Сделай Сам Свою Работу на 5

Типологические характеристики научно-популярного излания





Современные средства популяризации научных знаний раз­нообразны. К ним относятся и кино, и телевидение, и радио, и периодическая печать. Особая роль принадлежит книжным и журнальным изданиям. В нашей стране издается множество научно-популярных журналов. Широко известны такие, как «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Природа» и др.

Наиболее фундаментальным средством популяризации продолжают оставаться книжные научно-популярные издания. В широком значении научно-популярным книжным изданием следует считать издание, которое содержит сведения о теорети­ческих и/или экспериментальных исследованиях и предназначе­но для популяризации и пропаганды основ и достижений науки и техники, культуры и результатов прикладной деятельности сре­ди широких масс читателей в доступной для них форме.

В обшем, предметом содержания научно-популярного из­дания можно считать все, что имеет отношение к науке и науч­ным исследованиям, — результаты научных исследований, на­учную область, в которой проводятся (проведены) исследова­ния; объект исследования; научную проблему (задачу), цель и метод исследования; условия, в которых проводятся исследова­ния, используемые аппаратура и материалы; факты, составля­ющие основу исследования (науки), включая данные наблюде­ний и экспериментов, открытия, изобретения, теории, законы, гипотезы и др. Характеризуя предмет содержания научно-по- пулярного издания, можно сказать словами Н.Г. Чернышев­ского: «...популярные книги перечеканивают в ходячую монету тяжелый слиток золота, выплавленный наукою»1.



Тематика научно-популярных изданий может быть весьма широкой. Она должна определяться потребностями и задача­ми общества, интересами и спросом читателей. С этим связаны целевое назначение и функциональные свойства научно-попу­лярных изданий.

Целевое назначение научно-популярного издания — попу­ляризация и пропаганда основ и достижений науки, техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широ­ких масс читателей. Что касается функциональных свойств, то онй весьма разнообразны.

Важнейшей функцией научно-популярной книги является популяризация и пропаганда научных знаний. Именно это в самом общем определении составляет целевое назначение рас­сматриваемой книги. Данная функция наряду с просветитель­ской и ознакомительно-образовательной во все времена явля­лась ведущей. Пропагандируя научные знания, ученый переда­ет массам последнее слово в науке и тем самым знакомит их с этим новым знанием, способствуя повышению их образователь­ного уровня и решая просветительскую задачу. Научные знания духовно обогащают читателя научно-популярной книги, пробуж­дая в нем дальнейший познавательный интерес, способствуют развитию его творческой инициативы, наконец, приобщают к знанию. Широко известен призыв Н.К. Крупской к ученым прийти на помощь рабочим в их учебе. В своих выступлениях в печати и в переписке с известными учеными она приглашала их отдавать свои знания народу. Ее обращения были адресованы С.И. Вави­лову, В.Л. Комарову, А.Н. Баху, Н.Д. Зелинскому, А.Е. Ферсма­ну и др.



Одной из главных целей научно-популярной книги является формирование научного мировоззрения читателя. Мировоззрен­ческая функция предполагает изложение в научно-популярной книге естественнонаучных знаний и законов природы, освеще­ние достижений в разработке теоретических проблем, откры­вающих новые перспективы науки и на ее основе новые воз­можности прогресса производства. Примерами научных реше­ний, оказавших особое влияние на понимание объективной реальности мира, явились теория естественного отбора Дарви­на, периодический закон Менделеева, учение об условных реф­лексах Павлова.

Соединение науки и демократии как условие формирования научного мировоззрения было программой научного творчества К.А. Тимирязева. Он утверждал, что цели и потребности науки и демократии — истинной науки и истинной демократии — одни и те же. Цели формирования научного мировоззрения читателей послужила и популяризаторская деятельность К-А. Тимирязева по распространению дарвинизма. Благодаря его мастерскойпропаганде «Теория происхождения видов» Ч. Дарвина полу­чила в нашей стране быстрое и широкое признание.



Реализация функции формирования научного мировоззрения непосредственно связана с приобщением человека к научным знаниям, воспитанием у читателя восприимчивости, понимания сути науки, научно-технического прогресса. Популярные изда­ния по искусству выполняют важную функцию эстетического воспитания.

Для каждого, кто следит за развитием науки, научно-попу­лярные издания независимо от того, относятся они к техничес­ким, гуманитарным наукам, к искусству или другим отраслям научного познания, нужны и полезны как средство расширения научно-познавательного кругозора. Эта их функция имеет не менее важное значение, чем перечисленные выше. Во всяком случае, можно предполагать, что цель ознакомиться с последни­ми достижениями науки часто выступает в качестве стимула для прочтения различных изданий и особенно журнальных и газетных статей и заметок, а также для прослушивания сообще­ний по радио или просмотра телепередач.

У научно-популярных изданий есть и другие функции: со­действие решению читателем практических задач; профессио­нальная ориентация читателя; адаптация его к определен­ным условиям и т.п. Использование предоставляемых научно- популярным изданием возможностей зависит от целей действия и интересов читателя, а также от его стремления к реализации полученных сведений.

Названные функциональные свойства научно-популярного издания должны быть учтены при подготовке издания к печа­ти. Необходимо видеть, какому читателю адресуется издание. Понятно, что вопрос о профориентации, к примеру, может быть актуальным в первую очередь для молодых людей, вступивших на путь самостоятельной жизни.

Известны точки зрения, согласно которым научно-популяр­ное издание должно выполнять информативные функции. Это не вызывает возражений. Научно-популярную книгу можно считать и воспринимать как источник научной информации.

Оценивая таким образом научно-популярную книгу, следует признать ее как средство научной коммуникации. Конечно, не в таком качестве, как научная книга. Ее можно рассматриватькачестве источника научной информации не только в сфере отечественной науки, но и науки зарубежной. Поэтому важно (и об этом следует заботиться редактору), чтобы научная попу­ляризация не обходила стороной достижения мировой науки.

Еще сравнительно недавно научно-популярная книга адре­совалась большей частью читателю, не имеющему системати­ческого образования. Авторы научно-популярных книг при из­ложении научного материала шли по пути упрощения, стара­лись приводить как можно больше элементарных понятий из физики, химии, астрономии, математики, геологии, биологии и других наук, которые являются базовыми для естествознания и техники, и давали им популярное толкование.

В современных условиях задачи научной популяризации рас­ширились и усложнились, потому что «вырос» и сильно изме­нился читатель. Расширились, как было показано, и функции научно-популярной книги. В ней нуждаются не только широкие массы читателей, но и ученые и специалисты самых разных на­правлений. Она нужна тем, кто учится, и тем, кто окончил учеб­ное заведение. Нужна она и в послевузовском образовании. На этом этапе знания дает самостоятельная работа, и этому помо­гает научно-популярная книга. Проблемы современной науки и техники в широком плане интересуют и врача, и педагога, и юриста, и артиста, и художника.

Таким образом, получается, что ныне научно-популярная книга стала всеобщей потребностью. Вместе с тем очевидно, что она не может быть единой для всех. Следовательно, редак­тору необходимо отчетливо представлять уровень подготовки и потребности конкретных групп читателей. Только при этом ус­ловии можно обеспечить читателя нужной ему книгой.

Строгое деление читателей научно-популярной книги по груп­пам — дело трудноразрешимое. Ее читательская аудитория включает всех — от школьника до ученого — по образователь­ному уровню, возможностям восприятия научных знаний и це­лям их получения. Существуют и другие факторы, обусловли­вающие потребности в научно-популярных книгах, — характер постоянных занятий, специальность, отношение читателя к той области научных знаний, которую отражает книга (непосред­ственное, косвенное и т.п.), возраст, познавательные склоннос­ти и многое другое. При самом общем подходе принято считать, что читателем научно-популярной книги является неспециалист. Речь идет о человеке, который не является специалистом в какой-нибудь области вообще, в том числе в той, с которой связана тема книги.

Выявление читательских потребностей осуществляется пу­тем маркетинговых исследований.

Читательскую аудиторию научно-популярной книги можно разделить на две части: ту, которая является массовой и вклю­чает читателей-неспециалистов, и ту, в которую входят специа­листы из смежных отраслей.

Массовый читатель весьма разнообразен, и его деление на какие-либо определенные группы, возможно, во многом услов­но. Можно обозначить значительную читательскую категорию, которую представляют люди, обладающие достаточно высокой общей подготовкой, в том числе имеющие высшее профессио­нальное образование, которые следят за развитием науки, тех­ники, искусства, проявляют систематический интерес к дости­жениям научно-технического и общественного прогресса. В на­учно-популярной книге эти читатели ищут ответы на актуальные вопросы мироздания, бытия, духовной жизни. Их интересы мо­гут быть обусловлены потребностью дальнейшего самообразо­вания, желанием заполнить досуг полезным чтением. Наравне с любознательностью ими может владеть склонность к позна­вательной деятельности, к анализу, обобщению и оценке новых научных и технических достижений, а также к выявлению воз­можностей их использования.

Другую группу составляют читатели, которые имеют общее, цельное представление о мире и интересуются новыми знания­ми о нем в порядке самообразования и с желанием более широ­кого его познания. Такими читателями могут быть люди со сред­ним образованием и определенным жизненным опытом. Для них научно-популярная книга может представлять ценное по­собие при решении практических вопросов. Конечно, тут дело не только в образовании. О нем приходится упоминать, глав­ным образом, постольку, поскольку редактор должен учиты­вать при создании книги возможности ее прочтения и восприя­тия читателем. В принципе, читатели, которых мы относим к данной группе, — это люди начитанные, порой обладающиесистематическими знаниями предмета и устойчивым опреде­ленным мировоззрением.

Широкую массовую группу представляют учащиеся всех видов и форм образования — от младшего школьника до вы­пускника вуза. Очевидно, что эту группу следует рассматри­вать, подразделяя ее на ряд подгрупп хотя бы по образова­тельным и возрастным признакам. Можно также учитывать психологический настрой, познавательный интерес, которые во многом зависят от ступени обучения, возраста, пола.

Для учащихся научно-популярная книга может представ­лять специальный интерес в качестве обучающего средства, которое дополняет обязательные учебные издания и служит расширению программных знаний.

Рассматривая категорию читателей, которую составляют специалисты из смежных отраслей, нужно учитывать одну из особенностей современной науки и техники. В ходе научно-тех­нической революции осуществляются дробление функции и струк­туры производства, дифференциация наук. Но преобладающей и определяющей является другая тенденция — интеграция, ве­дущая к становлению науки как единой сложной системы. С одной стороны, на стыках двух, даже трех традиционных наук возникают новые (биохимия, физико-химическая механика). С другой стороны, рождаются науки синтезирующего характера, объединяющие ряд далеко отстоящих наук, нередко естествен­ных и гуманитарных (кибернетика, науковедение), и происходит взаимопроникновение методов исследования. Например, в ре­зультате математизации наук возникли математическая геоло­гия, математическая лингвистика. Все чаще решаются пробле­мы, требующие знаний в области ряда наук (бионика).

Еще одним примером является развитие и применение в различных сферах, в том числе в самок науке, новых информа­ционных технологий, широкая информатизация всего общества.

Ученые признают, что современная наука развивается так стремительно, стала настолько сложной и многогранной, что человек, чтобы в полной мере ощущать свое время, не может обойтись без научных знаний, популярно изложенных. Вот мне­ние академика Б.М. Кедрова: «В большинстве своем ученые знакомятся с достижениями коллег из других отраслей, с но­винками советской и мировой науки через популярную лите­ратуру. Ныне в той же химин фронт исследований настолько широк, что ученый с правого фланга вряд ли уяснит... что тво­рится на левом»1. Следовательно, можно сказать, что одной из новых функций научно-популярной книги является взаимная информация ученых и инженерно-технических работников о со­стоянии и проблемах, о достижениях и новых методах исследо­вания, применяемых в самых разных отраслях знаний.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.