Сделай Сам Свою Работу на 5

Трансцендентность (духовность)





18. Чувство прекрасного

19. Благодарность

20. Надежда

21. Вера

22. Прощение

23. Юмор

24. Увлеченность

___

Возможно, одно или несколько ваших достоинств полу чили по 9-10 баллов. Это и есть ваши главные достоинства. Подчеркните их. Те качества, которые вы оценили менее чем в 6 баллов, представляют собой ваши уязвимые места.

В следующей части книги мы обсудим, как использовать свои достоинства в работе, любви и воспитании детей. Вы увидите, что каждодневная активность ваших достоинств — решающее условие «счастливой жизни». Почти каждый эпизод нашей жизни (см., например, беседу с моей дочерью Никки во второй главе) убеждает нас в том, что наши сильные стороны помо гают бороться со слабостями и решать любые проблемы. Чтобы чувствовать себя счастливыми, необходимо почаще пускать их вход.

.

Индивидуальные достоинства

Внимательно рассмотрите пять своих сильнейших достоинств. С уверенностью могу сказать, что большинство из них в действи тельности характеризует вашу личность. К примеру, моими


214 Часть II. ДОБРОДЕТЕЛИ И ДОСТОИНСТВА

достоинствами, по результатам этого теста, оказались любовь к знаниям, упорство, лидерство, изобретательность и вера. Из этих качеств я признаю все, кроме лидерства: по большому счету, руководить — не мое призвание. Выполняя такие обязанности, по вечерам я чувствую себя коркой выжатого лимона. Я считаю минуты и бываю несказанно счастлив, когда этот кусок работы заканчивается и я могу вернуться в семью.



Думаю, каждый человек обладает неповторимым набором индивидуальных достоинств, присущих именно ему. Интуитивно это чувствуя, мы стараемся каждый день использовать их в работе и на отдыхе, в любви и в воспитании детей. Еще раз взгляните на каждое из своих достоинств и подумайте, применимо ли к нему следующее:

♦ чувство истинности, неподдельности: «это — действи
тельно мое!»;

♦ проявляя его, я вхожу в азарт, особенно вначале;

♦ я быстро усваиваю, как использовать это качество;

♦ постоянно ищу новые пути его применения;

♦ нередко жaж^y пустить его в ход;

♦ я уверен, что оно мне нужно;

♦ использование этого качества заряжает меня энергией,
а не утомляет;



♦ удачное применение этого качества вызывает во мне
радость, энтузиазм и даже восторг.

Если хотя бы одно из этих утверждений применимо к тому или иному качеству, можно смело назвать его вашим индивидуаль ным достоинством. Пользуйтесь им как можно чаще и в разных ситуациях. Если же ни одно из этих утверждений к вашему пред полагаемому достоинству не подходит — это не та способность, которую вам хотелось бы развивать в работе и личной жизни. Таким образом, счастливую жизнь мы определяем как возмож ность реализовать в повседневной жизни свои индивидуальные достоинства, получая духовное удовлетворение и достигая истин ного счастья. Искусству реализации индивидуальных достоинств посвящена заключительная часть этой книги.


 

Часть III

В ЧЕРТОГАХ ЖИЗНИ


 


 

Глава 10

Работа и личная удовлетворенность

Р

ынок труда в развитых странах переживает глубокие пере мены. Деньги прямо на глазах теряют былую привлекатель ность. Наконец-то мы начинаем понимать, что достаточно удо влетворить основные потребности, как дальнейший рост доходов сам по себе не делает нас счастливее. За последние тридцать лет доходы американцев возросли на 16 %, в то же время число людей, считающих себя «очень счастливыми», снизилось с 36 до 29 %. «Счастье не купишь за деньги», — заявила газета Нью-Йорк тайме [182]. Что же делать человеку, осознавшему, что его работа и деньги ни на йоту не способствуют удовлетворенности жизнью? Стоит ли квалифицированному специалисту менять одну работу на другую? Есть ли причины хранить верность компании, где он работает? Что заставит человека вкладывать в работу душу?



Жизнь изменяется быстро: основным стимулом для людей ста новятся уже не деньги, а удовлетворенность работой и жизнью. Правда, эта тенденция подвержена колебаниям: когда выбор ограничен, личная удовлетворенность нередко отступает на


218 Часть III. Б ЧЕРТОГАХ ЖИЗНИ

второй план. Однако в целом за последние два десятилетия цена удовлетворенности работой заметно возросла. В самом деле, самая высокооплачиваемая профессия в США—юрист. По уровню дохо дов представители этой профессии обогнали в 1990-х годах даже врачей. Тем не менее ведущим юридическим фирмам Нью-Йорка приходится выискивать способы удержать на работе нынешних сотрудников: молодежь и даже опытные юристы сплошь и рядом уходят искать работу, более совместимую со счастливой жизнью. Высокие заработки после нескольких лет изнурительного труда по восемьдесят часов в неделю на первых ступенях иерархической лестницы уже не привлекают молодых людей.

Миллионы американцев, задумываясь о труде рук своих, спрашивают себя: «Неужели я родился на свет, чтобы заниматься этой чепухой? Как быть?» Мой ответ этим людям: человек может и должен получать от работы максимальное удовлетворение. И надо постараться найти такую работу, где вы смогли бы приме нить свои индивидуальные достоинства. Тогда вы почувствуете себя счастливее.

В этой главе речь пойдет о том, как использовать свои достоин ства в повседневной и профессиональной деятельности, получая максимум удовлетворения. Это необходимо всем — секретарям, юристам, медсестрам и руководителям. Реализуя в работе свои индивидуальные достоинства, вы превратите рабочий процесс в упоение, а свою профессию — в призвание. Подобная деятель ность приносит человеку наибольшее удовлетворение, и он зани мается ею не ради материальных выгод. Не сомневаюсь, что очень скоро люди будут работать исключительно под влиянием духов ных, а не материальных стимулов, а корпорации, где поощряется такой подход, оставят фирмы, предлагающие сотрудникам лишь материальное удовлетворение, далеко позади себя. Даже поли тики, обеспечив согражданам более-менее достойный уровень жизни и свобод, всерьез займутся всеобщим счастьем.

Могу поспорить, что на ваших устах уже возникла скептиче ская усмешка. Да ну? Деньги утратят значение в капиталисти ческой экономике? Может, хватит мечтать?


Глава 10. Работа и личная удовлетворенность 219

Напомню вам о другой реформе, сорок лет назад казавшейся совершенно невозможной. В те времена, когда я учился в воен ной школе, система школьного образования все еще опиралась на унижение. Бумажный колпак, розги и плохие отметки были самым ходовым инструментом в арсенале учителя. Но, как видите, эти методы вымерли, подобно мамонтам. А произошло это потому, что педагоги отыскали другие способы стимуляции учебного процесса — поощрение успехов, индивидуальный под ход к ученику, творческий взгляд вместо зазубривания, уважение к учителю и любовь к предмету.

Таким же точно образом, стимулом в работе могут быть не только деньги. Вот об этом мы сейчас и поговорим.

— Флэш рояль! — кричал я Бобу в самое ухо. Боб лежал не
шевелясь. Я приподнял его мускулистую ногу, потом отпустил,
и нога безжизненно упала на кровать. Боб не реагировал.

В последние двадцать пять лет каждый вторник по вечерам мы с Бобом Миллером играли в покер. После того как Боб ушел на пенсию (преподавал американскую историю), он всерьез занялся бегом и даже погратил год, совершая кругосветный про бег. Как-то раз он сказал мне, что охотнее бы лишился зрения, чем ног. Поэтому я очень удивился, когда ясным октябрьским утром две недели назад Боб пришел к нам со своей коллекцией теннисных ракеток и подарил ее детям. В свои восемьдесят лет Боб оставался страстным любителем тенниса, и этот поступок показался мне зловещим предзнаменованием.

Октябрь всегда был любимым месяцем Боба. Он устраивал осенние вылазки в горы, каждый вторник к семи тридцати неизменно возвращаясь в Филадельфию, чтобы наутро вновь карабкаться вверх между желто-красными деревьями. Увы, этой осенью ранним октябрьским утром в графстве Ланкастер Боба сбил грузовик, и теперь он лежал без сознания в больнице Коутсвиль. Три дня в коме.

— На всякий случай мы хотим заручиться вашим согласием
отключить аппарат искусственного дыхания, — сказала мне


220 Часть III. В ЧЕРТОГАХ ЖИЗНИ

лечащий врач. — Мы не смогли связаться ни с кем из род ственников больного. Его адвокат уверил нас, что вы — его самый близкий друг.

Пытаясь осознать страшный смысл этих слов, я краем глаза заметил подошедшего санитара в белом халате. Он убрал судно из-под кровати Боба, потом стал поправлять картинки на стене. Критически оценил заснеженный пейзаж, поправил, отошел назад, еще раз взглянул, видимо, не удовлетворенный чем-то. Я вспомнил, что и вчера он делал то же самое. С удовольствием отвлекшись от тягостных мыслей, я переключил внимание на странного санитара.

— Я понимаю, вам нужно подумать, — кивнула женщина-
врач, заметив мой отсутствующий взгляд, и вышла из палаты.
Я уселся на единственный стул и стал молча наблюдать за санита
ром. Он снял пейзаж и повесил вместо него календарь, взятый с
противоположной стены. Потом опять взглянул, снял календарь и,
пошарив в сумке, вытащил репродукцию картины Моне «Водяная
лилия». Лилия повисла на стене вместо календаря и пейзажа. Затем
санитар достал еще два морских пейзажа. Их он тоже приладил на
стену, в другом углу. Наконец, добравшись до противоположной
стены, санитар снял черно-белую фотографию Сан-Франциско и
заменил ее цветным фото роскошной розы.

— Позвольте поинтересоваться, чем вы занимаетесь? —
вежливо спросил я.

— Я? Я дежурный санитар, — ответил он. — Но каждую
неделю стараюсь менять картинки в палате. Я ведь отвечаю за
здоровье своих пациентов. Вот, скажем, мистер Миллер: он не
приходил в сознание с тех пор, как его сюда привезли, но когда
очнется, пусть сразу увидит что-нибудь приятное.

Санитар Коутсвильской больницы (слишком занятый своими мыслями, я так и не узнал его имени) считал, что его дело — не просто мыть, чистить и менять судна, но и заботиться о самочув ствии пациентов, окружая их красотой. Самую непритязатель ную работу этот человек превратил в высокое призвание.


Глава 10. Работа и личная удовлетворенность 221

Как мы относимся к своей работе? Ученые выделяют три типа видения этой деятельности [183 —185]: работа ради денег, работа ради карьеры и работа-призвание. Первый предполагает чисто прагматический подход: от своей работы человек не ждет ничего, кроме ежемесячной платы. Зарабатывать необходимо, чтобы содержать семью и в свободное время иметь возможность зани маться любимым делом. Работая ради карьеры, мы вкладываем в дело частичку души, а взамен получаем не только деньги, но и повышение по службе. Каждое такое повышение поднимает наш авторитет в глазах окружающих и предоставляет больше возможностей. Помощники юристов становятся партнерами, помощники преподавателей — преподавателями, менеджеры среднего звена — топ-менеджерами и вице-президентами. Но стоит карьерному росту прекратиться — и эта работа переста нет нас интересовать. Мы займемся поиском занятия, которое доставит нам удовольствие.

Работая по призванию, мы со всей страстью отдаемся тому или иному делу, находя в нем смысл своей жизни. Человек, работающий по призванию, считает, что вносит свою лепту в большое дело, служит чему-то более высокому, чем собственная выгода. Поэтому понятие призвания, несомненно, несет в себе религиозный оттенок. Такая работа приносит удовлетворение, независимо от оплаты и продвижения карьеры. Даже если нам не платят и не повышают в должности, мы работаем. Как правило, по призванию работают люди немногих профессий — священ ники, члены Верховного суда, врачи, ученые. Однако недавно психологи открыли интересный факт: любая работа может стать призванием, а любое призвание — обычной работой. Врач, усматривающий в лечении больных только источник дохода [186], лишен призвания, в то время как мусорщик, который изо всех сил старается сделать окружающий мир чище и здоровее, несомненно, работает по призванию.

Это важное открытие сделала группа ученых во главе с Эми Резески — преподавателем бизнеса в Нью-Йоркском университете. Ученые опросили двадцать восемь человек, занимающихся убор-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.