Сделай Сам Свою Работу на 5

И.П.Иванов как автор коллективной творческой деятельности





Общая характеристика коллективной творческой деятельности

 

И.П.Иванов как автор коллективной творческой деятельности

 

Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60х годов. Прежде всего многолетняя работа по творческому использованию и пропаганде педагогического наследия А.С.Макаренко привела к необходимости вычленить такое звено в этом наследии, в котором, как в клеточке, в наиболее осязаемом и вместе с тем глубокой форме выражалось бы главное в педагогике будущего, существенное отличие ее от традиций чрезмерной опеки, авторитаризма и “свободного воспитания”. Это основное звено современной методики воспитания, создавшейся трудами всех поколений передовых педагогов, назвали коллективные творческие дела.

Продолжил педагогическое наследие А.С.Макаренко и стал его последователем обаятельный, остроумный, кипучий, неутомимый и неугомонный Игорь Петрович Иванов. Педагоги считают академика И.П.Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, называют ее “коллективное творческое воспитание”, “воспитание по Иванову”.[18]



И.П.Иванова считают инициатором и создателем социально-педагогического движения. В 1956 в Ленинграде он создал творческую группу педагогов - Союз энтузиастов, 1959 году - Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) - школу районного актива старшеклассников, в 1963 году - Коммуну им. А.С.Макаренко - содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога. По примеру ленинградцев коммунарские отряды, подростковые, студенческие и педагогические клубы стали возникать по всей стране. В создании привлекательного для подростков образа жизни и творчества детей и взрослых во Всерооссийском лагере “Орленок” принимал участие десант из сорока членов КЮФ. “Орленок” и “Комсомольская правда” сыграли важную роль в распространении идей и методов И.П.Иванова.

Когда вышла в свет книга "Коллективные творческие дела Коммуны имени Макаренко" (ЛГПИ им. А.И.Герцена,1970), являющаяся предшественницей "Энциклопедии КТД", Игорь Петрович с горестью заметил: "Какую вредную книжку мы сделали". Он испугался слепого копирования, бездумного воспроизведения, слепого заимствования.



В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П.Иванова. "Энциклопедия коллективных творческих дел" известна широким кругам педагогической общественности. Ребята и педагоги на протяжении второй половины двадцатого века с увлечением "играют" в защиту фантастических проектов, фабрики, ЧТП (чередование традиционных поручений) и многое другое. С увлечением играют потому, что все это делается не по указанию со стороны, не под диктовку, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.

Многие ученики и соратники И.П.Иванова (Л.Г.Борисова, профессор, доктор философских наук; Е.В.Титова, кандидат педагогических наук; И.Д.Аванесян, кандидат педагогических наук; С.А.Шмаков, профессор; и другие) продолжают внедрять идеи "коммунарской методики" в жизнь.

В 1998 году в Санкт-Петербурге к началу Всероссийского съезда последователей академика И.П.Иванова "Воспитание и школа на рубеже XXI века" вышла в свет книга Л.А.Ивановой "Будущее в настоящем – жизнь и творчество Игоря Петровича Иванова".

 

2.Понятие коллективной творческой деятельности

 

Коллективная творческая деятельность - это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.[18]

Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям- вот что сплачивает воспитателей и воспитанников. Педагог Джойс Эпштейн пишет: “Когда родители, учителя , ученики и все-все видят друг друга как партнеров ,создается заботливое сообщество, и оно начинает работать.”[18]



И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет “по ходу”, в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов, и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.

Методика проведения коллективных творческих дел - деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал “педагогика общей заботы”. Ее можно назвать “педагогика

 

социального творчества” или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела- это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество, мажор и дух свободы.

Важнейшие особенности коллективных творческих дел стали раскрываться особенно наглядно в сравнении с воспитательными мероприятиями для воспитанников-с различными формами открытой передачи готового общественного ценного опыта, которые в нашей методике были и будут необходимыми, но все же останутся вспомогательными средствами воспитательной работы.

Каждое КТД- это прежде всего проявление жизненно-практической гражданской заботы об улучшении общей жизни. Это совокупность определенных действий на общую пользу и радость.
В таком процессе, направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов, осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание, в теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности: познавательно- мировоззренческой, эмоционально-волевой, действенной.

Поэтому оно- д е л о, но не простое дело, а к о л л е к т и в н о е, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практической гражданской заботе. Кроме того, это - т в о р ч е с к о е коллективное дело, потому что на каждой стадии его осуществления все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения общей жизненно-важной практической задачи. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности- ведь оно частица жизни.

Следуя зову детских потребностей, заботясь об удовлетворении душевных нужд воспитанников, педагог, как заботливый и чуткий садовник, знает , что делать, в чем и как помочь, и как, идя навстречу воспитаннику, привлекая его к себе в союзники, своевременно и надежно помогает преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным в себе, чтобы в скором будущем встать на собственные “духовные ноги”.

Итак, задачи воспитательной деятельности педагога, диктуемые потребностями растущего человека:

1.Организовать разнообразную эмоциональную творческую личностно и общественно значимую деятельность детей в классе как модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация детей. Потребность в творческой деятельности будет в этой обстановке удовлетворена.

2.Создать условия для самореализации, самоутверждения, самореабилитации каждого воспитанника в коллективе.

3.Создать благоприятный эмоциональный (нравственно-психологический) климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого ребенка.

4.Для эмоционального воспитания формировать оптимистическое мировосприятие, собственным примером учить радостному проживанию каждой минуты, каждого дня пребывания в школе, обучать способам саморегуляции, самореализации, самовосстановления, самореабилитации.

“Воспитание есть, в сущности, самовоспитание, - писал еще в 20-е годы Л.С.Выготский, -Сегодня думаю, необходимо в полный голос сказать: Человек делает себя сам!

Воспитатель не может по собственному произволу сделать ребенка ни лучше, ни хуже. Он может лишь в некоторой степени создать условия, благодаря которым ребенок захочет ( или нет) стать таким или иным...

С научной точки зрения невозможно, чтобы один воспитывал другого. Объектом “воздействия” педагога должен быть не ребенок, не его черты(качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А внутренне-эмоциональное состояние ребенка, отношение к себе, жизненный опыт, установки, которые образуют такое психическое новообразование, как “Я - концепция” (самосознания).Оно и определяет поведение субъекта, тактику жизни, способы бытия.”[13]

Поэтому воспитание в качестве самого общего определения, есть искусство мотивации у ребенка нравственного, общественно-ценного поведения, т.е. возбуждения желания “быть хорошим”, нравиться окружающим, быть полноценным членом общества. Еще точнее воспитание- это искусство выращивания в ребенке нравственного отношения к себе и к социуму. А это возможно только при общении человека с человеком.

Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел- гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.