Объективный идеализм о пространстве и времени
Примером решения проблем, связанных с пространством и временем, с точки зрения объективного идеализма, является средневековая философия, где Бог, и только Он, мыслится вне времени и пространства. Они сотворены Всевышним и являются свойством сотворенной им же материи, а потому имеют свое начало – момент Божественного Творения.
Субъективный идеализм о пространстве и времени
Однако субстанциональная и реляционная концепции, как и представления о пространстве и времени в рамках объективного идеализма Гегеля, не ставили под сомнение объективность существования пространства и времени. Для всей субъективно-идеалистической линии в философии и пространство, и время – способ расположения впечатлений, формы индивидуального сознания, а, следовательно, они имеют психологический источник своего происхождения. Для Беркли пространство и время – это формы упорядоченных рядов ощущений. Для Юма пространство и время существуют только в восприятии. Кант трактует пространство и время как формы нашей чувственности – формы созерцания, согласно которым именно познающий субъект организует данный ему мир в определенный пространственно-временной образ. Пространство и время субъективны, но выступают как априорные, т.е. данные человеку до опыта формы чувственного созерцания.
Современный взгляд на пространство и время
Общая теория относительности, которая была завершена Эйнштейном в 1916 г., нанесла сокрушительный удар не только по субстанциональной концепции пространства и времени, но и по субъективистским априористским трактовкам сущности пространства и времени. Она показала зависимость пространственно-временных свойств от движения и взаимодействия материальных систем. Сам Эйнштейн, разъясняя свою теорию, говорил: «Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство, и время».
С точки зрения современного естествознания и соответствующих философских обобщений, объективная реальность представляет собой нераздельную связь пространства, времени, движения и взаимодействия видов вещества и поля. Современные ученые предпочитают говорить о некоем едином и объективном пространственно-временном континууме.
Поскольку все существующие в мире тела пространственно ограничены именно тремя направлениями, то трехмерность нашего пространства является повсеместно эмпирически обнаруживающим себя фактом. В нашем пространстве мы знаем три перпендикуляра, геометрически изображающих его метрику. Однако, не двигаясь в пространстве, а точнее, на его макроуровне, тело всегда движется (разнообразится) во времени. В этом смысле временем можно назвать расстояние, разделяющее события в порядке их последовательности. Это расстояние осуществляется в направлении от прошлого к будущему, и если мыслить это направление в пространстве, то оно выступает четвертым измерением пространственно-временного континуума. Из этого следует, что для определения того или иного мирового события нужны четыре числа. Время образует не только временной порядок, но и обусловливает объединенный пространственно-временной порядок и выражает каузальный (причинный) строй Вселенной. Всеобщность пространства и времени означает, что они существуют, пронизывая все структуры универсума. Объективность пространства и времени означает, что они существуют, пронизывая все структуры универсума, независимо от возможности восприятия или отсутствия таковой.
Направление времени
По вопросу осмысления порядка и направленности времени сложилась концепция, которая восходит к гераклитовскому «panta rei» ‒ все течет, все изменяется. Она признает объективную реальность временных процессов вообще и течения времени в частности. Это означает, что между событиями прошлого, настоящего и будущего имеются реальные различия. Вместе с тем подлинным бытием, с точки зрения данной концепции, обладают лишь события настоящего. Прошлое существует в воспоминании, события будущего, неизвестно, будут ли еще существовать. И только в моменте настоящего возможные события на основе прошлых причин приходят в реальное бытие. Затем они уходят в прошлое, оставляя лишь след в настоящем.
Здесь уместно вспомнить о парадоксе времени, который был сформулирован еще Аристотелем и дополнен Августином Блаженным. Прошлое не существует уже, будущее не существует еще, следовательно, актуально существует лишь настоящее. Если предположить, что само настоящее стягивается в лишенное длительности мгновение, следовательно, настоящее тоже не существует. Таким образом, оказывается, что время вообще не обладает реальностью.
Для разрешения этой ситуации, чтобы не прийти к ложному выводу об исчезновении временной реальности, следует иметь в виду, что мгновение – это далее не расчленимый атом длительности, квант длительности. Сама длительность при этом понимается как совокупность мгновений, заключенная в некоторые границы, каковыми являются начальные и конечные мгновения существования того или иного объекта. В настоящем в «снятом» виде хранится прошлое как его основание и будущее как его возможность. А миг и длительность есть неразрывные, друг друга обусловливающие и друг друга отрицающие характеристики времени.
По проблеме направления времени имеются расхождения между классической механикой и статистической физикой. Законы ньютоновской классической механики являются обратимыми. Другими словами, интегрирование дифференциальных уравнений движения сводится к вычислению траекторий движения частицы, которые дают полное описание поведения частицы как в прошлом, настоящем, так и в будущем. Достаточно задать начальные условия и уравнения движения тела, чтобы получить полное описание его движения для любого момента времени. Таким образом, имеется полная обратимость процессов и их детерминированность ‒ предопределенность. Согласно представлениям Ньютона, Творец создал мир и привел его в движение. В дальнейшем этот мир развивался по своим однозначно детерминированным законам. Эта идея получила название «лапласовский детерминизм». Его крайним выражением явилась идея мирового дифференциального уравнения, которая принадлежит французскому математику и физику Пьеру Симону Лапласу (1749 – 1827). Если написать уравнение движения всех тел Вселенной, то это даст возможность на основе настоящего на любой промежуток времени описать прошлое и определить будущее.
С развитием статистической физики и термодинамики на место причинных динамических законов становятся статистические законы, позволяющие предвидеть эволюцию природы не с абсолютной достоверностью, а лишь с большой степенью вероятности.
Стрела времени
Время – одно из самых загадочных понятий философии и естествознания. Это – одно из фундаментальных понятий научной картины мира. Блаженный Августин признавался: пока его никто не спрашивает о том, что такое время, он это понимает, но когда хочет ответить на такой вопрос, попадает в тупик. «Душа моя горит желанием проникнуть в эту необъяснимую для нее тайну», ‒ говорил он.
Нам известно одно неотъемлемое свойство времени – его направленность от прошлого к будущему. Действительно, при описании любых явлений, с которыми человеку приходится иметь дело, прошлое и будущее играют разные роли. Это справедливо для физики, изучающей макроскопические явления, биологии, геологии, гуманитарных наук. Для микромира на фундаментальном уровне описания направленности времени не существует. Почему это именно так и не иначе? Известный физик Артур Эддингтон придумал яркое название – «стрела времени».
Английский астрофизик Фрейд Хойл высказал мысль о связи направления времени с направлением процесса увеличения расстояний между галактиками в ходе расширения Вселенной, которое наблюдается в настоящее время. Эту идею поддержал и Эддингтон. О расширении Вселенной свидетельствует «красное смещение» спектральных линий в излучении удаляющихся друг от друга галактик. Однако расширение в каждом месте не наблюдается ‒ размеры тел не расширяются. Следовательно, расширение Вселенной не может влиять на ход времени в элементарных процессах. Связь с расширением Вселенной может определять только «космологическую шкалу времени».
Существует и субъективное восприятие течения времени в результате психологических процессов, которые дают нам «психологическую шкалу времени». Вопрос о психологическом времени сам по себе очень сложен. Время способно протекать то быстро (например, ночью), то медленно (в минуты томительного ожидания) и сосредоточиваться в настоящем (по принципу «здесь и сейчас»). Прошлое при этом является вечным и, в то же время, одномоментным.
В то же время во Вселенной идет необратимый процесс роста энтропии. Не он ли определяет стрелу времени? Действительно, согласно австрийскому физику Людвигу Больцману, возрастание энтропии означает необратимость процесса и рассматривается как проявление возрастающего хаоса, постепенного «забывания» начальных условий. Таким образом, термодинамические процессы определяют и «термодинамическую шкалу времени».
Итак, фактически мы имеем три «стрелы времени»:
· космологическую ‒ расширение Вселенной
· психологическую ‒ субъективное восприятие, опыт
· термодинамическую ‒ рост энтропии
Та закономерность, согласно которой эти три «стрелы времени» в настоящее время в нашей Вселенной совпадают, является одной из загадок современной научной картины мира.
Свойства пространства и времени
Свойства пространства:
· протяженность
· однородность
· изотропность
Свойства времени:
· длительность
· необратимость
· однородность
Соотношение времени и вечности
Согласно рассуждению выдающегося русского философа Николая Александровича Бердяева,нить во времени разорвана на три части. Будущее – убийца прошлого и настоящего. Во времени обнаруживается злое, истребляющее начало. Такое рассуждение должно быть включено в более широкую концепцию. Философия истории должна признать, что та действительность, которую мы считаем прошлым, есть действительность не умершая, а вошедшая в какую-то вечную действительность. Исторический процесс имеет двойственную природу: он что-то истребляет, но, с другой стороны, сохраняет. Истинное время – ноуменальное, а не феноменальное, в нем нет разрыва между прошлым, настоящим и будущим.
ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА
Детерминизм
Вопрос о том, выступает ли мир в своем существовании и развитии как упорядоченный Космос или неупорядоченный хаос, всегда интересовал философов, начиная с Античности. В зависимости от этого ответа, философские учения распадались на два направления: философский детерминизм и философский индетерминизм.
Детерминизм есть общее учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и предметов вне этой универсальной взаимосвязи.
Принцип детерминизма. Все явления и предметы чем-то обусловлены.
Виды детерминизма
Существуют три логических вида детерминизма:
1) связь состояний;
2) функциональная связь;
3) причинная связь.
Связь состояний – тип непричинной обусловленности: любые вещи, состояния, события могут быть связаны состояниями.
Пример. Рождение братьев-близнецов. Рождение одного и другого связаны не причинно, но состояниями.
Функциональная связь – другой тип непричинной обусловленности – самая жесткая. Параметры связаны законом.
Пример. Связь радиуса и длины окружности. При этом радиус и длина окружности причинно не связаны.
В качестве примеров можно привести множество физических и математических закономерностей.
Итак, непричинные отношения между явлениями можно определить как такие отношения, в которых наблюдается взаимосвязь, взаимозависимость, взаимообусловленность между ними, но отсутствует непосредственное отношение генетической производительности и временнóй асимметрúи.
Причинная связь
Причинная связь: всякое явление и событие могут вызвать другое явление и событие, вследствие чего возникает цепь взаимосвязанных событий. Отношение причинения, возникающее при взаимодействии двух объектов, имеет генетический, порождающий характер.
Причина – взаимодействие тел или элементов, вызывающее соответствующие изменения во взаимодействующих телах, элементах, сторонах или порождающее новое явление.
Причина есть взаимодействие, следствие – результат взаимодействия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|