Сделай Сам Свою Работу на 5

Переоткрытие проблемы сознания в Новое время





Переоткрытие проблемы сознания происходило в обстановке, когда человек освободился от власти и опеки сверхчувственного, перестал признавать свою принадлежность двум мирам: земному и неземному. Философия возвеличила субъекта, абсолютизировала человеческую деятельность и способности. Единственным подлинным существованием вещей было признано их существование в мысли.

Новая метафора сознания: сознание – некий сосуд, в котором содержатся идеи и образы до того, как оно включается в общение с миром.

Сознания нет без самосознания – таков был вывод философов Нового времени.

Сознание – это творчество. Человек взял на себя миссию творения мира на уровне явления (того, что дано чувствам).

Весьма интересны сравнения взглядов на сущность сознания представителей различных эпох в философии.

Плотин: сознание есть соприкосновение с мистическими элементами духа.

Декарт: если сознание соприкасается с мистическим, то это происходит от непросвещенности ума человека.

Плотин: сознание эмоционально окрашено.

Декарт: мышление бесстрастно.

Плотин: сознание вторично. Сознание не занимает всю сферу духовного опыта, выше сознания находится бессознательная жизнь Я в Боге.



Декарт: сознательное в человеке преобладает над бессознательным.

Итак, Декарт заложил основы отождествления сознания и души с предметно-логическим содержанием. Религиозные и мистические компоненты опыта сознания были утеряны.

Маркс: диалектико-материалистическая концепция сознания

Плотин: сознание – отражение высшего мира.

Декарт и Кант: сознание – первичная реальность.

Маркс: бытие определяет сознание, сознание есть осознанное бытие.

Под бытием Маркс понимал реальные условия жизни людей в обществе. Словосочетание, веденное Марксом, ‒ «общественное сознание» ‒ не поняли бы ни Плотин, ни Декарт.

Маркс: сознание есть всегда «мое сознание». Например, каждый верует в Бога на «свой лад».

Сознание и бессознательное

Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания.



К сфере бессознательного относятся инстинкты.

Фрейд: «Оно» – бессознательное. Этой силой управляет либидо. «Сверх-Я» – общественные нормы. Необходима постоянная работа по превращению «Оно» в «Я», освобождение от давления стихии бессознательного. Необходимо усилить «Сверх-Я».

Мышление

Мышление – процесс оперирования конкретно-чувственными и понятийными образами.

В психологии давно установлен факт существования форм, отличающихся от абстрактного мышления, в частности, существование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. В отличие от наглядно-действенного мышления, при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа. Мышление манипулирует не самими вещами, а только их образами, представлениями о вещах.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

Понятия пространства и времени

Пространство и время понимаются как взаимосвязанные формы существования материальных тел. Пространство – это такая форма бытия материи, которая выражает ее протяженность, структурность, взаимодействие. Время – форма бытия материи, характеризующая длительность существования всех объектов и последующие смены состояний.

Пространство – порядок покоящихся друг относительно друга элементов материи.

Время – длительность и последовательность смены состояний.

Две концепции понимания связи пространства и времени

В истории философии сложились две концепции, вскрывающие сущность пространства и времени: субстанциональная и релятивистская (или реляционная, от лат. relatio – отношение).



Субстанциальная концепция

Родоначальники субстанциональной концепции Демокрит (по проблеме пространства) и Платон (во взглядах на время) трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, не зависимые ни от материи, ни друг от друга. Демокрит ввел представление о реальном существовании пустоты как вместилища движения атомов. Без пустоты, по его мнению, атомы лишены такой возможности. Время отождествимо с вечностью – это чистая длительность, равномерно текущая от прошлого к будущему. Время есть вместилище событий.

Эти идеи, разделявшие материю, движение, пространство и время на самостоятельные субстанции, позднее были развиты в классической механике Ньютона и имели широкое распространение вплоть до начала XX столетия. Пространство – пустой ящик, в который опускаются все вещи. Время – единый мировой маятник, колебания которого идут в независимости от положения вещей. Эйнштейн так характеризовал представления Ньютона о пространстве: если убрать все деревья, то лес останется.

Представления о пространстве и времени как о пустых вместилищах вещей и событий имеют под собой определенные эмпирические основания. В области обычного опыта и малых скоростей, в макромире (а макромир есть основная среда обитания человека) не наблюдается прямой связи между пространством, временем и движущимся предметом. Объект может быть удален из определенного места, но от этого пространство не изменится и не исчезнет. Аналогичным образом воспринимается и время, оно безразлично к объектам.

Релятивистская концепция

Тит Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» писал:

 

И неизбежно признать, что никем ощущаться не может

Время само по себе вне движения и покоя.

 

Подобные взгляды поддерживал диалектик Гегель. «Мы не можем обнаружить никакого пространства, которое было бы самостоятельным пространством; оно всегда есть наполненное пространство и нигде не отличается от своего наполнения».

Русский математик Николай Иванович Лобачевский высказал предположение о существовании таких свойств пространства и времени, которые не описываются эвклидовой геометрией. Это отвергало концепцию абсолютного пространства, ибо последнее должно описываться лишь одной геометрией. В 1833 году Лобачевский прочитал доклад: «О воображаемой геометрии мира». Он был уверен, что это геометрия реального мира. Но был осторожен, поэтому в названии доклада имеется слово «воображаемый». Лобачевский заявил, что пространство и время – разные для разных миров и определяются движением материи. По Лобачевскому, геометрия мира определяет искривление пространства-времени, «геометрия определяет физику».

В соответствии с общей теорией относительности,основные идеи которой были сформулированы Альбертом Эйнштейном в 1915 г., пространство и время существуют не сами по себе, как не существуют и в отдельности друг от друга, а находятся в неразрывной связи с материей, не обладают никакой самостоятельностью и выступают как атрибуты единого и многообразного целого. Образуя единый пространственно-временной континуум, они также зависят и от скорости движения материальных тел. Геометрические свойства пространства и времени зависят от распределения в них гравитационных масс. Вблизи тяжелых объектов геометрические свойства пространства и времени начинают отклоняться от эвклидовых, а темп течения времени замедляется. Пространственно-временные характеристики меняются в зависимости от взаимного расположения тяготеющих масс, вблизи которых происходит искривление пространства-времени. Пространство-время полностью определяется телами.

Итак, второе направление, релятивистское, связывается с пониманием пространства и времени не как самостоятельных сущностей, а как особых отношений между объектами и процессами реального мира. Вне этих отношений, с данной точки зрения, пространство и время не существуют.

С момента появления теории относительности начинает преобладать релятивистская концепция.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.