Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 1. Западная философия от античности до первой половины XIX века





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

«ФИЛОСОФИЯ»

 

Направление подготовки (специальность) высшего образования

Актёрское искусство

Квалификации

«Артист драматического театра и кино»

«Артист эстрады»

 

Год приема – 2015, формы обучения – очная, заочная

 

 

Автор-составитель:

Свешникова Ирина Геннадиевна, канд. филос. наук, доцент

Суворова Галина Дмитриевна, канд. филос. наук, профессор

 

Рецензент:

Шор Юрий Матвеевич, докт. филос. наук, профессор

 

 

ПРИНЯТА на заседании кафедры

19.10.2015, протокол № 7

 

УТВЕРЖДЕНА на заседании Совета факультета

00.00.2015, протокол №

 

ЗАРЕГИСТРИРОВАНА учебно-методическим кабинетом

00.00.2015, регистрационный номер


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Информационная карточка рабочей программы

 

Направление подготовки (специальность) высшего образования 52.05.01 Актёрское искусство
Квалификация Артист драматического театра и кино Артист эстрады  
Год приема студентов
Реализуемые формы обучения Очная, заочная
Раздел рабочего учебного плана Блок 1. Дисциплины (модули) Базовая часть
Наименование дисциплины Философия
Трудоемкость дисциплины 3 зачетные единицы / 108 часов

 



2. Перечень планируемых результатов освоения дисциплины (модуля)

 

В результате освоения дисциплины (модуля) студент должен овладеть следующими компетенциями, определенными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки (специальности):

способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК - 2);

готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК - 3);

способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК - 4);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК - 7).

 

3. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы



 

Освоение дисциплины «Философия» опирается на материал дисциплин «Онтология и теория познания», «История философии», «История этических учений», «Философская антропология».

Дисциплина является одной из опорных для последующего освоения таких дисциплин рабочего учебного плана, как «Эстетика», «Социология».

Освоение дисциплины проходит в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами подготовки:

 

Формы обучения Аудиторные часы Часы на самост. работу Всего з.е. / часов Формы контроля
Групповые / индивидуальные занятия Сес. конс.
Очная 6 семестр: 2 х 15 нед. = 30 часов. 1 / 36 Зачёт
7 семестр: 2 x 15 нед. = 30 часов. 2 / 72 Экзамен
Всего: 60 час. 3 / 108  
Заочная 7 семестр: 2 х 4 нед. = 8 часов. 1 / 36 Зачёт
8 семестр: 2 х 2 нед. = 4 часов. 2 / 72 Экзамен
Всего: 12 час. 3 / 108  

 

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

1. Разделы и темы дисциплины (модуля)

Раздел 1. Западная философия от античности до первой половины XIX века

Тема 1.1. СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ.Философия — универсальная теоретическая форма отношения к миру и его постижения. Своеобразие философского познания: радикальность философских проблем, нацеленность на целостный смысловой анализ бытия.

Теоретическое мышление как главный инструмент философского познания. Различие философской и научной истины. Неприменимость к философии понятия прогресса.

Соотнесенность философии с мифологией и религией. Философское понятие и художественный образ. Понятие философии и религиозное представление.



Истоки человеческой потребности в философии. Философствование как личностный акт.

Тема 1.2. ДОСОКРАТОВСКАЯ АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: КОСМОС И БЫТИЕ.Специфика античного философствования. Телесность и одушевленность античного космоса.

Милетская школа натурфилософии. Поиски первоначала: "вода" Фалеса, "воздух" Анаксимена, "апейрон" Анаксимандра.

Пифагор: число, мера и гармония как основные закономерности бытия. Проблема души и душевной жизни человека. Пифагорейский союз и пифагорейский образ жизни.

Гераклит Эфесский — первый диалектик античности. Мир как вечный процесс, обретающий единство в борьбе контрастов. Космос — "вечно живой огонь". Всеобщность отрицания, вражды, распри, превращения. Логос как закон изменения, "разум мира".

Демокрит: учение об атомах и пустоте.

Эмпедокл: поиски "корней всех вещей". Учение о четырех элементах.
Любовь и Вражда как движущие силы мира.

Анаксагор: «все заключается во всем». "Гомеомерии" как семена вещества. "Сущее бесконечно". "Нус" (Ум) — разумная движущая сила мира.

Тема 1.3. СОФИСТЫ И СОКРАТ: ОТ КОСМОСА К ЧЕЛОВЕКУ.Софистика как явление философии и культуры. Противоположность софиста (мудреца) философу — любителю мудрости. Софисты как первые платные учителя философии. Субъективная диалектика софистов. Протагор: "человек есть мера всех вещей". Вклад софистов в отработку форм логического рассуждения и доказательства.

Сократ: философия как искусство жизни. "Познай самого себя" и "Я знаю, что я ничего не знаю" — исходные постулаты Сократа. Борьба с софистами: поиски абсолютной безусловной истины. Сократический метод как диалектика в действии: от иронии к майевтике. "Добродетель есть знание". Бессмертие души и ответственность человека как разумного существа перед высшим богом — истиной.

Сократическая школа киников: Антисфен и Диоген Синопский. Киник как "безумствующий Сократ". Свобода — высшее благо. Бегство от всех социальных связей и зависимостей. Идеалы опрощения, естественности, аскетизма. Космополитизм киников.

Сократическая школа киренаиков: Аристипп. Свобода от условностей. Протест против общепринятых нравственных норм во имя раскрепощения живой человеческой натуры. Наслаждение как высшее благо.

Тема 1.4. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ: ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬПлатон: устремленность к познанию сущности и содержания истинного бытия. Роль Сократа в человеческой и философской судьбе Платона.

От критики чувственного знания в теории идей. Мир вещей и мир идей, преходящее и вечное, становящееся и пребывающее. Восхождение к миру идей с помощью философского Эроса. Идея как умопостигаемая сущность предмета, его смысл. Эрос как стремление к вечной идеальной форме бытия, духовное рождение человека.

Вечность и бессмертность души. Душа как посредник между миром идей и миром вещей. Знание как припоминание. Миф о пещере. Философия — искусство очищения души, ее освобождения от тела.

Социально-политическая концепция Платона. Идеальное государство, его структура и законы. Роль и место искусства в идеальном государстве Платона.

Аристотель: философия "первых начал и причин". Проблема субстанции. Форма, материя, движение и цель — принципы структуры всякой вещи.

Разработка Аристотелем основных философских категорий. Логика, учение о силлогизме, доказательстве, формулировка основных законов формальной логики.

Психология Аристотеля: структура души.

Этика Аристотеля: добродетель как способность поступать наилучшим образом. Золотая середина" — отличительный признак нравственного поступка. Идеал моральной деятельности — активный разум.

"Полития" Аристотеля. "Человек — общественное животное". Проблема совершенного государства и совершенного гражданина. Идеал разумного устройства: преобладание "среднего элемента". Разумный эгоизм как принцип социального общения: "живи в меру щедро".

Тема 1.5. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯЭпикур: удовольствие как цель жизни. Истинное удовольствие как отсутствие страдания. Свобода от страха перед смертью, Богами, природной необходимостью. Самоценность индивидуальной жизни, ее направленность на себя. "Живи незаметно". Атараксия, невозмутимость и безмятежность духа как идеал эпикурейского образа жизни.

Стоицизм: Зенон, Марк Аврелий, Луций Анней Сенека. Утверждение фатальной необходимости природных процессов и человеческой судьбы. Дилемма внутренней и внешней жизни: принцип абсолютной внутренней свободы человека. Апатия как бесстрастность к внешнему и вынужденному. Умеренность, мужество, рассудительность как долг человека перед своей жизнью.

Скептицизм: Пиррон, Тимон, Секст-Эмпирик. "Истинно ничего не существует". Разочарование в возможностях объективного знания о мире. Воздержание от догматических утверждающих высказываний. Невозмутимость и умеренность в практике.

Неоплатонизм: Плотин. Многоступенчатая модель бытия.- Единое, Ум, Душа. Единое как непостижимое рациональным способом основание бытия. Понятие эманации. Двойственная природа человека. Душа и ее путь к вечности. Этапы очищения души. Прорыв к Единому через интеллектуальную интуицию. Иррациональный мистический экстаз как упоение мышления самим собой.

Тема 1.6. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯСредневековая философия и философия античности: качественное отличие и преемственность. Характерные черты средневекового стиля мышления. Христианство и средневековая философия.

Аврелий Августин: новое измерение философии. "Верю, чтобы понимать". Истина и знание: высший разум как мышление Бога. Бог как абсолютное бытие. Космос как творение Бога. Время и его измерение. Открытие глубин человеческой души: свобода воли, совесть, Божественная благодать. "Исповедь" Августина Блаженного — величайшее произведение средних веков. Философия истории: "град земной" и "град Божий".

"Последний римлянин" Северин Боэций. Вклад Боэция в сохранение культурного наследия античности. Логика как искусство рассуждения. Проблема Фортуны и Божественного промысла: дилемма временного и вечного. "Утешение философией" как высшее благо.

"Ангельский доктор" Фома Аквинский. Примирение науки и теологии, веры и разума. "Философия — служанка богословия". Теория бытия: сущность и существование, материя и форма, потенция и акт. Доказательства бытия Бога. Человек как единство души и тела в их гармонии. Этика Фомы: наличие зла в мире и теодицея.

Тема 1.7. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯОсновные принципы культуры и философии эпохи Возрождения. Связь с античностью. Отношение к ценностям средних веков. Творческий пафос Возрождения. Возрожденческий титанизм и его "обратная сторона".

Пантеистическая философия Николая Кузанского. Бог как актуальная бесконечность. Бытие Бога в мире как бытие мира в Боге. Человек как микрокосм. Познавательные способности человека и проблема "ученого незнания".

Социально-политическая концепция Никколо Макиавелли. Человек в системе общественных отношений и деятельности. Расхождение сущего и должного. Личность и обстоятельства. Нравственные постулаты и политическая выгода. Концепция личности в системе власти "казаться — то же самое, что быть.

Ренессансный скептицизм Мишеля Монтеня. Человек и познание: "а что я знаю"?

Индивидуальность и ее внутренний мир: "постичь свою сущность". Жизнь как занятие и искусство.

Тема 1.8. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИОбщие закономерности философского рационализма Нового времени. Научный идеал в философии.

Френсис Бэкон: "великое восстановление наук", "Знание — сила". Демократизация истины. Необходимость изучения природы. Индуктивный метод Бэкона. Очищение разума от влияния страстей и воли: учение о "призраках" ("идолах") человеческого познания.

Рене Декарт: рационалистический метод в философии. Методическое сомнение и проблема достоверного знания. Доказательство бытия Бога и бессмертия души.

Психофизическая проблема. Учение о страстях и правила морального поведения. Картезианство и его значение в истории философии.

"Этика" Бенедикта Спинозы. Субстанция Бог-Природа. Атрибуты субстанции: мышление и протяженность. Человек как модус Бога или Природы. Логическое бессмертие человека. Учение об аффектах, разум как высшая страсть. Понятие интеллектуальной интуиции. Свобода как осознанная необходимость. "Смотреть на все с точки зрения вечности".

Религиозно-мистическая концепция человека у Блеза Паскаля. Бессилие разума перед лицом бесконечности. Парадокс человека: борьба разума и страстей, его ничтожество и величие. Смерть — трагическая проблема человеческой жизни. Человек - "мыслящий тростник". Религия как разрешение всех противоречий человеческого существования. Знаменитое "пари Паскаля". Паскаль - предтеча философии экзистенциализма.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.