Сделай Сам Свою Работу на 5

Этапы мышления при решении задач (по А.М. Матюшкину).





Тема: Мышление и интеллект.

1. Понятие о мышлении.

2. Мышление как деятельность. Мышление и решение задач.

3. Формы и операции мышления.

4. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления

человека.

5. Интеллект человека.

- 1 -

Мышление - это сложный познавательный психический процесс.

Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма

психического отражения, устанавливающая связи и

отношения между предметами и явлениями

объективного мира.

Проблема мышления рассмотрена в работах оте­чественных ученых А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова и др.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями.

  • Мышление всегда имеет опосредованный характер: устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями человек, опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.
  • Мышление исходит из «живого сознания», но не сводится к нему: отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем их в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определённого, конкретного наблюдаемого явления.
  • Мышление есть познаниеотношений и закономерных связей между предметами и явлениями. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни.
  • Мышление опирается на имеющие у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующих практик знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

 



  • Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому что мышление находит отражение в словах (Л. С. Выгодский), облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме. Речь является материальной основой мышления. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь: каждая мысль связана с внутренним речевым процессом (исследование А.Н. Соколова).
  • Мышление человека органически связанно с практической деятельностью. В своём содержании оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов жизнедеятельности, направленных на переустройство окружающего мира.

 



- 2 -

Как и любая другая деятельность, деятельность мыслительная (или интеллектуальная) определяется мотивами. В качестве мотивов могут выступать: овладение знаниями, стремление превзойти других, карьеристские устремления, материальные блага, реализация способностей, честолюбие и т.п. Активность мыслительной деятельности находится в прямой зависимости от уровня значимости предложенного решения задачи, как для отдельного человека, так и для коллектива мыслителей.

Мышление, особенно мышление творческое, связанно с определённой структурой, с рядом последовательных интеллектуальных действий, направленных на постановку и решение проблемы.

Этапы мышления при решении задач (по А.М. Матюшкину).

 
 
 
Возникновение Проблемной ситуации   Анализ Попытка Реализация условий решения найденного решения известным способа задачи способом решения Контроль правильности решения

 

Решение задачи путём догадки
Поиск нового пути решения задачи




 

 

Психологи исходят из того, что для возникновения мышления обязательным условием является особая, проблемная, ситуация.

Проблемная ситуация характеризуется наличием неизвестного в известном. Если известного больше, чем неизвестного, то проблемная ситуация приводит к мышлению. Если преобладает неизвестное, то попытка её разрешения реализует возможности фантазирования, воображения.

Проблемная ситуация характеризуется также наличием мотива, делающего задачу важной (актуальной) для человека именно в данный момент при этом у человека нет готового (врождённого или привычного) решения.

Выделяют три типамыслительных действий, характерных для процесса решения задач:

1. Ориентировочные действия: ориентировка в условиях задачи, анализ этих условий. На основе полученной информации, анализа условий возникает гипотеза – предположение, проект решения задачи. Она способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли. Возникновение гипотезы – главное в мыслительном поиске, это проявление творческих возможностей личности.

2. Исполнительные действия – сводятся к выбору приемов решения задачи. Если в результате анализа условия представляются человеку знакомыми, он обращается к известному способу решения задачи. Если анализ условий задачи не выводит человека на известный способ её решения, то он обращается к поиску нового пути её решения, включая и путь интуитивный (догадку). Интуитивное решение предполагает получение результата в готовом виде, минуя процедуру реализации найденного способа (способ решения пока не найден, но имеется результат, найденный данные, соответствующее условиям задачи). Впоследствии эти данные могут облегчить (хотя это совсем не обязательно) поиск аргументированного, доказательного пути её решения. Интуиция – это протекание процессов мышления в свернутой неосознаваемой форме, когда осознается лишь конечный результат мыслительного процесса. Интуитивные действия осуществляются на основе богатого разностороннего опыта: глубоких знаний, совершенных навыков, умения наблюдать, хорошо развитой способности к вероятностному прогнозированию и антиципации (предвосхищению).

3. Нахождение ответа – состоит в сверке решения с исходными условиями задачи. Если они согласуется – процесс прекращается, если нет – процесс решения продолжается снова, пока решение не будет согласовано с условиями задачи.

 

Процесс формирования умственных действий совершается поэтапно (по П.Я. Гальперину):

I. Выявление ориентировочной основы действия. На этом этапе происходит ориентация в задании – первоначально выделяется о, что само бросается в глаза.

II. Происходит формирование действий в материальном виде. На этом этапе обучающийся получает полную систему указаний и систему внешних признаков, на которую ему надо ориентироваться. Действие автоматизируется, делается целесообразным, возможен его перенос на аналогичные задания.

III. Действие формируется в громкой речи. Здесь важное значение имеет не только знание условий но и их понимание.

IV. Этап формирования действий во внешней речи про себя.

V. Формирования действий во внутренней речи.

 

Переход от первого ко всем последующим этапам представляет собой последовательную интериоризацию действий.

Мышление включает ряд операций, с помощью которых осуществляется проникновение в глубь проблемы, находится решение задачи.

М Ы Ш Л Е Н И Е
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
ФОРМЫ
СПОСОБЫ
анализ синтез сравнение абстрагирование обобщение конкретизация
понятие суждение умозаключение
индукция дедукция

- 3 –

 

 

Операции мышления.

Анализ– мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез– мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от части к целому.

Сравнение– операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

Абстрагирование– мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение – объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация – движение мысли от общего к частному.

Теория развития и формирования умственных операций была сформулирована П. Я. Гальпериным.

Различают конкретные формы мышления.

Понятие– отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. (Исследования проблемы фор­мирования понятий проведены Л. С. Выготским и Л. С. Сахаровым).

Суждения– основная форма мышления, в процессе которой утверждается или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.

Умозаключение – выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.

Аналогиейназывается такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без достаточного исследования всех условий.

Индукция– способ мышления, при котором умозаключение идёт от единичных факторов к общему выводу.

Дедукция – способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции.

- 4 -

 

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

 

ПО ФОРМЕ

 

наглядно-действенное

(непосредственно включенное в деятельность)

наглядно-образное

(осуществляется на основе образов, представлений

того, что человек воспринимал раньше)

Абстрактно-логическое

(совершается на основе отвлеченных

понятий, которые образно не представляются)

ПО СТЕПЕНИ РАЗВЕРНУТОСТИ
ПО ХАРАКТЕРУ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ

теоретическое

(на основе теоретических рассуждений и умозаключений)

практическое

(на основе суждений и умозаключений,

основанных на решении практических задач)

дискурсивное

(опосредованное логикой рассуждений, а не

восприятия)

интуитивное (мышление

на основе непосредственных чувственных

восприятий и непосредственного отражения

воздействий предметов и явлений объективного мира)

репродуктивное

ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ И ОРИГИНАЛЬНОСТИ

(воспроизводящее:мышление на основе образов

и представлений, почерпнутых из каких-то

определённых источников)

продуктивное

(творческое:мышление на основе творческого воображения)

Каждый человек отличается индивидуальной продуктивностью ума.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).
ПЫТЛИВОСТЬ (потребность всегда искать наилучшее решение).
БЫСТРОТА (способность быстро разобраться в сложной ситуации, обдумывать, принять правильное решение).
КРИТИЧНОСТЬ (объективная оценка других и себя)
ШИРОТА (познавательная деятельность охватывает различные области деятельности, широта кругозора, любознательность).
ГИБКОСТЬ (умение находить пути решения задачи)
ГЛУБИНА (способность анализировать, сравнивать, находить существенное)
ТВОРЧЕСТВО
С О О Б Р А З И Т Е Л Ь Н О С Т Ь
И Н И Ц И А Т И В Н О С Т Ь
ПРОДУКТИВНОСТЬ УМА

 

 

Все перечисленные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции.

- 5 –

 

Интеллект –общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Векслер определяет интеллект как глобальную способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами (по у).

Интеллект рассматривается, как способность человека адаптироваться к окружающей среде. Совокупность познавательных процессов человека определяют его интеллект.

Существуют различные концепции, объясняющие структуру интеллекта:

Спирмен выделял генеральный фактор интеллекта (Фактор G) – уровень общего интеллекта, от которого зависит, как человек адаптируется к окружающей среде, и фактор S – показатель специфических способностей, проявляющиеся в решении конкретных задач.

Терстоун выделил семь первичных умственных потенций общего интеллекта:

  1. Счетная способность – способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
  2. Вербальная гибкость – легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;
  3. Вербальное восприятие – способность понимать устную и письменную речь;
  4. Пространственная ориентация – способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
  5. Память;
  6. Способность к рассуждению;
  7. Быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями.

Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание.

По мнению Кэттела у каждого человека уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению (к 20 годам достигает наибольшего расцвета) и «кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые приобретаем по мере накопления жизненного опыта (образуется при решении задач адаптации к окружающей среде и требует развития одних способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков).

Во второй половине XIX в., когда произошло отделение психологической науки от философии, объектом изучения психологов стал творческий интеллект. Исследования мышления сконцентрировались вокруг основ рассуждения и умозаключения.

Только к началу 1930-х гг. ученые вновь обратились к проблеме творческого интеллекта. Одним из первых исследователей этого типа мышления был М. Вертгеймер. (Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.)

Начиная с конца 1950-х гг. творческие процессы становятся объектом экспериментального изучения многих психологов (Дж. Гилфорд, Е.П. Торранс, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, Р. Стернберг и др.).

Обычно психологами называются четыре внутренних барьера к творчеству.

1. Конформизм — желание быть похожим на другого. Люди опасаются высказывать оригинальные идеи, чтобы не выделяться среди других. Их опасения чаще всего связаны с печальным детским опытом непонимания и осуждения их идей среди взрослых или сверстников.

2. Цензура — внутренняя критика любой собственной идеи. Люди с жесткой внутренней цензурой предпочитают ждать естественного разрешения проблемы или пытаются переложить ответственное решение на кого-то другого. Подобная безынициативность обычно формируется у детей, родители которых придерживаются авторитарного стиля воспитания и склонны критиковать действия ребенка по любому поводу.

3. Ригидность — трудность переключения с одной стереотипной точки зрения на другую. Ригидность не позволяет совершенствовать готовые решения, «видеть» необычное в обычном, знакомом.

4. Желание найти ответ немедленно. Было замечено, что наилучшие решения приходят во время «творческой паузы», когда человек дает себе возможность отвлечься от упорного сидения над проблемой, отдохнуть. Если же человек стремится решить проблему сразу, во что бы то ни стало, то риск преждевременного, непродуманного решения очень велик.

 

Развитие интеллекта зависит от врожденных факторов: генетических факторов наследственности; хромосомных аномалий (пр. – Болезнь Дауна).

Также злоупотребление во время беременности антибиотиков, транквилизаторов, алкоголя, курение могут привести к задержке умственного развития ребенка. Решающим значением для развития интеллекта имеет особенности общение ребенка со взрослыми, социальное положение семьи, методы обучения, применяемые для развития его способностей.

Идея измерения интеллекта получила свое наиболее полное воплощение в понятии коэффициент интеллекта (IQ), введенном В. Штерном в 1912 г. и понимаемом как количественный показатель уровня интеллектуального развития, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями его возрастной и профессиональной группы. Формула коэффициента интеллекта, впервые использованная в шкале А. Бине — Симона, имеет следующий вид:

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.