Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность понятия временная перспектива и особенности его развития





ВВЕДЕНИЕ

 

Время является одним из важнейших ресурсов современного человека. Вдвойне оно значимо для человека, пережившего расставание. Взаимодействие со временем является фундаментальной характеристикой человеческого опыта, как объективного (т.е. задаваемого часами), так и субъективного (личные конструкты времени). Психологическое время личности является соединяющим звеном между всеми структурами реальности, пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, т.к. и внешние (природные, экономические, социальные и др.), и внутренние (психические) процессы разворачиваются и происходят во времени.

Временная перспектива выступает в качестве предмета исследования в различных областях и разделах психологии: психологии труда, мотивации, психологии личности, в контексте проблемы профессионального самоопределения и планирования карьеры и др.

Особенно малоизученной остаётся проблема временной перспективы группы и влияние лидерства на её изменения.

Актуальность этой темы состоит в необходимости расширения знаний в сфере временной перспективы группы и влияния лидерских качеств на её изменения.



Цель настоящей курсовой работы состоит в изучении феномена лидерства и временной перспективы среди людей, переживших развод (расставание).

Гипотеза исследования: Лидер оказывает значимое влияние на временную перспективу группы

Методики: фокус-групповое интервью.

Структурно работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.


 

Общая характеристика временной перспективы и лидерства

Сущность понятия временная перспектива и особенности его развития

 

Сущность понятия «временная перспектива» эволюционно претерпевало множество формулировок и интерпретации. Понятие «временной перспективы» стало употребляться после публикации Л.К. Фрэнком при обрисовке «жизненного пространства» человека, которая включает прошлое, настоящее и будущее. Он трактовал временную перспективу как обширную совокупность суждений индивидуума о своём психологическом будущем и психологическом прошлом, которые существуют в данный момент, как динамичное базовое свойство человеческого существования.



Будущее и прошлое составляют два фундаментальных аспекта поведения. Будущее определяется настоящим, настоящее находится под контролем прошлого, прошлое, таким образом, создает ситуацию, когда будущее связывает ценности настоящего и прошлого. В дальнейшем данный термин своего последователя стал использовать Левин К., он дал термину сходное следующее определение: «имеющаяся на настоящий момент целостность видения индивидом своего психологического будущего и своего психологического прошлого». Человек имеет видение не только своего настоящего, но и определенные надежды, ожидания, опасения, желания, которые отнесены в будущее. Вместе с тем временная перспектива включает в себя и психологическое прошлое человека[1].

Таким образом, временная перспектива – это и есть включение прошлого и будущего, идеального и реального плана жизни в план данного момента. Все части, несмотря на их хронологическую разновременность, субъективно переживаются как одновременные и в равной мере определяют поведение человека. Впоследствии Фресс П. вводит понятие «временной кругозор личности», который зависит от состояния психологического поля. Другие авторы предлагали вообще отказаться от данного термина и использовать еще более общий термин «личностное время». Тем не менее, в данном исследовании используется понятие «временная перспектива», представляя достаточно интегративный и одновременно структурированный конструкт.

Время не является абсолютным показателем, оно относительно, и временные характеристики - не внешние для реальности, а выказывают внутренние связи событий. Как изобразил И. Пригожин, понятие о собственном (внутреннем) времени выливается из неустойчивости движения динамических систем вообще, и из неустойчивости процессов, которые протекают в живых системах, в частности. А столкновение разных самоорганизующихся систем есть, прежде всего, столкновение состояний, то есть внутренних системных времён.



Временная перспектива – это представления собственном о будущем и прошлом, существующие в одном моменте настоящего.

Временная перспектива связана с тем, как люди разделяют поток жизненного опыта по определенным временным границам или временным рамкам. Часто это происходит бессознательным образом. Для каждого человека прошлое, настоящее и будущее разнообразны. Различия касаются размера и того, сколько времени люди уделяют размышлению о прошлом, будущем и настоящем.

Можно сказать, что нет теоретического единства в подходе к данной проблеме. Одни исследователи останавливаются на эмоциональной валентности прошлого или будущего, другие на временной доминантности или на пребывании в прошлом или будущем, третьи работают над связностью между прошлым, настоящим и будущим, временной соотнесенностью и другими аспектами временной перспективы.

Временная перспектива является динамическим базовым свойством человеческого существования. Это своего рода структурный стержень мотивационной сферы личности, на который, образуя систему саморегуляции, нанизаны смыслы, мотивы, ценности личности.

Проанализированная в плане экзистенциальном, т.е. существования, личность есть не некая точка, которая ставится в настоящем времени, но некий его эпицентр, к которому она относит (по мере надобности) данные будущего и прошлого, определенным образом соорганизуя и соподчиняя их.

Согласно Нюттену Ж. термин «временная перспектива» относят к трём разным аспектам психологического времени: временная установка, собственно временная перспектива и временная ориентация. Временная установка является позитивная и негативная настроенность субъекта по отношению к своему настоящему, прошлому и будущему. Временная ориентация – это преобладающая направленность поведения на события и объекты прошлого, будущего или настоящего. Само же понятие временной перспективы Ж. Нюттен представляет анализировать по аналогии с пространственной перспективой. В данном случае, когнитивные репрезентации для временной перспективы становятся тем же самым, что и зрительное восприятие для пространственной. И тогда временную перспективу можно охарактеризовать такими свойствами как протяженность, глубина, насыщенность, структурированность и реалистичность[2].

Существует довольно стабильная индивидуальная тенденция акцентировать ту или иную временную рамку и, таким образом, вырабатывать стойкое временное «предубеждение». То есть некоторые из людей более ориентированы на будущее, другие более ориентированы на настоящее или на прошлое.

Филипп Зимбардо выделяет два аспекта ориентации на прошлое:

- негативное прошлое (прошлое видится неприятным и вызывающим отвращение);

- положительные мысли о прошлом (прошлый опыт и времена видятся приятными, «через розовые очки», с ноткой ностальгии).

Также выделяют два аспекта ориентации на настоящее:

- гедонистическое (полное удовольствия, ценится наслаждение моментом без сожаления о дальнейших последствиях поведения);

- фаталистическое (такие люди сильно верят в судьбу, имеют подчиненное отношение к настоящему, в котором, как они верят, невозможны изменения, а также они не могут влиять на события ни настоящего, ни будущего).

Пятый фактор – это ориентация на будущее, которое характеризуется наличием планов и целей на будущее, и поведением, которое направлено на выполнение данных планов и реализацию целей[3].

Таким образом, изучение выше указанных временных перспектив (ориентаций) личности, особенно в их взаимосвязи с другими личностными особенностями, может выступить ценным исследовательским подходом, который позволит оценить культуру личности в её целостном, системном виде. Что в свою очередь говорит о теоретической возможности присутствия особенностей временной перспективы в зависимости от профессиональной группы личности.

Понятие лидерства

 

По мере роста участников группы и, что особенно является важным, е ё стабилизации, среди участников группы формируется иерархия рангов, и роль лидера заслуживает определяющего значения в жизни определённой группы.

Вся жизнь человека течёт в социальном контексте, он действует и живет в составе разных группировок и, соответственно, всю жизнь испытывает воздействие возможных неформальных и формальных лидеров; ими могут быть люди разнообразных личностных качеств и общественного положения старший в семье, учитель, капитан футбольной команды, тренер, главарь преступной группировкм, армейский старшина, бригадир, начальник отдела, художественный руководитель, заведующий кафедрой и т.п.

Стиль поведения поведения и личность лидера как подавляющей личности во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в общем. Иными словами, лидеры оказывают воздействие на социализацию индивидов.

Изучая социальное поведение людей, можно понять динамику лидерства и вскрыть поворотные моменты жизни групп.

Признаки лидерства можно обнаружить в любой группе, даже среди случайных соседей по железнодорожному купе; и во всех случаях прослеживается одна закономерность: лицо, которое выдвинулось как лидер, и стиль его лидерства отражают обстоятельства, точнее подробности, его становления лидером, сущность группы, которой он руководит, а также личностные черты не только самого лидера, но и его последователей[4].

Но, несмотря на очевидность феномена лидерства, практически бывает трудно установить, кто же является лидером группы. Существует два основных метода выявления лидера в конкретной группе:

- можно путем опроса членов группы выяснить, кому они отдают предпочтение как наиболее влиятельному лицу в выборе направлений деятельности группы (метод самодоклада);

- можно попросить сторонних наблюдателей (или специально приглашенных консультантов) назвать тех членов группы, которые имеют наибольшее влияние на других, или зарегистрировать относительную частоту успешных актов влияния одних членов группы на других (метод наблюдения).

Общим критерием этих двух методов выявления лидера является фактор влияния, оказываемого личностью на окружающих участников группы. Следовательно, первоначально мы можем определить лидеров как лиц, оказывающих влияние на деятельность группы.

Однако простота и очевидность этого определения обманчивы. Существуют, по крайней мере, три важных следствия такой формулировки, мимо которых обычно проходят при изучении проблемы лидерства.

Во-первых, принимая это определение, мы допускаем, что все члены группы в какой-то мере лидеры, поскольку каждый участник в известной степени и в каком-то отношении даже помимо своей воли влияет на действия других членов группы. Поэтому нужно учесть, что лидерство является количественной переменной, а не наличием (или отсутствием) определенного качества. Правильнее было бы говорить не о наличии, а об объеме способности (потенциала) к руководству у каждого члена группы, не разделяя их фатально на лидеров и последователей.

Итак, тех членов группы, которые в существенной степени влияют на деятельность группы, можно (хотя и несколько произвольно, т.к. они отличаются только суммой влияния) назвать лидерами.

Вторым следствием является то обстоятельство, что проявление лидерства есть акт взаимодействия между личностями: не только лидер влияет на последователя, но и последователь влияет на лидера.

Поведение лидеров в значительной степени обусловлено установками (ценностными ориентациями) членов группы. Исследования показали, что в группах с преобладанием тенденций к равноправию лидер более демократичен; напротив, в группах, где придается значение сильной власти, лидер может стать полновластным диктатором[5].

В-третьих, мы должны учитывать разницу между лидером, как лицом, имеющим значительный объем влияния, и официальным руководителем коллектива, чье влияние иногда может быть значительно меньшим. Другими словами, не все формальные руководители являются фактическими лидерами.

Приняв во внимание перечисленные общие соображения, можно приступить собственно к социально-психологическому анализу проблемы лидера и лидерства.

Возникновение лидерства. Основную мысль можно сформулировать следующим образом: возникновение лидерства (неформального руководства) и его функций в группе определяются структурой, положением и задачами группы.

Мы уже отмечали, что лидеры благодаря своей центральной позиции играют важную роль в формировании групповых целей, мировоззрения, а также в организации структуры и совместной деятельности членов группы.

Теперь рассмотрим вторую сторону взаимодействия «лидер — группа», поскольку именно структура, положение и задачи группы обусловливают обстоятельства возникновения лидерства и цели, которым оно служит.

В большинстве случаев, как мы указывали, влияние в группе имеет тенденцию сосредоточиваться в руках одного или нескольких лиц, но не распределяться равномерно среди всех участников группы. Это проявляется наиболее отчетливо, когда с течением времени группа стабилизируется во внешней среде.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.