Сделай Сам Свою Работу на 5

Объективный идеализм о пространстве и времени

Примером решения проблем, связанных с пространством и временем, с точки зрения объективного идеализма, является средневековая философия, где Бог, и только Он, мыслится вне времени и пространства. Они сотворены Всевышним и являются свойством сотворенной им же материи, а потому имеют свое начало – момент Божественного Творения.

Субъективный идеализм о пространстве и времени

Однако субстанциональная и реляционная концепции, как и представления о пространстве и времени в рамках объективного идеализма Гегеля, не ставили под сомнение объективность существования пространства и времени. Для всей субъективно-идеалистической линии в философии и пространство, и время – способ расположения впечатлений, формы индивидуального сознания, а, следовательно, они имеют психологический источник своего происхождения. Для Беркли пространство и время – это формы упорядоченных рядов ощущений. Для Юма пространство и время существуют только в восприятии. Кант трактует пространство и время как формы нашей чувственности – формы созерцания, согласно которым именно познающий субъект организует данный ему мир в определенный пространственно-временной образ. Пространство и время субъективны, но выступают как априорные, т.е. данные человеку до опыта формы чувственного созерцания.

Современный взгляд на пространство и время

Общая теория относительности, которая была завершена Эйнштейном в 1916 г., нанесла сокрушительный удар не только по субстанциональной концепции пространства и времени, но и по субъективистским априористским трактовкам сущности пространства и времени. Она показала зависимость пространственно-временных свойств от движения и взаимодействия материальных систем. Сам Эйнштейн, разъясняя свою теорию, говорил: «Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство, и время».



С точки зрения современного естествознания и соответствующих философских обобщений, объективная реальность представляет собой нераздельную связь пространства, времени, движения и взаимодействия видов вещества и поля. Современные ученые предпочитают говорить о некоем едином и объективном пространственно-временном континууме.

Поскольку все существующие в мире тела пространственно ограничены именно тремя направлениями, то трехмерность нашего пространства является повсеместно эмпирически обнаруживающим себя фактом. В нашем пространстве мы знаем три перпендикуляра, геометрически изображающих его метрику. Однако, не двигаясь в пространстве, а точнее, на его макроуровне, тело всегда движется (разнообразится) во времени. В этом смысле временем можно назвать расстояние, разделяющее события в порядке их последовательности. Это расстояние осуществляется в направлении от прошлого к будущему, и если мыслить это направление в пространстве, то оно выступает четвертым измерением пространственно-временного континуума. Из этого следует, что для определения того или иного мирового события нужны четыре числа. Время образует не только временной порядок, но и обусловливает объединенный пространственно-временной порядок и выражает каузальный (причинный) строй Вселенной. Всеобщность пространства и времени означает, что они существуют, пронизывая все структуры универсума. Объективность пространства и времени означает, что они существуют, пронизывая все структуры универсума, независимо от возможности восприятия или отсутствия таковой.

Направление времени

По вопросу осмысления порядка и направленности времени сложилась концепция, которая восходит к гераклитовскому «panta rei» ‒ все течет, все изменяется. Она признает объективную реальность временных процессов вообще и течения времени в частности. Это означает, что между событиями прошлого, настоящего и будущего имеются реальные различия. Вместе с тем подлинным бытием, с точки зрения данной концепции, обладают лишь события настоящего. Прошлое существует в воспоминании, события будущего, неизвестно, будут ли еще существовать. И только в моменте настоящего возможные события на основе прошлых причин приходят в реальное бытие. Затем они уходят в прошлое, оставляя лишь след в настоящем.

Здесь уместно вспомнить о парадоксе времени, который был сформулирован еще Аристотелем и дополнен Августином Блаженным. Прошлое не существует уже, будущее не существует еще, следовательно, актуально существует лишь настоящее. Если предположить, что само настоящее стягивается в лишенное длительности мгновение, следовательно, настоящее тоже не существует. Таким образом, оказывается, что время вообще не обладает реальностью.

Для разрешения этой ситуации, чтобы не прийти к ложному выводу об исчезновении временной реальности, следует иметь в виду, что мгновение – это далее не расчленимый атом длительности, квант длительности. Сама длительность при этом понимается как совокупность мгновений, заключенная в некоторые границы, каковыми являются начальные и конечные мгновения существования того или иного объекта. В настоящем в «снятом» виде хранится прошлое как его основание и будущее как его возможность. А миг и длительность есть неразрывные, друг друга обусловливающие и друг друга отрицающие характеристики времени.

По проблеме направления времени имеются расхождения между классической механикой и статистической физикой. Законы ньютоновской классической механики являются обратимыми. Другими словами, интегрирование дифференциальных уравнений движения сводится к вычислению траекторий движения частицы, которые дают полное описание поведения частицы как в прошлом, настоящем, так и в будущем. Достаточно задать начальные условия и уравнения движения тела, чтобы получить полное описание его движения для любого момента времени. Таким образом, имеется полная обратимость процессов и их детерминированность ‒ предопределенность. Согласно представлениям Ньютона, Творец создал мир и привел его в движение. В дальнейшем этот мир развивался по своим однозначно детерминированным законам. Эта идея получила название «лапласовский детерминизм». Его крайним выражением явилась идея мирового дифференциального уравнения, которая принадлежит французскому математику и физику Пьеру Симону Лапласу (1749 – 1827). Если написать уравнение движения всех тел Вселенной, то это даст возможность на основе настоящего на любой промежуток времени описать прошлое и определить будущее.

С развитием статистической физики и термодинамики на место причинных динамических законов становятся статистические законы, позволяющие предвидеть эволюцию природы не с абсолютной достоверностью, а лишь с большой степенью вероятности.

Стрела времени

Время – одно из самых загадочных понятий философии и естествознания. Это – одно из фундаментальных понятий научной картины мира. Блаженный Августин признавался: пока его никто не спрашивает о том, что такое время, он это понимает, но когда хочет ответить на такой вопрос, попадает в тупик. «Душа моя горит желанием проникнуть в эту необъяснимую для нее тайну», ‒ говорил он.

Нам известно одно неотъемлемое свойство времени – его направленность от прошлого к будущему. Действительно, при описании любых явлений, с которыми человеку приходится иметь дело, прошлое и будущее играют разные роли. Это справедливо для физики, изучающей макроскопические явления, биологии, геологии, гуманитарных наук. Для микромира на фундаментальном уровне описания направленности времени не существует. Почему это именно так и не иначе? Известный физик Артур Эддингтон придумал яркое название – «стрела времени».

Английский астрофизик Фрейд Хойл высказал мысль о связи направления времени с направлением процесса увеличения расстояний между галактиками в ходе расширения Вселенной, которое наблюдается в настоящее время. Эту идею поддержал и Эддингтон. О расширении Вселенной свидетельствует «красное смещение» спектральных линий в излучении удаляющихся друг от друга галактик. Однако расширение в каждом месте не наблюдается ‒ размеры тел не расширяются. Следовательно, расширение Вселенной не может влиять на ход времени в элементарных процессах. Связь с расширением Вселенной может определять только «космологическую шкалу времени».

Существует и субъективное восприятие течения времени в результате психологических процессов, которые дают нам «психологическую шкалу времени». Вопрос о психологическом времени сам по себе очень сложен. Время способно протекать то быстро (например, ночью), то медленно (в минуты томительного ожидания) и сосредоточиваться в настоящем (по принципу «здесь и сейчас»). Прошлое при этом является вечным и, в то же время, одномоментным.

В то же время во Вселенной идет необратимый процесс роста энтропии. Не он ли определяет стрелу времени? Действительно, согласно австрийскому физику Людвигу Больцману, возрастание энтропии означает необратимость процесса и рассматривается как проявление возрастающего хаоса, постепенного «забывания» начальных условий. Таким образом, термодинамические процессы определяют и «термодинамическую шкалу времени».

Итак, фактически мы имеем три «стрелы времени»:

 

· космологическую ‒ расширение Вселенной

· психологическую ‒ субъективное восприятие, опыт

· термодинамическую ‒ рост энтропии

Та закономерность, согласно которой эти три «стрелы времени» в настоящее время в нашей Вселенной совпадают, является одной из загадок современной научной картины мира.

Свойства пространства и времени

Свойства пространства:

· протяженность

· однородность

· изотропность

Свойства времени:

· длительность

· необратимость

· однородность

Соотношение времени и вечности

Согласно рассуждению выдающегося русского философа Николая Александровича Бердяева,нить во времени разорвана на три части. Будущее – убийца прошлого и настоящего. Во времени обнаруживается злое, истребляющее начало. Такое рассуждение должно быть включено в более широкую концепцию. Философия истории должна признать, что та действительность, которую мы считаем прошлым, есть действительность не умершая, а вошедшая в какую-то вечную действительность. Исторический процесс имеет двойственную природу: он что-то истребляет, но, с другой стороны, сохраняет. Истинное время – ноуменальное, а не феноменальное, в нем нет разрыва между прошлым, настоящим и будущим.

ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА

Детерминизм

Вопрос о том, выступает ли мир в своем существовании и развитии как упорядоченный Космос или неупорядоченный хаос, всегда интересовал философов, начиная с Античности. В зависимости от этого ответа, философские учения распадались на два направления: философский детерминизм и философский индетерминизм.

Детерминизм есть общее учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и предметов вне этой универсальной взаимосвязи.

Принцип детерминизма. Все явления и предметы чем-то обусловлены.

Виды детерминизма

Существуют три логических вида детерминизма:

1) связь состояний;

2) функциональная связь;

3) причинная связь.

Связь состояний – тип непричинной обусловленности: любые вещи, состояния, события могут быть связаны состояниями.

Пример. Рождение братьев-близнецов. Рождение одного и другого связаны не причинно, но состояниями.

Функциональная связь – другой тип непричинной обусловленности – самая жесткая. Параметры связаны законом.

Пример. Связь радиуса и длины окружности. При этом радиус и длина окружности причинно не связаны.

В качестве примеров можно привести множество физических и математических закономерностей.

Итак, непричинные отношения между явлениями можно определить как такие отношения, в которых наблюдается взаимосвязь, взаимозависимость, взаимообусловленность между ними, но отсутствует непосредственное отношение генетической производительности и временнóй асимметрúи.

Причинная связь

Причинная связь: всякое явление и событие могут вызвать другое явление и событие, вследствие чего возникает цепь взаимосвязанных событий. Отношение причинения, возникающее при взаимодействии двух объектов, имеет генетический, порождающий характер.

Причинавзаимодействие тел или элементов, вызывающее соответствующие изменения во взаимодействующих телах, элементах, сторонах или порождающее новое явление.

Причина есть взаимодействие, следствие – результат взаимодействия.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.