язык - логика - реальность
ПОЗИТИВИСТКАЯ ТРАДИЦИЯ (первая лекция)
1. «Первый» позитивизм.О.Конт (1798-1857), Д.С.Милль (1806-1873), Г.Спенсер (1820-1903) и др. Позитивизм как мировоззренческая установка "опытного" естествознания и науки в целом.
· эмпиризм
· утверждение примата науки
· методы ест. наук работают не только при изуч-и природы, но и при изуч-и человека и общества (методологическая экспансия е/знания на др. сферы исследования)
· утверждение идеи эволюции
· вера в прогресс
Законы науки: Всякое знание относительно, так как опыт не завершен.
Задача филос-и = систематизация научных знаний, общие выводы из естеств. и обществ. наук. Ничего общего с традиционной метафизикой!!! Поэтому отвергается как материализм, так и идеализм.
Пережитки «метафизики» (напр., претензии на раскрытие причин и сущностей), должны быть удалены и из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и, формулируя законы, отвечает не на вопрос «почему», а лишь на вопрос «как».
Основ. метод науки - феноменологический (описательное обобщение), постановка эксперимента, а затем попытки обобщить рез-ты.
2.Эмпириокритицизм(«второй» позитивизм, махизм)
Условия возникновения и распространения: неевклидова геометрия – нет самоочевидных аксиом (к к-рым относили евклидовы). Не незыблемые принципы, – а “конвенции”. Кризис механистического редукционизма в физике.
Р.Авенариус (1843-1896), Э.Мах (1838-1916).
· Возвращ-е к опыту, к-рый нельзя трактовать ни материалистически, ни идеалистически.
· Совпадение в опыте физической и психической реальности (“Я” = относительно устойчивый комплекс ощущений. “Вещь”, “тело” = связь эл-тов, цветов, запахов, звуков (знаков).
· Принцип экономии сил в научном исследовании
Влияние на Гуссерля.
Радикальный эмпиризм! Предложил программу «очищения опыта».
Неразрывная связь «я» и среды («принципиальная координация S и O» = не существует объекта без субъекта и не существует субъекта без объекта). Мир нам дан как опыт.
«Элементы опыта» - нейтральны, их разделение на психолог. и физические носит только функциональный хар-р. Распадение мира на внутр. и внешний – вина метафизики.
2-а. Аналитическая философия
Б. Рассел (1872-1970), Л. Витгенштейн (1889-1951).
Логический атомизм: логика проясняет процесс перехода от атомарных мыслит.посылок («лог.атомов», описывающих факты) к комплексным.
В основе наиболее простой логической системы лежат "атомарные" предложения: А, В, С,... — Этим предложениям приписывают две основные характеристики:
1) каждое атомарное предложение является либо истинным, либо ложным;
2) атомарные предложения независимы одно от другого, т.е. истинность или ложность одного из них никак не влияет на истинность или ложность других.
Из атомарных предложений с помощью логич. связок образуются сложные, "молекулярные" предложения. Затем эти молекулярные предложения мы также можем соединить связками и образовать еще более сложные предложения. = Иерархия предложений. Поскольку от содержания атомарных предложений полностью отвлекаемся, истинность или ложность молекулярного предложения зависит только от истинности или ложности составляющих его атомарных предложений.
Модель реальности, служащая зеркальным отображением структуры языка логики:
действительность состоит не из вещей, предметов, явлений, а из атомарных фактов, которые могут объединяться в более сложные, молекулярные факты. Подобно атомарным предложениям логики, атомарные факты независимы один от другого. "Любой факт может иметь место или не иметь места, а все остальное останется тем же самым" (Витгенштейн). Атомарные факты никак не связаны друг с другом, поэтому в мире нет никаких закономерных связей: "Вера в причинную связь есть предрассудок".
язык - логика - реальность
Отождествляя структуру языка логики со структурой реального мира, В. делает эту структуру общей для всего научн. знания. Если действительность представляет собой лишь комбинацию элементов одного уровня — фактов, то наука должна быть комбинацией предложений, отображающих факты и их разнообразные сочетания. Все, что претендует на выход за пределы этого "одномерного" мира фактов, все, что апеллирует к связям фактов или к глубинным сущностям, определяющим их наличие или отсутствие, должно быть изгнано из науки. (Конечно, в языке науки очень много предложений, которые непосредственно как будто не отображают фактов, но это обусловлено тем, что "язык переодевает мысли", передает их в искаженной форме).
В творчестве Витгенштейна обычно выделяют 2 этапа:
1. Логический («Логико-философский трактат»)
2. Лингвистический («Философские исследования»): «Весь туман ф-и конденсируется в каплю грамматики». Языковые игры = модели коммуникации, конституция текста, в к-рой слова употребляются в строго опред. смысле, что позволяет строить непротиворечивый контекст. Возможна коммуникация разл. языковых игр – «семейное подобие».
3. Неопозитивизм (логический позитивизм)
Первая целостная концепция науки, пользовалась почти всеобщим признанием в течение 30-ти лет. Концепция лог. позитивизма создавалась под сильнейшим влиянием математической логики, ее средств и методов. Научное знание отождествлялось с выражающим его языком, и основ. средством исследования был логический анализ языка науки. С помощью логического анализа лог.позитивисты надеялись очистить язык науки от псевдонаучных выражений и придать ему ту строгость и точность, к-рые были достигнуты в математике и логике.
Венский кружок. Мориц Шлик (1882-1936), Ганс Рейхенбах (1891-1953), Рудольф Карнап (1891-1970), Отто Нейрат (1882-1945), др. Огромное влияние Витгенштейна. Постепенно - нашли единомышленников в Берлине, Варшаве, Лондоне, стали издавать собственный журнал "Erkenntnis" ("Познание"), многие эмигрировали в Англию и США – тоже способствовало распростр-ю взглядов.
Проблема демаркации: отделить науку от ненауки, исключить “псевдопроблемы”.
- Эмпиризм. Все научное знание = “уплотнение” и обобщение эмпирического.
То, что дано нам в чувственном восприятии, мы можем знать с абсолютной достоверностью. Лог. позитивисты заменили атомарные предложения Витгенштейна "протокольными" предложениями (ПП), выражающими чувственные переживания субъекта. Истинность ПП является несомненной для субъекта. Предложение "Я сейчас чувствую боль" для меня безусловно истинно, если я сейчас испытываю боль.
Модель науки: в основе науки лежат ПП, истинность к-рых абсолютно достоверна. Совокупность ПП образует твердый эмпирический базис науки. Каждое научное предложение можно свести, "редуцировать" к протокольным предложениям подобно тому, как любое молекулярное предложение логики может быть разложено на составляющие его атомарные предложения.
Деятельность ученого сводится к двум процедурам:
1) установление новых ПП;
2) изобретение способов объединения и обобщения этих предложений.
Научная теория мыслилась в виде пирамиды, в вершине к-рой находятся основные понятия, определения и постулаты; ниже располагаются предложения, выводимые из аксиом; вся пирамида опирается на совокупность ПП, обобщением к-рых она является. В этой кумулятивной модели развития не происходит никаких потерь или отступлений: каждое установленное ПП навечно ложится в фундамент науки; если нек-рое предложение обосновано с помощью ПП, то оно прочно занимает свое место в пирамиде научного знания.
- Принцип верификационизма (предложение имеет смысл только тогда, когда оно верифицируемо), к-рый включает:
а) возможность сведения (редукции) сложных синтетических предложений к элементарным
б) возможность проверки элементарных предлож-й на опыте,
в) верифицируемость д.б интерсубъективной (т.е. должна быть возможность ее осуществления несколькими наблюдателями)
- Положение о “чистом эмпирическом базисе”: возможно получать эмпир.полож-я независимо от теории.
- Физикализм(раз верификация = чувственная верификация, то проверить можно только те положения, к-рые относятся к телам и их движениям, остальное – бессмысленно. Значит, осмысленным явл. язык физики)
Философия = не теория, а лог. деят-ть в рамках науки. Метаязык (Карнап: Чтобы изучать язык – нужен метаязык. Ф-я = и есть металогический анализ науки. Она строит систему знаков, к-рые обозначают слова научного языка, поэтому она может анализировать научные высказывания). «Философия - это "логика науки" (Р.Карнап).
Два направл-я этой деят-ти:
а) негативное (изгнание метафизики)
б) позитивное (лог. анализ языка, лог. реконструкция научных теорий)
Критика лог.позитивизма:
1. Узость верификационного критерия: этот критерий уничтожал не только философию, но отсекал и плодотворную часть самой науки. Научные термины и предложения, относящиеся к идеализированным или просто к чувственно невоспринимаемым объектам, с точки зр. этого критерия, оказывались бессмысленными. Оставшаяся часть лишалась своих законов. Большая часть научных законов имеет форму общих предложений, напр., "Все тела при нагревании расширяются". Для верификации подобных предложений требуется бесконечно много частных предложений вида "Тело а при нагревании расширяется", "Тело b при нагревании расширяется" и т. д. Но мы не в состоянии сформулировать и проверить бесконечного количества ПП. Следовательно, законы науки неверифицируемы и должны быть объявлены бессмысленными.
Такие следствия, вытекающие из первоначального понимания верифицируемости как полной проверяемости, заставили логических позитивистов ослабить свой критерий демаркации и заменить его критерием частичной верифицируемости.
Рейхенбах: нет безусловной достоверности, только вероятность, а если взять за основу вероят-ть, - принцип верификации д.б. изменен: «Предлож-е имеет смысл, если может быть определена степень его вероятности (верифицируема его вероятность)».
Сущ. неск. видов верификации:
1) техническая (техника позволяет проверить)
2) физическая (не противоречит з-нам природы)
3) логическая (непротиворечивость)
Какую выбрать – конвенциализм.
2. Невозможен “чистый” эмпиризм. Принцип холизма (=целостности): не верно, что каждое отд.предложение имеет смысл само по себе, оно имеет смысл лишь в контексте. Вместо этого (принцип Дюгема-Куайна): в опыте проверяется не отд. предлож-е, а система взаимосвязанных утвержд-й (науч.теория) – при расхожд-и с экспериментом меняют не всю теорию, а периферические элементы, сохраняя центральные (логику, мат-ку, законы большей общности и т.п.)
Дюгем обратил внимание на целостный хар-р физич. теории, что не позволяет трактовать её лишь как “сокращённую запись” эмпирич. данных. Однако вся совокуп-ть методологических следствий из этого обстоят-ва была извлечена амер. философом Куайном. Не каждое предложение и термин теории имеют эмпирич. аналог. Не каждое предлож-е и термин теории имеют знач-е, к-рое м.б. названо их собственным, в контексте целого они приобретают особое знач-е. Т. явл. цепью (конъюнкцией) предложений, так что в случае противоречий между эмпирией и теорией, последняя может быть сохранена за счёт отбрасывания различ. элементов этой цепи. В краткой формулировке тезис звучит так: “наши предложения о внеш. мире предстают перед трибуналом чувств. опыта не индивидуально, а только как единое целое”.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|