Вопрос 2. Экономические потребности, блага, ресурсы и факторы производства.
Конечной целью развития любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества.
Потребность – это объективная нужда в чем-либо, необходимом для обеспечения жизнедеятельности человека, развития его личности.
Неопределенное чувство нехватки чего-то конкретизируется, когда человек принимает решение в пользу определенного товара. С экономической точки зрения значение имеет только та часть овеществления потребностей, которая направлена на определенные товары и может быть удовлетворена в рамках соответствующих технических и экономических отношений. Например, при прогулке по городу возникает чувство жажды (это - неопределенное желание). Оно конкретизируется в нужде в чае, кофе, лимонаде и т.д. Поэтому потребностями называют сумму конкретизированных желаний. Они имеют покупательную силу.
К человеческим потребностям относится также стремление к любви и безопасности, к уважению и самореализации. Эти потребности не рассматриваются в экономической теории, так как их нельзя удовлетворить с помощью товаров и услуг.
В экономической науке существуют различные критерии классификации потребностей, но поскольку речь идет об экономическом субъекте (человеке в хозяйственной деятельности), то его личные потребности подразделяются на:
1) Потребности воспроизводства рабочей силы – они отражают условия производительной деятельности человека. Например, потребности в пище, одежде, жилище, транспорте, сохранении здоровья, повышении профессионального образования, информации и др. От полноты удовлетворения этих потребностей зависит эффективность труда работника, его настроение, так как стремление полнее удовлетворить свои потребности побуждает человека постоянно и качественно трудиться, повышать свою квалификацию.
2) Потребности всестороннего развития личности – отражают все условия жизнедеятельности человека в обществе, так как его положение в обществе не ограничивается производственной деятельностью. Это потребности в физическом и духовном совершенствовании, в творческой деятельности, в культурном и эстетическом воспитании и др. Удовлетворение этих потребностей предполагает потребление особых благ и услуг, таких как музыкальные инструменты; изучение художественной литературы, правил хорошего тона; занятия спортом, музыкой, живописью.
Классификация потребностей включает в себя и другие критерии деления потребностей:
Ӏ По необходимости для жизнедеятельности:
- первичные (низшие) и вторичные (высшие).
ӀӀ По объекту:
- материальные, духовные, этические и эстетические.
ӀӀӀ По сферам деятельности:
- труда, общения, отдыха абсолютные и относительные,
ӀV По временной принадлежности:
- настоящие и будущие.
VӀ По количеству участников процесса потребления:
- индивидуальные, групповые, коллективные, общественные.
VӀӀ По характеру удовлетворения потребностей:
- прямые и косвенные.
Но такое деление сугубо индивидуально для каждого человека: для некоторых чтение – первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей в одежде или пище (частично). Поэтому классификации потребностей носят относительный характер.
Потребности не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, высших потребностей. Потребности изменяются как количественно, так и качественно. Изменяясь, они рождают новые потребности под влиянием развития техники, моды и рекламы. В результате скрытые (латентные) потребности становятся осознанными и поэтому открытыми. Это превращение является движущей силой экономического процесса и причиной структурных изменений всей экономики.
Примером этого могут служить:
· изобретения: паровой машины, телефона, телевидения, компьютеров, микропроцессоров;
· изменения моды;
· появление новых видов отдыха (серфинг, велосипедный туризм, экстремальные приключения и т.п.)
Таким образом, потребности являются побудительным мотивом экономической деятельности. Они могут изменяться под внешним воздействием.
Развитие и формирование потребностей человека – это процесс объективный, поскольку определяется действием всеобщего экономического закона возвышения потребностей: каждая удовлетворенная потребность рождает новые, более высокого порядка. Следовательно, потребности общества безграничны, полностью неутолимы.
Средствами удовлетворения потребностей являются блага. Различают:
· неэкономические блага (имеются в неограниченном количестве);
· экономические блага (имеются в ограниченном количестве).
В экономической теории изучаются экономические блага, требующие производства. Классификация экономических благ приведена в таблице 2.
Таблица 2 – Виды экономических благ
| Критерий классификации
| | Материальные (имеют внешнюю форму, называются продуктами)
| По натуральным параметрам
| Нематериальные(не имеют предметной формы, существуют в виде услуг)
|
Прямые(удовлетворяют потребности непосредственно)
|
По форме удовлетворения
| Косвенные(используются для производства потребительских благ, называются экономическими ресурсами
| Долговременные (используются многократно)
| По срокам удовлетворения потребностей
| Краткосрочные (разовое потребление)
| Настоящие
| По необходимости удовлетворения
| Будущие
|
Частные
|
По характеру потребления
| Коллективные
| Клубные
Увеличение числа потребите - лей до некото- рого предела не снижает полез- ности этих благ для каждого потребителя
| Общественные
Их потре - бление не допускает исключения ни для одного из индивидов
| Взаимодополняемые (комплементы)
| Взаимосвязь в процессе потребления
| Взаимозаменяемые (субституты)
|
| Нейтральные
|
|
Материальной основой любого производства являются ресурсы, которыми общество располагает в данный момент. Под ресурсами производства принято понимать совокупность ценностей, которые могут быть направлены на производство материальных и нематериальных благ.
В экономической теории ресурсы делят на четыре группы:
1. природные, то есть естественные силы и вещества природы, которые в свою очередь могут быть: возобновляемые и невозобновляемые, исчерпаемые и неисчерпаемые;
2. материальные, то есть средства производства, созданные человеком и сами являющиеся результатом производства;
3. трудовые, или так называемая «совокупная рабочая сила» – население в трудоспособном возрасте;
4. финансовые, то есть средства, которые могут быть реально выделены на организацию производства.
От понятия «ресурсы производства» следует отличать понятие «факторы производства». Если ресурсы представляют собой потенциал производства, то есть могут быть вовлечены в него, то факторы производства – это реально вовлеченные в процесс производства ресурсы.
В современной экономической теории принято выделять четыре фактора производства: труд, земля, капитал, предпринимательские способности.
Вопрос 3. Проблема экономического выбора и модель «Границы производственных возможностей общества. Закон возрастающих вмененных издержек.
Производство всегда реализует решения его участников о том, «что» и «как» производить. Однако эти решения ограничены производственными возможностями, которыми располагает производитель (индивид, группа, общество). В свою очередь, подобные ограничения носят двойственный характер – «технологический» (величина и состав факторов производства) и «экономический» (степень доходности от реализации результата производства).
Каждый из нас ограничен в своих физических, интеллектуальных и временных возможностях. Ограничено и все общество, ибо его природные, материальные, трудовые и финансовые ресурсы имеют количественные и качественные пределы.
Ограниченность производственных ресурсов по мере развития общества не только сохраняется, но порой и возрастает. Это обусловлено тем, что истощаются невоспроизводимые природные ресурсы, потребление не дает новые импульсы для развития производства новых товаров и услуг. Качественные характеристики последних меняются, что вызывает рост потребностей в потребительских товарах и инвестициях.
В экономической теории различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов.
Под абсолютной ограниченностьюпонимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Но для удовлетворения каких-то, выбранных, определенных потребностей ресурсов достаточно. Это и есть относительная ограниченность ресурсов.
Итак, при попытке одновременного удовлетворения всех потребностей мы наталкиваемся на абсолютную ограниченность ресурсов, - но если сузить круг потребностей, то ограниченность ресурсов становится относительной, поскольку для ограниченного круга потребностей ресурсов относительно достаточно. Абсолютная ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов; относительная – для материальных, финансовых, информационных ресурсов.
Абсолютная ограниченность ресурсов превращается в относительную благодаря выбору потребностей, подлежащих удовлетворению. Но выбор – всего лишь волевой акт. Необходима еще материальная сила, которая смогла бы реализовать, осуществить этот выбор. Такой материальной силой является особая сфера деятельности людей – производство. И так, выбор очередности удовлетворения потребностей превращает абсолютную ограниченность ресурсов в относительную, а производство – в экономику.
Сутьпроблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания факторов производства.
Выбор осуществляется между экономическими (наилучшими сочетаниями результата и затрат) вариантами использования ресурсов. Ведь каждый ресурс может быть применен для удовлетворения различных потребностей. Разной может быть и технология его использования. Найти наилучший (оптимальный) вариант применения ресурса из всех возможных – в этом смысл выбора как экономической проблемы.
Оптимальный выбор предполагает такой вариант производства, который обеспечит максимум результата при минимуме затрат.
В экономике действуют три субъекта:
- потребители (в рыночной экономике – покупатели),
- производители (продавцы),
- общество (государство).
Для каждого оптимальный экономический результат свой:
- для покупателей – рост количества и качества удовлетворенных потребностей,
- для продавцов – прирост прибыли,
- для государства – степень удовлетворения общественных потребностей (охрана окружающей среды, поддержка нетрудоспособных, пособия безработным и малоимущим, экономический рост и т.д.)
Исходя из соотношения затрат и результатов, экономический субъект осуществляет главный выбор – между текущим и будущим потреблением (расходами и сбережениями).
Экономический аспект проблемы выбора заключается в выяснении: какой вариант использования ограниченных ресурсов обеспечит максимум доходности?
Экономической науке удалось разработать модель, представляющую выбор именно как экономическую проблему. Эта модель получила известность как «кривая производственных возможностей». Модель носит фундаментальный характер и лежит в основе всех других экономических моделей и выводов.
Выбирая, общество вынуждено от чего-то отказаться, чем-то поступиться, то есть приносить некую жертву, чтобы получить желаемый результат.
То от чего мы отказываемся, называетсявменёнными (альтернативными) издержкамидостижения выбранного обществом результата.
Если экономические ресурсы используются для строительства жилых домов, то их денежную стоимость составляют расходы на землю, материалы и рабочую силу. Вменёнными издержками будут больницы, школы, библиотеки или офисы, которые могли бы быть построены за счет тех же ресурсов. Общество может абсолютно все ресурсы направить на строительство жилых домов, а может снизить объем этого строительства с тем, чтобы строить также больницы и школы. Таким образом, объемы строительства жилых домов, больниц и других зданий не только альтернативны, но и взаимодополняемы. Значения альтернативных возможностей приведены в таблице.
Возможности
| Строительство жилых домов
| Строительство больниц, школ и т.д.
| А
|
|
| В
|
|
| С
|
|
| D
|
|
| E
|
|
| F
|
|
|
Цифры таблицы можно проиллюстрировать графически, где по горизонтали отмечено количество больниц, школ и т.д., а по вертикали – количество жилых домов. Зафиксировав цифры на графике и соединив их, получаем кривую производственных возможностей, или трансформации (А B C D E F)
Жилые дома
15 А
B
C
D
E
F
0 5 Больницы, школы
Экономический смысл трансформации состоит в том, что общество осуществляет технологический выбор в экономике, в данном случае – между строительством жилых домов и больниц и т.д. путём перераспределения ресурсов.
График границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что национальная экономика, полностью реализующая потенциал, не может увеличить производство какого-либо блага, не поступившись другим благом. На этой зависимости формулируется основной технологический закон возрастающих вмененных издержек: чем больше общество желает произвести одного вида товара, тем больше оно должно отказаться от производства другого.
Функционирование экономической системы на границе своих производственных возможностей (точки A, B, C, D, E, F) свидетельствует о ее эффективности. Следовательно, выбор оптимального решения ограничен числом вариантов, представленных совокупностью точек данной кривой.
Приведенная модель абстрактна. В каждый момент времени страна обладает ограниченными возможностями и не может вырваться за пределы своей кривой трансформации. Но переход с низкого уровня производственных возможностей на более высокий возможен. Он может осуществляться в результате технических открытий, разработки новых месторождений полезных ископаемых, научных прорывов в самых различных областях человеческой деятельности.
Общество всегда должно выбирать между накоплением (капиталовложениями) и потреблением. Если на какое –то время отказаться от расширения текущего потребления различных благ и услуг (имеется в виду личное, а не производственное потребление) и увеличить размеры накопления (строительство новых заводов и фабрик), то можно через несколько лет перейти на более высокий уровень производственных возможностей.
[1] Маркс К. Капитал: 1т. отд. 3, гл. 5, п. 1
[2] Там же.
[3] Там же.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|