|
Машинный цех и парикмахерский салон
В конце 1990-х я был членом правления консультативной группы по экономическому развитию Team Pennsylvania, созванной губернатором Томом Риджем. На одном из заседаний министр труда и промышленности штата, высокий здоровяк, в отчаянии ударил кулаком по столу: "Смотрите, какой у нас перекос в рабочей силе! Мы готовим слишком много парикмахеров и косметологов и недостаточно квалифицированных заводских рабочих, таких как сварщики и операторы станков, чтобы удовлетворить дефицит на рынке труда. "В чем дело?" — потребовал он ответа у группы.
Данная проблема касается не только Пенсильвании. Во многих штатах США уже давно ощущается острый недостаток в квалифицированных промышленных рабочих, что у многих вызывает недоумение. Слесари и механики, к примеру, имеют высокие зарплаты и премии. Они выполняют важную работу. Долгие годы профессия механика считалась элитарной для людей, не получивших высшего образования. Это как раз одно из тех "хороших рабочих мест", сокращение которых так беспокоит политиков и авторов газетных передовиц. Тем не менее, по мере того, как старые кадры уходят на пенсию, молодежь не торопится занимать их места. Профессионально-технические училища, обучающие слесарей и сварщиков, вынуждены сокращать или закрывать свои программы из-за недостатка интереса. Между тем в школах красоты нет отбоя от желающих учиться.
Диагноз, поставленный на заседании группы в нашем конкретном случае, был такой: а) старшеклассники не получают от специалистов по профориентации должного консультирования, поскольку б) мы ошибаемся в прогнозах относительно потребностей в людях тех или иных профессий. Достаточно составить правильный прогноз и наладить работу со средними школами — и, пожалуй, постараться улучшить имидж производственных профессий в глазах общественности, — как молодые люди вновь валом повалят на заводы в поиске хороших, надежных рабочих мест.
После заседания я изложил суть проблемы своим студентам, первый год изучавшим государственное управление в университете Карнеги-Меллон. Затем я спросил, куда бы они пошли работать, имея всего два варианта: в машинный цех, с его высокими зарплатами и гарантированным местом на всю оставшуюся жизнь или в парикмахерский салон, где зарплата ниже, а капризы экономики чувствуются сильнее? Позже я начал ставить этот вопрос перед самыми разными аудиториями по всей стране.
Как правило, в основном люди выбирали парикмахерскую, причем всегда по тем же самым причинам. Зарплата, конечно, здесь ниже, зато атмосфера более стимулирующая. Условия более гибкие; работа более чистая; в назначенное время приходят клиенты и ты остаешься с ними один на один, вместо того, чтобы стараться выполнить норму и уложиться в график, пока начальники заглядывают тебе через плечо. Ты общаешься с интересными людьми и постоянно чему-то учишься, осваиваешь новые стили. Ты вырабатываешь свои собственные приемы и принимаешь творческие решения, поскольку каждый клиент — это новая задача, и ты должен справиться с ней успешно. Хорошие результаты видно сразу: люди лучше выглядят, они довольны. Имея настоящий талант, можно открыть свой собственный салон. Если повезет, можно даже стать мастером для богатых и знаменитых, как Кристоф, который стриг Билла Клинтона, пока самолет президента ждал на взлетно-посадочной полосе, и читать о себе в глянцевых журналах. Даже когда я особо подчеркивал вопрос денег, мне возражали, что разница в оплате не имеет решающего значения. Почти во всех случаях содержание работы и условия труда привлекали людей куда больше, чем заработная плата.
Не думаю, что специалисты по профориентации в силах изменить этот подход. Участники моих импровизированных опросов, выбиравшие парикмахерский салон, связывали с ним представление о более творческой и интересной работе, приносящей удовлетворение. Внутренние стимулы определяют саму ее природу. Я полагаю, что в реальной жизни многие парикмахеры руководствуются сходными мотивами — равно как и другие молодые люди, умеющие "работать руками", но выбирающие татуировальную иглу, диджейский проигрыватель или инструменты для ландшафтных работ вместо рычагов токарно-револьверного станка. Таких людей становится все больше. Притом подобные ценности и взгляды неизменно фигурировали в интервью и фокус-группах, которые я проводил с представителями креативного и других классов по всей территории США. Они также возглавляют списки приоритетов в статистических обзорах наиболее желательных характеристик различных видов занятости, включая два недавних масштабных опроса специалистов по информационным технологиям.
Почему люди хотят совсем не того, что им навязывают эксперты и политики? На то есть фундаментальная причина. Новые приоритеты отражают одновременно изменения в природе труда и меняющиеся желания креативного класса. Согласно общепринятому мнению, люди работают ради денег; они стремятся найти наилучшие финансовые возможности и гарантии финансовой безопасности. Когда новая экономика переживала свои золотые дни, эти мотивы обычно приписывались даже креативным специалистам высокотехнологичного сектора, работавшим якобы ради превращения своих долей в акциях в баснословные состояния. Это предположение было ошибочным. Когда новая экономика достигла пика, Питер Друкер счел необходимым высказать следующее:
Потому попытка подкупить работников интеллектуального труда, на которых держатся эти индустрии, просто-напросто не сработает. Безусловно, ведущие специалисты в своей области будут по-прежнему рассчитывать на финансовое участие в результатах своего труда. Однако, что касается финансов, труд приносит свои плоды очень не скоро, если приносит совсем... Успех подобных индустрии, основанных на знаниях, зависит все чаще от умения таким образом организовать работу компании, чтобы привлечь, удержать и мотивировать интеллектуальные кадры. Когда этого уже нельзя будет добиться, апеллируя к их алчности, как мы пытаемся делать сейчас, придется удовлетворять их ценностные запросы, а также обеспечить им общественное признание и определенную долю власти. Этого можно будет достичь, переведя их из ранга подчиненных в управленцы и сделав наемных сотрудников — сколь угодно высокооплачиваемых — равными партнерами1.
Как мы увидим в этой главе, даже радикальные изменения в экономической конъюнктуре не оказывают заметного влияния на то, чего большинство людей, особенно креативных профессий, ожидают от своей работы. Деньги всегда были недостаточным средством мотивации для творческого человека. Ему необходимы внутренние стимулы, связанные с креативной составляющей его деятельности.
Чего не купишь за деньги
Разумеется, люди работают, потому что им нужны деньги; без этого не обойтись, но одного этого мало. Во время падения индекса NASDAQ, когда в высокотехнологичных фирмах проходили массовые увольнения, я получил от одного человека, которому удалось уцелеть при очередном раунде сокращений в высокотехнологичной консалтинговой компании Sapient Systems, электронное письмо следующего содержания: "Большинство моих знакомых (из числа тех, что были уволены) без проблем нашли новую работу", но "многие по-настоящему хорошие люди хотели работать в Sapient из-за общего климата — и когда им пришлось уйти, чувство было такое, что теряешь членов семьи". Дальше он добавляет: "Что отличает Sapient, так это особая офисная культура и традиция брать на работу только лучших людей. Здесь платят не самые высокие зарплаты, и это делается сознательно — поскольку тот, кто платит бешеные деньги, получает в сотрудники наемников, а наемники культурой компании не интересуются"2. Это заявление поразило меня. Вот перед нами сотрудник, пишущий в самый мрачный момент, когда вокруг него так и летят головы — а он хвалит своего работодателя за мудрый принцип не платить слишком много! В этом письме также содержится намек на другое важное обстоятельство. Многих людей во время высокотехнологичного кризиса больше всего беспокоило не падение акций или утрата гарантий занятости. Хуже была возможность того, что им придется подыскать себе "обычную работу" и, вероятно, потерять те внутренние стимулы, к которым они успели привыкнуть.
Не мне первому принадлежит наблюдение, что деньги не составляют предел человеческих желаний. Тем не менее, благодаря своим исследованиям я убедился, что многие фирмы, исследователи и эксперты по бизнесу продолжают переоценивать деньги в качестве мотивирующего фактора, особенно в креативных областях. Мои основные находки состоят в следующем:
■ Да, люди хотят, чтобы денег хватало на тот образ жизни, который им нравится.
■ Даже зарабатывая достаточно, чтобы оплачивать все счета, люди чувствуют себя задетыми, когда им кажется, что они получили меньше, чем того заслуживают — если мерить, скажем, объемом работы, который они сделали или зарплатой их коллег.
■ При этом, хотя недостаточная оплата сама по себе может вызвать недовольство, денег как таковых мало, чтобы быть для большинства людей источником счастья, стимулом и целью труда.
Креативному человеку необходимо нечто большее, чем просто возмещение за потраченное время — обмен времени и личных усилий на деньги или другие виды финансовой компенсации. "Для лучших деньги не могут служить главным стимулом", — утверждает Эрик Рэймонд, автор книги "Собор и базар" и ведущий авторитет в сфере открытого программного обеспечения. "Деньги — всего лишь средство измерения успеха. Лучших специалистов в любой области мотивирует энтузиазм"'. Да, но энтузиазм по отношению к чему? Не существует ответа, пригодного для всех случаев. У каждого человека свой предмет. Классификации людей по группам на основании их приоритетов посвящен ряд книг и исследований по мотивации труда, и несколько позже мы вкратце познакомимся с некоторыми из них. Я бы еще напомнил о том, что люди — существа сложные. По большей части мы руководствуемся сразу несколькими мотивами.
Обзоры Information Week
При всем внимании, которое уже много лет уделяется проблеме мотивации труда, стимулы креативных специалистов на удивление редко становятся предметом статистических исследований и анализа4. Летом 2001 года я воспользовался шансом восполнить этот пробел, анализируя данные одного из наиболее, на мой взгляд, масштабного и всестороннего опроса в этой области. Как обозреватель Information Week, выходящего в печатном и электронном варианте журнала по информационным технологиям, я имею доступ к его аналитическим данным. Ежегодно Information Week проводит детальный обзор заработных плат, предлагая читателям вопросы не только о зарплате и льготах, но и более широкого характера: относительно удовлетворения от работы и многочисленных сопутствующих факторов. В 2000 и 2001 годах в опросах приняли участие около 20 000 человек, работающих с информационными технологиями (ИТ). Из них приблизительно 11 000 назвали себя ИТ-специалистами и 9 000 — менеджерами. С научной точки зрения эту выборку нельзя назвать случайной, поскольку выбор делали сами респонденты, принимая решение заполнить анкету. Однако она имеет гигантский объем и охватывает не только компьютерную индустрию и программирование perse, но и специалистов по ИТ, работающих практически во всех секторах экономики.
Работники сферы ИТ представляют собой интересную группу С точки зрения мотивации. С одной стороны, они, как уже было сказано, составляют достаточно консервативный сектор креативного класса. Несомненно, они во многом куда более традиционные чем художники, музыканты или рекламные копирайтеры. С другой, считается, что для ИТ-специалистов слишком большое значение имеют деньги. Начать с того, что они принадлежат к высокооплачиваемому сегменту рабочей силы, а в конце 1990-х компании шли на все, чтобы заполучить их — предлагали премии, доли в акциях, шестизначные зарплаты и другие материальные стимулы. Мы с коллегой Кевином Столариком обработали исходные данные опросов Information Week и подвергли их многократному анализу, стараясь установить, что же ценят сотрудники ИТ-сектора.
Одним из ключевых вопросов был такой: "Что в вашей работе значит для вас больше всего?" Затем шло перечисление тридцати восьми факторов, из которых респондент мог выбрать один или несколько. Достаточно взглянуть на предварительные результаты, чтобы понять один из основных моментов: деньги являются важным, но недостаточным стимулом (см. рис. 5.1). Зарплата занимает четвертое место среди главных стимулов (38,5% респондентов). Почти вдвое больше выбрали "интересные задачи и ответственность" — этот фактор лидирует в списке. Интересно, что возможность участия в прибылях через доли в акциях не вошла даже в первую двадцатку (менее 10% опрошенных).
Когда мы распределили тридцать восемь факторов по одиннадцати общим категориям, оказалось, что "интересные и ответственные задачи" по-прежнему лидируют с большим отрывом; следом идут гибкость и стабильность (см. рис. 5.2). На четвертом месте опять зарплата, затем признание со стороны коллег, технология и местоположение; ниже располагаются направление деятельности компании, ориентация на компанию, культура организации, ориентация на личную карьеру и льготы.
Приоритеты ИТ-специалистов, как правило, не меняются вместе с состоянием экономики. Чтобы установить это, я сравнил обзоры Information Week за два года подряд. Опрос обычно проводится в начале года, поэтому данные по 2000 году отражают ситуацию до спада в высокотехнологичном секторе, когда мечты о фондовых опционах были в самом разгаре. Опрос за 2001 год пришелся уже на период после обвала NASDAQ, который, казалось бы, не оставил и следа от этих мечтаний. Оба раза списки возглавила та же тройка основных факторов: интересная работа, гибкие условия труда и стабильность. И в том и в другом случае лишь для
незначительного процента респондентов — 10% — доли в акциях представляли большое значение. Как до кризиса, так и после, зарплата в целом считается важным фактором, но далеко не столь важным, как внутренние стимулы. Вещи, которые люди ценят в своей работе и на которые они рассчитывают, не зависят от ситуации на фондовом рынке или подъема и упадка технологического сектора.
По ту сторону доллара
Как свидетельствуют обзоры Information Week, равно как и мои собственные исследования и статистические расчеты, некоторые факторы труда и характеристики места работы имеют стабильно высокую оценку. Я вынес их отдельно в десятку главных приоритетов без ранжирования (см. ниже). Достаточно сказать, что большинство респондентов в той или иной степени ценят один или несколько факторов из этого списка, сочетание которых варьируется. Прошу отметить, что девять из десяти наиболее предпочитаемых характеристик имеют внутреннюю, персональную ценность.
■ Интересная и ответственная работа — возможность вносить свой вклад и влиять на процесс; уверенность в том, что твоя деятельность имеет значение.
■ Гибкие условия труда — гибкий график и свободная рабочая обстановка; возможность до определенной степени самому определять условия работы.
■ Стабильная рабочая обстановка и сравнительно гарантированная занятость — не пожизненная гарантия с ее отупляющим однообразием, но и не повседневный режим хаоса и неуверенности.
■ Оплата — в особенности, заработная плата и основные льготы, т. е. деньги, на которые можно регулярно рассчитывать.
■ Повышение квалификации — возможность получать новые навыки и расти в профессиональном смысле, расширять свои горизонты.
■ Признание со стороны коллег — вероятность заработан, уважение и признание среди специалистов своей области.
■ Стимулирующий коллектив — для креативных людей важно общество креативных коллег, причем они отдают предпочтение начальникам, которые не занимаются микроменеджментом и не игнорируют их.
■ Работа увлекательного содержания — перспектива работы над проектами и технологиями, которые имеют инновационный характер или ставят интересные интеллектуальные проблемы.
■ Культура организации — не вполне ясный термин, который может включать некоторые из уже упомянутых факторов, плюс кое-что еще; пожалуй, сейчас достаточно будет его определить просто как культура, в которой люди чувствуют себя как дома, где их ценят и поддерживают.
■ Местоположение и сообщество — существенный фактор, о котором я буду много говорить в последующих главах.
Эти факторы могут частично совпадать, что и происходит постоянно. Любое распределение наших мотивов и ценностей по категориям неизбежно бывает произвольным: пирог можно делить по-разному. Не забывая об этом, рассмотрим некоторые факторы более подробно, чтобы придать наглядность обшей картине.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|