Раздел 1. Западная философия от античности до первой половины XIX века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
«ФИЛОСОФИЯ»
Направление подготовки (специальность) высшего образования
Актёрское искусство
Квалификации
«Артист драматического театра и кино»
«Артист эстрады»
Год приема – 2015, формы обучения – очная, заочная
Автор-составитель:
Свешникова Ирина Геннадиевна, канд. филос. наук, доцент
Суворова Галина Дмитриевна, канд. филос. наук, профессор
Рецензент:
Шор Юрий Матвеевич, докт. филос. наук, профессор
ПРИНЯТА на заседании кафедры
19.10.2015, протокол № 7
УТВЕРЖДЕНА на заседании Совета факультета
00.00.2015, протокол №
ЗАРЕГИСТРИРОВАНА учебно-методическим кабинетом
00.00.2015, регистрационный номер
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Информационная карточка рабочей программы
Направление подготовки (специальность) высшего образования
| 52.05.01 Актёрское искусство
| Квалификация
| Артист драматического театра и кино
Артист эстрады
| Год приема студентов
|
| Реализуемые формы обучения
| Очная, заочная
| Раздел рабочего учебного плана
| Блок 1. Дисциплины (модули)
Базовая часть
| Наименование дисциплины
| Философия
| Трудоемкость дисциплины
| 3 зачетные единицы / 108 часов
|
2. Перечень планируемых результатов освоения дисциплины (модуля)
В результате освоения дисциплины (модуля) студент должен овладеть следующими компетенциями, определенными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки (специальности):
способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК - 2);
готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК - 3);
способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК - 4);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК - 7).
3. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Освоение дисциплины «Философия» опирается на материал дисциплин «Онтология и теория познания», «История философии», «История этических учений», «Философская антропология».
Дисциплина является одной из опорных для последующего освоения таких дисциплин рабочего учебного плана, как «Эстетика», «Социология».
Освоение дисциплины проходит в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами подготовки:
Формы обучения
| Аудиторные часы
| Часы на самост. работу
| Всего з.е. / часов
| Формы контроля
| Групповые / индивидуальные занятия
| Сес. конс.
| Очная
| 6 семестр: 2 х 15 нед. = 30 часов.
|
|
| 1 / 36
| Зачёт
| 7 семестр: 2 x 15 нед. = 30 часов.
|
|
| 2 / 72
| Экзамен
| Всего: 60 час.
|
|
| 3 / 108
|
| Заочная
| 7 семестр: 2 х 4 нед. = 8 часов.
|
|
| 1 / 36
| Зачёт
| 8 семестр: 2 х 2 нед. = 4 часов.
|
|
| 2 / 72
| Экзамен
| Всего: 12 час.
|
|
| 3 / 108
|
|
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1. Разделы и темы дисциплины (модуля)
Раздел 1. Западная философия от античности до первой половины XIX века
Тема 1.1. СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ.Философия — универсальная теоретическая форма отношения к миру и его постижения. Своеобразие философского познания: радикальность философских проблем, нацеленность на целостный смысловой анализ бытия.
Теоретическое мышление как главный инструмент философского познания. Различие философской и научной истины. Неприменимость к философии понятия прогресса.
Соотнесенность философии с мифологией и религией. Философское понятие и художественный образ. Понятие философии и религиозное представление.
Истоки человеческой потребности в философии. Философствование как личностный акт.
Тема 1.2. ДОСОКРАТОВСКАЯ АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: КОСМОС И БЫТИЕ.Специфика античного философствования. Телесность и одушевленность античного космоса.
Милетская школа натурфилософии. Поиски первоначала: "вода" Фалеса, "воздух" Анаксимена, "апейрон" Анаксимандра.
Пифагор: число, мера и гармония как основные закономерности бытия. Проблема души и душевной жизни человека. Пифагорейский союз и пифагорейский образ жизни.
Гераклит Эфесский — первый диалектик античности. Мир как вечный процесс, обретающий единство в борьбе контрастов. Космос — "вечно живой огонь". Всеобщность отрицания, вражды, распри, превращения. Логос как закон изменения, "разум мира".
Демокрит: учение об атомах и пустоте.
Эмпедокл: поиски "корней всех вещей". Учение о четырех элементах. Любовь и Вражда как движущие силы мира.
Анаксагор: «все заключается во всем». "Гомеомерии" как семена вещества. "Сущее бесконечно". "Нус" (Ум) — разумная движущая сила мира.
Тема 1.3. СОФИСТЫ И СОКРАТ: ОТ КОСМОСА К ЧЕЛОВЕКУ.Софистика как явление философии и культуры. Противоположность софиста (мудреца) философу — любителю мудрости. Софисты как первые платные учителя философии. Субъективная диалектика софистов. Протагор: "человек есть мера всех вещей". Вклад софистов в отработку форм логического рассуждения и доказательства.
Сократ: философия как искусство жизни. "Познай самого себя" и "Я знаю, что я ничего не знаю" — исходные постулаты Сократа. Борьба с софистами: поиски абсолютной безусловной истины. Сократический метод как диалектика в действии: от иронии к майевтике. "Добродетель есть знание". Бессмертие души и ответственность человека как разумного существа перед высшим богом — истиной.
Сократическая школа киников: Антисфен и Диоген Синопский. Киник как "безумствующий Сократ". Свобода — высшее благо. Бегство от всех социальных связей и зависимостей. Идеалы опрощения, естественности, аскетизма. Космополитизм киников.
Сократическая школа киренаиков: Аристипп. Свобода от условностей. Протест против общепринятых нравственных норм во имя раскрепощения живой человеческой натуры. Наслаждение как высшее благо.
Тема 1.4. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ: ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬПлатон: устремленность к познанию сущности и содержания истинного бытия. Роль Сократа в человеческой и философской судьбе Платона.
От критики чувственного знания в теории идей. Мир вещей и мир идей, преходящее и вечное, становящееся и пребывающее. Восхождение к миру идей с помощью философского Эроса. Идея как умопостигаемая сущность предмета, его смысл. Эрос как стремление к вечной идеальной форме бытия, духовное рождение человека.
Вечность и бессмертность души. Душа как посредник между миром идей и миром вещей. Знание как припоминание. Миф о пещере. Философия — искусство очищения души, ее освобождения от тела.
Социально-политическая концепция Платона. Идеальное государство, его структура и законы. Роль и место искусства в идеальном государстве Платона.
Аристотель: философия "первых начал и причин". Проблема субстанции. Форма, материя, движение и цель — принципы структуры всякой вещи.
Разработка Аристотелем основных философских категорий. Логика, учение о силлогизме, доказательстве, формулировка основных законов формальной логики.
Психология Аристотеля: структура души.
Этика Аристотеля: добродетель как способность поступать наилучшим образом. Золотая середина" — отличительный признак нравственного поступка. Идеал моральной деятельности — активный разум.
"Полития" Аристотеля. "Человек — общественное животное". Проблема совершенного государства и совершенного гражданина. Идеал разумного устройства: преобладание "среднего элемента". Разумный эгоизм как принцип социального общения: "живи в меру щедро".
Тема 1.5. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯЭпикур: удовольствие как цель жизни. Истинное удовольствие как отсутствие страдания. Свобода от страха перед смертью, Богами, природной необходимостью. Самоценность индивидуальной жизни, ее направленность на себя. "Живи незаметно". Атараксия, невозмутимость и безмятежность духа как идеал эпикурейского образа жизни.
Стоицизм: Зенон, Марк Аврелий, Луций Анней Сенека. Утверждение фатальной необходимости природных процессов и человеческой судьбы. Дилемма внутренней и внешней жизни: принцип абсолютной внутренней свободы человека. Апатия как бесстрастность к внешнему и вынужденному. Умеренность, мужество, рассудительность как долг человека перед своей жизнью.
Скептицизм: Пиррон, Тимон, Секст-Эмпирик. "Истинно ничего не существует". Разочарование в возможностях объективного знания о мире. Воздержание от догматических утверждающих высказываний. Невозмутимость и умеренность в практике.
Неоплатонизм: Плотин. Многоступенчатая модель бытия.- Единое, Ум, Душа. Единое как непостижимое рациональным способом основание бытия. Понятие эманации. Двойственная природа человека. Душа и ее путь к вечности. Этапы очищения души. Прорыв к Единому через интеллектуальную интуицию. Иррациональный мистический экстаз как упоение мышления самим собой.
Тема 1.6. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯСредневековая философия и философия античности: качественное отличие и преемственность. Характерные черты средневекового стиля мышления. Христианство и средневековая философия.
Аврелий Августин: новое измерение философии. "Верю, чтобы понимать". Истина и знание: высший разум как мышление Бога. Бог как абсолютное бытие. Космос как творение Бога. Время и его измерение. Открытие глубин человеческой души: свобода воли, совесть, Божественная благодать. "Исповедь" Августина Блаженного — величайшее произведение средних веков. Философия истории: "град земной" и "град Божий".
"Последний римлянин" Северин Боэций. Вклад Боэция в сохранение культурного наследия античности. Логика как искусство рассуждения. Проблема Фортуны и Божественного промысла: дилемма временного и вечного. "Утешение философией" как высшее благо.
"Ангельский доктор" Фома Аквинский. Примирение науки и теологии, веры и разума. "Философия — служанка богословия". Теория бытия: сущность и существование, материя и форма, потенция и акт. Доказательства бытия Бога. Человек как единство души и тела в их гармонии. Этика Фомы: наличие зла в мире и теодицея.
Тема 1.7. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯОсновные принципы культуры и философии эпохи Возрождения. Связь с античностью. Отношение к ценностям средних веков. Творческий пафос Возрождения. Возрожденческий титанизм и его "обратная сторона".
Пантеистическая философия Николая Кузанского. Бог как актуальная бесконечность. Бытие Бога в мире как бытие мира в Боге. Человек как микрокосм. Познавательные способности человека и проблема "ученого незнания".
Социально-политическая концепция Никколо Макиавелли. Человек в системе общественных отношений и деятельности. Расхождение сущего и должного. Личность и обстоятельства. Нравственные постулаты и политическая выгода. Концепция личности в системе власти "казаться — то же самое, что быть.
Ренессансный скептицизм Мишеля Монтеня. Человек и познание: "а что я знаю"?
Индивидуальность и ее внутренний мир: "постичь свою сущность". Жизнь как занятие и искусство.
Тема 1.8. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИОбщие закономерности философского рационализма Нового времени. Научный идеал в философии.
Френсис Бэкон: "великое восстановление наук", "Знание — сила". Демократизация истины. Необходимость изучения природы. Индуктивный метод Бэкона. Очищение разума от влияния страстей и воли: учение о "призраках" ("идолах") человеческого познания.
Рене Декарт: рационалистический метод в философии. Методическое сомнение и проблема достоверного знания. Доказательство бытия Бога и бессмертия души.
Психофизическая проблема. Учение о страстях и правила морального поведения. Картезианство и его значение в истории философии.
"Этика" Бенедикта Спинозы. Субстанция Бог-Природа. Атрибуты субстанции: мышление и протяженность. Человек как модус Бога или Природы. Логическое бессмертие человека. Учение об аффектах, разум как высшая страсть. Понятие интеллектуальной интуиции. Свобода как осознанная необходимость. "Смотреть на все с точки зрения вечности".
Религиозно-мистическая концепция человека у Блеза Паскаля. Бессилие разума перед лицом бесконечности. Парадокс человека: борьба разума и страстей, его ничтожество и величие. Смерть — трагическая проблема человеческой жизни. Человек - "мыслящий тростник". Религия как разрешение всех противоречий человеческого существования. Знаменитое "пари Паскаля". Паскаль - предтеча философии экзистенциализма.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|