|
ПровеДЕНИЕ САНИТАРНО-микробиологическОГО посева пробы ВОДЫ на питательные среды
Мотив (потребность)студента: научиться организовывать свою деятельность по решению учебно-профессиональной практической задачи осознанно, без ошибок, самостоятельно.
Сод-е
Струк-
турные
этапы
| Умение как деятельность
| Знание
| Владе-
ние
|
цель предмет метод/ средство, форма, доп. условия действия продукт результат
способиоперации
технология
методика
| I эт.
ОРИЕН-
ТИРОВ-
КИ
| Провести ориентировку в задаче:
1выявить известные данные:
- образец воды,
- методики проведения санитарно-микробиологических исследований;
2 выяснить, что является искомым:
- этапы проведения санитарно-микробиологического исследования для изучения:
*ОМЧ в исследуемом пробе воды;
* БГКП в исследуемом пробе воды;
и поставить цель:
- освоить методы предельных разведений, методы микробиологических посевов на питательные среды;
- выбрать оптимальные методы изучения:
*ОМЧ в исследуемом пробе воды;
* БГКП в исследуемом пробе воды;
3 построить предмет задачи, установив связи между искомым и данными:
1) выбор оптимального разведения обуславливается численностью микроорганизмов в исходном образце воды;
2) выбор метода микробиологического посева обуславливается выбранной питательной средой (жидкая, твердая);
3) методы изучения ОМЧ и БГКП выбирают исходя из санитарно–эпидемиологических правил и норм.
| Техники санитарно-микробиологических исследований
ОТ-2.1
ОТ-2.2
ОТ-2.3
ОТ-2.4
| Навыком работы с микробиологическим оборудованием
| II эт.
ПЛА-
НИ-
РОВА-
НИЯ
| Спланировать способ решения задачи - в соответствии с предметом подобрать:
- методики:
- микробиологического посева на питательные среды из соответствующих разведений;
- изучения:
*ОМЧ в исследуемом пробе воды;
* БГКП в исследуемом пробе воды;
- средства:
- санитарно-эпидемиологические правила и нормы;
- методические указания;
- схемы ориентировки:
ОТ-2.1 Метод предельных разведений;
ОТ-2.2 Методы микробиологических посевов на твердые и жидкие питательные среды;
ОТ-2.3 Методы определения общего микробного числа (ОМЧ);
ОТ-2.4 Методы выделения БГКП из пробы воды;
ОТ - 2.5 Правила асептики и работы в микробиологической лаборатории;
- форма:материальная, индивидуальная;
- действия операции выполнения каждого действия используемые знания:
1. Ознакомиться с санитарно–эпидемиологическими правилами и нормами.
2. Провести разведения выбранного объекта исследования в соответствие с данными, приведенными в нормативных документах для исследуемого образца воды:
2.1 провести посевы на соответствующие питательные среды из разведений для изучения:
*ОМЧ,
* БГКП,
3. Произвести упаковку посевов для дальнейшего инкубирования при заданной температуре.
|
ОТ-2.1
ОТ-2.2
ОТ-2.3
ОТ-2.4
|
Техникой посевов
Правилами асептики и поведения в лаборатории (ОТ 2.5)
Навыком работы с микробиологическим оборудованием
| III эт.
ИСПОЛ-
НЕНИЯ
| Исполнить намеченный план решения задачи и найти искомое:
1.Освоены методы микробиологических посевов на твердые и жидкие питательные среды.
2.Подобраны методы изучения, режимы инкубирования посевов для:
*ОМЧ;
* БГКП;
3. Полученные данные занесены в лабораторную тетрадь.
| ОК,
ОТ-2.1 – ОТ-2.4
|
| IV эт.
САМО-
КОНТ-
РОЛЯ
| Провести самоконтроль выполненного решения задачи всеми способами:
1.Выявить, была ли проведена обработка всех необходимых нормативных документов для адекватного определения методов исследования микрофлоры воды.
2.Выявить, позволяет ли лабораторное оборудование, реактивы провести необходимые исследования.
3.Выявить, возможно ли соблюдение правил асептики в лаборатории.
| ОК,
ОТ-2.1 –ОТ-2.4
|
| Если не найденоотклонение, то:
Если найденоотклонение, то:
|
|
| V эт.
САМО-
ОЦЕНКИ
| Провести самооценку допущенного отклонения:
1определить характер отклонения (неточность, серьезная ошибка, др.);
2определить причину отклонения: Определить, какие исследования не были проведены.
Определить, какие возникли трудности с проведением исследований.
|
|
| VI эт.
САМОКОР-
РЕКЦИИ
| Провести самокоррекцию допущенного отклонения:
- если позволяют сроки, отложить исследование до проведения всех санитарно-микробиологических исследований;
- сделать записи в лабораторной тетради, по каким причинам исследование не было проведено.
|
ОК,
ОТ-2.1 -ОТ-2.4
|
| VII эт.
РЕФЛЕК-
СИИ
| Продукт деятельности: Подобраны необходимые методы посевов.
Подобраны методы изучения различных групп микроорганизмов.
Результат - реализованный мотив: научился организовывать свою деятельность по решению учебно-проф. практ.
задачи осознанно, без ошибок, самостоятельно.
| | | | | | ОТ (система знаний) – 2.1 Метод предельных разведений
№
| Этап
| Примечание
|
| Подготовка воды для разведений в пробирках
| ОТ 1.4.
|
| Подготовка исследуемой пробы
| ОТ 1.5
|
| Вскрытие стерильной пипетки
| соблюдение правил асептики (ОТ 2.5)
|
| Внесение стерильной пипеткой 1 мл из исследуемой пробы в пробирки с 9 мл стерильной воды
| разведение 1:10
|
| Перемешивание путем много кратного заполнения и испражнения пипетки
| -
|
| Получение необходимого количества разведений для соответствующего исследования
| 1:100, 1:1000 и т. д.
|
ОТ (система знаний) – 2.2 Методы микробиологических посевов на твердые и жидкие питательные среды
Состояние питатель
ной среды
| Наимено
вание посева
| Техника посева
| Оборудование
| Примечание
|
Плотная (агаризованная)
| Посев штрихом
| На поверхности скошенной питательной среды микробиологической петлей с культурой микроорганизма проводят волнообразную линию плавным движением, не повреждая поверхности агара
| - Пробирка/чашка Петри с питательной средой,
- микробиологическая петля
- спиртовая горелка
|
Соблю
дение правил асептики
(ОТ 2.5)
| Посев уколом
| При посеве в столбик питательной среды иглу с культурой микроорганизма вводят в толщу ее центральной части
| - пробирка
с питательной средой,
- микробиологическая игла,
- спиртовая горелка.
| Посев поверхностным способом
| 1. Стерильную чашку Петри залить расплавленной питательной средой слоем высотой 5-10 мм.
2. Горлышко колбы во время разлива среды в чашку Петри держать около пламени спиртовой горелки.
3. Во время разлива пробку колбы держать между мизинцем и безымянным пальцем правой руки.
4. После застывания среды в чашке Петри стерильной пипеткой набрать 1 мл суспензии из соответствующего разведения и внести в чашку Петри на поверхность агара.
5. Стерильным шпателем, предварительно профломбированном в пламени горелки, распределить суспензию по всей поверхности агара.
6. Сделать на чашке Петри соответствующую надпись с указанием необходимых данных.
| - чашка Петри
- колба с питательной средой,
- шпатель,
- спиртовая горелка.
| Посев глубинным способом
| 1. Приоткрыв стерильную чашку Петри около пламени горелки внести стерильной пипеткой 1 мл исследуемой суспензии, соответствующего разведения.
2. Залить расплавленную питательную среду (до 40-45 °С) в чашку Петри.
3. Равномерно распределить суспензию в питательной среде, круговыми движениями.
4. Оставить чашку Петри до полного застывания среды (15-20 минут).
5. Сделать на чашке Петри соответствующую надпись с указанием необходимых данных.
| - стерильная чашка Петри,
- колба с питательной средой,
- пипетки,
- спиртовая горелка.
|
| Жидкая (полужид
кая)
| Посев уколом
| 1. Слегка наклонить пробирку с питательной средой, чтобы избежать смачивания краев пробирки.
2. Внести иглой исследуемый материал.
| - пробирка
с питательной средой,
- микробиологическая игла.
|
ОТ (система знаний) – 2.3 Методы определения омч в пробе воды
№
| Этап
| Примечание
|
| Подготовка пробы воды.
| ОТ-1.5
|
| Подготовка посуды, питательного агара для исследования.
| ОТ-1.6
|
| Приготовление предельных разведений, 1:10-1:1000.
| ОТ-2.1
|
| Посев необходимого разведения глубинным способом.
| ОТ-2.2
|
| Инкубирование посевов в термостате при температуре 37 °С в течение 7 суток.
|
|
ОТ (система знаний) – 2.4 Методы выделения БГКП из ПРОБЫ ВОДЫ
№
| Этап
| Примечание
| I
|
| Подготовка пробы воды.
| ОТ 1.4, ОТ 1.5
|
| Подготовка посуды, жидкой среды ГПС для исследования.
| ОТ-1.6
|
| Приготовление предельных разведений, 1:10, 1:100 в среде ГПС.
| ОТ-2.1
|
| Инкубирование посевов в термостате при температуре 37 °С в течение 7 суток.
|
| II
|
| Подготовка посуды, твердой среды Эндо для исследования.
| ОТ-1.6
|
| Изучение культуральных особенностей роста микроорганизмов на жидкой среде ГПС.
| ОТ-3.3
|
| Посев суспензии из среды ГПС поверхностным способом на твердую среду Эндо.
| ОТ-2.2
|
| Инкубирование посевов в термостате при температуре 37 °С в течение 48-72 ч суток.
|
|
ОТ (система знаний) – 2.5 Правила асептики и поведения в лаборатории
№
| Содержание
|
| В помещении лаборатории нельзя ходить без специальной одежды – халата
|
| Не разрешается выходить в халате за пределы лаборатории и надевать на халат верхнюю одежду
|
| В помещении лаборатории запрещается принимать пищу и хранить продукты питания.
|
| Не выносить за пределы лаборатории какие бы то ни было посуду и материалы, которые используются для проведения лабораторных работ (пробирки, краски и т. д.).
|
| Не класть на стол личные вещи (сумки, папки и др.), держать их в специально отведенных местах.
|
| При попадании микроорганизмов на оборудование, стол или, об этом необходимо сразу же сообщить преподавателю или лаборанту, а на данном месте провести обеззараживание, используя дезинфицирующий раствор. После этого необходимо провести влажную уборку.
|
| Во время выполнения лабораторных работ нельзя открывать форточки для предотвращения попадания посторонней микрофлоры в лабораторию. Необходимо соблюдать тишину, избегать лишнего движения и хождения, открывания и закрывания дверей – всего того, что усиливает движение воздуха.
|
| Перед началом работы лаборанты проводят влажную уборку помещения, а столы протирают дезинфицирующим раствором.
|
| Каждый студент перед началом работы должен проверить, все ли необходимое находится на его столе и исправен ли микроскоп.
|
| Раздача необходимого для проведения лабораторной работы материала и посуды проводится лаборантом или преподавателем.
|
| На занятиях студенты должны иметь тетрадь для лабораторных занятий. Рисунки при микроскопировании необходимо делать с увиденных препаратов, а не из книг или пособий.
|
| По окончании работы все используемые инструменты обеззараживают. Бактериальные петли и иглы прокаливают в пламени горелки, а пипетки и стекла помещают в дезинфицирующий раствор.
|
| Все используемые при работе микробные культуры сдают лаборанту, который проводит их обеззараживание или в автоклаве, или в дезинфицирующем растворе.
|
| В конце занятий необходимо привести в порядок рабочий стол, протереть и убрать микроскоп, тщательно вымыть руки (при работе с заразным материалом их сначала дезинфицируют) и снять халат.
| 3 тип практических задач. Произведите «чтение» посевов на питательных средах: изучите численность выделенных микроорганизмов, изучите их культуральные и морфологические признаки. Определите степень безопасности выбранного объекта исследования. Сравните полученные данные с нормативной документацией.
ОК-3(система знаний о структуре и содержании деятельности по решению практических задач определенного типа)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|