во-вторых, потому что руководство страны хочет, чтобы подчиненный ему государственный аппарат выглядел не хуже, чем у других.
Аналитические центры могут существовать в (или при) ...
- администрации руководителя государства;
- министерствах;
- исследовательских институтах министерств;
- академических институтах;
- университетах;
- банках, финансовых компаниях.
Могут также существовать "независимые" аналитические центры - обслуживающие предпринимателей, СМИ, политиков, иностранные разведывательные службы. Служба АР может пользоваться их материалами, а также предоставлять им некоторые результаты собственных разработок - в качестве платы за услуги или с целью манипулирования.
Службой АР готовятся материалы для ...
- руководства страны;
- руководства службы безопасности;
- специалистов службы безопасности;
- специалистов различных государственных учреждений;
- средств массовой информации.
Служба АР вынуждена бороться за свою репутацию в глазах руководства службы государственной безопасности, руководства государства: ее качество поддерживать затруднительно; ее работу можно довольно легко имитировать; ее деятельность не эффектна; важность сообщаемых ею сведений не всегда очевидна. Для результативной работы АР нужен самый дефицитный в любом обществе ресурс - интеллектуально талантливые порядочные люди, любящие свою работу.
Возможны два крайних режима работы службы АР:
1) режим ведомого: выполнение заказов;
2) режим ведущего: предложение услуг, навязывание потребителям информации определенного взгляда на их информационные потребности.
Службе АР приходится в борьбе за национальные интересы преодолевать глупость, абсурдность, неприятие и мелкий саботаж государственных служащих на разных уровнях власти - если, конечно, сама служба не поражена глупостью, абсурдностью и пр.
Аналитическая контрразведка
Аналитическая контрразведка - препятствование работе чужой аналитической разведки: обеспечение формирования у этой разведки искаженных нужным образом представлений о различных социальных феноменах.
Манипулирование разведывательными службами противника – один из каналов влияния на него.
Направления деятельности аналитической контрразведки:
- курирование цензуры;
- распространение ложных и тенденциозных сведений;
- инспирирование отвлекающих мероприятий и событий;
- усложнение и частое модифицирование разведываемых феноменов.
Информационное влияние
Манипулирование субъектом (индивидуумом, организованной группой) - неявное расположение его к определенному поведению посредством предоставления ему специально подобранных сведений и создания обстоятельств, склоняющих к некоторым суждениям и настроениям.
Воздействие на субъекта с целью склонения его к некоторым действиям или приведения его в некоторое состояние может быть ...
- информационное: посредством регулирования поступающей к субъекту информации;
- агентурное: посредством агентов, которые внедряются в подвергаемую воздействию группу или вербуются в ней;
- которые подводятся к подвергаемому воздействию индивидууму или вербуются в его окружении;
- ресурсное: посредством регулирования средств, попадающих в распоряжение субъекта;
- ситуационное: посредством регулирования внешних обстоятельств, в которых находится субъект;
- психотронное: посредством физического воздействия на мозг (электромагнитным полем, инфразвуком и пр.);
- психотропное: посредством химического воздействия на мозг;
- психоинтрузионное: посредством информационного воздействия на психику в обход сознания;
- оккультное: посредством мысленной связи с субъектом или посредством направленных на него магических действий.
Информационное влияние позволяет инициировать, модифицировать, прекращать, предотвращать социальные процессы и события посредством избирательного информирования или ввода в заблуждение причастных к ним субъектов.
Служба государственной безопасности должна стремится скорее к большему влиянию на события, чем к лучшему их прогнозированию.
Надо делать историю, а не только предугадывать и исследовать ее.
Функции службы влияния:
- неявное управление развитием общества или курирование его развития;
- противодействие враждебному и конкурирующему влиянию.
Установка службы влияния: провоцировать или предотвращать большие изменения посредством малых сил, посредством воздействия на особо чувствительные точки. Искусство влияния состоит в выборе этих точек и способов воздействия на них.
При желании можно основательно придраться к чему угодно. Поэтому аналитическая служба в состоянии скомпрометировать в глазах руководства страны любое предложение, любой результат, любого деятеля. При желании также можно убедительно оправдать что угодно. Поэтому аналитическая служба в состоянии сформировать у руководства позитивную оценку любого предложения, результата и т. п. Существенным препятствием в этом может оказаться только деятельность конкурирующих аналитических служб.
Субъекты, подвергаемые информационному воздействию, могут быть единичные, групповые, массовые. Обработка массовых субъектов осуществляется в основном посредством СМИ и изменения экономических условий существования.
Способы влияния делятся на легальные (публикации в СМИ, аналитические записки, беседы и пр.) и нелегальные (шантаж, мелкие диверсии и пр.).
Различается влияние оперативное (направленное на достижение быстрого однократного эффекта) и базовое (направленное на формирование устойчивых склонностей).
Эффективность влияния бывает незначительной по следующим причинам:
- ошибочное понимание свойств субъектов, на которых оказывается воздействие;
- слишком слабые средства воздействия;
- конкурирующие влияния;
- неподходящий информационный фон.
Направления деятельности службы влияния:
- формирование требуемых массовых настроений в своей стране и за границей;
- формирование и курирование лидеров в различных областях деятельности;
- препятствование работе чужой аналитической разведки;
- препятствование чужому влиянию.
Каналы информационного влияния:
- пропаганда;
- формирование слухов;
- воздействие на фольклор;
- информирование способных интеллектуалов, работающих нужным образом в ключевых областях деятельности;
- и т. д.
Операции по влиянию должны разрабатываться с учетом того, чем грозит их раскрытие.
В принципе секретные службы могут существенно воздействовать на социальные процессы в своей стране и за границей, не прибегая к агентурным и диверсионным методам. Но для многих проще убить какого-нибудь деятеля, чем его переубедить, дезориентировать, дискредитировать, довести до сумасшествия, склонить к самоубийству и т. д.
О размерах влияния. Секретным службам не следует заниматься слишком многим в обществе - чтобы не подорвать в нем уважения к закону, склонности граждан открыто высказывать свои мнения, то есть в конечном счете способности общества к самосохранению и развитию. Наличие у секретных служб здравомыслящих патриотичных оппонентов в обществе - условие благополучия этих служб, поскольку бесконтрольность ведет к деградации.
Репутация
Разведслужба (и служба аналитической разведки в частности) заинтересована в том, чтобы все, включая собственных сотрудников, воспринимали ее как учреждение в высшей степени действенное, знающее, интеллектуальное, патриотичное, справедливое, способное на очень многое, но вполне удерживающее себя в рамках, установленных законом. Это облегчает подбор кадров, вербовку агентуры, получение финансирования, сбыт разведывательных материалов, противодействие иностранным секретным службам.
Что касается людей, способных повлиять на положение разведывательной службы (депутатов парламента, министров и пр.), то следует либо контролировать их поведение, либо формировать у них мнение, что эта служба занимается исключительно положенным ей делом и лично для них угрозы не представляет.
Х. Фельфе ("Мемуары разведчика") описывает, какими средствами Райнхард Гелен завоевывал для БНД место под солнцем: "...Гелен все больше стремился к личным контактам с руководящими общественными и политическими деятелями ... Они считали для себя большой честью в качестве 'абсолютного исключения' познакомиться лично с самим Геленом или посетить святая святых - Центр в Пуллахе ... Для этих приемов у Гелена имелся стандартный доклад и несколько серий диапозитивов, которые он менял в зависимости от характера посетителей (...) Я часто получал внезапные распоряжения по телефону прибыть в штаб-квартиру и сделать доклад о контршпионаже (...) Я уже знал, о чем шла речь и что от меня требуется. 'Банка с сосисками', наряду с другими 'наглядными пособиями', которые были по моей просьбе специально изготовлены для подобных мероприятий, представляла собой контейнер для шпионских материалов ... Она имела соответствующий вид и вес, и в ней булькала жидкость, но, сняв крышку, можно было продемонстрировать совершенно сухое внутреннее пространство. Это, конечно, производило впечатление на любителей шпионажа, для которых и устраивались подобные демонстрации ... Так Гелен создавал агентов влияния. Они надеялись получить что-то от Гелена, в то время как последний уже использовал их прямо или косвенно."
Что касается службы аналитической разведки, то вместо "банки с сосисками" она может демонстрировать, к примеру, пикантные досье на различных деятелей.
Конкуренты
Конкурентами службы АР являются средства массовой информации, аналитические подразделения министерств и аппарата правительства, негосударственные аналитические агентства. Слабость службы АР в сравнении с ними может проявиться в пропуске существенных событий, запаздывании материалов, недостаточности деталей, частых исправлениях и опровержениях ранее представленных сведений, плохом стиле, незначительности ярких обобщений и прогнозов.
Материалы АР почти всегда проигрывают материалам СМИ в броскости, поскольку составляются по несколько иным правилам.
Чтобы не уступить влияние средствам массовой информации, следует эпизодически подогревать недоверие к СМИ у ключевых потребителей разведывательных сведений. С этой целью можно раза два в неделю распространять короткий бюллетень с критическими комментариями к сообщениям СМИ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|