Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 15 МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ





Вопросы для обсуждения:

1. Фирмы имеют больший потенциал выживания в условиях совершенной или монополистической конкуренции? Объясните.

2. Если применяемые в отрасли технологии связаны со значительными безвозвратными издержками, то к какому типу поведения в таком случае будут тяготеть участники рынка?

3. Существует ли, на ваш взгляд, какая-либо зависимость между динамикой жизненного уровня населения и развитием монополистической конкуренции? Объясните.

4. Если фирмы отрасли симметрично отвечают на снижение цены, то что произойдет с эластичностью спроса на продукцию отдельной фирмы?

5. Следует ли обществу, исходя из постулатов справедливости, запрещать фирмам применение ценовой дискриминации?

6. Какие факторы способствуют, а какие противодействуют картелиза-ции в российской экономике? Насколько обоснованно при этом ожидать соблюдения достигнутых соглашений?

Примеры решения задач:

Задача 1.Фирма – ценовой лидер, оценив спрос на свою продукцию, установила, что функция предельной выручки от реализации МRL = = 9 – q. Если функция ее предельных издержек МСL = 1 + q, а кривая предложения остальных фирм отрасли Sп = 2 + 2q, то каким будет отраслевое предложение?



Решение:

Для рынка с доминирующей фирмой характерно то, что цена ее принимается остальными участниками этого рынка как заданная. В этом смысле рыночное поведение участников рынка будет различаться. Фирма – ценовой лидер оптимизирует выпуск, руководствуясь принципом МR = МС, в то время как остальные фирмы отрасли будут действовать как в условиях совершенной конкуренции, оптимизируя выпуск при МС = Р, где роль рыночной цены будет играть цена фирмы-лидера. Таким образом, отраслевой рынок распадается как бы на две части, в каждой из которых выпуск оптимизируется при разных условиях. Поэтому для определения совокупного рыночного предложения нам необходимо отдельно установить объем предложения ценового лидера и остальных фирм отрасли, а затем суммировать их, то есть QS = qL + qn.

Объем предложения фирмы – ценового лидера определяется исходя из МRL = МСL. Так как 9 – q = 1 + q, то qL = 4. Поскольку остальные фирмы отрасли должны оптимизировать выпуск при МС = Р, то нам необходимо определить рыночную цену, так как МС дана в виде функции кривой предложения этих фирм Sп = 2 + 2q.



Для того чтобы определить цену, которую назначит фирма – ценовой лидер, необходимо знать кривую спроса на ее продукцию. Здесь необходимо вспомнить, что в условиях монополистической конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы есть кривая ее средней выручки АR. Поскольку в условии задачи дана функция предельной выручки, то, преобразовав ее в функцию совокупной выручки, мы сможем найти функцию средней выручки фирмы. Иначе говоря, МRL = 9 – q, отсюда ТRL = 9q – 1/2q2. Так как АR = ТR : q, то ARL = (9q – 1/2q2) : q = 9 – 1/2q. Следовательно, максимизируя прибыль при выпуске 4, фирма – ценовой лидер назначит цену равную: 9 – 1/2q = 9 – ½(4) = 7. Так как остальные фирмы отраслевого рынка будут оптимизировать свой выпуск, исходя из этой цены, то их совокупное предложение составит: при МС = Sп = 2 + 2q, получим 7 = 2 + 2q, = 2,5. Совокупное рыночное предложение (qL + qn) будет равно 6,5.

Задача 2.Фирма – производитель сигарет (миллион пачек в год) действует в условиях монополистической конкуренции. Функция предельной выручки фирмы задана уравнением МR = 10 – 2q, а возрастающей части кривой долгосрочных предельных издержек LRМС = 2q – 2. Если минимальные значения долгосрочных средних издержек равно 6, то какой излишек производственных мощностей имеет фирма?

Решение:

В данном случае исходным пунктом решения является определение понятия излишних производственных мощностей, под которыми понимается разница между объемом выпуска, обеспечивающим минимальные долгосрочные средние издержки, и объемом выпуска, при котором фирма максимизирует прибыль.



Так как значения минимальных средних издержек соответствуют точке пересечения кривых средних и предельных издержек, то минимизирующий средние издержки объем выпуска можем определить, использовав данные в условиях задачи функцию долгосрочных предельных издержек и значение минимальных долгосрочных средних издержек. Составив уравнение LRМС = LRАС, можем найти объем выпуска, при котором средние долгосрочные издержки минимальны. При 2q – 2 = 6, q = 4.

Максимизирующий прибыль фирмы объем выпуска легко найти, приравняв функции предельных издержек и предельной выручки МR = LRМС. В нашем случае 10 – 2q = 2q – 2. Получаем 4q = 12, q = 3.

Таким образом, фирма имеет возможность (будет иметь минимальные долгосрочные средние издержки) производить на уровне 4 млн пачек сигарет в год, но под влиянием сил монополистической конкуренции производит лишь 3 млн пачек в год. Следовательно, фирма обладает излишними производственными мощностями, равными 1 млн пачек в год.

Тесты:

1. Долгосрочное равновесие на рынках монополистической конкуренции означает, что:

а) рыночные цены равны минимальным значениям долгосрочных средних издержек;

б) цены уравниваются с предельными издержками;

в) фирмы не получают экономической прибыли;

г) все имеющиеся производственные мощности задействованы.

2. Картельное соглашение окажется нестабильным, если:

а) фирмы, входящие в картель, достаточно «терпеливы»;

б) фирмы не в состоянии определить нарушителя;

в) члены картеля имеют одинаковые издержки;

г) картель регулирует производство одного продукта.

3. На рынке монополистической конкуренции источником рыночной власти фирм являются:

а) высокие барьеры проникновения в отрасль;

б) дифференциация продукции;

в) отсутствие конкуренции;

г) наличие избыточных производственных мощностей.

4. Олигополистический рынок схож с рынком монополистической конкуренции в том, что:

а) отсутствуют любые барьеры для проникновения в отрасль;

б) для фирмы характерно стратегическое поведение;

в) действует незначительное количество продавцов;

г) фирмы обладают рыночной властью.

5. На рынке с равновесным объемом 50 тыс. единиц продукции действуют две фирмы,имеющие одинаковые средние и предельные издержки при любом объеме выпуска. Если каждая из фирм будет стремиться к установлению контроля над рынком, то при долгосрочном рыночном равновесии их доли рынка составят:

а) 25 тыс. и 25 тыс.;

б) 50 тыс. и 0 тыс.;

в) 20 тыс. и 30 тыс.;

г) 30 тыс. и 20 тыс.

ТЕМА 16 ОЛИГОПОЛИЯ

Вопросы для обсуждения:

1. В чем заключаются особенности рынка олигополии? В чем сходство и различие между рынками монополии и олигополии?

2. Что вам известно о специфике ценообразования в условиях олигополистической рыночной структуры?

3. Какая модель дуополии (Курно, Бертрана, Штакельберга) позволяет максимизировать прибыль и почему?

4. В чем заключаются преимущества неценовой конкуренции?

5. Каковы условия лидерства в ценах в условиях олигополии?

6. Соответствует ли равновесие в модели Курно равновесию Нэша?

Примеры решения задач:

Задача 1.Для каждой ситуации, приведенной ниже, определите соответствующий тип рыночной структуры (1 – совершенная конкуренция; 2 – монополия; 3 – монополистическая конкуренция; 4 – олигополия):

а) на рынке оперирует большое количество поставщиков мобильных телефонов по относительно сходным ценам;

б) на рынке оперирует единственная автозаправочная станция;

в) на рынке предлагается гречневая крупа по одинаковым ценам;

г) несколько швейных ателье осуществляют пошив престижной одежды.

Задача 2. В условиях отрасли функционируют четыре фирмы, производящие следующие объемы продукции: А – 10%; В – 20%; С – 30%; D – 40%. В целях повышения конкуренции в отрасли антимонопольной комитет принял решение о разделении фирмы D на несколько самостоятельных предприятий. Установите, на какое количество предприятий необходимо разделить фирму D, чтобы в результате индекс Херфиндаля не превысил 1800.

Тесты:

1. Олигополистический рынок отличается от рынка монополистической конкуренции:

а) рыночной властью;

б) ограниченной информацией;

в) незначительным количеством продавцов;

г) невозможностью оказать воздействие на цены.

2. Модель «ломаная кривая спроса» соответствует:

а) ценовой конкуренции;

б) дифференциации продукта;

в) тайному сговору;

г) лидерству в ценах.

3. Реклама принадлежит к условиям неценовой конкуренции на рынке:

а) монополии;

б) совершенной конкуренции;

в) естественной монополии;

г) олигополии.

4. Какие принципы ценообразования на олигополистическом рынке относятся к основным:

а) ценовые войны;

б) тайный сговор;

в) лидерство в ценах;

г) ценовые накидки.

5. Первым экономистом, предложившим модель олигополии, был:

а) Огюстен Курно.

б) Альфред Маршалл;

в) Джоан Робинсон;

г) Эдвард Чемберлин.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.