Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные идеи экзистенциализма





Экзистенциализм

Социально-исторические предпосылки

а) Потерпела крушение вера в "гарантированный прогресс". Не оправдался тезис Гегеля, что "всё действительное разумно". Рухнули надежды на в

б) Экзистенциализм возник как протест против возрастающего обезличивания человека. Оно в свою очередь было связано с увеличивающимся отчуждением. У Гегеля онтологическое отчуждение. У Фейербаха - религиозно-идеологическое. У Маркса - производственно-экономическое. У Фромма, Сартра - тотальное. К началу 1-й мировой войны обострились все формы отчуждения.

Духовные предпосылки экзистенциализма

1.Учение Сёрена Кьеркегора(1813-1855). «Датский Сократ».

Докторская диссертация «Понятие иронии» (1841); «Либо… либо…» (1843); «Понятие тоски (тревоги)» (1844); и др.

Возлюбленной Регине Ольсен 14 лет, ему – 24. Через 3 года – помолвка. Ровно через год – разрыв. Проходит 6 лет после разрыва, и Регина выходит замуж за Фрица Шлегеля.

Существование первично по отношению к сущности. Ранее считалось, что существовать может только то, что уже дано; а то, что уже дано, обязательно существует. К. впервые провозгласил, что это далеко не так.



Полная забытость Богом, безмерное одиночество.

Вопреки Гегелю: единичное выше общего, а конкретное существенней абстрактного. Недаром Кьеркегор избрал себе эпитафией «Тот единичный».

«Трагическая диалектика»: действительное неразумно, логика и диалектика несовместимы, скачки необъяснимы. «Патетическая диалектика».

2. Творения Ф.М. Достоевского (1821-1881). Философский антропоцентризм. В центре мира иррациональный, «раздвоенный» человек со своими необузданными страстями.

«Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие».

Герои Достоевского постоянно оказываются в ситуациях, которые Ясперс назовет "пограничными". И самая исходная, самая жизнеобразующая из них - это возможная богооставленность. Она приобретает метафизический, вселенский характер.

Герои Достоевского по-разному решают подобную проблему. Для одних - если «бога нет, значит, всё позволено…».

Для других наоборот: раз бога нет, то вся ответственность лежит на каждом конкретном человеке. В мире, где ютится сострадание, позволено уже не всё (даже если бога не существует). Сострадание и милосердие встают на пути злодеяний.



К величайшему несчастью, в наши дни принцип «всё дозволено» нередко характеризует как действия одного какого-то человека, так и больших социальных групп.

Свобода. В своих произведениях Достоевский предлагает дилемму - либо «Муравейник», либо своеволие («Тварь я дрожащая или право имею…»).

Глубочайшее самопостижение: лишь раскрывая зло, гнездящееся в себе самом, человек способен воспротивиться мировому злу. Достоевский: - Мы все виновны за всё и перед всеми. И я виновен больше, чем другие.

3.Феноменология Эдмунда Гуссерля(1859-1938). Оно повлияло, прежде всего, на экзистенциалистское учение о познании.

Сознание имеет априорную структуру. Она является "онтологической основой" человеческого существования.

Гуссерль пытался очистить сознание от всего внешнего - как психического, так и социального. Редукция (заключение в скобки чистого сознания). Чистое сознание - это не пустое сознание. Чистое сознание активно, оно создает само себя и не нуждается во внешней заданности.

Одно из его свойств - интенциональность (направленность на некоторый объект).

Наличие "материи" (гюле) и "формы" (морфе).

Внешний мир признается, но "выносится за скобки". Эпохе.

Элементы "смысла вообще" и "предметного смысла".

Сущности значат, но не существуют.

4.Философия жизни:противопоставляет материю и жизнь, разум и интуицию. Однако в экзистенциализме важна не жизнь как таковая, не жизнь как мировой процесс, а индивидуальная жизнь человека.



а) Ницше.Попытался перетрясти все былые духовные ценности. Истинная ценность - воля к власти. Альтруистическая мораль выдумана слабыми, чтобы помешать сильным взять над ними власть. Наперекор Библии, любить следует не ближнего (он подл, несовершенен). Любить надо дальнего - совершенного будущего человека. Ближний только мешает быстрому продвижению вперед. Следовательно, "падающего подтолкни". Идея о сверхчеловеке. Смерть Бога. Несчастное сознание.

Ницше выделял "дионисийский" стиль, нацеленный на переживания, и "апполонинский", нацеленный на познание. Сам он отдавал предпочтение дионисийскому стилю.

б) Дильтей.Противопоставлял "объяснение" физической реальности "пониманию" человеческих явлений. Человек не постижим для глубокого объяснения, но постижим для понимания.

в) Бергсон.Предмет философии не внешний мир, а, прежде всего, человек и его жизнь.

Интуиция выше разума. Философская интуиция познает общее, художественная - индивидуальное. Поэтому художественная выше философской.

 

Классификация и общие черты экзистенциализма

Классификация по национальному принципу.

Немецкий (Ясперс, Мартин Хайдеггер).

Русский (Шестов, Бердяев, Мамардашвили)

Французский (Г. Марсель, Сартр, Камю, Мерло-Понти)

Испанский (Ортега-и-Гассет)

Классификация по теоретико-мировоззренческому принципу.

Религиозно-антропологический (Г. Марсель, Шестов, Бердяев),

секулярно-антропоцентристский,

онтологический (Ясперс, Хайдеггер).

Классификация по ценностно-мировоззренческому принципу.

Трагический и оптимистический.

Общие черты.

Смыслообразующим звеном бытия является человек. Но человек рассматривается с таких позиций:

а) Иррационализм. Экзистенциализм - одна из его господствующих разновидностей.

б) Субъективизм.

в) Индетерминизм.

г) Индивидуализм.

 

 

Основные идеи экзистенциализма

Именно экзистенциализм впервые заявил: не человек от своей сущности зависит, а его сущность зависит от него, от его существования. Этим человек отличается от всех вещей и зверей.

1). В человеке

природное значимей социального
эмоциональное рационального
бессознательное сознательного
спонтанное закономерного
единичное общего
индивидуально-личное коллективно-группового

2). Существование - это специфический способ бытия.

Человек (и только он) совпадает со своим существованием. Сущность человека выводится из его существования.

Экзистенция не может быть объектом, ибо она неповторимо индивидуальна. Каждый человек делает свой выбор.

Словами не выразить экзистенцию (подобно музыке).

4 уровня сущности и существования

Цитата из "Метрополя". Но это не определение, а аллегория.

3). Экзистенциальный опыт.

Для Ясперса - это личность в "пограничной ситуации", это хрупкость бытия.

Для Хайдеггера - это "заглядывание в смерть".

Для Сартра - это общее отвращение к окружающему абсурду.

4). Существование - это напряженная актуальность. Оно не дано человеку в готовом виде, а свободно и ежемоментно творит себя). Оно есть не проекция, а проект.

5). Согласно "классическому" субъективному идеализму, "мир" таков, каким его представляет познание.

Согласно экзистенциализму, мир таков, каким он переживается человеком. Самое глубокое знание достигается не благодаря процессу интеллектуального познания, а через чувство страха, одиночества.

По Сартру, выбираемый человеком смысл является его высшей ценностью.

6). В соответствии с экзистенциализмом, объект тождественен субъекту. Ясперс: "Если я называю не-я - миром, то я могу понять это не-я лишь вместе со мной". В процессе познания субъект как бы поглощает объект.

В истории философии сначала преобладала философия вещей (классическая философия) → затем "философия идей" → и, наконец, воцарилась философия человеческого существования

Человеческое бытие = наличное бытие

бытие-я-сам → бытие-в-мире → бытие мира

7). Человек - чистая субъективность (а не как в философии жизни, в которой он предстает проявлением космического процесса жизни).

8). Человек не только включен в мир, но и сотрудничает с другими людьми.

Хайдеггер: "совместное существование".

Ясперс: "коммуникация".

Марсель: "Ты". (У Фейербаха уже было Я и Ты, но на атеистической основе).

9). Индетерминизм экзистенциализма.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.