Сделай Сам Свою Работу на 5

Карьера с фронтальной загрузкой и отсроченная жизнь





В креативных видах деятельности распространена организация карьеры ме­тодом "фронтальной загрузки" — в начале своей профессиональной жизни люди работают очень много и напряженно, рассчитывая, что со временем их усилия окупятся высокими доходами, мобильностью и преимуществами на рынке труда. Понятно, что и в прошлом начинающие специалисты мог­ли работать не хуже. В организационную эпоху от молодых претендентов на руководящие роли ожидалось усердие, но в те дни обязанности и временные затраты росли по мере повышения в должности. Кроме того, люди рано за­водили семью, поскольку для компании это служило свидетельством на­дежности и ответственности. Сейчас все наоборот. На общую тенденцию указывает повышение среднего возраста вступления в брак по сравнению с предшествующим поколением: с 22 лет до 27 у мужчин и с 20 до 25 — у жен­щин18.. Отчасти тенденция к фронтальной загрузке карьеры и поздним сро­кам в других сферах жизни складывается благодаря росту числа женщин среди представителей креативных профессий — наряду с тем фактом, что во многих компаниях по-прежнему не любят, когда молодые специалисты ухо­дят в декретный отпуск. Однако есть и другие, более глубокие факторы.



Представьте себе проблему выбора карьеры, с которой сталкивается лю­бой молодой человек с креативным потенциалом, будь то мужчина или жен­щина. В университетах давно известно, что аспиранты и доценты отдают своим исследованиям все время и силы, часто отказываясь от идеи завести семью и других радостей жизни в надежде получить постоянную должность профессора. Профессура обеспечивает более чем приличное положение на всю жизнь, помещает вас в привилегированный круг. Вам достаются лучшие курсы, высокая зарплата, хороший кабинет. Чем солиднее репутация, тем проще становится получить финансирование на научные проекты, делать новые открытия, публиковать свои работы. Другие университеты претенду­ют на ваши знания и таланты. Нечто подобное долгое время происходило и в искусстве. Музыкант, художник, писатель или актер не нуждаются в ака­демической должности университетского профессора, но для каждого из них чрезвычайно важно еще в юности добиться статуса звезды или, по край­ней мере, признания своих успехов. Это не отменяет необходимости тяже­лого труда, но щедро окупает все жертвы. Вместе с известностью вы при­обретаете право на самые выгодные заказы, на лучшие концерты, на услуги опытных агентов. Я бы сказал также, что сходный феномен сегодня харак­терен и для частного сектора — особенно гам, где действует принцип "рас­ти или уходи", например, среди юристов и консультантов. В этих профес­сиях люди, достигшие положения партеров, получают значительные преимущества перед теми, кто его не имеет. Однако и в целом данная тен­денция становится все заметнее.



Можно назвать несколько причин. Многие секторы креативной эконо­мики выезжают за счет недавних выпускников вузов. Часто они обладают са­мыми последними навыками в таких областях, как программирование, кон­салтинг или турбо-финансы, и благодаря своей молодости и свободе могут работать до нелепости долго. Вместо того, чтобы постепенно готовить моло­дых сотрудников к более ответственным позициям, их сразу бросают на пе­редовую и смотрят, на что они способны — а те принимают вызов с ожес­точением. В какой-то степени им доставляет удовольствие сам процесс, но важно и другое: в условиях изменчивого рынка следует заявить о себе немедленно. Сейчас ты король. Чтобы сохранить это положение и в будущем — чтобы не тобой командовали, а ты сам раздавал команды, чтобы не ты бегал по разным фирмам со своим резюме, а они сами гонялись за тобой —- тебе следует сразу взять высокий старт. Потому что с репутацией очередного хаке­ра, каких тысячи, ты рискуешь всю жизнь провести на скамье запасных.



Давление обстоятельств таково, что даже не желая быть трудоголиком, человек вынужден рано начинать карьеру и откладывать на потом хотя бы те аспекты личной жизни, которые отнимают много времени. Это давление достигло высшей точки во время бума новой экономики. В результате стре­мительного развития интернета у людей возникло чувство уникальной воз­можности принять участие в создании чего-то действительно колоссально­го. Тогда же, на фоне резкого повышения высокотехнологичных акций, расцвела голубая мечта акционера — основать новую компанию, быстро разбогатеть и удалиться отдел, не дожидаясь старости.

Исполнитель Стивен Томлинсон из Остина — одновременно ассистент одной из кафедр Техасского университета — блестяще отразил всю эту ди­намику в сатирическом монологе "Идеальное предложение", который я слышал в авторской версии на встрече представителей высокотехнологич­ной отрасли под названием "Саммит Остин-360" в начале 2001 года. Он до­статочно короткий; приведу его полностью с позволения Томлинсона. Мо­нолог был написан и произнесен в то время, когда высокотехнологичные и интернет-компании банкротились, a NASDAQ неуклонно падал.

 

 

ИДЕАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

(текст перформанса перед "Саммитом Остин-360" 11 января 2001 года)

© 2000 Стивен Томлинсон

 

Предложение

 

Скоро десять лет как мы предлагаем нашим клиентам условия, выгоднее которых трудно представить. "Имея одну блестящую идею, вы можете по­пытаться выиграть шанс на бессмертие". Скоро десять лет, как мы обраща­емся к талантливым, энергичным людям. Мы говорим о том, как заработать большие деньги — быстро и без пола. О неограниченном, стремительном росте. Абсолютной безопасности. О зависти и восхищении крупных ши­шек и всех простых смертных, у кого не хватает мозгов или смелости всту­пить в игру. Мы говорим о довольных нами клиентах — звездах стартапов и дот.ком.андирах. Нас слушали миллионы лучших и умнейших. Они по­верили в идею, прониклись нашим пафосом и решили попробовать наш недиверсифицированный "План отсрочки жизни".

Наш брэнд пользуется широкой популярностью. (Слайд: "Первичное публичное размещение акций".) Почитайте журналы Upside и Red Herring. Зайдите в книжный киоск любого аэропорта. Нашу главную мысль встре­тишь повсюду (слайд: "Первый принцип разумного акционера"): "Если ты до сих пор не разбогател, виной тому или лень, или глупость. Или ты обща­ешься не с теми людьми. Потому что стоит примкнуть к избранному кругу, и деньги сами будут падать с неба в руки".

Мы всегда в курсе. (Слайд: "Попробуй прослыть реальной акулой".) Почти каждый знаком с кем-то, кто знаком с кем-то, кто сорвал большой куш. Истории о мгновенном обогащении непрерывно циркулируют в на­шей беспроводной широкополосной сети слухов, попутно набирая пункты.

У нас прекрасная душа. Если честно, у нас несколько сотен тысяч душ. Мы владеем душами людей, которые отказались от обычного ритма жиз­ни ради мечты. (Слайд: "Поверь примитивным радостям агитпропа".) Мы держим их души на депоненте, пока они гоняются за блистательны­ми видениями чистого счастья. Поскольку на самом деле мы торгуем фантазиями. В фантазиях хорошо то, что клиент сам выполняет всю ра­боту. Клиент оформляет их в соответствии с собственным вкусом. Клиент сам возводит свои воздушные замки. Мы только предоставляем сервисы. В сущности, клиент и есть продукт. Вот почему фантазии — такой хоро­ший бизнес.

Именно потому мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы защитить свою долю рынка от опасных современных веяний. Люди не купятся на "План отсрочки жизни", если не увидят в нем выгод для себя — и нео­жиданно спрос на него упадет. Становится все труднее заключить сделку, и кое-кто из наших лучших клиентов может уйти к конкурентам, если мы не приспособим свое предложение к новым условиям. Пока никто не про­гнозирует в ближайшем будущем эпидемии интеллектуальной честности, но клиенты задают вопросы (слайд: "Пора прекращать раздутый ажио­таж?") — так что у нас должны быть убедительные ответы.

 

 

Рынок

 

Помните, что мы делим рынок на три сегмента. (Слайд: Спектральный график.) Вот на этом участке мы имеем людей с бескорыстными чувства­ми. Людей, получивших миссию свыше. Людей, которые имеют искрен­ние убеждения и любят свое дело. Людей, которые исцеляют болезни, бо­рются с несправедливостью, пишут стихи и стараются усовершенствовать мир — даже если им приходится работать бесплатно. Забудьте о них. Эта категория нам не по зубам.

Вот здесь люди с необузданными потребностями. Алчные люди — та­кие в упор не увидят бескорыстный энтузиазм, даже если он завесил их сервер — продажные души, в вечной гонке от одной золотой лихорадки к другой. Забудьте о них. Они и так у нас в кармане.

Мне бы хотелось поговорить об этой группе. (Указывает на середину графика.) О разумных, трезвых людях. Люди, у которых есть и энтузиазм, и потребности. Вот вам человек, который начинает с энтузиазма — с кра­сивой и полезной идеи. Однажды ночью она посещает его и наполняет ра­достью, потому что кажется весьма удачной. Он уверен, что у многих лю­дей такая идея вызовет интерес, и открывает небольшое предприятие, которое в самом деле имеет успех. Бизнес растет, а это означает увеличе­ние числа потребителей, инвесторов и расширение рынка. А там, где речь идет о больших числах, недостаточно просто удачной идеи. Она должна быть остро модной — последней Большой новинкой. Так и получается, что наш приятель с удачной идеей вдруг оказывается в самой гуще шуми­хи вокруг последней Большой новинки с потенциалом роста, и люди, ко­торых он раньше видел только на фотографиях в журналах, ведут с ним пе­реговоры — обещая славу и столько денег, что ему их в жизни не потратить. Естественно, такие перспективы и гарантии стоит рассмотреть.

Он уже готов на некоторые жертвы. Мы предлагаем ему долю в "Плане отсрочки жизни", а он делает рациональные расчеты и соглашается на на­ши условия, если его фантазия покрывает расходы. Он передает другим права на ее воплощение и с этого момента включается в гонку. Его пульс повышается вместе с индексом NASDAQ, его восприятие помрачается, и вскоре он уже делает такие ставки, на которые никогда бы не отважились даже самые безрассудные из венчурных капиталистов. И все, он наш. Так что мы сосредоточили свою деятельность именно на этой категории. На этом расчете. Игнорируйте спекулянтов-медведей. Мы просто придаем издержкам и прибылям правильную перспективу — и клиент понимает, что сейчас мы необходимы ему больше, чем когда-либо.

 

 

План

 

Стратегия I. Отрицание. Простейшая стратегия состоит в том, чтобы со­средоточиться на базовых моментах. Постарайтесь как можно ярче осве­тить некоторые наиболее заманчивые перспективы и наблюдайте, как ис­паряются попытки понять ситуацию. Колебания на рынке — ну и что с того? Валите все на Федеральный резерв. На солнечные пятна. На штат Флорида. Все остается по-прежнему. Технологии правят рынком. Интер­нет-коммерция переживает трудный период созревания. Беспокоиться не о чем. Биотехнологии и оптические микросистемы морфинга кода вот-вот станут частью жизни. (Слайд: "Нанотехнология".) На очереди миниатю­ризация — но нельзя выиграть, если выходишь из игры. Не забывайте, что мы имеем в виду доведенных до отчаяния клиентов, которым едва удается выплачивать помесячные взносы за их гипертрофированный самообман. Мы обещаем им раздвинуть лимиты. Им придется согласиться, другого выбора у них нет.

Стратегия 2. Невозвратные издержки. У них могут быть недозволенные фантазии о более простом образе жизни, но мы должны напомнить им, что поставлено на карту. Мы должны греметь их золотыми цепями до тех пор, пока не рассеются последние сомнения. Стратегии отступления попросту не существует. Они уже вложили слишком много бессонных ночей, потре­панных нервов и упущенных возможностей. Они продали друзей и семью за "План отсрочки". Они целиком зависят от нашего определения успеха. "Если сейчас ты прекратишь игру, то потеряешь все: деньги, репутацию, свой Элитный Статус в пашей программе Привилегированных Клиентов. Разумеется, люди, достигшие успеха, будут обращаться с тобой вежливо, но без особого интереса — они всегда будут смотреть на тебя свысока". Мы должны напомнить клиентам, что за преждевременное изъятие средств по­лагаются штрафные санкции. Им придется понять, что для них следующей Большой новинкой может стать. (Слайд: "Выживание".) В этом и лежит секрет нашего успеха: когда платишь дивиденды запугиванием, акционеры не отказываются от инвестиций.

Стратегия 3. Скорость. Запугивание хорошо, а постоянная гонка — еще лучше. В этом реальный недостаток спада: пропадает искусственное воз­буждение. Когда на рынке наступает затишье, у клиентов появляется сво­бодное время. Реальное время. А реальное время позволяет заняться ре­альным анализом: что я делаю? Я выжил из ума? Что все это значит? Уверяю вас, анализ — это последнее, что нам нужно. К людям, которые начали думать в реальном времени, возвращаются чувства. Они оглядыва­ются вокруг, видят реальных людей, реальные потребности, и могут пове­сти себя непредсказуемо. Реальное время наносит бизнесу много, много вреда. Потому мы должны жать на газ. Пусть колеса мчатся дальше. И по­быстрее. Пусть люди опять живут на автопилоте. Всегда. Круглые сутки. Думают только об успехе, отбрасывают постороннюю информацию, ниче­му не удивляются. Клиенты "Плана отсрочки" любят бешеный темп: чем меньше они думают, тем лучше себя чувствуют.

 

 

Дивиденды

 

Итак, NASDAQ упад, все затаили дыхание, а наши конкуренты почуяли запах крови. Они готовы держать пари, что к нашим клиентам почти вер­нулось сознание. Они готовы звонить им даже во время ужина со своим идеальным предложением. (Слайд: "Пробный персональный рывок к ав­тономии".) "Помнишь, каким было начало? Как приятно найти удачную идею? Придумать что-то хорошее? Иметь цель, задачу, желание использовать свою идею на пользу людям? Теперь, когда туман рассеялся, видишь ли ты, где ты очутился? Как далеко ушел от первоначальных намерений? У нас есть новое предложение: только сегодня можно вернуться назад! На­зад к своим лучшим чувствам. Назад к людям и здоровым пропорциям. Назад к своей жизни. Все хорошее, что тебе запомнилось, ты найдешь в ней и сейчас". Это прекрасная маркетинговая уловка: ретро-стиль, рас­считанный на тех, кто начал сомневаться в себе. Это эффективное средст­во. Значит, мы должны придумать что-нибудь еще более эффективное.

Скажем так: пора выплатить кое-какие крупные дивиденды. Необходи­мо объединить услуги и предложить клиентам новую комплексную сделку по запугиванию и фантазиям. Они удвоят ставки, поскольку уже завязли слишком глубоко — а мы приберем к рукам их покорные души и заморо­женные активы и будем играть на понижение вплоть до следующей Боль­шой новинки. Что это будет? А какая разница? До тех пор, пока здесь не замешана РЕАЛЬНОСТЬ, мы рады чему угодно.

 

В своем монологе Томлинсон говорит о том, что желания, побуждающие людей выбирать фронтальную загрузку карьеры — и "план отсрочки жиз­ни" — не исчезли вместе с акционерными миражами. Теперь в ходу новый способ подогревать их, используя внутренние, фундаментальные свойства экономики, в которой креативный труд оценивается высоко, рынки труда нестабильны, а удачная карьера во многом зависит от способности рано зая­вить о себе. Высокий старт — хорошая наживка для начинающего предста­вителя креативного класса.

Если оставить в стороне цинизм, мне кажется, что для человека естест­венно и логично пытаться приспособиться к доминирующим рыночным механизмам. Никто не ставил под запрет счастье и душевное спокойствие, но их следует искать в новых формах. Наше общество в целом еще не впол­не адаптировалось к феноменам фронтальной загрузки карьеры и отсрочен­ной жизни, тогда как широкое распространение этих жизненных моделей среди креативных специалистов отличает их от людей из других слоев обще­ства. Эти группы живут под тиканье разных часов.

 

 

Смена направления жизни

О другой тенденции в использовании времени свидетельствует общепринятость радикальных жизненных перемен: люди могут менять не просто рабо­ту, но и направление карьеры, не только карьеру, но и весь образ жизни. Ча­сто это включает смену места работы или статуса — к примеру, от штатного сотрудника к внештатному или от свободного предпринимателя к служащему по найму — наряду с изменениями более общего характера в привычках, стиле и т.п. Однако подобные изменения не означают перехода к "альтер­нативному" образу жизни, как в 1960-е. Хотя порой они сопровождаются своего рода досугом, поездками и путешествиями или сменой места житель­ства, как годичный творческий отпуск у профессоров, человек со временем возвращается к работе. У некоторых бывает не один, а несколько перелом­ных моментов: никого не удивляют сейчас перемены "четверти жизни" и "трех четвертей жизни"19.

Архетипом таких "серийных" перемен может служить жизнь Боба Меткалфа, изобретателя технологии Ethernet и основателя сетевой компании 3Com. Меткалф родился в 1946 году и на ранних этапах своей карьеры, в 1970-е, занимался научно-исследовательской деятельностью. В 1980-х он выступал как предприниматель и руководитель компании 3Com. В 1990 го­ду он ушел оттуда и следующие десять лет провел в качестве журналиста и издателя журнала "InroWorld", освещая с определенной дистанции ту об­ласть, в которой он сам долгое время играл активную роль. Тогда же он с же­ной и детьми переехал из Силиконовой долины на ферму неподалеку от го­рода Линкольнвилл, штат Мэн. Затем, в 2000 году, Меткалф написал прощальную колонку в "InfoWorld" (сокрушаясь, между прочим, что ему как журналисту не удалось достигнуть своей цели — получить Пулитцеровскую премию) и перешел в венчурную фирму в районе Бостона. Каждый раз начало нового десятилетия было для него сигналом к полной смене жизнен­ных обстоятельств.

В чем же здесь дело? Отчасти такая практика объясняется реакцией на ультраспециализацию, свойственную организационной эпохе. Существует естественное стремление проявить свою креативность множеством спосо­бов, по образцу человека Возрождения. Всевозможные хобби, увлечения и формы досуга помогают в какой-то степени удовлетворить эту потребность, но всерьез заниматься одновременно несколькими видами профессиональ­ной деятельности становится все труднее, поскольку по сравнению с эпохой Возрождения базы знаний значительно усложнились. Потому мы последо­вательно пробуем себя в различных сферах в надежде найти выход многооб­разным творческим импульсам.

С точки зрения экономики смену жизненного курса можно рассматри­вать также как логическую попытку извлечь максимум из ограниченных ре­сурсов. В XIX веке богемные художники, жившие на чердаках Монмартра, часто нуждались в деньгах, а холст стоил дорого. Поэтому они временами делали то, что до сих пор практикуют некоторые художники: брали исполь­зованный холст и рисовали на обратной стороне; после переворачивали и писали новую картину поверх старой. Согласно западным представлениям, жизнь нам выделяется очень скупо: по одной на человека. Когда люди чув­ствуют необходимость не останавливаться в творческом самовыражении, можно перевернуть холст — или закрасить его заново.

Правило "одна-жизнь-на-человека" жестко ограничивает нас по вре­мени, что составляет вечную проблему. Немалую часть интеллектуальной и социальной истории человечества можно отнести на счет усилий прео­долеть это правило. Вдобавок к радикальной смене курса жизни, когда ее рамки вмещают одну за другой две карьеры или больше, к современным ша­гам в этом направлении относятся борьба со смертью и старением — непре­рывная кампания по продлению жизни — и попытки жить одновременно в нескольких режимах, объединяя профессиональную активность и долговре­менные хобби: отсюда такие экземпляры, как программист-альпинист-рок-музыкант.

 

 

Углубление момента

Хронический дефицит времени привел к появлению целого комплекса но­вых стратегий его распределения. Их функция состоит в том, что ученые на­зывают "углублением времени": если время нельзя растянуть, то можно по крайней мере углубить его или интенсифицировать, полностью реализовать каждый момент. Я вижу в этом коренное отличие современного использо­вания ресурсов времени, которое бывает куда более изобретательным, чем простое продление рабочих часов. Не имея возможности физически увели­чить день, мы заполняем до отказа каждую секунду. Во "Времени жизни" Робинсон и Годби оценивают эту тенденцию с примечательной сухостью:

Углубление времени создает иллюзию, будто человек может избежать не­обходимости жертвовать одним видом деятельности ради другого. Вместо этого мы стремимся сделать все и все увидеть — причем сделать и увидеть прямо сейчас. В результате время превратилось в предмет потребления, а время, воспринимаемое в качестве предмета потребления, сокращает жизнь и лишает нас покоя. Жизненный опыт все больше приобретает вид бессистемного каталога под рубрикой "там побывал, это попробовал20.

 

Авторы выделяют четыре основные стратегии углубления времени:

■ Ускорение темпа деятельности.

■ Замена затратной по времени формы досуга на ускоренную: покупка готовых продуктов или использование служб доставки вместо приготовления пищи; ракетбол вместо тенниса; или, в моем случае, час уп­ражнений в спортзале вместо двух-трех часов прогулки с друзьями на велосипедах.

■ Мультитаскинг или совмещение сразу нескольких занятий: можно одновременно смотреть телевизор и читать газету; обедать и редактиро­вать главу; вести машину и говорить по сотовому телефону.


■ Детальное планирование времени, особенно для отдыха или различных форм досуга; дробление времени с целью контроля. Больше всего ме­ня поражают органайзеры моих студентов, где расписаны каждые пол­часа. Когда я был студентом, мне не приходилось так подробно плани­ровать каждый день — я вообще впервые завел календарь, когда стал доцентом.

В целом, пишут Робинсон и Годби, сейчас происходит сдвиг от "потреб­ления товаров" к "потреблению разных видов опыта". Эта тема переносит нас из сферы труда в более широкую сферу жизни как таковой. Следующую часть я посвящаю основному аспекту креативного образа жизни: стремле­нию иметь богатый и многообразный жизненный опыт. Классический твор­ческий взгляд состоит в том, что по-настоящему насыщенной бывает не та жизнь, которая проходит в непрерывной спешке, а та, каждый момент ко­торой реализует во всей полноте способности человека.

Часть третья

Жизнь и досуг

Глава 10

Опыт как образ жизни

 

Утром 1 января 2000 года, стоило забрезжить новому тысячелетию, состоялся дебют очередного воплощения новой экономики. Им оказался бывший системный аналитик двадцати шести лет, офи­циально изменивший свое имя на ДотКомГай. Его веб-сайт, DotComGuy.com, получил в тот новогодний день невероятное количество посещений — 10 миллионов. Во многих странах мира люди наблюдали че­рез веб-камеру за тем, как скромный молодой человек обосновался в скром­ном пригородном доме в северной части Далласа, штат Техас. Здесь он дол­жен был оставаться целый год, пользуясь исключительно теми товарами и услугами, которые можно заказать по интернету: продукты на Food.com, уборку дома на TheMaids.com, пиццу с доставкой и т. д.

Вряд ли людей привлекали повседневные занятия ДотКомГая, которые часто напоминали жизнь престарелого затворника, ожидающего обеда от ор­ганизации "Еда на колесах". Ничего экстраординарного: ни секса, ни мрач­ных откровений. В основном он проводил время перед телевизором, в интер­нете или возился со своей собакой по кличке ДотКомДог. Тем не менее, у него появились преданные интернет-поклонники, и девицы активно обсуж­дали в чате достоинства его внешности. Иногда заходили журналисты и дру­гие гости. Секрет интереса к ДотКомГаю заключался в том, что он идеально соединил в себе все мифы о гомо ново экономикус эпохи интернета. Мы уви­дели типичного индивидуалиста, использующего интернет, чтобы перевер­нуть правила системы. Он выступил как свободный агент и предпринима­тель, действуя независимо, на своих условиях. Он нашел корпоративных спонсоров, чтобы получить все необходимое бесплатно, предлагая в обмен баннерную рекламу на своем веб-сайте. В число спонсоров входили такие солидные фирмы, как UPS; техническую поддержку веб-сайта обеспечива­ли крупнейшие высокотехнологичные компании вроде Gateway и 3Com. Не желая теряться в безликой массе корпоративной Америки, ДотКомГай за­ставил корпорации стучать в свою дверь. Он сумел привлечь к себе внимание всего мира, не выходя из дома — виртуальный Горацио Алджер, отшель­ник и король бесконечного киберпространства в одном лице.

Uber-виртуальный образ жизни ДотКомГая вызвал двоякую реакцию. Кое-кто наслаждался отраженными в нем новыми перспективами. Ученые мужи от новой экономики проповедовали достоинства виртуального бизне­са. Истинные энтузиасты также видели в такой жизни несомненные преи­мущества: мы смогли бы объединиться в дружные интернет-сообщества единомышленников. Сочетание новых технологий и бизнес-моделей связа­ло всех в гигантскую виртуальную глобальную деревню с виртуальными ма­газинами, виртуальными офисами, виртуальными игровыми площадками и даже виртуальными барами для знакомств. Когда ДотКомГай вышел из до­ма в конце 2000 года, он объявил, что собирается жениться на женщине, с которой "встретился" в чате своего веб-сайта.

С другой стороны, были циники. Сетевой журнал Salon.com назвал Дот­КомГая "эмблемой интернет-идиотизма"1. Некоторые критики выражали тревогу, что виртуальный образ жизни может разрушить и без того хрупкую социальную структуру и положить конец нормальным взаимосвязям в обще­стве. По мнению подобных пессимистов, мы превращались в нацию изоли­рованных друг от друга одиноких ковбоев, приросших к экрану компьютера.

Обе эти точки зрения нуждаются в корректировке. Виртуальное сообще­ство не подменяет собой реальное. При всей популярности чатов, кофейни сейчас не менее популярны. И какое восхищение ни вызывали бы у многих предпринимательские таланты ДотКомГая, его виртуальный образ жизни — совсем не то, чего люди действительно хотят. Представителям креативного класса ни к чему жизнь, заказанная через модем. Им необходимо чувство­вать пульс реальности.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.