Сделай Сам Свою Работу на 5

Временная перспектива группы





 

Рассмотрев список наиболее часто проводимых исследований временной перспективы, были замечены области, такие как временная перспектива по возрастным группам, группам психического и соматического здоровья, аддиктивного поведения, социального благополучия и т.д. Среди них встречались исследования временной перспективы профессиональных групп.

В этих исследованиях фигурировали группы юристов, медиков, учителей, военнослужащих, а так же студентов и абитуриентов (будем считать эту группу профессиональной, т.к. в исследованиях рассматривался аспект профессиональной идентификации студентов). Исследований временной перспективы фотографов обнаружено не было.

В подобных исследованиях основными гипотезами выдвигались представления о том, что особенности временной перспективы зависят от профессиональной принадлежности. В качестве независимой субъектной переменной выступали профессиональная принадлежность у испытуемых. В качестве зависимой переменной - особенности временной перспективы. Выбранные методы схожи с выбранными нами лишь с добавлением методики Коттла.

Вот лишь некоторые выводы по завершению подобных исследований:



- Учителя менее ориентированы на стремление к будущим целям, чем стоматологи и юристы.

- Юристы, программисты и учителя воспринимают свое прошлое, настоящее и будущее более цельно и взаимосвязано, чем стоматологи.

- Стоматологи более склонны вспоминать свое прошлое в позитивных красках, тепло и сентиментально, чем программисты. Но при этом у них присутствует фаталистическое отношение к будущему и жизни, по сравнению с учителями.

- Фактор «Негативное прошлое» выше у группы программистов по сравнению с учителями.

Благодаря тому, что есть удачные исследования профессиональных групп с точки зрения временной перспективы, то можно полагать, что поставленная гипотеза в этом исследовании подтвердится[9].

 

2.2. Влияние лидерства на изменения временной перспективы

 

Лидер должен восприниматься как «один из нас». Изучение деловых биографий преуспевающих лидеров показывает, что лидер имеет определенные общие характеристики с членами группы. Поэтому он воспринимается как «один из нас», а не «пришелец». Идентификация самих себя с пришельцем была бы для группы крайне затруднительна.



Лидер должен восприниматься как «подобный большинству из нас». Ему мало быть настоящим членом группы, он должен восприниматься как в особой степени воплощающий в себе нормы и ценности, имеющие наибольшее значение для группы.

До какой степени лидеры устоявшихся групп могут изменять принятые в них нормы и ценности? Концепция лидера, как «великого человека» предполагает, что он может навязывать свои желания группе, прибегая к власти, свойственной его положению (статусу). Однако есть и другая концепция, согласно которой группа всегда сильнее лидера и поэтому он вынужден принять нормы, принятые в группе. В целом вопрос о влиянии лидера на изменения временной перспективы группы очень интересен и важен, но пока еще не полностью выяснен.

Лидер должен восприниматься как «лучший из нас», ему должны доверять. Принять основные нормы и ценности группы еще недостаточно, чтобы стать лидером. Нужно быть не только как «большинство из нас», но и, как это ни парадоксально, «лучшим из нас», поскольку лишь представляясь выдающейся личностью, он может служить примером для группы и символизировать «отца». Быть «лучшим» необходимо также для того, чтобы осуществлять эффективное управление и кооперирование работы группы. Если лидер не является экспертом относительно задач группы, то эти задачи или не будут выполнены, или будут выполнены крайне посредственно.

Но хотя лидер и должен быть «лучшим из нас», он не должен быть и намного лучше. Он не должен быть и намного умнее. Во-первых, слишком умный не воспринимается как «один из нас». Во-вторых, его интересы тогда могут быть далеки от проблем группы, он не будет достаточно мотивирован для того, чтобы помогать группе. В-третьих, могут возникнуть проблемы коммуникабельности ввиду большого различия в интеллекте. И, наконец, есть основания полагать, что очень умный лидер предпримет нововведения, к принятию которых группа не готова, поскольку они противоречат установившейся групповой идеологии; в этом случае лидер не будет и как «большинство из нас».



Лидер должен оправдывать ожидания последователей. У членов группы может быть общее установившееся мнение относительно того, как должен вести себя лидер и какие функции он должен выполнять. И они будут выбирать и удерживать только таких лидеров, которые соответствуют их ожиданиям[10].

Две функции лидера, упомянутые ранее, — устранение индивидуальной ответственности и символизация отца — предполагают, что в лидеры будет выбран тот, кто способен удовлетворить такие потребности индивида, как потребность на кого-то положиться, с кем-то сродниться и т.д.

Таким образом, личность выбираемого лидера частично зависит от личностных свойств последователей.

В управлении большинством американских промышленных и финансовых организаций предпочтение отдается волевому, директивному руководству; подбираются управляющие, способные оказывать давление, принуждать, толкать.

 


 

3. Исследование влияния лидерства на изменения временной перспективы группы

 

В проведённом исследовании было проведение фокус-группового интервью с участием влияния личностных качеств тренинг руководителя на временную перспективу группы респондентов.

В работе применялась шкала депрессии Бека.

Нами были сформированы 2 группы по 10 человек лидером которой был тренинг-руководитель.

В ходе проведения исследования группы разведённых были поделены на контрольную и экспериментальную.

Данные, полученные до проведения тренинговых мероприятий на выявление депрессии (Бек) (см. Приложение 1).

Контрольная группа

У 20% (2) тяжёлая форма депрессии.

У 50% (5) наблюдается средняя степень депрессии

У 30% (3) легкая форма депрессии.

Рис. 1. Данные состояния уровня депрессии у контрольной группы разведённых до проведения тренинга

 

Экспериментальная группа

У 30% (3) тяжёлая форма депрессии

У 50% (5) средняя степень депрессии

У 20% (2) легкая степень депрессии

Рис. 2. Данные состояния уровня депрессии у экспериментальной группы разведённых до проведения тренинга

 

В экспериментальной группе до проведения работы тренинг-руководителя наблюдается тяжёлая и умеренная депрессия, лишь у некоторых отмечена легкая форма депрессии. Во втором триместре, наоборот, у большей части исследуемых женщин депрессия отсутствует. В третьем триместре, как и в первом, у большей части наблюдается депрессия умеренная либо легкая.

В экспериментальной группе (в которой работал тренинг руководитель).

5 человек, претерпели развод от 2-5 месяцев назад, в 5 человек претерпели расставание 2-3 года назад.

2 из респондентов очень тяжело переживали развод и о будущем даже не задумывались. Их не волновало, что будет с ними дальше.

Патопсихологические группы испытуемых характеризуются ограничениями во временной перспективе, «скудными» перспективными планами, содержащими очень мало будущих возможностей. При депрессивных состояниях наблюдается устойчивое сокращение длины временной перспективы личности, а также включение во временную перспективу личности доминирующих элементов из прошлого субъекта (смешение временной перспективы и ретроспективы). Для респондентов типична неспособность отказаться от прошлого и продвигаться к будущему. Эти люди видят будущее как «бесформенную карту» и не могут использовать настоящее как мост между прошлым и будущим.

Психокоррекционная работа с испытуемыми проходила в форме тренинга (См. Приложение 2).

После проведения коррекционной работы значительно улучшились показатели у респондентов экспериментальной группы (рис. 3).

Рис. 3. Данные о состоянии депрессии после проведения коррекционной работы

Отмечены следующие результаты: 20% - средняя степень депрессии, 30% с легкой степенью депрессии, у 50% депрессия не отмечена.

У них появились перспективные планы на жизнь, если раньше они не видели будущего, то сейчас строят планы на дальнейшую жизнь, карьеру, новые отношения.

Таким образом, мы можем сделать несколько важных выводов:

У человека, попадающего в ситуацию развода или разрыва с близким еловеком рассматриваемую нами как потенциально критическую настоящий период жизненного пути переживается как, сложный, требующий преодоления, настоящее рассматривается как беспомощное и безнадежное, а прошлое воспринимается как негативное. Отмечается сужение временной перспективы, т.е. при сохранении восприятия длительности будущего у человека в ситуации разрыва отмечается событийная опустошенность, он фиксируется на своем депрессивном состоянии, ранее планируемые события заменяет желание выйти из ситуации депрессии.

Лидер, человек которому люди доверились, может достаточным образом повлиять на данную ситуацию и с помощью специальных психо-коррекционных методов сгладить и откорректировать уровень депрессии у разведённых.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Лидерство - сложный социально-психологический процесс группового развития, в результате которого и происходит возникновение и дифференциация групповой структуры, ее оптимизация и непрерывное совершенствование.

Лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов.

"Формальное" лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. "Неформальное" лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников.

Лидер непременно должен быть авторитетной личностью, однако существуют и другие немаловажные характеристики. Одно из наиболее важных качеств лидера - умелое общение. Общение тесно связано с доверием. И каждый факт своего общения с людьми лидер может рассматривать как реализованную или упущенную возможность вызова их доверия.

В результате проведенного исследования мы получили данные, свидетельствующие о том, что люди, страдающие при разводе, имеют измененный временной компонент идентичности, что подтверждается нарушением временной протяженности и преемственности событий собственной жизни, деформацией жизненно-смысловой перспективы - сужается перспектива будущего, выделяется позитивная установка на прошлое и фаталистическая на настоящее. Респонденты обеспокоены и заняты только ближайшими во времени событиями, начинают переоценивать и переосмысливать значение всех жизненных ситуаций с точки зрения настоящей ситуации, возможны изменения жизненной стратегии. Происходит совершенно новое осмысление собственной жизни личностью, что может являться этапом к обретению новой идентичности и новых смыслов.

После проведённых исследований, можно сделать заключение о том, что временная перспектива поддается коррекции.

При анализе временной перспективы личности выделяется ее стратегический аспект – построение глобальных жизненных планов, масштабность которых носит индивидуальный характер и связана с мотивационной направленностью личности; и операциональный аспект – целеполагание и планирование субъектом собственной деятельности, ее результатов и последствий в данной жизненной ситуации. Конкретно-ситуативными составляющими временной перспективы личности являются, например, цели и намерения

У человека, попадающего в ситуацию развода или разрыва с близким человеком рассматриваемую нами как потенциально критическую настоящий период жизненного пути переживается как, сложный, требующий преодоления, настоящее рассматривается как беспомощное и безнадежное, а прошлое воспринимается как негативное. Отмечается сужение временной перспективы, т.е. при сохранении восприятия длительности будущего у человека в ситуации разрыва отмечается событийная опустошенность, он фиксируется на своем депрессивном состоянии, ранее планируемые события заменяет желание выйти из ситуации депрессии.

При несогласованности перспективы, когда человек недостаточно связывает будущие события с настоящими и прошлыми, возникает феномен «временной некомпетентности», который негативно сказывается на степени адаптированнности личности к конкретным условиям жизнедеятельности. Несогласованность перспективы связана с низкой субъективной актуальностью событий жизни, с переживанием жизни как чрезмерно растянутого. Данные психологических исследований обнаруживают прямую или опосредованную связь параметров будущей временной перспективы с такими личностными характеристиками как самооценка, я-концепция, мотивация достижений, тревожность, импульсивность и ряд других. Уровень развития будущей временной перспективы, критерием которого выступают ее продолжительность, оптимистичность и реализм, степень дифференцированности и согласованности, связан с уровнем психического и социального развития личности.

Таким образом, временная перспектива представляет собой важный личностный конструкт, отражающий временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров: протяженность, направленность, когерентность (согласованность), эмоциональный фон и другие.

 


 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Арина Г.А. Николаева В.В. Психология телесности: методологические этапы и принципы клинико-психологического анализа. Междисциплинарные проблемы психологии телесности // Материалы межведомственной научно-практической конференции. Из-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2014.

2.Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — Издание второе, перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2015. — 288 с.

3.Арестова О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности // Вопр. психол. 2000. № 4.

4.Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев: Наукова думка,1984. - 208 с.

5. Горностай П.П. Творчество как форма освоения и переживания времени личности//Психология личности и время жизни человека. Черновцы: ЧГУ, 1991. С. 24- 32.

6.Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь / [Пер. с англ. О. Гатановой] — СПб.: Речь, 2010. – 352 с.

7.Ковалев, В.И. Время деятельности личности как психологическая проблема / В.И. Ковалев// Время деятельности личности: психологические исследования. ЧГУ. - 2013. С. 98

8.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. "Психология" / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2014. - 509 с.

9.Леонтьев Д.А., Шелобанова, Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии, 2001. № 1. С. 57-65.

10.Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2014. — 18 с.

11.Мандрикова, Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал . - 2008. - том 29, №4 . С. 54-65

12.Митина О.В. Опросник по временной перспективе Ф. Зимбардо (ZTPI): результаты психометрического анализа русскоязычной версии/О.В. Митина. //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.-2008.-№4. С. 67-90.

13.Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2014. - 608 с.

14.Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов / А.В. Серый. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 186с.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опросник депрессии А. Бека

Опросник депрессии А. Бека предназначен для оценки наличия депрессивных симптомов у обследуемых на текущий период. Опросник основан на клинических наблюдениях и описаниях симптомов, которые часто встречаются у депрессивных психиатрических пациентов в отличие от не депрессивных психиатрических пациентов в отличие от не депрессивных психиатрических пациентов. Систематизация этих наблюдений позволила выделить 21 утверждение, каждое из которых представляет собой отдельный тип психопатологической симптоматики и включает следующие пункты:

1) печаль; 2) пессимизм; 3) ощущение невезучести; 4) неудовлетворенность собой; 5) чувство вины; 6) ощущение наказания; 7) самоотрицание; 8) самообвинение; 9) наличие суицидальных мыслей; 10) плаксивость; 11) раздражительность; 12) чувство социальной отчужденности; 13) нерешительность; 14) дисморфофобия; 15) трудности в работе; 16) бессонница; 17) утомляемость; 18) потеря аппетита; 19) потеря в весе; 20) озабоченность состоянием здоровья; 21) потеря сексуального влечения. Выделенные шкалы дают возможность выявить степень выраженности депрессивной симптоматики, так как каждая из них представляет собой группу вопросов, состоящую из четырех утверждений, соответственно оцениваемых в баллах от 0 до 3. Максимально возможная сумма - 63 балла. В настоящее время опросник депрессивности Бека широко применяется в клинико-психологических исследованиях и в психиатрической практике для оценки интенсивности депрессии. Когда суммарный балл по шкале меньше 9, это рассматривается как отсутствие депрессивных симптомов; сумма баллов от 10 до 18 характеризуется как "умеренно выраженная депрессия", от 19 до 29 баллов — "критический уровень" и от 30 до 63 баллов — "явно выраженная депрессивная симптоматика". Как показали многочисленные исследования (Fairbank et al, 1983; Огг P. S. et al., 1990 и др.), проведенные на участниках военных действий во Вьетнаме и Корее, уровень депрессивности по шкале Бека у ветеранов с ПТСР был значимо выше, чем ее значения у здоровых испытуемых, вошедших в контрольную группу.

Когнитивно-аффективная субшкала (cognitive—affective, С—А) и субшкала соматизации (somatic—performance, S—P) опросника депрессивности Бека

Несколько исследований были посвящены оценке выраженности депрессивной симптоматики у пациентов с различными медицинскими диагнозами. Пламб и Холланд (Plumb & Holland, 1977), Кэйвэйноф, Кларк и Гиббоне (Cavanough, Clark & Gibbons, 1983) опубликовали результаты исследований, согласно которым различные группы вопросов данного опросника обладают способностью дифференцировать выборки психиатрических, соматических больных и нормы. Были предложены две субшкалы для оценки соответствующих симптомов. Первые 13 пунктов составляют когнитивно-аффективную субшкалу, которая предназначена для оценки выраженности депрессии у тех пациентов, вегетативные и соматические симптомы которых могут послужить причиной для завышенной оценки депрессии. Последние 8 пунктов составляют субшкалу, служащую для оценки соматических проявлений депрессии. Показано, что опросник в высшей степени эффективен для определения депрессии у героиновых наркоманов. Однако результаты исследования Шоу и соавторов (Shaw et al., 1979) говорят о том, что некоторые из соматических симптомов героиновой зависимости совпадают с признаками депрессии, определяемыми данной методикой.. Тем не менее, сравнивая значения по когнитивно - аффективной субшкале между выборками героиновых наркоманов и пациентов с другими психиатрическими диагнозами, можно оценить выраженность депрессии, исключив перекрывающиеся соматические симптомы. Вероятно, когнитивно - аффективная субшкала может быть также применена и на выборке соматических больных, у которых некоторые симптомы, например усталость, могут вносить погрешность в оценку депрессивной симптоматики.

Для определения показателей надежности опросника и его субшкал использовали весь массив данных, полученных на выборках нормальной и клинической популяций. Надежность методики определялась по показателям а-Кронбаха, стандартизованная а, а также методом расщепления теста пополам. Как видно из результатов проведенных исследований, русскоязычная версия опросника обладает достаточно хорошей надежностью.

Опросник

Ф.И.О._____________________

Дата "__"________200_г.

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Выберите одно утверждение в каждой группе, которое лучше всего описывает ваше состояние за прошедшую неделю, включая сегодняшний день. Обведите кружком номер утверждения, которое вы выбрали. Если в группе несколько утверждений в равной мере хорошо описывают ваше состояние, обведите каждое из них. Прежде чем сделать свой выбор, внимательно прочтите все утверждения в каждой группе.

1.

0- Я не чувствую себя несчастным. 1- Я чувствую себя несчастным.

2- Я все время несчастен и не могу освободиться от этого чувства.

3-Я настолько несчастен и опечален, что не могу этого вынести.

2.

0 - Думая о будущем, я не чувствую себя особенно разочарованным.

1- Думая о будущем, я чувствую себя разочарованным.

2- Я чувствую, что мне нечего ждать в будущем.

3-Я чувствую, что будущее безнадежно и ничто не изменится к лучшему.

3.

0 - Я не чувствую себя неудачником.

1- Я чувствую, что у меня было больше неудач, чем у большинства других людей.

2 - Когда я оглядываюсь на прожитую жизнь, все, что я вижу, это череда неудач.

3- Я чувствую себя полным неудачником.

4.

0 - Я получаю столько же удовольствия от жизни, как и раньше.

1 - Я не получаю столько же удовольствия от жизни, как раньше.

2 - Я не получаю настоящего удовлетворения от чего бы то ни было.

3 - Я всем не удовлетворен, и мне все надоело.

5.

0 - Я не чувствую себя особенно виноватым.

1 - Довольно часто я чувствую себя виноватым.

2 - Почти всегда я чувствую себя виноватым.

3 - Я чувствую себя виноватым все время.

6.

0 -Я не чувствую, что меня за что-то наказывают. 1 - Я чувствую, что могу быть наказан за что-то. 2 - Я ожидаю, что меня накажут.

3 - Я чувствую, что меня наказывают за что-то.

7.

0 - Я не испытываю разочарования в себе. 1 - Я разочарован в себе.

2 - Я внушаю себе отвращение.

3 - Я ненавижу себя.

8.

0 - У меня нет чувства, что я в чем-то хуже других. 1 - Я самокритичен и признаю свои слабости и ошибки. 2 - Я все время виню себя за свои ошибки.

3 - Я виню себя за все плохое, что происходит.

9.

0 - У меня нет мыслей о том, чтобы покончить с собой.

1 - У меня есть мысли о том, чтобы покончить с собой, но я этого не сделаю.

2 - Я хотел бы покончить жизнь самоубийством.

3 - Я бы покончил с собой, если бы представился удобный случай.

10.

0 - Я плачу не больше, чем обычно.

1 - Сейчас я плачу больше обычного. 2 - Я теперь все время плачу.

3 - Раньше я еще мог плакать, но теперь не смогу, даже если захочу.

11.

0 - Сейчас я не более раздражен, чем обычно.

1-Я раздражаюсь легче, чем раньше, даже по пустякам.

2 - Сейчас я все время раздражен.

3 - Меня уже ничто не раздражает, потому что все стало безразлично.

12.

0 - Я не потерял интереса к другим людям.

1 - У меня меньше интереса к другим людям, чем раньше.

2 - Я почти утратил интерес к другим людям.

3 - Я потерял всякий интерес к другим людям.

13.

0 - Я способен принимать решения так же, как всегда. 1 - Я откладываю принятие решений чаще, чем обычно. 2 - Я испытываю больше трудностей в принятии решений, чем прежде.

3 - Я больше не могу принимать каких-либо решений.

14.

0 - Я не чувствую, что я выгляжу хуже, чем обычно.

1 - Я обеспокоен тем, что выгляжу постаревшим или непривлекательным.

2 - Я чувствую, что изменения, происшедшие в моей внешности, сделали меня непривлекательным.

3 - Я уверен, что выгляжу безобразным.

15.

0 - Я могу работать так же, как раньше.

1 - Мне надо приложить дополнительные усилия, чтобы начать что-либо делать.

2 - Я с большим трудом заставляю себя что-либо делать. 3 - Я вообще не могу работать.

16.

0 - Я могу спать так же хорошо, как и обычно. 1 - Я сплю не так хорошо, как всегда.

2 - Я просыпаюсь на 1-2 часа раньше, чем обычно и с трудом могу заснуть снова.

3 - Я просыпаюсь на несколько часов раньше обычного и не могу снова заснуть.

17.

0 - Я устаю не больше обычного. 1 - Я устаю легче обычного.

2 - Я устаю почти от всего того, что я делаю.

3 - Я слишком устал, чтобы делать что бы то ни было.

18.

0 - Мой аппетит не хуже, чем обычно.

1 - У меня не такой хороший аппетит, как был раньше.

2 - Сейчас мой аппетит стал намного хуже.

3 - Я вообще потерял аппетит.

19.

0 - Если в последнее время я и потерял в весе, то очень немного. 1 - Я потерял в весе более 2 кг.

2 - Я потерял в весе более 4 кг.

3 - Я потерял в весе более 6 кг.

Я специально пытался не есть, чтобы потерять в весе (обведите кружком):

Да Нет

20.

0 - Я беспокоюсь о своем здоровье не больше, чем обычно.

1 - Меня беспокоят такие проблемы, как различные боли, расстройства желудка, запоры.

2 - Я настолько обеспокоен своим здоровьем, что мне даже трудно думать о чем-нибудь другом.

3 - Я до такой степени обеспокоен своим здоровьем, что вообще ни о чем другом не могу думать.

21.

0 - Я не замечал каких-либо изменений в моих сексуальных интересах.

1 - Я меньше, чем обычно интересуюсь сексом.

2 - Сейчас я намного меньше интересуюсь сексом. 3 - Я совершенно утратил интерес к сексу.


 

Данные проведенного опроса

 

Ф.И.О. До коррекционной работы Характер После коррекционной работы
Тревожность Депрессия Тревожность Депрессия
Р.К.В. Тр=32 Тл=37 Гипертимный Тр= 27 Тл= 35
Р.А.В. Тр=45 Тл=48 Эмотивный Тр=43 Тл=46
Л.Н.Н. Тр=51 Тл=52 Экзальтированный Тр=44 Тл=50
А.Т.А Тр=45 Тл=46 Эмотивный Тр=42 Тл=47
Р.Е.А. Тр=68 Тл=51 Эмотивный Тр=52 Тл=56
Д.А.В. Тр=42 Тл=45 Циклот и эмотивный Тр=30 Тл=43
М.Е.Н. Тр=64 Тл=46 Демонстративный Тр=47 Тл=44
С.О.С. Тр=53 Тл=52 Эмотивный Тр=45 Тл=50
С.Е.С Тр=46 Тл=41 Демонстративный Тр=43 Тл=42
Ч.И.А. Тр=59 Тл=62 Циклотим и эмотивный Тр=32 Тл=60
С.Т.Н. Тр=44 Тл=61 Гипертимный Тр=37 Тл=58
Л.Л.П. Тр=51 Тл=52 Эмотивный Тр=40 Тл=49
Т.Ю.С Тр=36 Тл=41 Гипертимный Тр=26 Тл=40
С.Н.А Тр=53 Тл=52 Педантичный Тр=47 Тл=50
Л.Л.Е Тр=49 Тл=60 Демонстративный Тр=44 Тл=57
Ч.С.Г. Тр=37 Тл=44 Гипертимный Тр=20 Тл=42
С.М.Ш. Тр=53 Тл=62 Эмотивный Тр=42 Тл=56
А.А.К Тр=42 Тл=41 Гипертимный Тр=38 Тл=42
Б.В.Р. Тр=53 Тл=57 Педантичный Тр=44 Тл=59
С.Ю.А. Тр=38 Тл=40 Эмотивный Тр=25 Тл=43
Т.М.Г. Тр=55 Тл=57 Гипертимный Тр=32 Тл=48
Т.К.А Тр=58 Тл=60 Эмотивный Тр=44 Тл=56
С.Л.Г. Тр=46 Тл=52 Гипертимный Тр=43 Тл=46
Ч.Т.Н. Тр=49 Тл=47 Эмотивный Тр=36 Тл=44
Т.Л.Н. Тр=57 Тл=51 Эмотивный Тр=45 Тл=52
П.А.А. Тр=59 Тл=50 Эмотивный Тр=45 Тл=51
К.А.С Тр=47 Тл=43 Гипертимный Тр=36 Тл=42
З.Е.А. Тр=57 Тл=54 Педантичный Тр=49 Тл=55
К.Т.Н. Тр=47 Тл=53 Эмотивный Тр=44 Тл=50
Т.К.В. Тр=38 Тл=44 Эмотивный Тр=36 Тл=44

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

 

Психокоррекционная работа в форме тренинга

Занятие №1.

Цель: ориентация системы психологических взаимодействий на изменение межличностных отношений в семейной жизни

1. «Здравствуй, ты представляешь…!»

Цель: активизация и сближение группы, снятие напряжения, повышение уверенности в себе.

Методика проведения: участники обращаются друг к другу по очереди, заканчивая фразу: «Здравствуй, ты представляешь…» - и начинают описывать какой-то смешной случай, произошедший с ним и его ребенком, или необычный эпизод из семейной жизни.

Поводырь и слепец»

Цель: формирование социального доверия.

Методика проведения: группа распределяется попарно. В каждой паре один из партнеров берет на себя роль ведомого, а другой – ведущего. Ведомый завязывает себе глаза. После этого ведущий коллективными усилиями быстро переставляют стулья. Задача ведущего состоит в том, чтобы познакомить своих ведомых с особенностями видоизмененного пространства. Ведущий должен провести своих подопечных по самому сложному маршруту в комнате. Затем участники меняются ролям, и все повторяется снова.

Ассоциация»

Цель: улучшение социальной адаптации, развитие умения понимать эмоциональное состояние другого.

Методика проведения: участники садятся в кресло так, чтобы каждый мог видеть всех остальных. После этого они начинают описывать состояние друг друга, используя различные ассоциации, привлекая художественные образы, метафоры. Описываемый участник может либо согласиться с тем, как его описали, либо выразить несогласие, но в любом случая должен прокомментировать сказанное.

Брачное объявление»

Цель: развитие стремления к самосовершенствованию.

Методика проведения: представить текст брачного объявления, в котором нужно указать прежде всего свои основные достоинства, а также в нескольких словах охарактеризовать свой идеал.

Ласковое имя»

Цель: реорганизация арсенала средств общения в семье.

Методика проведения: родители садятся в круг и рассказывают, какими ласковыми именами называют своего ребенка, свою жену (мужа). Когда? Почему?

7. Домашнее задание

Цель: осознание внутрисемейных проблем.

Методика проведения: написать сочинение на тему «Моя семья».

8. «Откровенно говоря…»

Цель: отреагирование эмоций.

Методика проведения: нужно закончить предложения, которые даны, высказав тем самым свое отношения к происходящему.

 

Откровенно говоря…

Дата занятия________________

Мое имя____________________

1. Во время занятия я понял, что…

2. Самым эффективным считаю…

3. Я не смог быть более откровенным, так как…

4. На занятии мне не удалось…

5. Больше всего мне понравилось, как работал(а)…

6. На следующем занятии я хотел бы…

7. На месте ведущего я…

 

Занятие №2.

Цель: разрушение внутрисемейных стереотипов, создание атмосферы благополучия, оказание психологической поддержки.

Комплимент»

Цель: формирование умения видеть сильные стороны, положительные качества другого человека.

Методика проведения: родители садятся в большой круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящему слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится и что он хочет сказать об этом, то есть сделать комплимент.

Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.

Злость»

Цель: отреагирование негативных эмоций, изменение представлений о ребенке.

Методика проведения. Ведущий: «Сядьте поудобней, расслабьтесь, глубоко вдохните 3-4 раза и закройте глаза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней представлены фотографии людей, на которых вы обижены (среди них и ваш ребенок). Походите по выставке, постарайтесь вспомнить какую-нибудь конфликтную ситуацию, связанную с этим человеком, а лучше, если этим человеком будет ваш ребенок. Постарайтесь мысленным взором увидеть самого себя в этой ситуации. Представьте, что выражается чувства своему ребенку, на которого разгневаны. Не сдерживайте свои чувства, не стесняйтесь в выражениях, говорите ему все, что хотите».

Я глазами семьи».

Цель: осознание межличностных отношений в семье.

Методика проведения: участник должен представить себя в окружении близких ему людей и сделать предположения: «Сын считает меня…», «Муж (жена) думает, что я…»

Размышления»

Цель: расширение знаний родителей о психологии семейных отношений.

Методика проведения: поразмышлять над следующими русскими пословицами:

1. Коли у мужа с женою лад, так не надобен и клад.

2. Умей дитя родить, умей и научить.

3. Любишь жену, люби и детей кормить.

4. Дитя не плачет – мать не разумеет.

5. Дитя хоть криво, да отцу-матери мило.

6. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы ни плакало.

7. Каково семя, таково и племя.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.