Этюд «Наши конфликты с детьми»
Цель: изменение родительских установок и позиций, обучение родителей новым формам общения с ребенком.
Методика проведения: проигрывание анонимных семейных конфликтов между участниками. Используется метод видеокоррекции. Ведется запись взаимодействия участников.
Контракт-обязательство»
Цель: отреагирование эмоций, повышение уверенности родителей в том, что
они могут достичь позитивных изменений в поведении ребенка и в
отношениях в семье.
Методика проведения:
___________дата_______________________________________________место
Личный контракт- обязательство
Я,____________________________________________________осознаю, что:
Мне нравится мое или и следующие созвучные с именем ощущения моей
сущности:
а)_________________________________________________________________
б)_________________________________________________________________
в)
Мне нравится мое настоящее «Я» и особенно мои следующие черты:
а)_________________________________________________________________
б)_________________________________________________________________
в)_________________________________________________________________
Я как мужчина (женщина) силен (сильна) в следующем:
а)_________________________________________________________________
б)_________________________________________________________________
в)_________________________________________________________________
Я очень хочу расти и развиваться. Вот те изменения, которые уже
произошли во мне и являются моим достижением:
а)_________________________________________________________________
б)_________________________________________________________________
в)_________________________________________________________________
Это очень полезное открытия, и я хочу идти дальше к новым делам:
а)_________________________________________________________________
б)_________________________________________________________________
в)_________________________________________________________________
Я действительно способен добиться этого. Поэтому я стремлюсь
к новым изменениям, чтобы обогатить свою жизнь и насладиться ею.
Продолжая развиваться, я намерен:
а)_________________________________________________________________
б)_________________________________________________________________
в)_________________________________________________________________
Мне радостно понимать, что теперь я сам выбираю свой собственный стиль
жизни и это позволяет мне двигаться к полному осуществлению своих
желаний и по праву занять принадлежащее мне место в мире. Я также
признаю, что я могу выбирать друзей, собственное дело, распоряжаюсь своим
временем, могу побыть один или с другими людьми – как захочу.
Я люблю____________________________________________________________
близкого мне человека, и считаю своим приятным долгом говорить ему об
этом сейчас и в будущем.
Я люблю своих детей и хочу, чтобы они знали об этом, чтобы они были
уверены, что я действительно принимаю и люблю их за то, что они есть.
Я люблю следующих людей:
а)_________________________________________________________________
б)_________________________________________________________________
в)_________________________________________________________________
Они помогают мне жить, и я намерен постоянно выражать признательность за их существование.
Я люблю следующие дела:
а)_________________________________________________________________
б)_________________________________________________________________
в)_________________________________________________________________
И я намерен более полно и настойчиво заниматься ими. Все сказанное мною о моих способностях, целях, правах и обязанностях— правда.
Я беру на себя обязательство сделать все, что в моих силах, чтобы выполнить условия этого контракта.
Я оставляю за собой право пересматривать и изменять формулировки утверждений, изложенных выше, совершенствуя записи, переутверждая обязательства.
Собственноручно подписано мною сегодня.
7. Домашнее задание
См. первое занятие.
8. «Откровенно говоря…»
Цель: отреагирование эмоций.
Методика проведения: нужно закончить предложения, которые даны, высказав тем самым свое отношения к происходящему.
Откровенно говоря…
Дата занятия________________
Мое имя____________________
1. Во время занятия я понял, что…
2. Самым эффективным считаю…
3. Я не смог быть более откровенным, так как…
4. На занятии мне не удалось…
5. Больше всего мне понравилось, как работал(а)…
6. На следующем занятии я хотел бы…
7. На месте ведущего я…
Занятие №3.
Цель:создать благоприятные условия для работы в группе, способствовать самоанализу участников, раскрыть качества, необходимые для эффективных межличностных отношений в семье.
Внутреннее состояние».
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое, коррекция эмоциональной сферы.
Методика проведения: родители и подростки стоят по кругу. Каждый по очереди делает движение, отражающее его внутреннее состояние, а остальные участники повторяют это движение 3-4 раза, стараясь вчувствоваться в состояние человека, его. После завершения упражнения можно задать группе вопрос: «Какое, по вашему мнению, состояние у каждого из нас?». После того как относительно состояние одного из участников будет высказано несколько гипотез, следует обратиться к нему, чтобы выяснить его действительное состояние.
День рождение».
Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.
Методика проведения: доброволец должен представить, что у него сегодня день рождения. К нему собираются в гости члены группы. Он надеется, что каждый из них принесет какой-то подарок и хорошее настроение. Пространство группы преобразуется в пространство комнаты или квартиры, у дверей которой доброволец-именинник встречает своих гостей. Условием «входа» в эту воображаемую квартиру является произнесение поздравления имениннику и мотивированное вручение ему воображаемого подарка.
Упражнение на самоанализ».
Цель: открытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию.
Методика проведения: закончить предложение по кругу в группе из трех человек:
- «Раньше я был…»
- «На самом деле я…»
- «Скоро я…»
Лишний стул».
Цель: формирование групповой сплоченности, снятие напряжения.
Методика проведения: участники игры ходят по внешнему кругу. Одного стула не хватает. По хлопку ведущего надо успеть сесть на стул. Затем с каждым витком игры убирается один стул, но выбывающих игроков нет, так как можно садиться на колени и т. д. В конце остается «куча мала» на одном стуле.
Угадай».
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выражать свое.
Методика проведения: родители и подростки получают карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния и затем по очереди изображают эти эмоциональные состояния. Остальные члены группы стараются понять, какое состояние изображено.
Пословицы».
Цель: осознание и свободное принятие новых способов взаимодействия.
Методика проведения: участники группы делятся на две подгруппы. Каждой подгруппе дается время на подготовку, в ходе которой она должна будет выбрать какую-либо пословицу и продумать, как ее изобразить. Это может быть или скульптурное изображение, или невербальное действие. В изображении должны принимать участие все члены группы. В то время как первая подгруппа показывает то, что она подготовила, вторая подгруппа отгадывает, какая пословица изображена. Затем подгруппы меняются местами.
Пословицы:
1. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
2. Каково семя, таково и племя.
3. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
4. Вся семья вместе, так и душа на месте.
5. На что и клад, когда в семье лад.
Живой кокон».
Цель: развитие социальной сензитивности, социального доверия.
Методика проведения: ведущий ставит добровольца посередине группы и говорит: «Закрой глаза. Приготовься к чему- то необычному. Не удивляйся ничему. Просто будь внимателен». После этого по команде ведущего остальные участники по возможности бесшумно подходят к добровольцу и комфортно для него кладут одну ладонь на тело добровольца. «Что с тобой происходит? Что ты чувствуешь?» - спрашивает ведущий после некоторой паузы.
8. «Откровенно говоря…»
Цель: отреагирование эмоций.
Методика проведения: нужно закончить предложения, которые даны, высказав тем самым свое отношения к происходящему.
Откровенно говоря…
Дата занятия________________
Мое имя____________________
1. Во время занятия я понял, что…
2. Самым эффективным считаю…
3. Я не смог быть более откровенным, так как…
4. На занятии мне не удалось…
5. Больше всего мне понравилось, как работал(а)…
6. На следующем занятии я хотел бы…
7. На месте ведущего я…
[1] Горностай П.П. Творчество как форма освоения и переживания времени личности//Психология личности и время жизни человека. Черновцы: ЧГУ, 1991. С. 24- 32
[2] Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь / [Пер. с англ. О. Гатановой] — СПб.: Речь, 2010. С. 121-123
[3] Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь / [Пер. с англ. О. Гатановой] — СПб.: Речь, 2010., С. 126
[4] Ковалев, В.И. Время деятельности личности как психологическая проблема / В.И. Ковалев// Время деятельности личности: психологические исследования. ЧГУ. - 2013. С. 98
[5] Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. "Психология" / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2014. С. 302-306
[6] Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. "Психология" / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2014. С. 309
[7] Арестова О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности // Вопр. психол. 2000. № 4. С. 102-104
[8] Мандрикова, Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал . - 2008. - том 29, №4 . С. 54-65
[9] Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2014. С. 212-214
[10] Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2014. С. 369
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|