Сделай Сам Свою Работу на 5

язык - логика - реальность





ПОЗИТИВИСТКАЯ ТРАДИЦИЯ (первая лекция)

1. «Первый» позитивизм.О.Конт (1798-1857), Д.С.Милль (1806-1873), Г.Спенсер (1820-1903) и др. Позитивизм как мировоззренческая установка "опытного" естествознания и науки в целом.

· эмпиризм

· утверждение примата науки

· методы ест. наук работают не только при изуч-и природы, но и при изуч-и человека и общества (методологическая экспансия е/знания на др. сферы исследования)

· утверждение идеи эволюции

· вера в прогресс

Законы науки: Всякое знание относительно, так как опыт не завершен.

 

Задача филос-и = систематизация научных знаний, общие выводы из естеств. и обществ. наук. Ничего общего с традиционной метафизикой!!! Поэтому отвергается как материализм, так и идеализм.

Пережитки «мета­физики» (напр., претензии на раскрытие причин и сущностей), должны быть удалены и из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и, формулируя законы, отвечает не на вопрос «почему», а лишь на вопрос «как».

Основ. метод науки - феноменологический (описательное обобщение), постановка эксперимента, а затем попытки обобщить рез-ты.

2.Эмпириокритицизм(«второй» позитивизм, махизм)



Условия возникновения и распространения: неевклидова геометрия – нет самоочевидных аксиом (к к-рым относили евклидовы). Не незыблемые принципы, – а “конвенции”. Кризис механистического редукционизма в физике.

Р.Авенариус (1843-1896), Э.Мах (1838-1916).

· Возвращ-е к опыту, к-рый нельзя трактовать ни материалистически, ни идеалистически.

· Совпадение в опыте физической и психической реальности (“Я” = относительно устойчивый комплекс ощущений. “Вещь”, “тело” = связь эл-тов, цветов, запахов, звуков (знаков).

· Принцип экономии сил в научном исследовании

Влияние на Гуссерля.

Радикальный эмпиризм! Предложил программу «очищения опыта».

Неразрывная связь «я» и среды («принципиальная координация S и O» = не существует объекта без субъекта и не существует субъекта без объекта). Мир нам дан как опыт.

«Элементы опыта» - нейтральны, их разделение на психолог. и физические носит только функциональный хар-р. Распадение мира на внутр. и внешний – вина метафизики.

2-а. Аналитическая философия



Б. Рассел (1872-1970), Л. Витгенштейн (1889-1951).

Логический атомизм: логика проясняет процесс перехода от атомарных мыслит.посылок («лог.атомов», описывающих факты) к комплексным.

В основе наиболее простой логической системы лежат "атомарные" предложения: А, В, С,... — Этим предложениям приписывают две основные характеристики:

1) каждое атомарное предложение является либо истинным, либо ложным;

2) атомарные предложения независимы одно от другого, т.е. ис­тинность или ложность одного из них никак не влияет на истинность или ложность других.

Из атомарных предложений с помощью логич. связок обра­зуются сложные, "молекулярные" предложения. Затем эти моле­кулярные предложения мы также можем соединить связками и образо­вать еще более сложные предложения. = Иерархия предложений. Поскольку от содержания атомарных предложений полностью от­влекаемся, истинность или ложность молекулярного предложения за­висит только от истинности или ложности составляющих его атомар­ных предложений.

Модель реальности, служащая зер­кальным отображением структуры языка логики:

действительность состоит не из вещей, предметов, явлений, а из атомарных фактов, которые могут объеди­няться в более сложные, молекулярные факты. Подобно атомарным предложениям логики, атомарные факты независимы один от другого. "Любой факт может иметь место или не иметь места, а все остальное останется тем же самым" (Витгенштейн). Атомарные факты никак не связаны друг с другом, поэтому в мире нет никаких за­кономерных связей: "Вера в причинную связь есть предрассудок".



язык - логика - реальность

Отождествляя структуру языка логики со структурой реального мира, В. делает эту структуру общей для всего научн. знания. Если действительность представляет собой лишь комбинацию элементов одного уровня — фактов, то наука должна быть комбинацией предложений, отобра­жающих факты и их разнообразные сочетания. Все, что претендует на выход за пределы этого "одномерного" мира фактов, все, что апелли­рует к связям фактов или к глубинным сущностям, определяющим их наличие или отсутствие, должно быть изгнано из науки. (Конечно, в языке науки очень много предложений, которые непо­средственно как будто не отображают фактов, но это обусловлено тем, что "язык переодевает мысли", передает их в искаженной форме).

В творчестве Витгенштейна обычно выделяют 2 этапа:

1. Логический («Логико-философский трактат»)

2. Лингвистический («Философские исследования»): «Весь туман ф-и конденсируется в каплю грамматики». Языковые игры = модели коммуникации, конституция текста, в к-рой слова употребляются в строго опред. смысле, что позволяет строить непротиворечивый контекст. Возможна коммуникация разл. языковых игр – «семейное подобие».

3. Неопозитивизм (логический позитивизм)

Первая целостная концепция науки, пользовалась почти всеобщим признанием в течение 30-ти лет. Концепция лог. позитивизма создавалась под сильнейшим влиянием математической ло­гики, ее средств и методов. Научное знание отождествлялось с выра­жающим его языком, и основ. средством исследования был логический анализ языка науки. С помощью логиче­ского анализа лог.позитивисты надеялись очистить язык науки от псевдонаучных выражений и придать ему ту строгость и точность, к-рые были дос­тигнуты в математике и логике.

Венский кружок. Мориц Шлик (1882-1936), Ганс Рейхенбах (1891-1953), Рудольф Карнап (1891-1970), Отто Нейрат (1882-1945), др. Огромное влияние Витгенштейна. Постепенно - нашли единомышленников в Берлине, Варшаве, Лондоне, стали издавать собственный журнал "Erkenntnis" ("Позна­ние"), многие эмигрировали в Англию и США – тоже способствовало распростр-ю взглядов.

Проблема демаркации: отделить науку от ненауки, исключить “псевдопроблемы”.

- Эмпиризм. Все научное знание = “уплотнение” и обобщение эмпирического.

То, что дано нам в чувственном восприятии, мы можем знать с абсолютной достоверностью. Лог. позитивисты заменили атомарные предложения Витгенштейна "протокольными" предложе­ниями (ПП), выражающими чувственные переживания субъекта. Истинность ПП является несомненной для субъекта. Предложение "Я сейчас чув­ствую боль" для меня безусловно ис­тинно, если я сейчас испытываю боль.

Модель науки: в основе науки лежат ПП, истин­ность к-рых абсолютно достоверна. Сово­купность ПП образует твердый эм­пирический базис науки. Ка­ждое научное предложение можно свести, "редуцировать" к прото­кольным предложениям подобно тому, как любое молекулярное пред­ложение логики может быть разложено на состав­ляющие его атомарные предложения.

 

Деятельность ученого сводится к двум процедурам:

1) установление новых ПП;

2) изобретение способов объединения и обобщения этих предложений.

Научная теория мыслилась в виде пирамиды, в вершине к-рой находятся основные понятия, определения и постулаты; ниже распола­гаются предложения, выводимые из аксиом; вся пирамида опирается на совокупность ПП, обобщением к-рых она является. В этой кумулятивной модели развития не происходит никаких потерь или отступлений: каждое установленное ПП навечно ложится в фундамент науки; если нек-рое предложение обосновано с помощью ПП, то оно прочно занимает свое место в пирамиде научного знания.

- Принцип верификационизма (предложение имеет смысл только тогда, когда оно верифицируемо), к-рый включает:

а) возможность сведения (редукции) сложных синтетических предложений к элементарным

б) возможность проверки элементарных предлож-й на опыте,

в) верифицируемость д.б интерсубъективной (т.е. должна быть возможность ее осуществления несколькими наблюдателями)

- Положение о “чистом эмпирическом базисе”: возможно получать эмпир.полож-я независимо от теории.

- Физикализм(раз верификация = чувственная верификация, то проверить можно только те положения, к-рые относятся к телам и их движениям, остальное – бессмысленно. Значит, осмысленным явл. язык физики)

Философия = не теория, а лог. деят-ть в рамках науки. Метаязык (Карнап: Чтобы изучать язык – нужен метаязык. Ф-я = и есть металогический анализ науки. Она строит систему знаков, к-рые обозначают слова научного языка, поэтому она может анализировать научные высказывания). «Философия - это "логика науки" (Р.Карнап).

Два направл-я этой деят-ти:

а) негативное (изгнание метафизики)

б) позитивное (лог. анализ языка, лог. реконструкция научных теорий)

Критика лог.позитивизма:

1. Узость верификационного критерия: этот критерий унич­тожал не только философию, но отсекал и плодотворную часть самой науки. Научные термины и предложения, относящиеся к идеализи­рованным или просто к чувственно невоспринимаемым объектам, с точки зр. этого критерия, оказывались бессмысленными. Оставшая­ся часть лишалась своих законов. Большая часть научных законов име­ет форму общих предложений, напр., "Все тела при нагревании расширяются". Для верификации подоб­ных предложений требуется бесконечно много частных предложений вида "Тело а при нагревании расширяется", "Тело b при нагревании расширяется" и т. д. Но мы не в состоянии сформулировать и прове­рить бесконечного количества ПП. Следова­тельно, законы науки неверифицируемы и должны быть объявлены бессмысленными.

Такие следствия, вытекающие из первоначального понима­ния верифицируемости как полной проверяемости, заставили логиче­ских позитивистов ослабить свой критерий демаркации и заменить его критерием частичной верифицируемости.

Рейхенбах: нет безусловной достоверности, только вероятность, а если взять за основу вероят-ть, - принцип верификации д.б. изменен: «Предлож-е имеет смысл, если может быть определена степень его вероятности (верифицируема его вероятность)».

Сущ. неск. видов верификации:

1) техническая (техника позволяет проверить)

2) физическая (не противоречит з-нам природы)

3) логическая (непротиворечивость)

Какую выбрать – конвенциализм.

2. Невозможен “чистый” эмпиризм. Принцип холизма (=целостности): не верно, что каждое отд.предложение имеет смысл само по себе, оно имеет смысл лишь в контексте. Вместо этого (принцип Дюгема-Куайна): в опыте проверяется не отд. предлож-е, а система взаимосвязанных утвержд-й (науч.теория) – при расхожд-и с экспериментом меняют не всю теорию, а периферические элементы, сохраняя центральные (логику, мат-ку, законы большей общности и т.п.)

Дюгем обратил внимание на целостный хар-р физич. теории, что не позволяет трактовать её лишь как “сокращённую запись” эмпирич. данных. Однако вся совокуп-ть методологических следствий из этого обстоят-ва была извлечена амер. философом Куайном. Не каждое предложение и термин теории имеют эмпирич. аналог. Не каждое предлож-е и термин теории имеют знач-е, к-рое м.б. названо их собственным, в контексте целого они приобретают особое знач-е. Т. явл. цепью (конъюнкцией) предложений, так что в случае противоречий между эмпирией и теорией, последняя может быть сохранена за счёт отбрасывания различ. элементов этой цепи. В краткой формулировке тезис звучит так: наши предложения о внеш. мире предстают перед трибуналом чувств. опыта не индивидуально, а только как единое целое”.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.